Психологема из серии «Жизнь врасплох»
За обеденным столом пятилетний Антон, он же Сын и Внук; Папа, он же Зять; Бабушка, она же Теща.
Антон плохо ест, играет вилкой; Бабушка сердится, требует, чтобы Антон ел как следует.
Папа слушает и ест.
Вдруг Сын спрашивает:
‑ Папа, а почему Бабушка такая скучная и ворчливая?
Бабушка, напряженно улыбаясь, смотрит на Папу. Что он ответит?… Этюд разыгрывался повторно: импровизируя, роль Папы поочередно играли семь человек (три женщины, четверо мужчин). Вариантов получилось много, привожу восемь.
1. «На страже авторитета».
‑ Вынь вилку из носа к не болтай глупости. («А завтра ты спросишь у Мамы, почему Папа такой чудак?»)
Бабушка удовлетворена, Антон абстрагируется.
2. «Жизнь реальна, жизнь сурова».
‑ Вот станешь таким же ‑ узнаешь. Антон не удовлетворен. Бабушка плачет.
3. «На войне как на войне».
‑ Спроси у Бабушки сам.
Бабушка швыряет в Папу тарелку, Антон смущен.
4. «Промежуточный код».
‑ А посмотри, Антошенька, какая пти‑ичка летит» (Сладким тоном и одновременно беря за ухо.) Бабушка сдержанно торжествует, Антон ловит кайф.
5. «И волки сыты и овцы целы».
‑ Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе потом объясню. (Подмигивая, с обаятельной улыбкой.)
Неудовлетворенность Бабушки, презрение Антона.
6. «Меры приняты».
‑ Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе сейчас объясню. (Подмигивая Бабушке и снимая ремень.)
Бабушка бросается на защиту внука.
|
|
7. «На тормозах».
‑ (Мягко, вкрадчиво‑отрешенно.) Видишь ли, сынок, исходя из принципа относительности, а также имея в виду проблему психофизического параллелизма, все бабушки немножко ворчат и немножко скучные, а также все мы немножко бабушки, немножко скучные и немножко ворчим. Вот я сейчас на тебя и поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик. Когда мне было пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему папе таких ворчливых вопросиков, потому что у папы был большой‑пребольшой ремешок…
Бабушка и Антон впадают в гипнотическое состояние.
Еще варианты ‑ Папа грустно смеется; Папа весело молчит; Папа поет «В траве сидел кузнечик»: Папа включает радио, а тут как раз передача «Взрослым о детях», и т.д. до бесконечности…
Последовал разбор, комментарии. По поводу каждой из сценок, как выяснилось, можно написать целый трактат: о том, как Папа относится к Сыну, к Бабушке, к самому себе; какие у него ценности, идеалы, взгляды на воспитание, как воспитывали его самого; насколько культурен, интеллигентен, находчив; насколько способен чувствовать и понимать окружающих; здоров ли психически; может ли уравновесить интересы свои и чужие…
|
|
8. Вариант «Доктор».
‑ Понимаешь, Антоша (заговорщически), человек становится скучным оттого, что с ним не играют. От этого и ворчливый делается, что скучно и не играют с ним. Ты согласен?… Ты ведь тоже скучный и ворчливый, когда я с тобой не играю, так? («Угу…») Ну вот, а если будешь с Бабушкой играть побольше и притом иногда слушаться, увидишь, она станет веселой‑веселой, правда, Анна Петровна?… (Бабушка растерянно кивает.) А вилку (еще более заговорщически) я бы на твоем месте из носа вынул. И навсегда, понимаешь?… На всю жизнь.
Как не поладили Пряник и Апельсин
Антона сыграл Д.С., Бабушку ‑ Дана Р.
За обеденным столом все те же Антон и Бабушка. Антон задумчиво грызет пряник.
Бабушка (ласково, заботливо): ‑ Антоша, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу…
Антон (вяло): ‑ Не хочу апельсин.
Бабушка (убежденно): ‑ Антон, апельсины надо есть! В них витамин цэ.
Антон (убежденно): ‑ Не хочу витамин цэ.
Бабушка: ‑ Но почему же, Антон? Ведь это же очень полезно.
Антон (проникновенно): ‑ А я не хочу полезно.
Бабушка (категорически): ‑ Надо слушаться!
Антон (с печальной усмешкой): ‑ А я не буду.
|
|
Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство): ‑ Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!
Антон (примирительно): ‑ Иди ты знаешь куда…
Кто есть ПНО
Комментарий Д.С.
Довольно простой пример ситуации «Столкновение Двух Слепцов». И Бабушка, и Антон ведут себя так, словно и не догадываются о существовании Мира Другого. Они и на самом деле в данном конкретном случае не догадываются, что перед каждым из них находится ПНО ‑ Психологически Неопознанный Объект, а вернее, субъект…
Бабушка исходит по меньшей мере из Пяти неосознанных предпосылок:
‑ Антон так же, как и Бабушка, придает большое значение вопросам питания;
‑ знает, что такое витамин цэ;
‑ так же, как и она, Бабушка, понимает слово «полезно»;
‑ способен отказываться от своих желаний и принимать не свои желания за свои;
‑ доступен влиянию авторитетов ‑ медицинских и прочих.
Понимает ли Бабушка, что перед нею ребенок? Да, конечно, она заботится о нем, воспитывает его, пытаясь внушить, что необходимо слушаться… Но обращается ли Бабушка к конкретному ребенку, который перед нею сидит, к Антону, каков он есть?… Нет, конечно. Она обращается к некоему исполнителю роли ребенка соответственно ее, Бабушкиным, ожиданиям; обращается к образу Антона, пребывающему в ее, Бабушкином, воображении. И если можно было бы этот образ увидеть, то оказалось бы, что он очень похож на саму Бабушку…
|
|
А вот только что произошедшее глазами Антона. Вы сидите, занимаетесь своим делом, никому не мешаете. Вдруг подходит иностранец‑непониманец, притворившийся Бабушкой, и требовательно лопочет что‑то на своем языке.
Иностранец уверен, что вы его понимаете. Вы отвечаете ему: не понимаю, что означает нихт ферштейн, но иностранец продолжает лопотать, да еще сердится. Тут вы догадываетесь, что иностранец‑то глух, и пытаетесь объясниться с ним жестами; но он продолжает лопотать и сердиться. И вы вынуждены прекратить общение…
Видел ли Антон Бабушку любящую, заботливую? Нет, не видел. А Бабушку беспомощную, Бабушку наивную, Бабушку‑ребенка, которой не грех было бы и уступить? Нет, конечно, тоже не видел. Видел ли в Бабушке себя ‑ каким она его видела? Нет, не видел, но чувствовал, что образ Разумного Послушного Мальчика ему предлагают, навязывают, ‑ и защищался как мог…
«Как Апельсин перехитрил Пряника»
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!