Характерные признаки разговорного стиля



Стилеобразующие средства разговорного стиля

Подстили разговорного стиля

1. Разговорный стиль стиль повседневного общения. Применяется в бытовой, отчасти производственной сфере.

Разговорный стиль обладает следующими характерными особенностями:

неофициальная, непринужденная обстановка речи;

• используется преимущественно в устной диалогической форме. Письменная монологическая речь встречается в жанре бытово­го письма;

спонтанность речи;

особый лексический состав, четко дифференцированный по со­циально-возрастным признакам;

высокая степень экспрессивности, выражающаяся на всех язы­ковых уровнях;

• стремление к сжатости языкового материала, особенно на фонетическом и синтаксическом уровнях;

частое нарушение языковой нормы в спонтанной речи;

• высокая степень индивидуализации устной речи.

 

2. Разговорный стиль характеризуется фонетическими, лексически­ми, грамматическими и синтаксическими особенностями:

•неполный произносительный стиль, неотчетливое произноше­ние звуков;

• полный произносительныйстиль является эмоционально ок­рашенным;

частое нарушение норм ударении:

• использование слов, принадлежащих различным частямречи (слова ограниченной сферы употребления, жаргонизмы, арготиз­мы, диалектизмы, вульгаризмы, собственно просторечие);

• употребление различных частиц (авось, как раз, навряд ли);

• использование междометий вместо значимых слов;

• использование экспрессивно окрашенных фразеологических единиц;

• нарушение категории рода (мойпальто);

• образование особых форм множественного числа в именитель­ном и родительном падежах (кобур, дно доньев);

• образование степеней сравнения прилагательных с помощью приставки по- и суффикса -ей (покрасивей, поумней);

• преимущественное использование простых предложений, слож­носочиненных и бессоюзных сложных предложений;

• отсутствие распространенных, осложненных предложений, обо­собленных определений и обстоятельств;

• использование вопросительных и восклицательных предложе­ний, а также одиночных вопросительных и восклицательных слов (Ого! Да ты что!);

• употребление слов-предложений, которые могут быть пред­ставлены различными частями речи;

• использование неполных предложений и эллиптических конст­рукций;

• паузы, нарушающие актуальное членение предложения;

• наличие вводных слова и словосочетаний;

• вставные конструкции, разрывающие основное предложение и вносящие дополнительный смысл;

• присоединительные конструкции;

• использование эмоциональных и императивных междометий;

• лексические повторы;

• инверсия;

• особые формы сказуемого (носить вам не переносить);

• нанизывание союза (Она подумала, что он знает, что нам нужно).

Для разговорного стиля характерны особенности словообразования:

• используется определенный набор суффиксов: -ак, -як, -ан, -ян, -ач, -аш, -ёж, -ень, -ун,

 -унья (трепач, торгаш, баловень);

• употребляются суффиксы уменьшительные и субъективной оцен­ки (врачишка, старушка);

• используются суффиксы, образующие прилагательные разго­ворного стиля (-ост, -оньк, -еньк).

 

3. Выделяют следующие подстили разговорного стиля:

• литературно-разговорная речь;

• просторечие;

• вульгарно-разговорная речь.

Для литературно-разговорного стиля характерны следующие черты:

• соблюдение языковых норм на лексическом, грамматическом и фонетическом уровнях;

• использование стилистически нейтральных и разговорных слов (коллоквиализмов);

• в меру эмоциональный, нейтральный стиль;

• употребление разговорных, эмоционально окрашенных фразе­ологизмов (водить за нос, рукой подать);

наличие в речи элементов невербального общения (жестов, инто­нации, мимики);

• использование следующих фигур речи:

эпитеты;

• аллюзия (Как сказал Диоген, голод это самая лучшая из приправ);

• перефразировка (В зале народу было пустым-пусто);

• сравнения (Эта женщина загадочна, как уравнение с двумя неизвестными);

• различная игра слов (Пить вам хватит, иначе прихватит);

• парадокс, перифразы и эвфемизмы (слабый пол, лучшая по­ловина).

 

Просторечие обладает следующими особенностями:

•использование собственно просторечных слов (поднатореть, кумекать, отлынивать);

• просторечные словообразовательные варианты литературных слов (припоздать, припоздниться);

• фонетические варианты просторечного характера (нагинаться нагибаться);

• просторечная фразеология выходит за рамки литературности (раз плюнуть);

• специфические просторечные модели предложений и словосоче­таний (Что умен, что пригож\ Что лицо, что тело\)

Вульгарная речь имеет следующие отличительные черты.

• употребление стилистически резко сниженных слов – вульгариз­мов, жаргонизмов, нецензурной брани (Что-то я никак не врублюсь):

• отсутствие слишком вежливыхслов и выражений;

• использование кличек,прозвищ, усеченных фамилий (Черный вме­сто Чернышев);

• применение в просторечии следующих фигур речи:

• антифразис (В следующий раз попросят я им сделаю!);

• избитые риторические вопросы (Какая тебе разница?);

• избитые сравнения (Нужен как рыбе зонтик).

ТЕМА 10. Художественный стиль

1.. Характерные черты художественного стиля

2. Стилистические приемы художественного стиля

3. Жанры художественного стиля

 

1. Художественный стиль – стиль произведений художественной литературы (поэзии, прозы). Данный стиль не соотносится с другими стилями.

 

Художественный стиль выполняет несколько функций:

• эстетическая;

• информативная;

• коммуникативная.

Литературный художественный стиль обладает следующими ха­рактерными особенностями.

• единство коммуникативной и эстетической функций;

• абсолютная проницаемость для элементов других стилей;

• наличие внутри художественного стиля большого количества других стилей;

• использование изобразительно-выразительных языковых средств;

• максимальное жанровое разнообразие;

• проявление индивидуальности автора.

2. Художественный стиль обладает следующими особенностями.

• в данном стиле присутствует особая группа слов под названием "поэтизмы" (лазурный, мимолетный, дивный, очи). Поэтизмы под­разделяются на:

• синтаксические поэтизмы: обороты с кратким причастием, повышенное употребление родительного определения (На бе­регу пустынных волн);

• морфологический поэтизм: усеченное прилагательное в функции определения (Только версты полосаты попадаются одне).

• не существует четко выраженных грамматических особенностей.

 

Художественный-стиль обладает определенным набором стилисти­ческих средств:

художественный образ –основное стилистическое средство художественного стиля. Образ это обобщенное художественное отражение действительности в искусстве, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Образ задает опреде­ленные ассоциации, которые, однако, могут не совпадать у авто­ра и читателей. Создание образа во многом определяется ин­дивидуальностью автора;

реминисценция воспроизведение знакомой конструкции или фразы из другого произведения. В результате появляется возмож­ность смены нескольких образов;

использование традиционного поэтического или иного символа. Традиционные символы – это образы-идеи, регулярно употреб­ляющиеся многими авторами во многих произведениях. Существу­ет большой состав символов, используемых русскими и запад­ноевропейскими поэтами: лилия (символ невинности), роза (символ счастья), мирт (символ любви), кипарис (символ смерти), лодка в море (символ христианской веры), туман (символ печали);

стилизация намеренная имитация какого-либо стиля, особен­но чужого художественного;

прием ведения повествования от лица какого-либо персонажа;

"говорящие " фамилии персонажей –средство создания психоло­гического фона образа-персонажа, позволяющее лучше уяснить идею (Червяков, Угрюм-Бурчеев);

несобственно-прямая речь –передача внутренних размышлений персонажа – формально от себя, от автора, но в его авторскую речь врывается речевое и мыслительное своеобразие персонажа;

индивидуализация языка персонажа –изображение его речи соответственно его социальному положению, воспитанию, обра­зу жизни и другим его особенностям.

Выделяют определенные традиционные композиционные приемы:

параллелизм – структурное или лексико-структурное соотнесе­ние частей. Он может быть частным или структурным, распро­страненным на все произведение. Выделяют также символический параллелизм, позволяющий сделать четкий переход от описания физической природы к иносказанию;

повтор –прием, при котором отдельный образ или деталь выра­жается несколько раз одними и теми же словами или одно и то же содержание выражается повторно разными словами.

Повтор может быть нескольких видов:

спираль (начальный стих повторяется в той же строфе, а также в конце следующих);

композиционная концовка (первые две строки точно или в несколько измененном виде повторяются в самом конце);

семантический контраст;

тирада длинная речь персонажа художественного произведе­ния, которая произносится им в патетическом, приподнятом стиле (монолог, произнесенный залпом);

лирическое отступление –композиционно-стилистический приём, состоящий в отклонении автора от прямого сюжетного повествования вследствие какой-либо вставки эмоционального, лирического характера, привязываемой к какому-то месту по­вествования;

ретардация –композиционно-стилистический прием замедле­ния повествования, задержки раскрытия сюжета путем включения в текст других элементов – описаний пейзажа, по­мещения, в котором происходит действие, экскурса в прошлое

персонажа;

пуант –остроумное, неожиданное или афористическое высказы­вание в самом конце произведения, его эффектная концовка;

роман или рассказ в письмах – изложение значительной части произведения или даже всего произведения в виде переписки персонажей;

ритмическая организация художественного произведения. Ха­рактерна преимущественно для поэзии и проявляется в после­довательном соблюдении одного из взятых стихотворных разме­ров, в делении текста на строфы и в рифмовке строк. В прозе это проявляется в соблюдении художественно целесообразного размера и расположения высказываний и их частей.

 

3. Выделяют следующие жанры произведений художественного стиля:

• трагедия;

• комедия;

• драма;

• пьеса;

• ода;

• роман;

• новелла;

• эпиграмма;

• пародия;

• сонет;

• мадригал;

• элегия;

• повесть;

• рассказ;

• басня.

 

ТЕМА 13. Стилистика синонимов

 

Понятие синонимов.

       2. Типы синонимов.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!