С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 46 страница



  Главным трудом последних лет жизни Жуковского стал перевод с немецкого подстрочника «Одиссеи» Гомера. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомера на русском языке в переводах В.А. Жуковского и Н.И. Гнедича произвели на Толстого «большое впечатление» в возрасте «от 20 до 35 лет». В 1870-1871 гг., перечитывая «Одиссею» уже в оригинале, на древнегреческом языке, он понял, что «Гомер только изгажен нашими, взятыми с немецкого образца, переводами. Пошлое, но невольное сравнение — отварная и дистиллированная тёплая вода и вода из ключа, ломящая зубы, — с блеском и солнцем и даже со щепками и соринками, от которых она ещё чище и свежее. Все эти Фоссы и Жуковские поют каким-то медово-паточным, горловым подлым и подлизывающимся голосом, а тот чёрт и поёт, и орёт во всю грудь, и никогда ему в голову не приходило, что кто-нибудь его будет слушать». Это письмо к Фету 1-6 января 1871 г. не единственное свидетельство неприязненного отношения Толстого к переводу Жуковского.

  Толстовские пометы на «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя дают яркую картину его отношения не только к переводу «Одиссеи», но и к творчеству Жуковского в целом. Следы чтения, помимо оценок от 0 до 5, носят характер редакторской правки: вычёркивания «излишнего». «Излишним» оказался Жуковский. Вычеркнуты все письма Гоголя Жуковскому, все упоминания о поэте или его переводе «Одиссеи» в письмах к другим лицам. Всё это тем не менее не помешало Толстому в ноябре 1890 г. читать вслух «Одиссею» в переводе Жуковского дочери, М.Л. Толстой, и племяннице, В.А. Кузминской. Впрочем, всё же некоторые переводы Жуковского Толстой оценил высоко, например, его переводы Шиллера.

  В 1869 г. впервые в посмертном издании сочинений Жуковского было напечатано его эссе «О смертной казни», что произвело ошеломляющее впечатление на читающую публику. В небольшой статье поэт писал, что смертная казнь — это земное правосудие, которое спасает общественный порядок, установленный Богом. Он выступал против уродливости и зрелищности смертной казни, против превращения ужаса казни в потеху для публики и предлагал совершать такую казнь, которая удержит от злодейства будущих преступников, даст возможность душе преступника перед казнью смягчиться для «покорности и покаяния». Романтик по природе, Жуковский нарисовал туманную и неопределённую картину казни, в которой всё дышит таинственной жизнью сердца и души «в виду человеческой плахи» перед судом Божьим. Он только намекает на то, что место казни «должно быть навсегда недоступно толпе», которая «должна видеть только крест, подымающийся на главе церкви».

  С этой статьёй Жуковского Толстой познакомился в конце февраля 1893 г., когда заканчивал работу над трактатом «Царство Божие внутри вас», где дана оценка статьи «О смертной казни». Он нашёл в ней «яркую иллюстрацию» для подтверждения своих мыслей против смертной казни и против церкви: «Казнь такая, какую предлагал устроить Жуковский, такая, при которой люди испытывали бы даже, как предлагал Жуковский, религиозное умиление, была бы самым развращающим действием, которое только можно себе представить» (28: 273). Толстому уже не надо было вникать в тонкости. Жуковский не называл конкретное место казни, а только предлагал провести жертву «из темницы

 

 

209

 

через церковь». Впечатление Толстого от статьи Жуковского было потрясением, и в черновиках «Царства Божия внутри вас» он даже писал, что казнь, какую предлагал Жуковский, «была бы более развращающим действием, чем всё, что только могли придумать все дьяволы, чтобы развратить род человеческий» (28: 358).

  Эссе Жуковского оставило неизгладимый след в памяти Толстого. «Терпеть не могу Жуковского!» — не раз говорил он. Всегда, когда речь заходила о поэте, Толстой вспоминал, как «что-то ужасное», что «этот добрый человек» написал «статью о смертной казни, где предлагает, чтобы казнь совершалась в церкви! В церкви, под пение молитвы!» (Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973. С. 112).

 

Лит.: Полосина А.Н. Л.Н. Толстой и В.А. Жуковский // ЯП. сб. 1998. - Тула, 1999.

 

 А.Н. Полосина

  ЖУРАВОВ Иван Герасимович (1862 - 1919) — крестьянин из села Хотушь Тульской губ., писатель-самоучка; корреспондент и адресат Толстого, автор воспоминаний о нём.

Две зимы учился у сельского дьячка, потом служил половым в трактире в Туле. В мае 1886 г. пришёл в Ясную Поляну, принёс свои стихи. Толстой посоветовал ему писать не стихи, а вернуться жить в деревню и писать рассказы из деревенской жизни. Журавов оказался довольно плодовитым писателем. «Посредник» отдельными книжечками издал его рассказы из крестьянского быта, написанные живым народным языком: «Раздел» (1887), его Толстой назвал среди тех произведений, которые «трогают людей, потому что говорят о существенных интересах людей» (64: 41), и «Злая невестка» (1888). Об этом сочинении Толстой писал В.Г. Черткову 6-10 сентября 1887 г.: «Ещё повесть Журавова – автора “Раздела”. В ней много хорошего – особенно эпизод загнания лошадей. Этот эпизод стоило бы напечатать отдельно, если уже не всю повесть. Но и всю повесть можно бы исправить. Вы на это мастер. Вообще Журавов идёт вперёд во всех отношениях, и я радуюсь на него» (86: 78). Через два месяца Толстой снова писал Черткову о произведениях Журавова: «”Не всякому слуху верь” <в «Посреднике» вышло под заглавием «Злая невестка». — Н.Б.> — (заглавие надо заменить лучшей пословицей), — по-моему, хорошая вещь. Надо сократить и изменить конец и всё сгладить. “Не обидь сироту” — тоже хорошо. Обе, полагаю, надо напечатать, исправив. Третья же — “Пагубная мать” — кажется, плоха. Разумеется, он нуждается в деньгах. Я дал 10 рублей. Вы решите сами, что можно в этом отношении ему сделать» (86:98-99). В конце 1880-х гг. Журавов неоднократно посещал Толстого в Ясной Поляне, принося всё новые и новые рассказы. Толстой прочитывал их, давал оценку, иногда посылал Черткову для издания в «Посреднике». «Посылаю ещё рассказ Журавова и его письмо. Рассказ недурен <...>. Рассказ интересен и хорошо написан» (86: 207). «Пришёл Журавов. Мне в первую минуту было неприятно, но потом разговорился с ним и узнал, что он доволен своей судьбой и написал недурную повесть о кликуше. Я говорил с ним о работе. Он сапожничает с братом», — это запись в дневнике 20 сентября 1889 г. Порой Толстой принимал самое непосредственное участие в работе над рассказами Журавова. «Пришёл Журавов с рассказом о безумии работы для выгоды, для похвальбы, который я советовал ему, — записал он в дневнике 21 мая 1890 г. — Прекрасное может выйти. Но стали писать послесловие. Нет охоты» (51: 31). Последний раз Журавов был у Толстого в 1893 г.

У Журавова была большая семья, он нуждался материально; принося Толстому свои сочинения, рассчитывал на денежное вознаграждение, даже если рассказ был слабый и его не печатали; вёл споры о гонораре. Порой возникали конфликты. 7 мая 1889 г. Толстой записал в дневнике: «Письмо печальное от священника хотушского. Просит деньги за Журавова, который считает, что ему должны. Как жаль!» (50: 79). Письма Толстому писал и сам Журавов; сохранились два ответных письма Толстого. Журавов написал воспоминания «Как я познакомился с графом Л.Н. Толстым и о чём с ним разговаривал и что мне про него другие говорили и рассказывали».

 Н.И. Бурнашёва

210

 

 

З

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908/09) — историк, археолог, литератор. Почётный член Петербургской академии наук. Автор книг «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии» (М., 1862), «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии» (М., 1869), «История русской жизни с древнейших времен» (т. 1-2. М., 1876), «История города Москвы» (М., 1902) и др., многие из которых выдержали не одно издание и продолжают печататься до настоящего времени. Один из основателей Гос. исторического музея, Забелин в 1885-1908 гг. занимал в нём пост товарища председателя, т.е. фактически директора, и при нём музей обрёл своё лицо, сформировал основу коллекций, создал свою первую экспозицию. Толстой был знаком с Забелиным с 1850-х гг., изучал его труды. Работая над «Войной и миром» и над романом из эпохи Петра I, делал выписки из сочинений историка. Собирая материал и обдумывая «Ходжи-Мурата», он консультировался с Забелиным как с музейщиком по этнографическим проблемам народов Кавказа. Забелин был (с 1904 г.) хранителем толстовского архива.

  12 ноября 1907 г. в Ясной Поляне Толстой говорил о том, что Забелин «празднует 70-летие своей литературно-исторической деятельности». В одной из газет был опубликован его портрет. Глядя на него, одна гостья «нашла его похожим на былинников». Толстой добавил: «Забелин и любит русскую старину, и вместе с тем русский человек по своей скромности и кротости» (ЯПЗ. 2. С. 560).

 

 В.М. Бокова

  ЗАВАЛИШИН Дмитрий Иринархович (1804—1892) –декабрист, мемуарист; из дворян Тверской губ. Завалишин воспитывался в Морском кадетском корпусе, в 1822 г. совершил кругосветное путешестие со своим товарищем, впоследствии знаменитым флотоводцем П.С. Нахимовым. Из Америки он возвратился в Россию через Сибирь, чтобы лучше изучить её. В Петербурге Завалишин представил императору Александру I свои предложения о развитии края, о проекте присоединения Калифорнии к Российской империи и об учреждении полумистического «Ордена восстановления» с атрибутами масонства. В 1824 г. К.Ф. Рылеев привлёк Завалишина к участию в Северном обществе декабристов, которое послало его для пропаганды в Казанскую губ.

  После суда над участниками восстания Завалишин был сослан в Сибирь, где составил карту Забайкальского края, изучал быт и фольклор местного населения. Получив разрешение возвратиться из Сибири и жить, где пожелает в пределах империи, за исключением столиц, Завалишин остался в Чите. В 1856 г. он женился на дочери умершего горного полковника и постоянно критиковал местное начальство. В 1863 г. Александр II, найдя вредным пребывание в Чите Завалишина, повелел выслать его из Сибири. Он был доставлен сначала в Казань, а затем ему было дозволено прибыть в Москву. Напечатал ряд статей в журналах «Русский вестник», «Русская старина», «Исторический вестник» и др. В «Русской старине» (1881-1882) опубликовал воспоминания.

   В 1905 г. в Ясную Поляну приезжала младшая дочь декабриста и привезла мюнхенское издание (1904) записок отца. Толстой весьма неоднозначно оценивал воспоминания Завалишина: «’’Записки декабриста” Завалишина так самохвальны, что противно читать» — записал Д.П. Маковицкий слова Толстого 2 июля 1905 г. Тем не менее писатель признавал их «самыми важными из записок декабристов», так как, не будучи близок ни с одним из декабристов, Завалишин описал и теневые стороны их жизни: «Они, как пострадавшие люди, были другими идеализированы, сами тоже выставляли себя с доброй стороны. Читая, находишь середину между этими двумя точками зрения. Завалишин пишет о них, что им хотелось не свободы, а власти» (ЯПЗ. 1. С. 335). Читая «Записки» Завалишина, Толстой заключил, что только теперь «хорошо понял декабристское движение. Как они были могучи!» (ЯПЗ. 1. С. 341).

 С.Г. Кашарнова, М.В. Строганов

 

ЗАГОСКИНА Екатерина Дмитриевна (рожд. Мертваго; 1807-1885) — в 1836 - 1861 гг. начальница женского Казанского Родионовского института, в котором училась сестра Толстого, М.Н. Толстая. Загоскина принадлежала к аристократическому обществу Казани и была хорошей знакомой П.И. и В.И. Юшковых. В одной из вставок к своей «Биографии», составленной П.И. Бирюковым, Толстой назвал Загоскину «оригинальной, умной женщиной». М.П. Ватаци, племянница Загоскиной, писала о своей тётке: «Гостиная её привлекала к себе всё, что было выдающегося в Казани, и среди посетителей хозяйка выдвигалась умом, образованием и светским лоском. Старшие девочки дежурили и занимали гостей, что давало им уменье себя держать и уничтожало застенчивость. Летом институт не распускали, и дети пользовались чудным воздухом огромного парка, который его окружал. Вставая в шесть часов утра, Екатерина Дмитриевна шла на прогулку, и девочки при желании могли сопровождать её, при условии, конечно, говорить по-французски. Старший класс делился на группы, и каждая группа работала, обшивая весь институт; причём одна девица читала вслух» (цит. по: Гусев. Материалы. 1. С. 186). Для своих учениц директриса устраивала поездки, катанья на лодках, пикники. Она «принимала у себя всю светскую Казань, и её гостиная по тону стояла почти на одном ранге с губернаторской» (там же). Толстой писал, что Загоскина всегда привлекала «к себе наиболее комильфотных молодых людей» (34: 399). Он нередко бывал в её гостиной, правда, был застенчив и стеснялся танцевать на балах, за что директриса добродушно журила его: «Mon cher Leon, vous n’etes qu’un sac de farine (Вы просто мешок с мукой)» (цит. по: Гусев. Материалы. 1. С. 187). Двоюродным племянником Загоскиной был Д.А. Дьяков («чудесный Митя»), с которым Толстой, видимо, у неё познакомился.

 

                                     

 

В мае 1851 г. по пути на Кавказ Л.H. и Н.Н. Толстые остановились в Казани. В этот свой приезд Толстой бывал у Загоскиной ежедневно, там встретил он З.М. Молоствову, бывшую воспитанницу института, к которой испытал «поэтическое чувство влюбления» (Бирюков). С.А. Толстая по рассказам мужа знала об этих днях в Казани и в своих воспоминаниях писала: «В Казани они пробыли неделю; здесь повидались они с Загоскиной, начальницей института, которая в их студенческое время была одна из лучших знакомых, умная, энергическая женщина» (ТВС. 1. С. 37).

 Н.И. Бурнашёва

  ЗАСОДИМСКИЙ Павел Владимирович (1843—1912) — русский писатель-народник, прозаик. Автор романов «Хроника села Смурина», «По градам и весям», «Грех» и др.; детских рассказов (сборник «Задушевные рассказы» в 2 т. СПб., 1883—1884; в 1914 г. — 8-е издание) и др. Корреспондент и адресат Толстого.

Писатели не были знакомы лично. Засодимский с величайшим уважением и любовью относился к Толстому, мечтал увидеться с ним и, будучи знаком с В.Г. Чертковым, лелеял надежду, что тот посодействует в этом. Однако не получилось. «Насчёт Льва Николаевича у нас воистину вышло грустное недоразумение – писал Засодимский Черткову 1 февраля 1888 г. – Вы пишете, что “не предлагали мне своей рекомендации”, “не желая напрашиваться”, а я, со своей стороны, не решился просить вас, “не желая навязываться”. Я боялся, что Лев Николаевич, приняв меня, как и всех вообще, доброжелательно и ласково, тем не менее смешает меня в одну кучу с “петербургскими литераторами”, которые ездят к знаменитым людям для того, чтобы потом говорить кстати и некстати

 о своём “знакомстве” с ними...» (ПРП. 2. С. 400).

 

 

212

 

  Толстой познакомился с сочинениями Засодимского в 1887 г.: повести «Чёрные вороны» и «Весь век для других», присланные ему Чертковым, вызвали положительный отзыв. «Повести Засодимского недурны вместе. Последняя особо хороша» (86: 31), — в феврале 1887 г. писал Толстой Черткову. Столь же доброжелательно был воспринят и рассказ «Мирское дитё»: «очень хорошо» (86: 42). 28 декабря 1890 г. Засодимский послал Толстому свой «святочный рассказ» «Перед потухшим камельком» (опубликован в журнале «Северный вестник». 1891. № 1) и просил высказать мнение о том, «можно ли литературными произведениями, подобными» этому рассказу, «хоть сколько-нибудь отклонить человека от зла». Толстой отвечал 13 января 1891 г.: «Я получил ваш рассказ и тотчас же прочёл про себя и другой раз своим домашним, так он мне понравился. Это то самое искусство, которое имеет право на существование. Рассказ прекрасный, и значение его не только ясно, но хватает за сердце. <...> Слабого нет, всё сильно, а недостатки есть: недостаток один тот, что во многих местах слишком подчёркнута дрянность рассказчика, например, где он говорит про свою храбрость — товарищ, дворник, дуэль — это надо выкинуть; другое — это его рассуждения и чувство под взглядом ребёнка — это неверно в противуположную сторону (притом у новорождённых не бывает голубых глаз). Третье — не нравятся мне в конце его мечты о том, что могло бы быть, о ёлке. Рассказ очень, очень хороший и по форме и по содержанию, и очень благодарен вам за присылку его» (ПРП. 2. С. 401-402). 15 января 1891 г. Толстой писал Черткову об этом сочинении: «Очень хорошо. И можно, и должно напечатать в “Посреднике”» (87: 69). Но цензура не пропустила рассказ для отдельного издания, и в «Посреднике» он напечатан не был. (В 1895 г., включив рассказ в собрание своих сочинений, Засодимский исправил его по замечаниям Толстого.) В беллетристическом отделе «Посредника» появились рассказы «От сохи к ружью», «Слепые неразлучники», «Чёрные вороны», «Мирское дитё», «Весь век для других».

По просьбе Толстого Засодимский заканчивал рукопись об Александре Македонском, которая была начата А.М. Калмыковой (впоследствии текст был ещё обработан Чертковым) и затем издана в Петербурге в составе сборника «Два победителя. Царь Македонский Александр и римский император Марк Аврелий» (СПб., 1890) и в «Посреднике»: «Александр Македонский — знаменитый завоеватель, прозванный Великим» (М., 1890).

В мае 1892 г. Засодимский писал Толстому о полученном им письме от М.А. Сопоцько, с которым незадолго до того работал над вологодским сборником «Помочь» в пользу голодающих, и, уведомляя о тяжёлом нравственном состоянии Сопоцько, просил Толстого взять его в число помощников «на голоде» (что Толстой и сделал). В том же письме Засодимский сообщал, что его новый роман из крестьянской жизни «Грех старого чабана» (печатался под названием «Грех»; испытал влияние религиозного учения Толстого) не понравился в редакциях петербургских и московских либеральных журналов. «Как бы я желал услышать о нём Ваше мнение, — писал Засодимский — и Вашу догадку о том, по каким причинам роман не понравился» (ПРП. 2. С. 404). Толстой отвечал автору: «Роман очень желаю прочесть. Мне всегда нравится и то, что вы пишете, и большею частью то, что не нравится либералам» (там же. С. 405).

 В. М. Бокова

 

 

  ЗАХАРОВ (имя и даты жизни неизвестны) — рекрут («рекрутик»), служивший в 4-й батарейной батарее вместе с Толстым на Кавказе. В дневнике Толстого 6 января 1854 г. записана история строевого ефрейтора Спевака, у которого украли деньги; здесь и упоминается «рекрутик Захаров», просивший фейерверкера Рубина «успокоить» беднягу, «предлагая свой единственный целковый». В рассказе «Рубка леса» «рекрутик» не имеет фамилии, но несомненно имеет своего реального прототипа «рекрутика Захарова».

 

 Н.И. Бурнашёва

                       

  ЗАХАРЬИН Григорий Антонович (1829—1897) – русский врач, основатель московской терапевтической школы. Родился в 1829 г. в старинной дворянской семье (род Захарьиных восходит к началу 16 в.). Окончив саратовскую гимназию, Захарьин в 1847 г. поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1854 г. он защитил диссертацию на степень доктора медицины, а затем был послан на стажировку в Европу. Вернувшись в Россию, Захарьин стал профессором Московского университета, в 1862 г. возглавил университетскую терапевтическую клинику, директором которой прослужил 35 лет, почти до самой своей смерти.

  Известно около 40 научных трудов Захарьина; среди них «Клинические лекции», принесшие автору мировую известность. Эта книга, появившаяся за несколько лет до смерти профессора, была авторским


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!