ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» 3 страница



Повесть «Собачье сердце» написана в январемарте 1925 года. Главный герой — профессор медицины Филипп Филиппович Пре­ображенский, занимающийся модной в то время проблемой омоло­жения человеческого организма. М. Булгаков не случайно наделяет героя говорящей фамилией. Профессор занимается евгеникой, то есть наукой об улучшении, преображении биологической природы человека.

Это очень талантливый ученый, преданный своему делу. В обла­сти евгеники ему нет равных не только в России, но и в Европе. Он полностью отдается работе: днем принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Фи­липп Филиппович и «земных радостей»: любит хорошо поесть, со вкусом одеться, сходить на премьеру в театр, поболтать со своим помощником Борменталем. Словом, «типичный интеллигент» ста­рой закваски. Политикой Преображенский не занимается, новая власть его раздражает бескультурьем и хамством, но дальше ядови­того недовольства дело не идет.

Так продолжается до тех пор, пока в квартире № 5 не появляет­ся пес Шарик, Он не подозревает, какая судьба его ждет, но ради краковской колбасы готов пойти на все. Всего лишь запах омоло­дил его: «райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем». Шарик учуял в правом кармане шубы проходящего мимо господи­на колбасу. «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами», взглядом моля: «Господин!.. Отдайте ее мне!»

Однако, несмотря на тяжелую судьбу, пес все-таки сумел сохра­нить свой вздорный и агрессивный характер, который он выказы­вает сразу. Проходя мимо швейцара в подъезде, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А оказав­шись в приемной профессора и увидев чучело совы, приходит к вы­воду: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!»

Наивный профессор и не подозревает, кого он ввел в дом и что из этого получится. Цель Преображенского грандиозна и восхити­тельна: облагодетельствовать человечество и дать ему вечную моло­дость. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, а потом и гипофиз. На глазах изумленных Пре­ображенского и Борменталя Шарик постепенно превращается в че­ловека.

Я думаю, что сюжет создания искусственного человека в лите­ратуре не нов. Начиная с Мэри Шелли и воплощенного ее фанта­зией чудовища Франкенштейна и кончая современными фантасти­ческими «терминаторами», эти персонажи служат для того, чтобы решать вполне земные, реальные проблемы.

117


Для М. Булгакова сюжет «очеловечивания» собаки — аллегори­ческое осмысление современности, торжества хамства, приобретше­го форму государственной политики.

Полу зверь-получеловек Шарик, или Шариков Полиграф Поли-графович, очень быстро находит в этом мире свою социальную ни­шу. Воспитателем и вдохновителем Шарикова становится председа­тель домоуправления Швондер, демагог и хам. Не жалеет сатири­ческих красок М. Булгаков и для других членов домоуправления. Это безликие и «бесполые» существа, «трудовые элементы», у кото­рых, по словам Преображенского, «разруха в головах». Они зани­маются только тем, что поют революционные песни, проводят по-литбеседы и решают вопросы уплотнения. Их главная идея — раз­делить все поровну. Так они понимают социальную справедли­вость. Наличие у профессора семи комнат приводит их в тихое бе­шенство. Аргументы же о том, что все эти комнаты необходимы для нормальной жизни и работы, просто неподвластны их разуме­нию. «Известно, — ответил Щвондер, — что общее собрание, рас­смотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах»,

И мне кажется, если бы не высокий покровитель, профессору Преображенскому вряд ли удалось бы доказать «дубинноголовым» активистам свою правоту.

До рокового эксперимента Филипп Филиппович практически не сталкивался с представителями новой власти и нового «истеб­лишмента», теперь же он имеет такого «представителя» под бо­ком. Шариков показывает всю гнусность своего характера: пьян­ство, дебош, хамство на каждом шагу. Более того, он под влияни­ем идей Швондера начинает заявлять о своих правах и на жил­площадь, и на семью, поскольку относит себя к «трудовому эле­менту». Поначалу читать это смешно, но потом становится страш­но. Сколько таких шариковых и в эти годы и последующие деся­тилетия окажутся у кормила власти и будут не только отравлять жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы, определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Не случайно повесть М. Булгакова долгое время находилась в Советском Союзе под за­претом.

А карьера Шарикова тем временем складывалась успешно: он уже на государственной службе — начальник подотдела в МКХ по отлову бродячих котов, на нем кожаное пальто, как у настоящего комиссара, еще немного, и он начнет учить жить самого профессо­ра. В голосе этого «лабораторного существа» все чаще слышатся металлические нотки. Шариков напичкан социальной демагогией. Вслед за Швондером он проповедует идею уравниловки: «А то что же: один в семи комнатах расселился, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет». Более того, Шариков пишет донос на свое­го благодетеля. Профессор понял свою ошибку, но, увы, было уже поздно: Шариков утвердился в этой жизни и вполне вписался в но­вое общество.

«Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении чело­веческой породы. И вот их омоложение, нарвался», — сетует на

118


свою ошибку профессор. Вместо человека получился получеловек-полуживотное, негодяй и хам. Сложилось нестерпимое положение. Именно Борменталь первым заговорил о том, что нужно избавиться от монстра-Шарикова, о чем Филипп Филиппович вначале и слы­шать не хотел.

«Преступление созрело и упало, как камень...» Профессор и доктор становятся соучастниками преступления, но они преступ­ники «по необходимости о. В сущности, конфликт Преображенско­го и Шарикова до определенного момента носил домашний, быто­вой характер. Но с изменением социального положения Шарикова совместное проживание с ним оказалось невозможным. Профессор решается еще на одну операцию — возвращает Шарикова в «пер­вобытное состояние». Невольно вспоминаются строчки из стихо­творения, написанного после Октябрьской революции: «И скоро в старый хлев ты будешь загнан пешкой, // Народ, не уважающий

СВЯТЫНЬ».

Повесть М. Булгакова как бы заканчивается благополучно. Нор­мальная жизнь восстановлена, Шарик в своем естественном обли­чье тихо дремлет в углу гостиной, но там, за ее пределами, оста­лись Швондер, члены домкома и множество других Полиграфов Полиграфовичей, перед которыми медицина бессильна. Цена за не­виданный в истории социальный эксперимент оказалась непомер­ной для России и русского народа.

Власть толпы — это власть разрушения, она лишена интеллек­туального и духовного содержания и обречена на гибель.

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Повесть «Собачье сердце» принадлежит к числу произведений, посвященных Москве, описывающих сложное, противоречивое по­слереволюционное время. И вместе с тем в ней затронуты вечные, глобальные темы и вопросы, актуальные для человечества незави­симо от пространственно-временных координат. М. А. Булгаков ис­пользовал при создании повести множество литературных аллюзий и реминисценций (начало явно перекликается с поэмой А. Блока «Двенадцать», манера излишней детализации — традиция Гоголя), но особую весомость и значимость повествованию придают библей­ские мотивы, переводящие его в философский план, подчеркиваю­щие глобальность и общечеловеческий смысл поднимаемых проб­лем.

Одним из таких мотивов, прослеживающихся не только в «Со­бачьем сердце», но и в других произведениях Булгакова (например, «Мастер и Маргарита»), является построение системы персонажей по принципу учитель — ученик — предатель (провокатор). Дейст­вительно, профессор Преображенский — учитель, главные черты которого — мудрость, интеллигентность, глубокое понимание про­исходящего в сочетании с определенным научным фанатизмом. Об­раз Преображенского дан практически целиком в религиозном освещении: от собственно фамилии до характеристик, которые да­ют ему другие действующие лица, в основном Шарик и Борменталь («творец», божество», «жрец» и т. д.). С почти сакральной фами-

119


лией «Преображенский» связана еще одна характерная деталь: дет­ство и юность Шарика проходят у Преображенской заставы, там же умирает Чугункин (пивная «Стоп-Сигнал», как написано в дневнике доктора Борменталя); эта деталь по принципу алогизма подчеркивает абсурдность идеи создания «нового человека», пре­вращения собаки в человека, «преображения».

В системе персонажей доктор Борменталь — ученик, искренне преданный учителю и вместе с тем никогда до конца его не пони­мающий (эти качества характерны для всех булгаковских «учени­ков» — вспомним Левия Матвея и Ивана Бездомного из романа «Мастер и Маргарита»). Борменталь, подобно Левию Матвею, пы­тается вести записи, фиксирует на бумаге происходящее, но Булга­ков подчеркивает неспособность доктора глубоко и объективно ос­мыслить реальность, доверяет ему повествование лишь на время и при этом постоянно вводит травестирующие детали (например: «Профессор Преображенский, вы — творец! (Клякса)» — фраза из дневника), вследствие чего у читателя создается впечатление, что ученик — ненадежный рассказчик. Ученик остается преданным идее до конца и сам доводит ее до последней точки (решается на об­ратную операцию), но при всей своей стойкости и упорстве он всег­да духовно слабее учителя именно тем, что пытается бороться с аг­рессивными проявлениями внешнего мира, в то время как учитель пассивен и верен своим убеждениям в силе добра и невозможности насилия. («Ласка <...> единственный способ, который возможен в обращении с живым существом», — говорит Преображенский.)

В повести есть и предатель, и провокатор: Шариков и Швондер соответственно, причем Шариков — в прямом смысле детище Пре­ображенского, детище научное, результат опыта и в определенном смысле ученик, ведь профессор некоторое время пытается воспиты­вать и учить Шарикова. Мотив предательства учителя неблагодар­ным учеником усиливает впечатление трагизма от самого факта предательства из-за переклички с известной ситуацией из Библии. События, происходящие в квартире Преображенского, попытка бегства Шарика в первый день, его потеря сознания и пробуждение напоминают легенду о воскрешении Лазаря. Библейским является и мотив потопа, хотя он и переведен Булгаковым в комедийный план: неумение Шарикова обращаться с водопроводными кранами приводит действительно к катастрофе, к «великому потопу», от ко­торого страдает прекрасная квартира профессора.

Тот факт, что Шариков после воскрешения произносит знамени­тое «абырвалг», в тексте обосновывается по-разному: сам Шарик повествует о милиционере, стоявшем у начала слова, из-за чего подбегать к магазину было удобнее от «хвоста» названия; однако в своих записях доктор Борменталь приводит другую причину чте­ния справа налево — «перерыв зрительных нервов у собаки», но ведь в начале повести Шарик читает «сыр» слева направо, норма­льно, — значит, обе точки зрения ставятся Булгаковым под сомне­ние, тем более что дневнику Борменталя, как уже говорилось, ав­тор доверяет мало! Чтение справа налево — намек на иудейскую письменность, своеобразная библейская аллюзия, придающая осо­бую значимость первому произнесенному вслух слову Шарикова.

120


И пожалуй, самый очевидный мотив в повести, вызывающий ас­социации с Библией, — место и время действия. События происхо­дят в декабре — марте, но основное действо — операция и преобра­жение Шарика — занимает промежуток времени с 24 декабря (соб­ственно операция) по 7 января, то есть от католического до право­славного Рождества. Место действия — район улицы Пречистенки, не только традиционное место жительства интеллигенции, но в кон­тексте повести — топоним, с самого начала придающий повествова­нию религиозное звучание, переводящий его в философский план.

В «Собачьем сердце» Булгаков не стремился запечатлеть объек­тивное, реалистическое отображение действительности; напротив, созданная им картина гротескна, то есть строится на совмещении несовместимых или полярно противоположных понятий; трагиче­ского и комического, реального и абсолютно фантастического, аб­сурдного. Библейские аллюзии постоянно прерываются снижающи­ми, комическими деталями, заставляющими читателя переосмыс­лить происходящее в сатирическом ключе. Религиозных мотивов не так много, но все они играют значительную роль в раскрытии основной идеи повести и одновременно предвещают появление главного, финального произведения М. А. Булгакова, где библей­ская линия станет самостоятельной, — романа «Мастер и Маргари­та», работу над которым писатель начнет через два года после за­вершения повести «Собачье сердце».

ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям М. А. Булгакова)

Тема города является одной из самых характерных тем для рус­ской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно просле­дить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его рома­нов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

В изображении города Булгаков обращается к традициям рус­ской литературы. Особенно заметно влияние Гоголя и Достоевско­го. Изображение города фантастично, отчасти это город-призрак. Он чутко реагирует на внутреннее состояние героев. Например, в «Мастере и Маргарите* погода в городе меняется, предсказывая по­следующие события и как бы подготавливая к ним действующих лиц. Булгаков также обращается к традиции мистического изобра­жения города. Особенно четко прослеживается сходство с романами Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Не случайно в обоих романах Булгакова в городе присутствуют некие дьяволь­ские силы: таинственный узник из камеры № 666 в «Белой гвар­дии», Князь Тьмы со своей свитой в «Мастере и Маргарите» и т. д. И наконец, Булгаков обращается к проблеме города и человека, то есть когда город выступает как существо, наделенное волей, подчи­няющее этой воле своих обитателей. Это традиции «Петербургских повестей» Гоголя и ранних произведений Достоевского: «Белые но­чи», «Бедные люди». Данные традиции изображения города Булга­ков сочетает с собственными новаторствами.

121


Прежде всего город выступает как самостоятельный персонаж. Особенно ярко это прослеживается в романе «Белая гвардия». Не­даром автор пишет Город с большой буквы как имя собственное. Булгаков так характеризует жизнь Города:

«Как многоярусные соты, дымился и шумел, жил Город». Безу­словно, город в обоих романах — существо одушевленное, наделен­ное собственным характером. Поэтому и герои данных произведе­ний относятся к нему как к живому. Это видно и из разговоров в доме Турбиных, и из размышлений персонажей «Мастера и Марга­риты». Город, как правило, сильнее своих обитателей и способен подчинить их судьбы своей воле. Он стоит много выше остальных героев, именно поэтому символом Города в «Белой гвардии» явля­ется памятник святому Владимиру, осеняющему Город Крестом: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках гро­маднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден да­леко, и часто летом в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в чер­ной гуще небес и холодно и спокойно царил под темным пологим московским берегом». Жители Города в «Белой гвардии» и города в «Мастере и Маргарите» действуют не самостоятельно, а подчиня­ясь более могущественной силе. Например, в «Мастере и Маргари­те» город живет во власти Сатаны и его свиты, то есть сам оказыва­ется в подчинении. Но и в данном случае город стоит выше своих обитателей.

Весьма разнообразны художественные средства, используемые Булгаковым для изображения города, раскрытия его особенностей. Город в «Белой гвардии» ассоциируется со светом, но со светом ис­кусственным, высвечивающим отдельные эпизоды. Это лампа в до­ме Турбиных, фонари на улицах, две звезды в небе: Венера и Марс. Здесь Булгаков использует так называемый прием кииематогра­фичности. В «Мастере и Маргарите» Булгаков более всего обраща­ется к изображению быта и нравов населения Москвы.

Булгаковский город является не только героем произведения, но и особым миром. Характерно то, что действие обоих романов не выходит за его пределы. Город предстает как замкнутое простран­ство, поочередно посещаемое некими силами. В «Белой гвардии» эти силы сменяются, как в калейдоскопе. Это и гетман, и немецкие войска, и Петлюра. Они проносятся над Городом внезапно и бес­следно. Последняя самая могущественная сила еще не вошла в Го­род, но уже находится на подходе к нему. Эта сила таинственна и загадочна. Ее символом является бронепоезд с красной звездой.

В «Мастере и Маргарите» в городе появляется только одна си­ла — нечистая. Но принцип тот же, что и в «Белой гвардии»: Во-ланд со своими спутниками исчезает бесследно и так же внезапно, как и появляется. Все события также происходят в замкнутом про­странстве города, словно мир за его пределами не существует.

В романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» изобража­ются три города: Город, Москва и Ершалаим. Причем в Городе ясно угадывается Киев, то есть город совершенно реальный, как и Моск­ва. И в Киеве, и в Москве Булгаков жил. Ершалаим (Иерусалим)

122


также является реальным городом. Но здесь не так много конкрет­ных описаний самого города.

Булгаков не случайно отделяет все три изображаемых им города от реального мира, замыкает их в себе. Можно провести параллель с небесным городом Иерусалимом, о котором говорится в Апока­липсисе Иоанна Богослова:

«...великий город, снятый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». Более всего под это описание подходит Город, изображен­ный в «Белой гвардии», которому суждено пройти через тяжкие испытания. Недаром Булгаков обращается к Священному Писанию в обоих романах.

Можно сделать вывод, что Булгаков следует традициям русской литературы в изображении города как одного из героев произведе­ния. С другой стороны, город — особый мир, «град Бога Моего, но­вый Иерусалим, нисходящий с неба». Такая ссылка на Священное Писание заставляет читателя по-иному воспринимать произведение в целом.

Изображение города в романах М. А. Булгакова — своеобразное стилистическое открытие в русской литературе. Тема города, полу­чившая столь яркое отражение в произведениях русских писателей, нашла свое новое звучание на страницах булгаковских романов.

«РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ, ДАЙ ОТВЕТ?»

Н. В. Гоголь (По произведениям М. А. Булгакова)

«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Цицерон» услышаны и воспри­няты нашим поколением особенно остро: мы живем в эпоху пере­мен.

Каким будет завтрашний день? Оттого, вероятно, мы так при­стально вглядываемся в творчество писателей, живших во времена бурных социальных катаклизмов. Наверно, этим объясняется наш повышенный интерес к наследию М. Булгакова, писателя, чьи ге­рои разделили судьбу России в годы тяжелейших испытаний, пере­жили роковой для нашей истории 1917 год и Гражданскую войну.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!