ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2 страница



«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое

221


трудное время в самом трудном месте на самом трудной должнос­ти — солдатской*, — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фрон­товика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печа­ти в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Кри­тик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми ге­роями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.

Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель по­литрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товари­щей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейте­нант Ястребов.

Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.

Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими това­рищами.

Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Бер­лином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества совет­ских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать пи­сателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (III вариант .)

Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете.

А. Твардовский

Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова...» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и

смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая же­стокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сы­нов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла лите­ратура оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не вос-

222


петь его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в ле­тописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который на­правил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти ге­рои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба челове­ка». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фа­шистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сы­на. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его ду­ша должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда дол­жен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы на­всегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь не­большая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жиз­ни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?

В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое ве­ликое дело делал».

Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать са­мого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может сми­риться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг си­лы воли и упорства в достижении поставленной цели.

223


Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим пробле­мам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».

Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к изме­не, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться преда­телем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраня­ются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убежде­ния жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предате­льству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом ду­мает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впро­чем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг...» В Ры­баке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать се­бя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести ав­тор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников пе­рестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекла­дывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответствен­ность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Под­вигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.

Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, кото­рых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружи­ем в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повеству­ет о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого.

Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя за­бывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщи­ны, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сража­лись с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.

Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов.

224


ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение подвига человека на войне является традицион­ным еще со времен «Слова о полку Игоревен и «Задонщины». Лич­ный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуа­ции нравственного выбора и победу над самим собой.

Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей стала и «народной войной». На протяжении всей истории России любые посягательства на российскую независимость и целостность вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в этой войне весь советский народ, за редкими исключениями, под­нялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский фашизм.

Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писате­лей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафь­ев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показа­ли не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и ве­личие человека, брошенного в пекло войны.

Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней подвиг многих людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге по­двиг показан как повседневная жизнь простых солдат.

В повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов открыл правду окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в 1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных лю­дях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на день, месяц, год.

Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их. На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо оде­тым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунув­шимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не слу­чайно в начале повести прозвучат слова: «Жизнь солдатская, будь она проклята!» Боль за страшные потери и мучения звучит в сло­вах повести: «... полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только на­сквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине Рос­сии». В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется неверо­ятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.

S-.W54                                                 225


На войне каждый день одно и то же, а это целая история сол­датской жизни. «Тогда-то минировали и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У В. Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секун­ду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.

Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой — просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». От такой простоты становится страшно.

«Дымящийся окурок на губе трупа — это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распорото­го живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.

Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась даже смерть. «Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь».

Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих... Все теперь одному, только кажется мне, Это я не вернулся из боя.

В. Высоцкий

В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это зна­чит, что она представлена правдой, настоящей и страшной прав­дой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и пережил позор отступления, не только четкое проведение военных операций и победы были в ней.

Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких ка­нонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но ког­да он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему по­коя. «На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не трус, было такое ощущение, что он и то и другое».

О таком состоянии солдат, вернувшихся с войны, я знаю от своего деда. В моей семье воевали дед и прадед.

Дед пошел на войну семнадцатилетним парнем, без разрешения уйдя из дома и присоединившись к псковским партизанам. Позже он воевал в армии, закончив войну в Кенигсберге.

Прадед воевал в артиллерийских войсках и был водителем ра­кетной установки «Катюша».

Оба они имеют ордена и медали.

Дед был ранен, а из деревни, откуда ушел на войну прадед, только в его семье вернулись домой все мужчины. В других семьях недосчитались где по одному, где по два человека, но все вернув­шиеся долгие годы были душевно подавлены. Дед всегда неохотно рассказывал о пережитом на войне.

В мою память врезались глаза героя кинофильма Л. Шепитько

226


«Восхождение», снятого по повести В. Быкова «Сотников». Сотни­ков стоит уже под петлей виселицы, через минуту жизнь его закон­чится. Он смотрит на Рыбака, который, думая спасти свою жизнь, «временно» пошел в услужение к немцам. В глазах Сотникова нет страха, в них презрение к предателю и выражение уверенности в том, что принять смерть, не запятнав чести, достойнее, чем при­нять дар жизни из рук врага. Это является главной идеей повести В. Быкова «Сотников». Подобный нравственный выбор совершали и другие герои, превозмогая физические и нравственные мучения, как А. Соколов, тоже попавший в плен. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» многое кажется нереальным, "но обострение сю­жетных ходов только подчеркивает героизм натуры А. Соколова: три стакана водки у фашистов на глазах выпивает изможденный человек, заставляя себя устоять на ногах, бежит с каменоломни, под обстрелом пробивается через линию фронта.

В. Теркин в поэме А. Твардовского дважды переплывает реку с ледяной водой, остается жив, потому что его нравственный выбор как солдата был однозначен, иного способа закрепить военный успех он не видел.

Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а са­мое главное — в мужестве и вере в Победу.

Надо помнить не только героизм наших людей, но и миллионы погибших от пуль, голода, непосильного труда, в плену, В извест­ной песне о войне на слова поэта-фронтовика Б. Окуджавы поется: «...нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не по­стоим». В. Некрасов был одним из тех людей, кто готов был запла­тить любую цену за Победу, и тем выше надо ценить героизм рус­ского солдата.

Победив Германию, мы в глазах всего мира победили фашизм. Из трагического опыта XX века видно, что фашизм всегда появля­ется в периоды политической и экономической нестабильности в государстве. К сожалению, это сейчас наблюдается в России. Наци­онал-социалистические, либерально-демократические движения объединяются под знаком свастики. И я ощущаю то же, что и ге­рой стихотворения В. Высоцкого:

Здесь, на трассе прямой,

мне, не знавшему пуль, показалось,

что и я где-то здесь

Довоевывал невдалеке.

Потому для меня

и шоссе, словно штык, заостряясь,

и лохмотья свастик

болтались на этом штыке.

Русский фашизм легко и безболезненно распространяется по России, потому что православная страна наша всегда терпимо отно­силась к исповедующим другую веру, придерживающимся другой идеологии. Но я верю, что русским фашистам не удастся достичь своей цели в установлении новой диктатуры. Здесь уже моему по­колению надо приложить все усилия, чтобы не допустить возрож­дения фашизма, прихода его к власти. Это ведь тоже своего рода

227


война. В. Высоцкий прав в том, что «зло называется злом даже там, в светлом будущем нашем», и «добро остается добром в про­шлом, будущем и настоящем».

В год пятидесятилетия Победы мы еще раз склоняемся перед всеми защитниками Родины и перед писателями, которые правди­во изобразили все ужасы войны, ибо их вклад в Победу именно в этом. Они вступили в неравную борьбу с ложью, показухой, жесто­кой и несправедливой критикой и все же победили.

Победа народа в той страшной войне — это победа каждого про­стого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне. Заслуга русских писателей, развивавших традиционную для нашей литературы тему войны, именно в том, что они показали, как еди­ничность подвига рождала массовый героизм.

«АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ, ПОДЛАЯ, СДЕЛАЛА...»

Б. Окуджава

Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не заста­ло войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В. Некрасо­ва, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, К. Симо­нова, Ю. Бондарева и др. Военная литература так же многолика, как и сама война. У каждого писателя свой собственный подход. Меня же больше всего привлекает тема «женщина на войне*. Мы как-то свыклись с тем, что многие женщины в Великую Отечест­венную воевали наравне с мужчинами, и мало кому в голову при­ходит мысль, насколько это было противоестественно самой приро­де! И то, что сделали эти девушки, иначе, как подвигом, не назо­вешь.

Сейчас мы думаем, гадаем: что же заставило вчерашних школь­ниц, студенток бросить все и добровольно (!) отправиться на войну? Мы ищем объяснения этому незаурядному, с нашей точки зрения, поступку. «Всего за годы войны в различных родах войск... служи­ло свыше 800 тысяч женщин», — пишет С. Алексиевич в книге «У войне не женское лицо», а ведь на фронт просилось еще больше! Я считаю, что одно только это можно считать подвигом. Да, они были так воспитаны, да, многие из них были полны в ту пору идей са­мых высоких, красивых, романтических, патриотических и не бы­ли готовы к армии; но все же это подвиг, потому что, столкнув­шись с суровой, жестокой правдой войны, они не спасовали перед трудностями и выдержали все до конца, потому что, как писал Маршал Советского Союза А. И. Еременко, «едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши от-, важные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!