Чичиков и его гастрономический взгляд на мир



На мир Чичиков смотрит сквозь призму еды, используя гастрономическую лексику: глаза его липнут, как будто «их кто-нибудь вымазал медом»; под ситцевым одеялом Коробочки он сворачивается «кренделем»; дороги перед ним «расползлись во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка»; в зеркале вместо лица он видит «какую-то лепешку».

Н.В.Гоголь остро высмеивает своего героя, показывая, что он в этом отношении ничем не отличается от «мертвых душ» помещиков и чиновников.

И в самом себе, и во всем окружающем мире П.И. Чичиков выделяет то, что напоминает нечто съедобное. О других людях он также думает так, как подсказывает ему желудок, это находит отражение и в портретах персонажей. (См. Приложение 5). Овал лица губернаторской дочки «круглился, как свеженькое яичко». Два лица, увиденные в избе, напоминают огурец и молдаванскую тыкву. Лица чиновников в палате, где служил Чичиков, похожи на «дурно выпеченный хлеб: щеку раздуло в одну сторону, подбородок покосило в другую, верхнюю губу взнесло пузырем». Бабенка напоминает «ядреную репу», старушка похожа на сушеную грушу, у «породистых, стройных девок» глаза репой, а сбитенщик лицом похож на самовар.

Гастрономические детали, включённые в портреты персонажей, не позволяют Чичикову увидеть духовный мир человека. Исключением стали портреты Ноздрева (свеж, как «кровь с молоком»; белые, как сахар, зубы) и Манилова («глаза сладкие, как сахар»; «чересчур передано сахару»; «выражение не только сладкое, но приторное») – в них «съедобные» детали служат средствам индивидуализации персонажей.

Гастрономическая лексика и образ еды в изображении крестьян

Следуя за Чичиковым в его путешествии, мы не только встречаемся с помещиками, но и видим безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Его удел – нищета, болезни, голод, страшная смертность. Крепостное право калечит и помещиков, но и крестьян. (См Приложение 6)

Н.В.Гоголь показывает бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, дворовую девку, которая не знает, где правая, а где левая сторона. Лакей Петрушка, как и его хозяин, воспринимает мир через призму еды: тюфяк, убитый и плоский, напоминает ему то блин, то лепешку. Вместе с Селифаном он не прочь «приложиться к бутылке». А слуга Ноздрева не гнушается урвать кусок от балыка и съесть его, пока не видит хозяин.

На примере капитана Копейкина, который «приютился в трактире на рубль в сутки» и ел сначала щи и «кусок битой говядины», а потом из-за безденежья брал «селедку или соленый огурец да хлеб на два гроша», мы видим, как голодают бедные люди. И котлетки с трюфелями, семга, вишенки «по пяти рублей за штучку», арбуз «за сто рублей» - яркий контраст между богатыми и бедными.

А тот, кто ест эти деликатесы, не вспоминает о таких, как капитан Копейкин.

Но есть и другие. Это Михеев, Степан Пробка, Милушкин – трудолюбивые и энергичные люди, способные не падать духом при любых обстоятельствах. «Вот он, Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы! Чай, все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба да на два сушеной рыбы»,- так размышляет Чичиков, перебирая купчие и удивляясь тому, что сам о мертвых крестьянах думает, как о живых.

Мотив еды и авторская обложка произведения

Когда поэма «Мертвые души» готовилась к печати, писателю были предложены прекрасно выполненные иллюстрации Агина и Бернадского. Но Н.В. Гоголь отказался от них, настаивая на том, чтобы на обложке поместили его, далеко не профессиональный рисунок. Чем же интересна эта обложка? (См. Приложение 7)

Первое, что бросается в глаза – это большое количество разнообразных бытовых предметов, среди которых мелькают жанровые сценки. Здесь нам встретятся бутылки, окруженные рюмками, множество разных рыб на блюдах, воскрешающих в памяти того осетра, которого Собакевич «доехал в четверть часа с небольшим». В правой части листа вверху мы видим подгулявшего мужичка с рюмкой в руке, внизу – танцующую пару. При внимательном рассматривании замечаем, что рисунок посвящен не одним только радостям плоти: в декоративных завитках можно увидеть черепа, а между ними несколько скелетов.

Как и название поэмы, изображение на обложке может быть прочитано двояко: в блюдах и бутылках мы видим обобщение той праздной и бездуховной жизни, которую ведут помещики, чиновники и Чичиков, а сапог, крестьянский лапоть, тройка связаны с мотивом движения и символизируют у Гоголя живую душу народа.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1034; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!