ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» 2 страница



Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в по­вести становится профессор Преображенский. Это крупный уче­ный-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и вы­сокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволю­ционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовла­дельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализи­рует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказы­вает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности проле­тариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно лю­дей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Лю­ди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четыр­надцать лет...»

В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Бормен-таля? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уве­рен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении

110


бывшего пса Шарикова, можно изжить: «Коты — это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще ка­кой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков — тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, получен­ные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не соба­чье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, ко­торые существуют в природе!* Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Пре­ображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашива­ет в трагические тона.

Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается по­влиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове — сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспом­нить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвас­тающим своими любовными похождениями, или же сцену со «стра­стной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. «Ну вас к черту», — мутно подумал он, положив голову на ла­пы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе»: сам процесс очелове­чивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористиче­ских тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и ласко­вый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугунки­на. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и тракти­рам. Как итог — юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как до­казательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...»

Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатириче­ском и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной фи­лософской концепции этого произведения. По мнению автора «Со­бачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия за­ключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, «душили-души­ли»... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Соба­чье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной

111


манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстин­ктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швонде-ров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенско­го. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно из­жить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что по­весть окрашена в пессимистические тона.

В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор...

ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, ко­торый он окончил по медицинской части, Булгаков работал зем­ским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда. В 1918— 1919 годах он оказался в Киеве и был свидетелем петлюровской «Одиссеи*, Эти впечатления отразились во многих его романах, вплоть до романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Бул­гаков не сразу принял революцию. После войны Булгаков начал , работать в театре и газетах. Приехав в Москву осенью 1921 года, Булгаков занялся журналистикой. Булгаков стремился решать острейшие проблемы времени, быть оригинальнее и в философ­ских взглядах, и в сатире. Результатом этого были острые противо­речия в его произведениях. Одним из них и было «Собачье сердце».

В основу сюжетных событий в произведении было положено ре­альное противоречие. Профессор Преображенский, физиолог с ми­ровым именем, открыл тайну гипофиза — придатка мозга. Опера­ция, которую ученый проделал над псом, пересадив в его мозг че­ловеческий гипофиз, дала неожиданные результаты. Шарик не только приобрел человеческий облик, но ему передались в генах по наследству все черты характера и особенности натуры Клима Чу-гункина, двадцати пяти лет, пьяницы, вора.

Место действия «Собачьего сердца» Булгаков переносит в Моск­ву, на Пречистенку. Реальна, даже натуралистична Москва, пере­данная через восприятие Шарика — бездомного пса-дворняги, «знающего» жизнь изнутри, в ее неприглядном виде.

Москва времен нэпа: с шикарными ресторанами, «столовой нор­мального питания служащих Центрального Совета Народного Хо­зяйства», где варят щи «из вонючей солонины». Москва, где живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Революция лишь исказила облик древней столицы: вывернула наизнанку ее особняки, ее до­ходные дома (как, например, Калабуховский дом, где живет герой повести).

Один из главных героев повести, профессор Преображенский,

112


всемирно известный ученый и врач, принадлежит к таким «уплот­ненным» и постепенно вытесняемым из жизни. Его пока не трога­ют — известность защищает. Но к нему уже наведывались предста­вители домоуправления, проявляя неустанную заботу о судьбе про­летариата: не слишком ли большая роскошь оперировать в опера­ционной, есть в столовой, спать в спальне; вполне достаточно со­единить смотровую и кабинет, столовую и спальню.

С 1903 года Преображенский живет в Калабуховском доме. Вот его наблюдения: «...до апреля 1917 года не было ни одного случая <...>, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой две­ри пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь двенадцать квартир, у меня прием. В апреле 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. <.., > почему, когда началась вся эта история, все стали ходит в грязных калошах и валенках по мраморной лест­нице? <...> Почему убрали ковер с парадной лестницы? <...> На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, ко­торое <...> тухло в течение 20 лет два раза, в теперешнее время ак­куратно гаснет раз в месяц?» — «Разруха», — отвечает собеседник и помощник доктор Борменталь.

«— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппо­вич, — нет. <...> Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? <...> Да ее вовсе не существует. <...> Разруха не в клозетах, а в го­ловах».

Разруха, разрушить... Идея разрушения старого мира, конечно, родилась в головах, и головах мыслящих, просвещенных, причем задолго до появления председателя домкома Щвондера и его команды.

Наряду с этой проблемой переустройства общества, проблемой того, что принесла революция в жизнь человека, появляется проб­лема формирования нового советского человека.

«Дикий» человек Шариков испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова *как труженика».

Шарикова нисколько не смущает то, что он живет и кормится за счет Преображенского. Именно вышедший из народа Шариков «примеривается» к квартире профессора. Принцип Шарикова прост: зачем работать, если можно отнять; если у одного много, а у другого ничего, нужно взять все да и поделить. Вот она, Швондерова обра­ботка шариковского первобытного сознания!

Аналогичная работа была проведена над миллионами людей. Как известно, ленинский лозунг «Грабь награбленное!» был одним из самых популярных в годы революции. Высокая идея равенства мгновенно выродилась в примитивную уравниловку. Эксперимент большевиков, задуманный, чтобы создать «нового», улучшенного человека, — не их дело, это дело природы. По мнению Булгакова, новый советский человек — это симбиоз бродячей собаки и алкого­лика. Мы видим, как этот новый тип постепенно превращается в хозяина жизни, «рекомендуя для чтения диалектику Маркса и Эн­гельса».

ИЗ


Фантастическая операция профессора Преображенского оказа­лась столь же неудачной, как и великий коммунистический экспе­римент с историей. «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Пого­ворил и начал обращаться в первобытное состояние», — признается Преображенский.

Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил во­прос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что эти инстинкты можно изменить, у Булгакова как писателя нет. Шариковщина — это моральное явление, и с ним каждый должен бороться внутри себя,

ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА

(В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художест­венной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в го­ды Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Со­бачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскры­та тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешатель­ству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатири­ческой фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и ка­таклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтите­льности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной автор­ской идеей: свершившаяся в России революция явилась не резуль­татом естественного духовного развития общества, а безответствен­ным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необхо­димо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профес­сор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помога­ет человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занима­ется прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, переса-

114


див собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Ша­риков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бро­дячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выра­женной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться но­вый человек, новое общество.

Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию ин­теллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфо-вич Шариков (так теперь называют существо) надевает лакирован­ные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чув­ствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конф­ликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«— ...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, — негодует профессор.

— Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в ли­це Швондера — местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изуче­ние» переписку Энгельса с Каутским, Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выра­боталась психология Шарикова, Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества — всеобщая уравни­ловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным про­фессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к се­бе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах ко­тов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профес­сору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Ша­риков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих жи­вотных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих —

115


характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, слов­но заметая следы собственного.происхождения...

Последний аккорд шариковской деятельности — донос на про­фессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридца­тые годы донос становится одной из основ социалистического обще­ства, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос,

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют че­ловеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, посте­пенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачива­ются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмеша­тельство в природу человека и общества приводит к катастрофиче­ским результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные экспери­менты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тотали­тарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монст­ры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всег­да среди нас. Их нёлюдская сущность все время проявляется. Су­дья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, го­товы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втап­тывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчелове-чить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все че­ловеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угро­за нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчераш­нему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жиз­ни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгако­вым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Октябрьская революция породила новый тип человека, позже названного довольно страшным термином «гомо советикус». Писа­тели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, как

116


М. Зощенко, Н. Эрдман, В. Катаев, это вполне удалось, «Новый» обыватель не просто приспособился к новой власти, он увидел в ней нечто свое, родное. Отсюда его повышенная агрессивность, уве­ренность в своих непогрешимых действиях, которые не подлежат осуждению.

М. А. Булгаков в начале двадцатых годов был сотрудником га­зеты «Гудок». Он, конечно, сталкивался с подобными типами по­стоянно, и результатом его наблюдений стали сатирические повес­ти «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!