СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА 12 страница
СИМВОЛИКА ЛУННОГО СВЕТА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рассуждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое завещание, активно используя наследие мировой культуры. Но традиционные символы часто приобретали новый смысл в творчестве Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассоциативно связанными со Злом и Добром. Привычная антитеза в романе трансформировалась: появилось противопоставление двух основных астральных образов — солнца и луны.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в первой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума председателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того, «час небывалого заката» — это указание на время появления на Патриарших прудах Сатаны. Удушающий зной четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страшного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изображением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает страдания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже этого достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным. Анализ проявления оппозиции «солнце — луна» на страницах романа позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.
|
|
Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непосредственно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ «света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лунной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот свет, который предлагает нам Иешуа.
Основной принцип построения романа «Мастер и Маргарита» — трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом, фантастическом или московском — находит отклик в других. У ер-шалаимского проповедника был свой последователь в московском мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества задолго до появления Воланда — с момента ареста. Создатель романа о Пилате — единственный параллельный Иешуа образ. Однако новый «евангелист» духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в астральной символике.
|
|
Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от
81
лунного света, хотя постоянно смотрит на его источник. Появление возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтверждает родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левия Матвея, Мастер заслужил покой, а не свет. Если говорить точнее, то он недостоин именно лунного света, связанного с безостановочным движением к Правде, потому что для Мастера это движение прервалось в момент сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают первые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастливом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение именно от Мастера, бывший «номер сто восемнадцатый» уходит со своей спутницей к луне по дороге Иешуа.
Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Булгаков, осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награждает им за приближение к Истине. Упорствующий в своих заблуждениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял, что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности, доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка Бездомный, ставший профессором Института истории и философии Поныревым, обретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляющих его память лунным наводнением.
|
|
Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из исторических глав романа. Но Левий Матвей стремится «наслаждаться голым светом», поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возможность «смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл», Левий демонстрирует неспособность к восприятию диалектических противоречий и претендует на обладание Истиной, тогда как цель Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины. Не случайно бывший сборщик податей появляется перед Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось «изломанное ослепительное солнце».
|
|
Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолюта, Воланд не только «дух зла и повелитель теней». Он олицетворяет начало, гармонизирующее крайности, в его «ведомство» входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов. Уже внешний облик Воланда рисуется Булгаковым с явной целью подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Правый глаз Сатаны — «с золотою искрой на дне», а левый — «пустой и черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». «Золотая искра» прямо ассоциируется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату». Тьма сочетается в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня Сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззрений Булгакова к богомильскому дуализму, признающему сотрудничество Бога и Сатаны, что отличается от концепции официального христианства о непримиримой борьбы двух начал.
Явственно соотносится с луной главная героиня романа. «Свет-
82
лая королева Марго» возникает в потоке разлившейся лунной реки в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую луну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным светом: Маргарита означает «жемчужина*, цвет которой серебристый, матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в образе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюбленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает Знание, лежащее за пределами земной реальности.
Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаи-ма. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искусственным освещением. Горят фонари на Арбате, сияет ' электричеством бессонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим окружением.
Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него души и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лунной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестерпимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бессмертии, связана с раскаянием и чувством вины, не уменьшенными светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает заслуженную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумавшись о совершенном предательстве. Не понимает знаков, посылаемых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начинающегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не тронутые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны. Вне философской символики света находится бесстрашный воин Марк Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет глазами измученный прокуратор. Это живой автомат, находящийся вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только приказу, заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенгальский, напивается «до ужаса» в компании только «с полной луной» Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.
Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков углубляет характеристику персонажей, проясняет авторское отношение к героям, облегчает читателю постижение философского смысла произведения.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Человек — сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать.
Человек — совершенное творение природы; она дала ему то, что считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто
83
человек переступает эту черту владения. Человек пользуется природными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в котором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено одной рукой — природой.
Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, переживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует, ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.
А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки, чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, которой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с «думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него должна быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное понятие о совести, чести, сострадании.
Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Человеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была готова покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни; понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она уходит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все ради человека, которого любит.
А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют, живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока существует мир.
Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы быть Человеком.
Если спросить у людей: кто такой душевный человек? — многие скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Правы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душевный человек — это еще и любящий; любящий все, что существует на нашей земле.
Каждый любящий человек — душевный; он готов любить всех и все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается душа.
А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я думаю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта, милосердие.
Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда», считает Мастер.
Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что именно его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит, скажет: «Любовь — это хорошо, любовь — это прекрасно!» И они будут правы, ведь без любви не будет души, без души — Человека.
И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится, многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из
84
знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано: знакомство — дружба — любовь.
Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент. Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или иной ситуации.
Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохожий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хорошего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое, доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.
Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны умереть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного человека, а многих, многих и многих.
Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его никто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые. И завтра или через года люди найдут ответ.
Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, пока существует любовь, и жить, пока живется.
Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, станьте душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не только другим, но и вам!
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита*) -
С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, будут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала настоящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь между родителями и ребенком, между родственниками, между мужчиной и женщиной, а также любовь к вещам.
Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окружающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детства. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой - момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться одной.
Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь такую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится самой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя читателю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озор-
85
ным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и всемогущим Воландом.
Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой асе хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков). Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ними была настоящая любовь и настоящая дружба.
Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я вообще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчезает из твоей жизни.
Что касается любви, то даже самое святое — любовь между родителями и ребенком — непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с неродными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как говорит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые сами учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания*.
Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я думаю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно видеть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.
Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные вещи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспоминанием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, когда от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.
Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что человеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот.
Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ради чего или ради кого вообще стоило бы жить.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба — это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и
86
делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не оставит в беде и протянет руку. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков показал большое и светлое чувство — Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в критические моменты жизни Маргарита была для Мастера прежде всего другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще более счастлив тот, кто нашел дружбу в любви, Я покажу вам такую любовь.
Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но смогли уберечь единственно дорогое и ценное — свою любовь, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». До встречи друг с другом жизнь Мастера и Маргариты текла однообразно, каждый из них жил своей жизнью. Но общее у них — это история одиночества. Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти мимо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цветы а руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы, которые можно считать символом любви. Мастер — философ, олицетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита — любовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пишет роман, Маргарита— единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным, единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчаяния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна, мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!