ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 страница



Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь, Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.

Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разря­ду исторических.

Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается

214


одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей само­отверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашиз­ма.

Ю. Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?»

Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник 50-летие Победы. На площадях столицы и в других го­родах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых доро­гах.

Э. Г. Казакевич писал:

«Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о на­ ших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?»

Эти слова* конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы по­ мним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.

Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу.

В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой век мы прожили как люди И для людей,

так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.

Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград.

Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бон­ дарев исследует природу героического, поведение человека на войне.

Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гит­ леровские танки.

Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается.

Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет ору­ дие Уханова...

Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить.

Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рож­ далась победа.

Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Во-

215


енного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.

Бессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая, какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов отдает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последне­го патрона, до последней капли крови!» И солдаты выполнили при­каз. В живых остались только четыре артиллериста и два пулемет­чика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь сво­их слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они вы­полнили приказ, хотя и погибли сами.

Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл, Сжигал и плавил все на свете, Что даже снег горячим стал, —

эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.

Еще один русский писатель изобразил событие под Сталингра­дом. Это Виктор Некрасов, Остановлюсь на его повести «В окопах Сталинграда».

Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наи­более правдивую и достоверную картину событий Сталинградской битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о про­стых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих событиях, был командиром саперного взвода, полковым инжене­ром. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувст­ва: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной шта­ба Игорь, изящный и талантливый, — один из героев повести. До войны был дипломантом художественного института. Когда надо остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без по­зы и громких слов, «Игорь молча кивает головой». Эти люди гиб­ли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали Отечество.

Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помо­щью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стой­кость, непокорность русского человека.

Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества, проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писа­теля, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и Игорь Ивановский из повести «Дожить до рассвета», и учитель Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спас­ший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова. Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа.этих лю­дей оказалась сильнее страха смерти. В повести «Обелиск» интере­сен эпизод спора между партизаном Ткачуком и «заведующим районо» Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мо­роза.

216


« — Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? — спрашивает Ксендзов.

— Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно... — ответил Ткачук». Такие люди по­беждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига учеников и собственной смертью доказал это.

В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного по­двига в годы Великой Отечественной войны.

Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие...» учат любви к Родине, воспитывают чувство гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повес­ти, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страш­ной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тя­жело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит буду­щую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а «теперь не бу­дет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже чело­вечества». Старшина кричит оставшимся немцам: «Что, взяли? Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохне­те!»

Произведения советских писателей о войне многогранны и непо­вторимы.

В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обшир­ные и философские произведения будут написаны именно участни­ками, но через некоторое время.

Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга:

«Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества».

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (/ вариант)

И я, покамест смерть не погасила В моих глазах последнюю звезду, — Я твой солдат, твоих приказов жду. Веди меня, Великая Россия, На труд, на смерть, на подвиг — я иду!

Н. Грибачев

Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читате­лей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неис­черпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне.

217


В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге пи­сателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подви­ гом литературы.

В первый день войны на митинге советских писателей прозву­ чали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои си­ лы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобит­ ся, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны пи­сатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джа­лиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий. В. Багрицкий. П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерз­ ли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.

Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная

Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:

Нет, это горят не хаты — То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней.

Ей же принадлежат незабываемые строки:

Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохо­ та гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотвер­ женные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказыва­ ли о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом творчества.

Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов, воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так. на­пример , в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во

218


вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить,

обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки прием­ника:

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война».

Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия, писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашист­скую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в бер­линскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабит -ской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный ду­хом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единствен­ное оружие — слово.

Не преклоню колен, палач, перед тобою» Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Это стихотворение — самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы духа, непоказного, спокойного мужества.

Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...». Мы привыкли, что война — дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила — война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак... Каждая из них могла бы жить, воспитывать де­тей, приносить радость людям... Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собст­венные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову ка­жется, что позиция, которую занимает он и девчата, — самая важ­ная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.

Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу, ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, — это тоже ору­жие, и сила этого оружия велика.

Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую до­рогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чис­тоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным ар­тиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.

Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием с Ленинградом», писала об этих днях:

219


Горжусь, что в эти дни, как никогда,

мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, как тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

Для моего поколения Великая Отечественная война — далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (// вариант)

Пусть живые запомнят

и пусть поколения знают

эту взятую с боем

суровую правду солдат.

И твои костыли,

и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой,

где тысячи юных лежат, —

Это наша судьба...

С. Гудзенко

В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведе­ния, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и расска­зы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.

Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталингра­да» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвест­ного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участво­вавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель уви­дел в повести великое испытание, о котором написано честно и до­стоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью вой­ны. Это была одна из первых попыток психологического осмысле­ния подвига народа.

События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточен­ные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было не­куда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в не­подготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.

220


Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кон­чатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширя­ев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им про­тивопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Аб­росимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губитель­ный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у ко­торого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких со­мнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без коле­баний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жесто­ком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на пере­довой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, пото­му как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хо­тя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя вопло­щены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод за­хвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка отве­тил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолю­бие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить проис­ходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как сле­дует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых ге­ройств не совершал».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!