ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» 1 страница



Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и те­ни наших дел и тел не останется на земле.

М. Булгаков

В 1925 году в журнале «Россия» были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», которые сразу привлекли внимание ценителей русской литерату­ры.

По мнению самого писателя, «Белая гвардия* «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...», «изображение интеллигентско-дворянской семьи, бро­шенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе про­тиворечивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Граждан­ской войны.

Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с дет­ства все привычно, знакомо, где дом — крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за боль­шим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не прихо­дило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные собы­тия, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.

Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конф­ликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Истори­ческие события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавше­го в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий во­влекаются в самую гущу революционных столкновений.

Алексей Турбин, как и его друзья, — за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совер­шенно политически неразвитый, он хотел только одного — покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и се-

104


стры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в ста­ром и понимают, что нет к нему возврата.

Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа

становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с пет­люровскими войсками, которое должно было стать пробой сил пе­ред последующими боями с Красной Армией, а обернулось пораже­нием, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сраже­ния — сердце романа, его центральная часть.

В этой катастрофе «белое» движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками со­бытий в своем истинном свете — с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью «генералов» и «штабных». Вспыхивает догадка, что все — цепь ошибок и заблуждений, что долг не в за­щите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия — жива...

В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвар­дии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и ди­визион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. «Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно?»

Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать не­сколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: «Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..» Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: «Уитег-цег, бгостьте гегойствоватъ к чегтям...» Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.

Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца пет­люровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, что­бы недавняя ненависть к большевикам, «ненависть горячая и пря­мая, та, которая может двинуть в драку», перешла в признание противников. Но это Событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.

Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Таль-берга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных прин­ципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он пер­вым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что каза­лось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою же­ну Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность...

Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и

105


страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей я славой потерял самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а глав­ное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пы­тается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» — книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, — в сле­дующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, го­лод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени на­ших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, кото­рый бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? о И весь роман — это призыв автора к ми­ру, справедливости, правде на земле.

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

(По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного рус­ского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведе­ния не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни (а умер он сорока восьми лет от роду, в 1940 году) его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы, Булгаков был еще и прекрас­ный драматург, но... его пьесы постигла та же судьба, что и его прозу.

В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие попытки выпустить в свет хотя бы некоторые книги Булгакова. Тогда появились «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мо­льера», «Театральный роман» и... «Белая гвардия». Казалось бы, как же цензура могла пропустить такое произведение, как «Белая гвардия»? Ведь уже название говорит о том, что в книге показана судьба белого офицерства. Но потому-то и пропустили ее в печать, что раскрывается в ней трагедия белой гвардии, показано ее пора­жение, ее разгром.

Булгаков всегда отличался от своих собратьев литераторов тем, что старался идти своим путем. Всего через несколько лет после конца Гражданской войны Булгаков показал весь ужас братоубий­ственной бойни, не отдавая предпочтения ни белым, ни красным, не высказывая особенно сочувствия ни тем, ни другим.

Он описывает Киев 1918 года, жизнь и судьбу одной семьи — Турбиных — и их ближайших друзей. Показывает их не как злей­ших врагов революции (хотя они действительно ее не принимают), а как обычных людей, хороших и не очень, со своими недостатка­ми и достоинствами, мелкими слабостями (а у кого их нет!), пере­живаниями, страдающих потому, что жизнь их, такая привычная и размеренная, вдруг перевернулась, стала кому-то неугодна и не­удобна.

106


Судьба этих людей очень трагична. Когда читаешь первые стра­ницы романа, кажется, что имеешь дело с семейной хроникой Тур­биных.

Вот возвращается в родной город после долгой и тяжелой служ­бы старший брат, Алексей Васильевич Турбин, военврач; сестра его, Елена Васильевна, повенчалась с капитаном Сергеем Иванови­чем Тальбергом... Жить бы да жить. Но, как предвестие страшных несчастий грядущих, умирает мама. «Мама, светлая королева, где же ты?* Вместе с маминой смертью уходит в прошлое и та мирная и покойная жизнь, в которой стены их уютного маленького домика в саду, над крутой горой, не захлестывали бури войн и революций. В большом, бушующем пожарами и истекающем кровью мире се­мья Турбиных предстает маленьким островком тепла и уюта, отно­сительного покоя. Ведь они с детства привыкли к тому, что их дом — их крепость, книги, часы и саардамский плотник совершен­но бессмертны.

Революция и Гражданская война вихрем ворвались в их жизнь, нарушили мирное ее течение. Очнувшись в комнате у спасшей его Юлии, Алексей с отрадой увидит бок старинного фортепьяно, порт­реты, край эполета в раме. «Боже, какая старина!.. Эполеты его приковали. Был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир, и вот мир убит. Не возвратятся годы».

Но, мучительно переживая исчезновение этого мира, Турбины понимают, что колесо истории уже не остановишь, что, как бы горько ни было это осознавать, пересидеть революцию в доме, за­крывшись на щеколду, нельзя. Нельзя, ни при каких обстоятельст­вах нельзя потерять совесть и честь, как это случилось с их ниж­ним соседом Василием Лисовичем. Тем самым, который в 1918 го­ду стал вдруг Василисой, чтобы избежать неизвестных и нежелате-льных последствий. Турбины и их давние друзья-офицеры (да и милый, неловкий кузен из Житомира — Лариосик) никогда не ста­ли бы, как Василиса, закрывшись ночью в доме, считать деньги. Напротив, что ни день — то у них гости, вино льется рекой. И не боятся они в застолье встать и выпить со слезами в глазах за здоро­вье царя-батюшки, запеть «Боже, царя храни...». Никогда не теря­ют они своих жизненных принципов, ни на минуту не сомневают­ся: а не лучше ли было бы перейти на сторону революции? Они презирают людей, которые готовы менять взгляды на жизнь столь же часто, сколь часто меняется в Городе власть. Потому-то и муж Елены («Лены ясной», которую так любит Шервинский), Сергей Иванович Тальберг, не прижился в семье Турбиных. Он чужой для них, человек, при первой удобной возможности позорно удравший из Города. Как крыса с тонущего корабля. Недаром Николка заме­чает, что Тальберг очень похож на крысу.

Жизнь людей чести всегда гораздо тяжелее жизни людей бесче­стных. Все Турбины думают так же, как Николка, совсем еще юный, семнадцатилетний, который верит, «что честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». И это немного старомодное рыцарство является по­следней подпоркой их веры.

«Белая гвардия» — роман разочарований. Да, Турбины презира-

107


ют ложь, своекорыстие, приспособление к обстоятельствам.

потому так тяжела их судьба, что они, люди чести, никогда не смо­гут отказаться от своей веры. Им легче умереть, чем сделать это.

Обладая сильным художественным талантом и способностью беспристрастно анализировать совсем недавнее прошлое своей Ро­дины (ведь роман был написан всего через шесть лет после начала Гражданской войны), Булгаков мастерски сумел показать, что, не­смотря на все тяготы судьбы, в человеке всегда остается вера в луч­шее, что мир, покой, счастье и благоденствие обязательно насту­пят. Пусть для этого даже необходимо пережить те страшные стра­дания, которые выпали на долю героев «Белой гвардии».

Поэтому, как и в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни, о судьбе будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?»

«ДНИ ТУРБИНЫХ* - ПЬЕСА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ

Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и пат­риархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое оба­яние роману сообщает его романтический личный тон, тон воспо­минания и одновременно присутствия, как бывает в счастливом и тревожном сне. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бес­смыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного без-домьем человека.

Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в об­становке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающе­му хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремле­ние сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы».

Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Се­мья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где стар­ший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные.

Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закон­чившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры вы­двигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офице­ра, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офице­ров. Он служит Родине и хочет ей служить, но приходит такой мо­мент, когда ему кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в его существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин про­является как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких, за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и ре­волюций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «кра-

108


мольность» речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть, «что такое Петлюра?». Он говорит, что это «миф», «туман». В Рос­сии, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, прика­зывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвар­дейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что коман­дир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он поги­бает под пулями петлюровцев.

Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, силь­ный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историче­ским чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли про­стить Булгакову его любви к своим героям.

В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики? ...Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что буду служить в рус­ской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, гро­могласный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, Мышлаевский продолжает в литературе известный тип рус­ского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он пока­зан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого дви­жения, мысль важную, ведущую в пьесе.

В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Таль-берг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за кото­рыми следует трусливое бегство.

Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумы­ваемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а пе­реход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаев­ский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервин-ский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь интеллигентов страшных три­дцатых — сороковых — пятидесятых годов нашего непростого ве­ка.

109


ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье препо­давателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Со­чинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрас­тает. Становится очевидным то, что талант художника был у Бул­гакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес ро­ман «Белая гвардия», переработанный впоследствии в пьесу «Дни Турбиных». Большой успех имели комедия «Зойкина квартира» и юмористический сборник рассказов «Дьяволиада» (1925 г.)- Однако начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы «Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и Маргарита» далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть «Собачье сердце». Это произведение, написанное в 1925 году, уви­дело свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя». В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строите­льством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца» именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исклю­чающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильствен­ными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход ве­щей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом «Собачье сердце* и предупреждает читателя.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!