ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 страница



256


общества, поэтому одной из главных задач новой литературы ста­новится создание новой идеологии, создание нового героя. В два­дцатых годах в литературе появляется совершенно новый психоло­гический тип — Левинсон (главный герой романа А. Фадеева «Раз­гром»). Он свято верит в революцию, в коммунистические идеалы и готов бороться за них до последней капли крови. Для Левинсона на первом месте всегда стоят общественные интересы и только по­том личные. Чтобы обеспечить передвижение отряда, Левинсон со­глашается на убийство тяжело раненного Фролова.

Для писателей того времени важна также тема интеллигенции и революции, и хотя разные писатели по-разному относились к ней, то почти каждый обращался к этой теме в своем творчестве. В ро­мане Фадеева «Разгром» мы знакомимся с молодым красноармей­цем Мечиком, представителем интеллигенции. Его образ вызывает у нас негативное отношение. Мечтательный по натуре, боязливый, Мечик проигрывает в сравнении с сильным, смелым партизаном Морозкой. Фадеев пишет, что Морозка «всегда чувствовал между собой и этими людьми (имеется в виду Мечик) непроходимую стену из натащенных ими неизвестно откуда фальшивых красивых слов и поступков». Фадеев изображает Мечика как попутчика, далекого от интересов революции. Булгаков же, наоборот, считает интелли­генцию нравственным столпом русского народа, носительницей ве­ковых традиций и культуры. Это он показывает на примере семьи Турбиных в пьесе «Дни Турбиных». На глазах Булгакова происхо­дит окончательный распад «дворянских гнезд», и это не может не вызывать у него протест. Турбины связаны не только родственны­ми узами, но и духовно близки друг другу. Недаром Лариосик го­ворит, что за кремовыми шторами их дома скрываются все ужасы войны. Однако война врывается и в этот тихий, уютный дом: уез­жает муж Елены, погибает Алексей, младший брат тяжело ранен. Семья — часть общества, и распад семьи Турбиных говорит о кри­зисе всего общества.

В рассказе «Гедали», написанном И. Бабелем, главный герой недоумевает: «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые лю­ди». Революция, которая делалась ради человека, в действительно­сти оказалась направленной против него. Люди одной страны ока­зались разделены на два противоборствующих лагеря. Пастернак в «Докторе Живаго* описывает случай, когда Юрий Андреевич, осматривая раненых, находит на груди у красного телеграфиста и белого солдата один и тот же шестидесятый псалом. Это доказыва­ет, что самое страшное в судьбах людей — это то, что они вынужде­ны воевать против своих же соотечественников, людей, ничем не отличающихся от них самих.

ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (II вариант)

«Читаю о людях, и они чудятся мне шагающими головой в об­лаках среди пожарищ. Побеждают и гибнут. Вот мчатся в тачан­ках, оглашая степь свистом вольницы. Вот босые шагают по снеж­ным равнинам. Бредят в сыпном тифу на сквозняках вокзалов с

9-3959                                      257


выбитыми окнами. Конной лавой мчатся в кровавый бой, — свер­кают шашки, летят головы. Переходят по горло ледяную воду за­ливов. Все это история. А где эти люди?»

Алексей Толстой.

В одном из писем Колесниковой Фадеев писал: «Война — боль­шая и суровая воспитательница. К этому времени мы уже испыта­ли много тяжелого, видели трупы замученных карателями кресть­ян, потеряли в боях многих людей, которых успели полюбить... Знали о чудовищных зверствах в контрразведках белых». Но потом он пишет, что «кое-кого из бывших товарищей мы теперь, не дрог­нув, расстреляли бы, если бы он попал к нам в руки, иных мы пре­зирали, об иных сожалели, что дороги наши пошли врозь».

Война — это страшное бедствие для народа, еще страшнее, если идет война внутри одного народа, между братьями, между бывши­ми школьными товарищами, оказавшимися в различных полити­ческих лагерях, и теперь они должны убивать друг друга, защищая то, что им кажется правдой, идеей...

Человек в таких событиях — и песчинка, и личность. Литерату­ра, являющаяся зеркалом событий, пыталась наиболее глубоко проникнуть в те события, понять тех людей, их душевные состоя­ния. Человек не схема, и в революции — в грандиозном социаль­ном переустройстве общества, в период катаклизма, несущего ра­дость освобождения одним и лишения другим, — его моральные ка­чества, их изменения — то, что должно интересовать писателя. За­дача сложна, и решаются подобные вопросы писателями по-разно­му. Многие писатели обращались к теме «человека в огне граждан­ской войны», они показывали как общую массу, так и отдельную личность. Рассматривались взгляды уже сформировавшейся лично­сти, но большей частью формирование взглядов и их изменение.

Интересен для нас взгляд на войну, которую показывает в своих рассказах И. Бабель. Понять позицию И. Бабеля можно, обратив­шись к тем жизненным обстоятельствам, которые формировали его жизненный опыт. «А я ведь как вырос: в условиях тончайшей ку­льтуры, у француза-учителя так научился французскому языку, что еще в отрочестве знал превосходно классическую французскую литературу. Дед мой — раввин-расстрига, умнейший, честнейший человек, атеист серьезный и глубокий. Кой-что он и нам передал, внучатам», — рассказывал Бабель Фурманову. Такая среда, воспи­тание в надклассовых, гуманистических традициях оказали суще­ственное воздействие на будущего писателя. «Смутными поэтиче­скими мозгами я переваривал борьбу классов», — говорил о себе рассказчик, кандидат прав Петербургского университета К. Лютов (рассказ «Смерть Долгушева»); кстати, Бабель был командирован в газету «Красный кавалерист» с документом на имя К. Лютова; это не может не говорить о близости позиций автора и рассказчика: че­ловека чуждого и непонятного своим именем не наделяют. Его на­зывают «слюнтяем», но К. Лютов и не спорит, что он «слюнтяй»: он рассказывает о том, как не смог выполнить просьбу Долгуше­ва — застрелить его, тяжело раненного; как шел в атаку на белопо-ляков и не мог заставить себя выстрелить в противника. Человек страдает, так как не может переступить себя, свои принципы, то,

258


что заложено с детства. Обыкновенный человек, понимающий необ­ходимость революции, хочет, чтобы революция «не стреляла*. «Ре­волюция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди... Кто же скажет Гедали, где революция, и где контрреволюция?» — говорит Геда-ли; в его словах взгляд на события простого обывателя...

Для полного раскрытия темы «Человек в огне Гражданской вой­ны» надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова — ро­ман «Белая гвардия». В романе описаны события 1918—1919 го­дов, они оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора и во многом изменили его взгляд на пережитое. Как и Бабель в рас­сказе «Смерть Долгушева», так и Булгаков близок по убеждениям к своим героям — семье Турбиных и их друзьям, и в особенности к доктору Алексею Турбину. Позднее Булгаков определял свою пози­цию в романе «Белая гвардия» как стремление «стать бесстрастно над красными и белыми», главная тема романа — тема столкнове­ния личного существования с «исторической судьбой». М. Булга­ков в своем творчестве всегда исходил из гуманистического пони­мания главенствующей роли человеческой личности над всеми об­щественными изменениями.

«Мы должны оценить человека во всей совокупности его суще­ства, человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в человеке». С этой позиции Булгаков рисует белое движение на Украине, изображая судьбу семьи Турби­ных на фоне морального падения и разложения контрреволюции. Мы видим, как, прибегая к помощи немцев, сбегает из города вы­сшее начальство (гетман и приближенные), как уезжают офицеры, оставив на рубеже зимой плохо одетых солдат. Булгаков показыва­ет братьев Турбиных — интеллигентов, которые связаны со старым миром; но встают они на защиту Родины и защищают вовсе не «бе­лую идею»; они давали присягу и теперь верны ей, верны своей че­сти. «Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кук­ла, лишенная малейшего понятия о чести!» — негодует на Тальбер-га, сбежавшего с немецким поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на язвящей во­ображение странице: «Русскому человеку честь — одно только лишнее бремя». Неужели создатель «Бесов» прав? Но тогда героям Булгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь — род ве­ры, стержень личного поведения».

Честь для Турбина не только верность Отечеству, царю (хотя и это тоже), но и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Гражданская война сотрясает дом: Василис-са, сосед Турбиных, — воплощение трусости, жадности и приспо­собленчества. Турбины не предают своих убеждений под сильными ударами судьбы. Они понимают, что «все мы в крови повинны» и что надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.

Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают о мирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель гово­рит, что каждый человек знает «страдания, муки, кровь, голод и

259


мор». Все пройдет. Взрывается Марс — планета войны, но заиграла «Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами побле­скивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Восходит Венера — планета любви, все люди забыли болезни и страдания, «мир становится в душе».

С другой стороны раскрыта тема «Человека в огне Гражданской войны 9 в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Ост­ровского.

Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях боль­шевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева «Раз­гром».

Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные си­туации, проявляются в чистом виде, без повседневной шелухи; ло­маются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее ярко изме­нение личности, воспитанной коллективом, формирование дисцип­лины, необходимой в военное время любому войску, прослеживает­ся в романе «Разгром».

Сам автор еще в 1932 году говорил так: «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное смета­ется революцией, все неспособное к настоящей революционной бо­рьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Проис­ходит огромнейшая переделка людей». С этих позиций и оценива­ются герои... В книге отражены основные типы человеческой нравственности в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика и Морозки — центральных персонажей произведения. Все эти персо­нажи индивидуальны и в то же время представляют собой средото­чие определенных качеств. Образ Левинсона в «Разгроме» — это тоже образ интеллигента, но совершенно отличного от Турбина и Лютова. Он силен, и силен, прежде всего, своей идеей, которая ве­дет его на все. Фадеев показывает обычного человека со слабостя­ми, болезнями, вся его внешность говорит о том, что это не супер­герой, а простой человек, но «он беспощадно задавит в себе бездей­ственную, сладкую тоску». «Видишь все так, как оно есть, для то­го, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть» — вот к какой — самой простой и самой нелегкой — мудрости пришел Левинсон». В «Разгроме» показан и другой чело­веческий тип — Мечик. В нем виден человек, не способный к вой­не, но в то же время он пытается понять своих товарищей по отря­ду, научиться чему-то. Он замкнут на себе, ему кажется, что все специально хотят обидеть его, что партизаны злы и бессмысленно жестоки, что мир мрачен и отвратителен. После беседы с Мечиком: «Нет, все-таки я был крепкий парень, я был много крепче его, — думал он теперь с необъяснимым, радостным торжеством... — я не только многого хотел, но и многое мог — в этом все дело...»

В «Разгроме» Фадеев показывает «Левинсона как человека, всегда идущего во главе», Мечика, который в результате своих ме­таний оказывается предателем, и в процессе эволюции, духовного роста рассмотрен Морозка. Это еще один человек, в жизни которого война сыграла важнейшую роль.

260


В образе Морозки Фадеев наиболее полно раскрывает «револю­ционные перемены в сознании рядового пролетария*. Автор утвер­ждал, что Морозка «по замыслу и объективному ходу произведе­ния — главная фигура романа*.

В первых главах это бесшабашный, недисциплинированный, не­сдержанный боец. Он груб, дерзок, способен на воровство. Но с дру­гой стороны, в нем сильно чувство коллектива, классовый ин­стинкт, Фадеев показывает, как постепенно старые тропы зараста­ют, приходится самому выбирать дорогу. Важнейшим моментом в изменении жизни Морозки был общественный суд. Последствия су­да сказались в эпизоде на пароме, когда герой впервые поборол чувства, которые обычно руководили им. Эта победа над собой при­несла удовлетворение, радость. Дальнейшее перерождение происхо­дит в переосмыслении прежней жизни. Стремится попасть на «пря­мую, ясную и правильную дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов».

Перерождение коснулось и личных отношений.

В конце романа Морозкин подвиг — закономерный поступок, иначе он уже не мог поступить. Он ни на миг не потерял самообла­дания.

В Морозке Фадеев показал обобщенный образ человека из наро­да. Процесс перевоспитания людей в огне революции и Граждан-ской войны дал историческую выработку нового, социалистического характера, пережитую многими в первые годы Советской власти.

Итак, мы видим, что к теме «человека в огне Гражданской вой­ны» обращались многие писатели, они по-разному отражали ее в своих произведениях, которые составили удивительную картину того ужасного, страшного времени.

ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (III вариант)

Война... У нее всегда одно лицо — смерть, страдания, нена­висть... Но тем не менее многие писатели первой половины XX века смогли увидеть в братоубийственной войне 1918—1922 годов и ис­пытание — испытание на прочность человеческих убеждений, вер­ность жизненным принципам. В огне кровавой бойни проявляются скрытые в обычное время черты человеческой натуры — будь то трусость и предательство или готовность к самопожертвованию. И это не зависит от того, какой позиции придерживается автор — будь он явный сторонник «красных» или стремящийся к объектив­ности повествования наблюдатель.

Но все-таки, как мне показалось, главным чувством, преоблада­ющим в сердцах людей во время войны, является страх, но по-раз­ному переносят его герои: Мечик — герой романа А. Фадеева «Раз­гром» — готов предать ради спасения своей жизни; для него, пред­ставителя интеллигенции, человеческая жизнь и идея, как ни странно, ничего не значат — главным является выживание, пусть даже и за счет других.

Совсем не таков Николай Турбин — побеждая свой страх перед петлюровцами, он готов умереть, спасая тем самым будущих юнке­ров и кадетов. И если у героя Фадеева инстинкт самосохранения

261


граничит с предательством и подлостью ради спасения самого себя, то булгаковский персонаж заглушает страх чувством долга.

Тем не менее нельзя говорить, что лишь представители интел­лигенции поставлены писателями в экстремальные ситуации, — сознательность, решительность и все лучшее, что есть в человеке, проявляется, по мнению Фадеева, именно в представителях проле­тариата, — так как не они являются наиболее надежной частью от­ряда Левинсона!

И в то же время Тальберг («Белая гвардия»), представитель и носитель ценностей высшего офицерства, готов ради собственного спасения оставить в аду петлюровцев свою жену, бросить свою часть и Город, ставший родным.

Почти каждый герой в произведениях этого времени — человек, раздираемый внутренними противоречиями, страдающий от необ­ходимости переступить через себя: или совершить убийство («Док­тор Живаго»), или отказаться от защиты своего родного Города («Белая гвардия», полковник Мальцев); это человек с воспаленным сознанием, готовый, пусть из лучших побуждений, убить себе по­добного (Палых в романе «Доктор Живаго»), спасая его от возмож­ного страдания. Период Гражданской войны характерен значитель­ным смещением ценностей: человеческая жизнь ничего не стоит, убийство становится обыденностью, страдания — атмосферой жиз­ни.

Но тем не менее в высушенной войной человеческой душе еще остается место прежним идеалам — и монархист Алексей Турбин, и доктор Живаго готовы отстаивать свои убеждения, пытаются доб­ром вылечить страшную язву мясобойни.

Наряду с этими людьми существуют и те, кто способен забыть о своих эмоциях и положиться на правоту других, — ведь ни Левин-сон, ни Най-Турс не сомневаются в полученных приказах, ставя се­бе целью их выполнение любой ценой (правда, в Най-Турсе побеж­дает здравый смысл и он отдает приказ об отступлении).

Третий тип людей — те, для кого мясорубка войны преврати­лась в забаву или ремесло; их смысл жизни —, убийства и уничто­жение себе подобных безо всяких целей и рассуждений. Таковы петлюровцы, входящие в Город, убивая случайных прохожих (не­счастный еврей на мосту). Именно ненависть таких людей движет всей войной, вопреки всякой логике и вопреки идеям.

Вместе с тем нельзя забывать, что еще существует любовь — чувство, соединяющее разных людей, заставляющее забыть об окружающих жестокостях, обрести настоящий смысл жизни; эта любовь снимает напряженность и ненависть, царящие на каждой странице: любовь Варвары можно назвать эмоциональной отдуши­ной романа «Разгром». Новое чувство Елены («Белая гвардия») восстанавливает нарушенную отъездом Тальберга гармонию; лю­бовь Юлии Рейс и Елены к Алексею явилась той самой соломин­кой, которая помогла старшему Турбину выжить и выздороветь по­сле всего перенесенного.

Все женщины: и Варвара, и сестра Най-Турса, и Елена, — все они способны на глубокое и загадочное чувство, чувство, которое

262


действительно творит чудеса, — и все это несмотря на окружающие ужасы войны...

Главными для Бабеля, Фадеева, Пастернака, Булгакова являют­ся даже не описываемые события, а то, что в подобной атмосфере герои еще могут носить гордое имя Человека...

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М. Ю. Лермонтов

Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей!

Ф. М. Достоевский

Гражданская война 1918—1920 годов — один из самых трагич­ных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, за­ставила, столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные мас­сы: разных сословий и политических взглядов, но одной веры, од­ной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частно­сти — действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Тол­стой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну резу­льтирующую. Человек — крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях собы­тия 1918—1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!