Гастрономическая лексика и образ еды в «помещичьих» главах



Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой тот живёт: пейзажные зарисовки, внешний вид усадьбы, убранство дома. Потом изображает внешность героя, показывает его в действии. Важным оказывается отношение героя к предложению Чичикова продать мёртвые души. Но в каждой главе есть гастрономические эпизоды, описания еды, приёма пищи.

Необычайно наблюдательный художник, Гоголь находит отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, а трапеза, гастрономические предпочтения, еда отражает характер человека, показывая его вкусы и пристрастия (См. Прилож.2).

В угощениях, которыми обмениваются супруги Маниловы (кусочек яблочка, конфетка, орешек), видна присущая Манилову сентиментальная слащавость. У него нет такого обеда, как «на паркетах и в столицах». Угощая Чичикова, он предлагает щи «от чистого сердца». Но старуха в трактире отметит «великатность» Манилова, который спросит и курицу, и телятину, и баранью печенку, и «все только попробует». В этом и непрактичность Манилова, и его мнимая значительность.

Наблюдения Чичикова во время обеда подчеркивают несоответствие мечты и действительности у Манилова. Наделенные необычными, «звучными» именами, сыновья ведут себя за столом невоспитанно. Фемистоклюс болтает головой «направо и налево» и чуть не роняет в суп «препорядочную постороннюю каплю» из носа. Алкид грызет баранью кость, от которой у него «обе щеки лоснились жиром».

Коробочка печалится о том, что Чичиков приехал к ней так поздно: «С дороги следовало бы поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя». Будучи хлебосольной хозяйкой, она предлагает «выпить чайку». На следующий день угощенья ее разнообразны: грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки, пироги. Все очень вкусно. Хорошая хозяйка, но прижимистая, скуповатая, т.к. угощает мучными блюдами. Это сытнее и дешевле. Экипаж Коробочки похож на арбуз и «напичкан» все тем же: хлеба, калачи, кокурки, кренделя и т.д.

С восторгом рассказывает Ноздрев Чичикову о том, как славно «покутили» они на ярмарке, перечисляя все, что они пили, привирая, что он один «выпил семнадцать бутылок шампанского». Здесь уже схвачен весь характер Ноздрева: неугомонный, озорной, буйный, вздорный, он непредсказуем. Он приглашает Чичикова к себе, обещая угостить отменным балыком. Отказывается от закуски в трактире, предпочитая рюмку водки. Любовь к выпивке оказывается сильнее. Поэтому и обед не составляет у него «главного в жизни», «блюда не играют большой роли: кое-что пригорело, кое-что и не сварилось». Однако в большом изобилии вина, в описании которых видно желание Ноздрева приврать, прихвастнуть, выдать желаемое за действительное: мадера, лучше которой «не пивал сам фельдмаршал» (а заправляли ее ромом или даже царской водкой); рябиновка, отдающая сивухой; какой-то бальзам и т.д.) За ужином на столе стоит бутылка с «каким-то кипрским» («кислятина во всех отношениях!»), за завтраком – бутылка рома. А хлебные крохи, которые валяются на полу, говорят о безалаберности хозяина дома и заставляют Чичикова задуматься о том, как вести себя с Ноздревым.

В доме Собакевича все напоминает его самого, огромного, похожего на медведя. Поэтому он за обедом «отваливает себе огромный кусок няни». Предпочитает всю свинью, всего барана, всего гуся, отказываясь от всяких «гадостей» (лягушки, устрицы, фрикасе). Ватрушка у него «гораздо больше тарелки», индюк – «ростом с теленка». Использованные автором гиперболы делают еду такой же огромной, как и хозяин дома.

Медведь – хищник, и на столе Собакевича мы видим мясные блюда. Медведь что поймал, то и съел. И Собакевич  – выбирает что-то одно и наедается до отвала, съедая все подчистую (например, осетра).

Контрастны два натюрморта у Плюшкина: один – на «бюре», где мы видим «лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха», рюмку с «какой-то жидкостью и тремя мухами»; другой – на стене, где на огромной почерневшей картине мы видим фрукты, разрезанный арбуз, кабанью голову и утку. Это похоже на настоящее и прошлое Плюшкина: бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике. Он давно уже не видит гостей, т.к. от них мало проку. Чичикова он кормить не намерен и угощает его только тогда, когда видит в нем «своего благодетеля». А уж угощение каково! Сухарь из кулича, который, «чай, поиспортился», так его ножом надо поскоблить, и ликерчик, который «еще покойница делала» и из которого он всех козявок повытаскивал. Чичиков отказывается от такого угощения.

У Плюшкина еда – мерило человеческих качеств: «хорошего общества человека хоть где узнаешь: он и не ест, а сыт». Сам он «не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная», но, заглянув в кухню под видом того, чтобы «попробовать, хорошо ли едят люди, наелся препорядочно щей с кашею». Он владелец более тысячи душ, а калач, не доверяя никому, сам «положит на то же место».

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» – восклицает Н.В. Гоголь и справедливо называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Таким образом, мы видим, что каждая «съедобная» деталь отражает черты характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой, служит средством его индивидуализации.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!