Образ крестьянства в литературе



XIX век становление реализма как сложного и разнообразного явления связано с углублением литературы в освещение крестьянского бытописания, во внутренний мир личности, в духовную жизнь народа. В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. В XIX веке в русском обществе существовало 2 класса: крестьяне и дворяне – с непохожей культурой и языком, поэтому одни писатели писали про крестьян, а другие дворян. У Крылова, Пушкина, Гоголя и других мы видим образ крестьян. Все они изображали крестьян разными, но было у них и много схожего.

 Иван Андреевич Крылов, например, в своей басне «Стрекоза и муравей» показывает на примере муравья – крестьянина трудягу, жизнь которого тяжела, а стрекоза означает противоположное труду устремление. Подобные идеи мы видим в таких баснях Крылова, как «Огородник и философ», «Крестьянин и Лисица», «Крестьянин и смерть», «Волки и овцы» «Булат», «Слон на воеводстве», «Крестьянин и овца» и многих других. Например, в басне «Крестьянин и смерть» автор описывает народную безотрадную жизнь, когда сама жизнь в тягость. Крылов показывает, здесь настоящий образ русского крестьянина, в басне автор рисует образ мужика, который находится вечно в нужде и заботах, всегда в работе, потому как вынужден платить государству и помещика, т.е. видим трудягу и вечного бедняка. В другой басне «Огородник и философ», мы видим торжество разума простого человека, которые не хвалится своими знаниями и с помощью своего труда идет вперед и показывает его уважение к народному труда. Таким образом, мы видим, что в баснях Крылов показывает нам именно образ русского крестьянства, который отображен практически также ярко, как у Некрасова.

Другой писатель, один из величайших представителей культуры XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Мы знаем, что Пушкин очень любил свою Родину и свой народ, поэтому проблемы русского общества писателя очень волновали. У Пушкина образ крестьянства, прежде всего, проявляется в его двух самых важных произведениях «Капитанская дочка» и «Дубровский». В этих произведениях Пушкин описывает быт и нравы крестьян того времени, в произведениях он говорит о народе русском простом ни как о толпе, а как о сплоченной команде, которая понимает, что антикрепостнические настроения – это вполне реально. В первом произведении мы видим, как автор описывает крестьянское восстание Пугачева, во втором становимся свидетелями противостояния крестьянства и дворянства. В каждом из произведений писатель подчеркивает трудное состояние крестьян, а также острые разногласие между двумя сословиями, вытекающие из угнетения одного сословия другим. Грушкин писал, «Пушкин несомненно боялся крестьянской революции. Именно представители последней получаются в его изображении „настоящими“, полноценными, синтетическими людьми, сочетающими со здравым смыслом и практической сметкой героическое начало, силу и благородство эмоций» [23, с. 436]. Автор говорит о том, что Пушкин в своих произведениях показывает нечто страшное и для него самого, вместе с тем показывает через это героичность русского народа и его самоотверженность, борьбу за свободу.

Кроме Пушкина эту тему поднимает Николай Васильевич Гоголь. Образ крестьянства, который рисует Гоголь представлен, конечно, в его произведении «Мертвые души». Гоголь в своей поэме изобразил русское общество не только в величии, но и со всеми своими пороками. Автор нас знакомит с множеством лиц разных властных структур и обрисовывает ужасные картины крепостного права. Гоголь говорит, что крестьяне фактически являются рабами помещиков, они существуют в качестве вещи, которую можно отдавать или продавать. Несмотря на то, что Гоголь показывает такую нелестную картину жизни крестьянства и сочувствует им, тем не менее, он не идеализирует их, а лишь показывает силу русского народа. Именно эту мысль автор отражает в 11 главе:

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
 Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» [23].

Гоголь в этом отрывке подчеркивает силу народа и силу Руси, а также отражает своё отношение к русскому простому работящему народу. Причем в этом отрывке автор отражает свое отношение к крестьянскому вопросу через определенную символику. Например, дорога, которая остается позади символизирует тяготы крестьян, пороки и неразумие помещиков; птица тройка символизирует истинный путь, путь свободы и освобождения Руси от закрепощения. Также та самая птица тройка символизирует, и перемены, указывает на что-то новое, будь то расширение кругозора или изменение в отношении к своему же народу власти. Благодаря символам, которые присутствуют в этом отрывке и на протяжении всего повествования, Гоголь изобразил образ крестьянства. В глазах автора, крестьянство имеет огромную силу и широту души народной, а также бойкость крестьян, которая может вылиться в реакционные крестьянские волнения. Автор считал, что народ может всё перенести и, несмотря на все невзгоды они добьются свободы и справедливости для своего сословия. В этом отрывке мы видим это образе птицы тройки, которая много приносит в мир изменений несясь беззаботно в неизвестность.

Иван Сергеевич Тургенев, как и предыдущие авторы, заинтересовался темой закрепощения. Образ крестьянства представлен у Тургенева в его сборнике «Записки охотника». Этот сборник состоит из ряда рассказов не взаимосвязанных между собой, но объединенных одной темой. Автор говорит о крестьянстве. Многие считают, что автор нарисовал образы крестьян, подчеркивающие наиболее типичные черты русского национального характера. Тургенев в рассказах описывает жизнь крестьянства и быт крестьян. В отрывке из рассказа «Бежин луг» Тургенев пишет: « Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун -- большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве» [64, с. 16].

 В этом отрывке мы видим, как автор описывает работу крестьянских детишек и с какой нежностью он говорит обо всем этом. Конечно, не только это можно увидеть как в этом отрывке, но и во всем рассказе. Прежде всего, в этом рассказе автор непросто описывает работу детей, он говорит о труде крестьян. В рассказе Тургенев сообщает, что крестьяне все равны не только в своем положение, но и в том, что у каждого свои обязанности, своя работа, своя нелегкая ноша. Причем, дети выполняют работу нелегче, чем у взрослых, но превращая все это в игру, детям легче с ней справится, особенно если учесть, что дети решены своего детства, беззаботной жизни, игр. Автор выделил описанию детского труда и детей целый рассказ не зря. Он хотел этим указать на ситуацию, которая сложилась на Руси, пытаясь призвать власть к принятию мер, которые обещают предпринять, но только медлят и наблюдают как ситуация накаляется, а народ бунтует и хочет, что бы их права тоже учитывались, народ хочет свободы.

Николай Алексеевич Некрасов свои взгляды о крепостном праве высказал в произведении «Кому на Руси жить хорошо?». Уже в заглавии, понятно, о чем будет идти речь в произведении. Главное место в поэме занимает положение крестьян при крепостном праве и после отмены его. Автор повествует о том, что несколько крепостных мужиков отправились в путь, чтобы выяснить кому на Руси жить хорошо. Крестьяне встречаются с разными людьми, мы через встречи видим отношение к крестьянскому вопросу и вообще к крестьянам. Эта тема прослеживается во всех произведениях Некрасова. Мостовская писала, что это связано с его жизнью: «Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Н., потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая, "русокудрая", голубоокая мать поэта» [47, c. 50]. Она говорит в своей работе, что на жизнь Некрасова и его семьи повлиял крестьянский вопрос. Заинтересованность этой темой вытекает из его жизни и крепостных крестьян, которые его окружают.

Как ни у кого в произведении Некрасова, мы видим множество крестьянских образов. Хотя бы можно начать с крестьян-странников из народа, которые олицетворяют в себе истину, справедливость, достоинство и сочетают основные черты характерные для русского крестьянства – бедность, любознательность и бесхитростность. В поисках счастья крестьяне-странники направлены не на простой народ, а на высшие слои. Но вместе с тем, автор говорит и о неприязни крестьян к своим угнетателям, которые живут за их счет. В описании крестьянского населения Некрасов выделяет любовь людей к труду и их желание всегда прийти на помощь, нуждающимся совершенно безвозмездно. Конечно, писатель не забывает подчеркнуть и богатырскую силу народа. Например, у мужчин это сохранение лучших черт – добродетелей, способность всегда выручить из беды не смотря на тяжелую жизнь, а у женщины проявляется это в характере, силе воли, стойкость. Автор не упустил в описание образа крестьянства и религиозность крестьянства, которая существовала в то время и существует сейчас. Но в произведении автор дает описанию не только крестьян, но и высших слоев людей, как бы противопоставляя эти образы один против другого. С помощью чего у автора получилось наиболее правдиво изобразить крестьянство и их быт.

Важную роль тема крестьянства сыграла в творчестве Салтыкова-Щедрина. Свою критику он выражает в сатирических сказках. Автор правдиво отразил Россию, в которой помещики всесильны и угнетают крестьян. Но не каждый понимает истинный смысл сказки. В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глупость. Об этом речь идет и в сказке «Дикий помещик». В сказке размышляет автор о безграничной власти помещиков, которые угнетаю всячески крестьян. Автор высмеивает господствующий класс. Жизнь помещика без крестьян совершенно невозможна. Автор сочувствует народу, рисуя образ достойных крестьян, которые глубоко релегиозны, трудолюбивы, даже несмотря на беззаботность и бедность люди пытались обеспечить свою семью, хотя в конце и пропали.

Следует вспомнить ещё одного автора Глеба Ивановича Успенского. Глеб Иванович ещё не будучи писателем посвятил много времени наблюдениям за крестьянами и за деревней. Шаховская подчеркивает, что Короленко посвятил один из самых значительных трудов теме крестьянства. Этот цикл его повестей «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Знакомство с Тургеневым было не маловажно в становлении писателя и его интересе к теме крестьянства. Результатом наблюдений Короленко и изучения разных сторон крестьянской жизни также явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» [70]. В цикле своих произведении «Разоренье», автор пишет о пропасти между крестьянами и интеллигенцией. Он описывает положение крестьянской деревни до отмены крепостного права и после отмены крепостного права. Автор отразил отношение деревни к реформам по отмене крепостного права. В цикле «Из деревенского дневника» видно насколько автор захвачен темой народной жизни. В этом цикле автор описывает разложение крестьянства, разорение деревни, описывает уклад деревни. Исходя из этого, можно предположить какое отношение у автора к крестьянскому вопросу. Крестьяне заняли в творчестве автора важное место, он один из тех, кто мастерски описал крестьянскую деревню.

Авторы, которых интересовала тема крестьянства и крепостное право, рассматривали важные вопросы своего времени. Несмотря на столь однородную тему, все авторы создают совершенно разные образы крестьян, которые содержат только одинаковые типические черты. Авторы описывали уклад жизни крестьян, их быт, их положение, реформы и восстания, их судьбу.

В XIX веке в живописи и литературе уже присутствуют наиболее видные деятели искусства, такие как Пушкин, Некрасов, Тропинин, Венецианов и многие другие, которые рассматривают крестьянский вопрос наиболее остро, чем в XVIII веке, показывают всю подноготную русского общества через свои произведения, которые иллюстрируют нам правдивую жизнь общества. Деятели искусства, раскрывая образ крестьянства, противопоставляли его высшим слоям общества, которые утратили свое достоинство.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крестьянство – та тема, которая интересовала зарубежных и русских авторов. В ходе исследования была раскрыта цель – рассмотрение образа крестьянства в русском искусстве XVIII-XIX веков и выполнены поставленные задачи, с помощью чего видны различии в степени развития этой темы в искусстве, в общем, и в России, а также связь образа крестьянства в русском искусстве с жизнью общества.

При изучении данной работы, мы пришли к следующим выводам. Образ крестьянства в искусстве начинает формироваться в мировой культуре в XVI-XVII веках в бытовом жанре. Как правило, крестьян изображали в национальной или рабочей одежде. Чаще всего в живописи художники для фона используют рабочее место крестьян или просто природу, причем в первом варианте крестьяне изображены с орудиями труда, например с коклюшками или серпом. В зарубежном искусстве образ крестьянства рассматривается не параллельно и в наиболее мягкой форме.

 В XVIII веке русском искусстве можно наблюдать зачатки появления темы крестьянства, например, в живописи в работах Вишнякова А.И.,  Шибанова М.,  Ерменёва И.А., Аргунова И.П., в литературе в работах Бахтина И.И., Фонвизина Д.И., Радищева А.Н., Карамзина Н.М..

Авторы этого время показывают нам крестьянские праздники, быт крестьян, обычаи крестьян, уклад крестьянской жизни, тягло крестьян, их жилище и одежду, но пытаются не выходить за определенные рамки, показывая лишь часть правды.

В XIX веке появляются другие тенденции. Тема крестьянства была в то время открыта многими авторами, для русского искусства она была очень нова, несмотря на то, что тема появилась ещё в предыдущем столетии. Авторы очень смело отражали образ крестьянства в своих произведениях, отражая истинные реалии российского общества без приукрашивания.

Крестьянскую тему в XIX веке наблюдаем в живописи Венецианов А. Г., Тропинин В. А., Федотов П. А., Мясоедова Г.Г.,. Репина И. Е, Максимова В. М., Архипов А.Е., в литературных произведениях Гоголя Н.В., Некрасова Н.А., Тургенева И.С., Крылова И.А., Пушкина А.С., Гоголя Н.В.; Салтыкова-Щедрина; Успенского Г.И..

При изучении данной темы использовались картины и литературные произведения отечественных авторов, труды исследователей в области искусства, исследования в области истории, что помогло проиллюстрировать актуальность данной темы, взаимосвязь класса крестьянства в русском искусстве и истории русского народа, выявить общие черты крестьянства и их проявления в живописи и литературе.

В XVIII-XIX веках именно представители искусства обратили власти к теме крепостного права, где крестьяне были практически рабами. Авторы иногда многим рискуя показывали жизнь народа без прикрас, отражая всю подноготную общества и отношения крестьян с остальными сословиями. Особенно ярко это выражали писатели, которые отразили и свое отношение к крестьянам, к их положению, к восстаниям и произволу помещиков.

Кроме того, в это время представителям искусства не только получилось обратить внимание власти к этой теме, но и показывали крестьянам, что кто-то пытается для них что-нибудь сделать, если говорить о интеллигенции, которой было не все равно. Но и сами крестьяне смогли вырваться в область искусства получить возможность голоса, а иногда и успеха.

В России в культуре авторы способствовали, появлению нового героя – крестьянина, который сохраняет свою гордость и достоинство при столь тяжелом труде, и пытается пройти сквозь все испытания. Кроме того, видим, насколько в русской история: состояние страны и русского народа повлияло на искусство, а искусство на состояние государство и самих крестьян.

Тема не имеет глубокого исследования, но актуальность ее говорит о будущем развитие, поскольку данный период и образ очень важен не только для русской культуры, но для русского истории и русского общества как прошлых веков, так и настоящего времени.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александров В. Н. История русского искусства. – Минск.: «ХАРВЕСТ»,2004.

2. Ачмизов, А. А. Государственные крестьяне в России: трансформация правового статуса, управления и сословного самоуправления (XVIII-XIX вв.) / А. А. Ачмизов ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации", Южно-Российский ин-т упр. - фил. РАНХиГС, Каф. теории и истории права и государства. - Ростов-на-Дону : ЮРИУ РАНХиГС, 2015.

3. Басовская Е. Н. Личность - общество - мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. - М.: Интерпракс, 1994.

4. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Л.: Детская литература, 1982.

5. Безгин. В. Б. Крестьянская повседневность (конца XIX – начала XX века. - Москва Тамбов: Издательставо ТГТУ,2004. С.617

6. Белокопытова Наталья Юрьевна. Эволюция крестьянского сословия и общинной формы землепользования: теоретико-правовые вопросы // Вестник ВУиТ. 2014. №1

7. Беляев И. Д. Крестьяне на Руси: Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. - М.: ГПИБ, 2002.

8. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2007.

10. Брук В.Я. У истоков русского жанра.- М.: Искусство, 1990.

11. Буганов. В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии - М.: "Молодая гвардия", 1989.

12. Виппер Ю. Б. Введение: Литература Западной Европы XVII в. История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1987.

13. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII -начале XVIII вв. (численность, сословно-классовый состав, размещение) - М.: "Наука" 1977.

14. Воронов В.С. О крестьянском искусстве.-С-П: Советский художник, 1972.

15. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1998.

16. Всемирная история Том V. Под редакцией: Я. Я. Зутиса (ответственный редактор), О. Л. Вайнштейна, Н. И. Павленко, В. Ф. Семенова. – М.: Издательство социально-экономической литературы,1958.

17. Всемирная история Том VI. Под редакцией: Н. А. Смирнова (ответственный редактор), Н. А. Ерофеева, А. Р. Иоаннисяна, А. С. Нифонтова – М.: Издательство социально-экономической литературы,1958.

18. Всемирная история. Т. 5.// под ред.Я.Я. Зутиса, О. Л. Вайнштейна и др. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.

19. Гаркави А. Становление реалистических жанров в поэзии Н. А. Некрасова. - М., 1981.

20. Гоголь Н. В. Мертвые души. «Полное собрание сочинений в четырнадцати томах». - Издательство АН СССР, 1937-1952.

21. Горская. Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. - М.: "Наука" 1977.

22. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

23. Грушкин А. И. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. С. 424—441

24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том четвертый. Р — Ѵ. - СПб.-М. : Тип. М.О. Вольфа,1882.

25. Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. – М., 2010.

26. Добролюбов Н.А.. О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179.

27. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 5-е издание, переработанное и исправленное. - М.: ACADEMIA, 2001.

28. Ефимов А.В. Новая история. - М., Просвещение, 1978.

29. Жданов В. Жизнь Некрасова.- М., 1981.

30. Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова. - М.: Искусство, 1954.

31. Зудина Л. С. История России в XVII в. - Липецк, 2004.

32. История России от древнейших времен до начала XX века. Под редакцией И.Я.Фроянова. - СПб., 1992.

33. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. — 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк.,  2001.

34. История Э68 России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. Т. 5, ч. 2.-М.: Аванта+, 1997.

35. Карамзин Н. М. Бедная Лиза. - Издательство: Детская литература, 2015 г.

36. Ключевский В.О. Курс русской истории. –СПБ.: Издательство: «АСТ»,«Астрель-СПб»,2010.

37. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. 2-е изд. – М., 1918.

38. Костомаров. Н. И. Русские нравы: ("Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа столетиях", "Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества", "Рассказы Богучарова"). - М.: "Чарли", 1995.- С.- 150.

39. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве XVIII – первой половины XIX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства.- М., 2007.

40. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве XVIII века // Материалы VIII международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. - М., 2006.

41. Крестьянский вопрос в России в конце XVIII - первой половине XIX вв.: сборник документов и материалов : [в 4 т.] / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Липецкий гос. пед. ун-т им. П. П. Семенова-Тян-Шанского" ; [сост.: Аркадий Наумович Долгих]. - Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2016.

42. Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. - Л., 1988.

43. Литвинов М. А. История крепостного права в России. – М.: 1897.

44. Лотман. Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века).- СПб.: "Искусство СПб", 1994.

45. Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. М., 2004.

46. Миронов Б.Н. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства / Миронов Б.Н. // Acta Slavica Iaponica. - 1998.

47. Мостовская Н. Н. Библиография литературы о Н. А. Некрасове 1975--1986// Некрасовский сб. - Л., 1987. Т. 9.

48. Некрасов Н.А. Стихотворения Ставропольское издательство,1975.

49. Новая философская энциклопедия. - 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

50. Новицкий А. Перов, Василий Григорьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. – СПб.-М., 1896-1918.

51. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.4-е издание.- М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

52. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001.

53. Пайков Н. Феномен Некрасова.- Ярославль, 2000.

54. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Кристалл. 1997.

55. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. – М.: Мир, 1912.

56. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - М., Детская литература, 1975.

57. Развитие русского права в первой половине XIX века / Отв. ред. Е. А. Скрипилев. – М.: Наука, 1994.

58. Риттих А. А. Зависимость крестьян от общины и мира. – СПб., 1903.

59. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2006.

60. Рябцев. Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт в XI-XVII вв. - М.: "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997.

61. Сарабьянов Д. В. В. Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов // История русского искусства. Т. IX. - Ч. 1. - М., 1967

62. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. - М.: Энциклопедия русской цивилизации,2000.

63. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детгиз, 1960.

64. Тургенев И. С.. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. - М.: "Наука", 1979.

65. Федосюк, Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – 2-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2007.

66. Фокеев А.Л. Знамение времени. Проза ХIХ века.- Саратов : Лицей, 2005.

67. Христофоров И.А. Правительственная политика и "крестьянский вопрос" до и после отмены крепостного права: 1830-е - начало 1890-х гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Христофоров Игорь Анатольевич; [Место защиты: Ин-т рос. истории РАН]. - Москва, 2013.

68. Шарандак Н. П. Иван Аргунов: 1727-1802. - Л.: Художник РСФСР, 1977.

69. Шатковская Т. В. Обычное право российских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Ростов н/Д, 2009.

70. Шаховская Н. Д. В. Г. Короленко: Опыт биографической характеристики. — М.: книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1912.

71. Шебзухова Ф.Х. Крестьянский вопрос вовнутренней политике царского самодержавия в первой половине XIX в. / Шебзухова Ф.Х. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - № 3

72. Шевченко М. М. История крепостного права в России. – Воронеж, 1981.

73. Энциклопедический словарь юного художника.- М.: Педагогика, 1983.

74. Янг Сын Чжо Социальная структура российской деревни в конце XIX - начале XX вв. (1880-1905 гг.): по материалам статистики Центрально-черноземных губерний - Воронежской и Тамбовской : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Янг Сын Чжо; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2008.

75. Differencing the Canon: Feminism and the Histories of Art, London, Routledge, 1999. Vision and Difference: Feminism, Femininity and the Histories of Art, London, Routledge Classics, 2003

76. Image of the People: Gustav Courbet and the Second French Republic, 1848-1851. London: Thames & Hudson, 1973.

77. Wolff, J. The Social Production of Art, Macmillan, 1993.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 2710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!