Функции гастрономической лексики и кулинарных образов в поэме



Обращение Гоголя к гастрономической лексике и образам еды как приёма пищи в поэме «Мёртвые души» не случайно. Каковы же их функции?

1. Отношение к еде выступает в качестве характеристики помещиков. За обедом проявляются некоторые яркие особенности их характеров, а в процессе совместной трапезы Чичиков пытается найти подход к владельцам «мертвых» душ.

Каждая «съедобная» деталь отражает индивидуальные черты характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой, следовательно, служит средством раскрытия характеров и «инструментом» индивидуализации образов

2. Гастрономическая лексика и описания еды являются одним из способов авторской оценки.

3. Слова с семантикой еды используются в качестве комических деталей. При создании смешных сцен они используются автором для усиления сатирического эффекта. Эти ситуации помогают раскрыть личность героя, черты его характера. Следовательно, пищевые подробности являются неотъемлемой частью в описании не только быта героев, но и их личных качеств, а также портретов и поступков.

4. Слова с семантикой пищи, используемые автором при создании комических образов героев, подчеркивают также пародийность самого произведения. «Мертвые души» представляют собой некую гигантскую пародию на исторические события в мировом масштабе и являются как бы «русской Иллиадой». Предметом пародии Гоголя становится сама героическая история. Куда бы не занесла судьба Чичикова, он всюду сталкивается с историческими личностями. На обеде у Манилова он становится свидетелем того, как юный Алкид грызет баранью кость, обмазывая себе при этом все щеки жиром. Во время завтрака у Коробочки, зорко смотрящий с портрета Кутузов наблюдал, как Чичиков с аппетитом поглощал масленые блинчики и пресный пирог с яйцом. Во время комического путешествия Чичикова, он встречается с историческими деятелями, становится свидетелем сражений между ними (например, Фемистоклюс укусил Алкида за ухо) и сам принимает в них участие. Раскрыть пародийный характер этого путешествия помогают автору используемые им кулинарные подробности.

5. Пищевые подробности служат украшением текста. Сам сюжет сводится к однообразным переездам главного героя от одного помещика к другому. Таким образом, предметная детализация текста занимает в произведении важное место, скрашивая сюжет. Она сводится не только к подробному описанию местности, дома помещика, но и к пышному, развернутому описанию кулинарных реалий.

6. Пищевые подробности, приведенные в тексте, не всегда несут в себе какие-то важные, непосредственные значения. Гоголь, как истинный мастер слова, увлекается их описанием, созданием картины застолья, поэтому некоторые кулинарные реалии вводятся автором без особой цели. Самые мельчайшие подробности внешнего вида блюда, его составляющих, различные сравнения или приведение каких-либо фактов, касающихся состояния данного изделия, помогают автору создать живую, даже мысленно осязаемую картину.

Вывод по Главе II :

Вместе с портретами, историями жизни, описанием усадеб, домов, интерьеров, особенностями речи и поведения образы еды отражают черты характеров героев. «Съедобные» детали служат созданию образов поэмы, а через них – постижению идеи произведения.

Для Гоголя еда, заполняющая и желудки героев, и всё окружающее их пространство, является средством изображения душевной пустоты персонажей, которые заняты только удовлетворением своих физических потребностей. Поэтому они достойны называться «мёртвыми душами» в гораздо большей степени, нежели те, кого они покупают и продают.

Таким образом, роль гастрономической лексики и описаний еды как приёма пищи в поэме Н.В. Гоголя многоплановая. Они выполняют разнообразные функции

Ø выступают в качестве характеристики помещиков,

Ø являются средством раскрытия характеров и «инструментом» символизации их образов,

Ø являются одним из способов авторской оценки,

Ø используются в качестве комических деталей,

Ø подчеркивают пародийность самого произведения,

Ø служат украшением текста, помогают автору создать живую, даже мысленно осязаемую картину.


 

Глава III . Социологическое исследование "Еда на страницах художественных произведений"


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!