ГЛАВА 2.ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА



Общая характеристика русского крестьянства XVIII века    

Понятие «крестьянство» появилось в России ещё в Древней Руси. В Древней Руси крестьянами называли всё население, вне зависимости от его занятия. Одним из основных классов российского населения, главным занятием которого является землевладение, крестьянство оформилось в России к 14-15 векам. В 16-17 веках распространилась крепостная зависимость крестьян от помещиков. С конца 19 века и после 1861 года крепостные крестьяне разделились на предпринимателей и на обнищалых крестьян [8].

Для России XVIII век был периодом контрастов, так как в после петровской России светские приемы и роскошь дворянства стояла рядом с голодным и тяжелым положением крестьян. Быт и образ жизни русского народа, человек полностью зависел от того какую нишу, он занимает. К сожалению, это не вызывало дискомфорт со стороны дворянства. Дворянство тем временем беззаботно проживало, их работу выполняли крестьяне.

Крестьяне в первой половине 18 столетии все прочнее прикреплялись к личности владельца. Издавалось множество указов и реформ для закрепощения крестьян и для увеличения привилегий и прав дворянства. Из множества указов императоров и императриц видно, что в России идет европеизация. Европеизация коснулась жизни дворянства, образования и искусства, несмотря на то, что в России во многом поменялся уклад жизни, однако в Европе крепостничество оставалось позади, а в России оно только укреплялось и ужесточалось, а жизнь крестьян становилась невыносима. Орлов А.С. писал о том, что со стороны царей шла череда реформ, так называемая социальная политика. Социальная политика состояла в расширении прав и привилегий дворянства, что достигалось за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян. Дворяне могли владеть землей и крестьянами, а также контролировать денежные операции крестьян [52].

Из исследований автора ясно видно, что крестьяне, уже в первой половине XVIII века, становились, практически, безвольны и несвободны. Угнетение крестьян для дворян не было чем-то неправильным, а являлось частью их роскошной жизни, которая состояла из большого количества балов и празднеств. В дальнейшем состояние крестьянской общины только стало ухудшаться, что повлекло множество волнений среди крестьян, и привлекло к крестьянским восстаниям, которые только сделали тягостнее жизнь крестьян.

Ориентация на Европу в период правления Петра I принесло немало бед крестьянам, сколь много принесло привилегий дворянству. Например, специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены [32, 34]. Тем самым, правитель пытался развивать промышленность, а в итоге ухудшал социальное положение страны и приводил народные массы к волнениям. Кроме того нельзя не вспомнить реформу Петра, связанную с налогообложением. Суть реформы состоял в следующем «с 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры» [32]. Автор Фроянова И. Я. говорит об унификации низшего сословия. Что значит «унификация низшего сословия»? Автор говорит о том, что все крестьяне: крепостные, холопы и так далее. Они приравнивались не только в том, что все они платили налог в 2 раза больше, но и тем, что новая система налогов выделила 2 класса - дворянство и крестьянство, которые ярко контрастировали, причем первое имело особенное положение привилегии и права, а последнее не имело ничего и всячески ущемлялось. Таким образом, образовалось третье сословие, которое будет поделено ещё на ряд категорий.

Елизавета продолжила политику отца и всё, что сделано после смерти Петра I было упразднено. С правлением Елизаветы были возвращены все права дворянам на крестьян, то есть жизнь крестьян утяжелилась, а в 18-19 веках привело к гневу крестьян, который привел к большому количеству революций и появлению Салтычихи, которая погубила множество людей и оставила воспоминание о ней как черное пятно в истории России.

При Павле I продолжаются тенденции правления Екатерины. Согласно исследованиям Фрояновой, указы Павла в руки помещиков передали около 600 тыс. государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде, но правитель хотел и ослабить напряженность между крестьянами и помещиками. Павел I в законе 1797 г. впервые ре­комендовал помещикам ограничить барщину тремя днями в неделю, что, естественно, не исполнялось. По оценке, автора Лебедева закон Павла не соблюдался и тормозился местными властями [32,34]. И хотя Павел первый сделал шаг по раскрепощению крестьян, его законы не только не были соблюдены помещиками, но и помещики действовали жестче и полностью контролировали жизнь своих крестьян. Хотя помещики не хотели давать крестьянам образование и не хотели делать их более грамотными, но европейский уклад вынуждал делать из некоторых крестьян грамотных специалистов. Несмотря на то, что крестьянская интеллигенция была образована и обладала талантами, но они всё равно не обладали ни свободой, ни правами, хотя некоторые крестьяне получали образование за рубежом, они же во многом и обратили внимание на крестьянскую тему в русском искусстве 18-19 веков. Интеллигенция формировалась в крестьянской общине, но это лишь единицы из крестьян, а основная масса так и оставалась не образованной.

Павел для улучшения отношений между крестьянами и дворянами делал многое, но все равно не смог, сделать самого главного, отменить крепостного права, хотя и предпринял несколько шагов для освобождения крестьян. К концу своего правления Павел успел также вынести ещё один указ в 1798 г. восстановил утраченную промышленниками привилегию, но в это время принудительный труд на мануфактурах уже не имел для промышленников прежней привлекательности, ибо они за три с половиной десятилетия научились довольствоваться наемным трудом» [16, 33]. Для крестьян правление Павла не было такое уж радостное, тем не менее, они снова приобретали больше свобод, хотя тяготы также были невыносимы и помещики контролировали жизнь крестьян на всех этапах, но они становились грамотными и могли быть наемными работниками, ни все, но они не опускали головы.

Никто не может не согласиться, что при таком количестве великих царей – Российскую Империю в XVIII веке можно считать менее великой, чем Европа. И хотя из-за закрепощения мы отставали в промышленности и других сферах, но сельское хозяйство процветало, были реформаторы, которые вели страну вперед, и конечно Россия и русский народ даже, справившись, со многими тяготами, всегда был велик и сила его непоколебима.

В XVIII веке историки говорят о том, что оформилось несколько категорий крестьянства. Ефимов А.В. выделил 5 категорий крестьянства: частновладельческие (помещичьи) крестьяне, а также холопы и крепостные, монастырские крестьяне (с 1786 года стали государственными), дворцовые крестьяне (собственность царской семьи), черносошные крестьяне, посессионные крестьяне (собственностью заводов и фабрик) [28]. Когда мы говорим о разделении любого понятие всегда есть определенная иерархия, так и в этом случае каждая категория несла свою ношу, и к сожалению некоторым приходилось совсем туго.

Государственные или дворцовые крестьяне – наиболее защищенная категория крестьян из всех. Согласно исследованию И. Курукина, можно определить какие крестьянские категории в эту входили: казённые сибирские, ямщики, однодворцы, пахотные солдаты, служилые старых служб, адмиралтейские, приписные, ясачные и другие. Их всех определили в одну категорию – государственные. Кроме того, автор выделяет, что данным крестьянам выделялся большой участок земли, и большинство государственных крестьян было грамотным, имели хорошую общинную организацию, для них создавались специальные суды, и они несли присягу перед царем. Они также имели свободу, но работали везде, так как налоги были больше в связи с их более выносимым состоянием [34].

Исходя из замечаний автора, стоит заметить, что государственные крестьяне были на неплохом счету, так как причислялись не к крепостным, а к служителям царской семьи. Крестьяне были образованы и имели земли, а также имели некоторое административное влияние, но, тем не менее работы в городе было очень много и дополнительные налоги они также платили, так как их считали особыми, но у них была свобода, что в то время стоило очень дорого и получить было сложно.

Следующая категория, посессионные или приписные крестьяне. Этим крестьянам приходилось гораздо хуже, чем дворцовым. Курукин пишет о том, что они выполняли тяжелую работу, но не были рабочими. Они появлялись на предприятиях периодически, но занимались только самым тяжелым трудом. Когда крестьяне отрабатывали подать, то дополнительный доход им оплачивался меньше, чем рабочим. Также дворяне имели право купить или продать крестьянина. От крепостных крестьяне мало отличались, их могли посадить на цепь и наказать за непорядочную жизнь в семействе [34].

Посессионные крестьяне были наиболее несчастны, чем дворцовые. Судя по исследованиям и по историческим документам, крестьяне действительно мало отличались от закрепощенных крестьян, к тому же работы на заводах были тяжелы и мало оплачиваемы, эти крестьяне привязывались к заводам и уже не могли распрощаться с ним, их могли выкупить, но они всё равно не могли избавится от работ на предприятии и их, как правило, отправляли на самые ужасные работы.

В особую группу принято выделять монастырских крестьян. Курукин говорит о том, что крестьяне монастырские принадлежали церковным учреждениям, но продавать их они не имели права. Кроме того, монастырские крестьяне платили намного выше налог, чем государственные, поэтому среди этих крестьян было большое количество волнений и восстаний. Позже государство в стремлении отобрать земли у церкви перевело крестьян в другой экономический ранг и они стали государственными [34].

 Монастырские крестьяне имели свои плюсы, по сравнению с приписными, и минусы, по сравнению с государственными. Но так как работать, они могли только на земле, и только на церковь приходилось им нелегко, и когда они уже не могли вынести тягот, то с их стороны появлялся негатив, который выливался в восстания.

 Ключевский в «Истории России» говорил о том, что «черносошные крестьяне были свободные лица, но несли государственное тягло». Они имели такие же права как государственные, поэтому их позже причислили к дворцовым [36].

 И последняя категория помещичьи крестьяне, которые находились в особенно тяжелом положении. Количество помещичьих или крепостных крестьян в 18 веке постоянно росло и вширь и глубь. По словам, Курукина таких крестьян могли отсылать в Сибирь на каторгу. Крестьяне мало отличались от рабов и практически полностью принадлежали помещику, также дворяне могли продать крестьян, только не имели право убить или осудить за убийство[34].

Помещичьи крестьяне несли рабскую долю. У них не было практически прав и они практически полностью были в воле своих хозяев. У них был тяжелый труд и тяжелая доля, которая не оставляла им практически ничего в связи с чем, в истории было немало крестьянских восстаний, которые были практически успешны.

Несмотря на то, что крестьяне были практически бесправны, все же они не были лишены жизни. Конечно, жизнь крестьян связана с их работой, но здесь можно выделить некоторые особенности.

Основой любой крестьянской семьи является земля. Земля – богатство крестьянства. До XVIII века земля кормила крестьянский народ, но с наступлением XVIII века земля уже принадлежала высшим сословиям. Согласно исследованиям Игоря Курукина, крестьяне с XVIII века прикреплены к земле и не могут уходить самостоятельно с земли, поскольку зависят от церкви, дворянства или царской семьи[34]. Все крестьянство относилось к тяглому населению. Те кого, призывали в армию могли избавиться от крепостной зависимости, поэтому несмотря на тяжбы крестьяне не сторонились уходить в рекруты.

Крестьяне имели много тяжб, но всё же они друг друга поддерживали. В деревнях крестьяне образовали общины. Общины распоряжались землей. И земли каждому доставалось поровну, но качество земли разное, поэтому происходил и передел. Леса и пастбища были общими и не делились между собой. Крестьяне в общине обладали круговой порукой, поскольку за все преступления или неподобающее поведение наказывали всех. И. Курукин обратил внимание, что община сама решала споры между крестьянами и следила за тем, чтобы крестьяне не разделялись по имущественному признаку[34].

Центром повседневных интересов крестьян – это его личное хозяйство: двор с избой, хозяйственные постройки и надел. Многие историки обращают внимание, что семьи могли состоять или из 4-6 человек, или из 10-12 человек. Мужской пол в семьях из 10-12 человек могли отрабатывать барщину, управлять своим наделом и уходить на заработки или промыслы.

И. Курукин писал о крестьянском хозяйстве. Он писал, что у крестьян имелось 2 лошади, 2 коровы, несколько овец, свиней, кур, гусей [34]. Согласно статистике 20% крестьянских семей не имели всего этого, но 1 лошадь была у большого количества семей. Но, как и полагается, поскольку земля была неодинакового качества и присутствовали неурожаи ржи, крестьянам иногда угрожал голод, они обращались в общину или к помещику. Помещики им помогали, так как обнищание крестьян было не выгодно помещикам.

Если у крестьян не было плодородной земли, то они раздумывали идти на промыслы. И. Курукин выделяет следующие промыслы – лесозаготовка, рыбные промыслы, кожевенные заводы[34].

Исходя из исследований И. Курукина, можно сделать вывод, что семьи крестьян были многочисленны, многодетны и естественно их нужно было прокормить, поэтому быт крестьян был простой: простая еда и одежда, деревянные избы и грубый интерьер. Конечно, кроме работы у крестьян были праздники рядом с повседневной жизнью. К праздникам можно отнести свадьбы и обрядовые торжества.

В России до XVIII века во всех слоях общества носили традиционный русский костюм, а иностранные люди отвергали. Шангина пишет в энциклопедии о том, что до этого времени русский костюм был своеобразным непохожим на другие и подходил всем сословиям[59]. Реформы Петра I принесли изменения в одежде всех сословий, кроме крестьян.

Крестьяне носили традиционный костюм. Шангина говорила об одежде мужчин и женщин. Одежду женщин она разделяла на 4 комплекта: платье с понёвой, платье сарафан, платье с юбкой-андаролом, платье с кубельком. Девушки носили длинные волосы, которые являлись признаком красоты. Также носили головные уборы или ленты, а также украшение в празники [59]. Девушки не носили нетрадиционные одежды, но они следили за модой и стали сарафан подпоясывать под грудью.

На мужской костюм реформы Петра не повлияли. Милевич Т. П. писал, что мужчины носили рубаху, кафтан и портки [59]. Обувь у крестьян – лапти или валенки, иногда валенки расшитые. Очень редко девушки носили душегрейки. Крестьяне носили праздничную одежду только в воскресенье или в праздники. Крестьянство – хранило традиции народного костюма.

Милевич Т. П. в «Истории русского костюма» выделяет общие черты:

- прямая одежда с простым силуэтом;

- массивность нарастает книзу, это подчеркивается обувью, сапоги и лапти;

- талия не подчернута;

- костюм многосоставен.

Цвета костюмов: белый и красный. В Сибири: черный, коричневый, темно-желтый, серый, синий [59]. Одежда крестьян шилась на дому из льна, конопляной и шерстяной ткани.

В это время появляются крестьяне в сфере искусства, которые посвящали теме крестьянства большое внимание. Прежде всего, они появились в живописи и считались часто придворными художниками. Многие крестьяне не имели огромного успеха, но их вклад имел огромное значение для крестьян.

В ходе работы мы узнали, что на жизнь крестьян повлияло много факторов в XVIII веке. В первую очередь, на положение крестьян повлияли реформы, проводимые в социальной сфере при правлении Петра I. Реформы были курсом на европеизацию, но в Европе не было крепостных крестьян, а петровские реформы были ориентированы только на дворянство и продвижение искусства, а крестьян только больше закабаляло. Павел пытался как-то повлиять на положение крестьян, но так ничего глобального и в реформах не смог сделать.

Обратим внимание и на то, что крестьян делили на разные категории, и к тому же у каждой категории были разные права и тяжбы. Одни жили хуже, другие немного лучше.

Быт крестьян зависел целиком от их работы и был очень скуден. Многочисленные работы крестьян не позволяли им много. Тем не менее, они имели семью, умели гулять в праздники, имели хозяйство и занимались промыслами, а также стали известны в искусстве, благодаря, немногочисленным представителям крестьян в искусстве.

2.2. Образ крестьянства в живописи

В XVIII веке в русском искусстве на первый план русской живописи выдвигается светское искусство. В развитие русской живописи XVIII века можно выделить несколько этапов. Первый этап - первая треть XVIII века живописцы тогда изображали главным образом людей высокопоставленных чинов. В это время крестьян практически не изображают. Популярным жанром является портрет, пейзаж. Следующие два этапа - середина XVIII века и вторая половина XVIII века. Эти два этапа нас и интересуют, так как они отмечены дальнейшим расцветом русской национальной живописи, которая развивалась по пути реализма, но наша тема прослеживается больше во второй половине XVIII века, поэтому мы будем говорить об этой половине.

XVIII век богат русскими художниками портретистами, но среди них есть и те которых заинтересовала тема крестьянства. К таким можно отнести Вишнякова А.И.,  Шибанова М.,  Ерменёва И.А.,  Аргунова И.П. Через картины этих художников мы можем увидеть быт, праздники и жизнь в общем крестьян.

Вишняков Александр Иванович - сын известного портретиста Вишнякова И.Я., о нем не так много известно, он был художником-жанристом. Его картина « Крестьянская пирушка» (Рисунок 1.6) конец 1760-х - начало 1770-х гг. - одно из самых ранних изображений крестьянских трапез. Здесь мы видим гротеск, свойственный изображению грубой натуры характерный для голландских и фламандских картин мастеров XVII века, то есть здесь видим подражание русского художника этим мастерам, что не отображает самобытность русского народа и в общности крестьян.

Другой художник Михаил Шибанов - русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян, с 1783 года - «вольный живописец». Его можно назвать зачинателем крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Его картины уникальны для своего времени по тематике изображаемого – в XVIII веке в изобразительном искусстве крестьян практически не один художник не изображал. Прежде всего, речь идет о двух полотнах изображающих сцены из жизни крестьян «Крестьянский обед» (Рисунок 1.7) и «Празднество свадебного договора» [30, с. 60].

Полотно «Крестьянский обед» Михаил Шибанов написал в 1774 году. Она создавалась во время пугачевского восстания. Эта тема была нова для русского общества, а также работы посвященные крестьянству считались даже скандальными. И хотя то, что изображено у Шибанова далеко от того чем была реальная жизнь крестьянства, но он изобразил их так не из-за того, что хотел приукрасить жизнь и быт крестьян, а потому как аристократию это могло оскорбить. Можно сказать, что Шибанов был помещен в определенные рамки и не мог полностью проявить свое видение. Несмотря на искусственную праздничность одежды можно увидеть неподдельную любовь матери к ребенку, задумчивость дедушки, плач русской души, здесь показан правдивый крестьянский быт. Автор отразил суть крестьянской жизни, но уклад всё таки из-за рамок ему не удалось передать. Чего стоят хотя бы одежды крестьян – ткани слишком роскошные для крестьян особенно в XVIII веке, практически ни один крестьянин такого себе не мог позволить из-за гнета, который они несли.

Ещё одна картина этой тематики «Празднество свадебного договора». В название говорится о том, что изображено на картине. Это действительно празднество. Некоторые женщины в украшенных нарядах, гости рады и счастливы за жениха и невесту, которые находятся в центре композиции. Эти сюжеты Шибанова изображены мастерски. Поражает и его смелость то, что он не побоялся поднять такую острую проблему.

Аргунов Иван Петрович русский портретист. Аргунов, сам выходец из крепостных графа Шереметьева, старался показать в портретах красоту и достоинства вне зависимости от сословия. У него мы можем выделить одну картину «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (Рисунок 1.8) - одну из его известнейших работ. Портрет отображает интерес к теме крестьянства, появившийся в русском обществе. Искусствовед Шарандак в своей брошуре под названием «Иван Аргунов» уделил внимания его крестьянскому происхождению, а также много говорит о картине посвященной этой тематике. Шарандак пишет о творчестве Аргунова: «Крепостное положение мастера сыграло неоднозначную роль в его творческой судьбе. Воля его господина, графа П.Б. Шереметева, не позволяла ему полностью сосредоточиться на собственном творчестве, и это вынуждало художника много времени посвящать копированию, комплектованию живописных коллекций графа» [68, c. 24]. Искусствовед говорит, что на его творчество повлияло его крестьянское происхождение, но из-за его работы копирования он не смог развить актуальную уже тогда тему разве, что в одной картине.

Образ крестьянки на этой картине Аргунов передан с правдивостью, искренностью и уважением. Поскольку автор девушку обрядил в праздничный наряд, многие считают, что это была актриса. С этнографической точки зрения, мы видим, насколько точно, передан костюм (форма костюма: сарафан, подпоясанный под грудью, что позволяет говорить о тенденциях конца XVIII века; цвет костюма: белый с красным; головной убор, который носили крестьяне) крестьянки Московской губернии. Также принадлежность к крестьянскому сословию легко определить у этой девушки по отсутствию манерности и бесхитростности. Мягкие черты девушки, легкая улыбка, спокойная поза указывают на скромность, открытость, доброту девушки из народа.

Ерменёв Иван Алексеевич русский живописец, также крепостной считалось, он сдружился с будущим великим князем, к которому был прикреплен в услужение. Художник известен своей серией из восьми акварелей «Нищие», а также акварелью «Обед (Крестьянский обед)». Чаще всего он изображал две фигуры в рост на фоне неба: нищая старушка и ребенок, нищий и поводырь или одинокая фигура нищего, но вот «Крестьянский обед» (Рисунок 1.9) выпадает из этой серии.

Многие исследователи считают, что эта картина отражает грозную силу обычных людей при такой тяжелой судьбе и жизни. Картины Ерменёва, особенно картины на тему крестьянства имеют трагический смысл, показывают безысходность и мрачность, что мы видим даже по цветам, выбранным для картины. Данная картина в черно-белых тонах, передает дух этого времени и быт крестьянской семьи. На картине большое семейство трапезничает, еда очень скудна, интерьер довольно грубый и скромный, а одежда проста по покрою и по тканям. Автор передал не только дух времени, но и их настроения.

2.3. Образ крестьянства в литературе

Литература XVIII века подготовила благодатную почву для развития литературы XIX века, поэтому нельзя говорить, что XVIII столетие забыто. Писатели этого времени пытались решить острые проблемы своей современности. Конечно, здесь многие из них не обошли крестьянский вопрос. Как и в живописи можно выделить ряд авторов интересующихся этой проблемой, к таким можно отнести Бахтина И. И.,  Ломоносова М. В.,  Радищева А. Н., Фонвизина Д. И.,  Карамзин Н. М. .

Иван Иванович Бахтин – общественный деятель и писатель, в его творчестве преобладали сатирические темы. Наиболее смелой темой в творчестве Бахтина был крестьянский вопрос. В произведении «Сатира на жестокости некоторых дворян к их подданным» автор показал реальные черты крестьянского быта XVIII века. В сказках «Господин и крестьянка», «Нужда», «Шли проселком нищие», «Судьба», «Жадность», «Голодный мужик» и других писатель также проявил сочувствие к крестьянам. Чаще всего в сказках Бахтин говорит о братьях: бедном и богатом, о барине и его взаимоотношениях с разными людьми, о нужде простых людей, о достоинстве и честности простых людей и многом другом. В своих сказках Бахтин рисует нам образ честного крестьянина, достойного, трудящегося, человека стойкого, который может пройти сквозь всё. Например, в рассказе «Нужда» автор показывает через противопоставление богатства бедности, насколько богатые люди даже к своим близким жестоки, а также жадные и завистливые к счастья других людей, в лице же крестьян простых людей показывает стойкость, чувствительность и доброту. В другом рассказе «Голодный мужик» автор показывает, что простые люди честные, и даже вся семья если голодает, крестьяне не будут воровать, а если и пойдут то самое простое, и то раскаются в этом и вернут.

Фонвизин Денис Иванович – русский писатель, который также поднял тему крестьянства в своем творчестве. Прежде всего, мы можем это проследить в его произведении «Недоросль». В этом произведении Фонвизин, видя корень всего зла в крепостном праве, высмеивает дворянскую систему и дворянское воспитание. Причем это можно заметить уже по фамилиям и именам главных персонажей, все эти фамилии говорят нам о внутренних качествах этих людей. Фонвизин во многих произведениях говорит о дворянстве и высмеивает их жизнь. Фонвизин рисует в этом произведении образ крестьянской жизни и крестьян. Уже в начале, автор показывает, как Простакова и Скотинин выплескивают свой гнев на Тришку, ссылаясь на то, что он плохо выполняет свою работу. О жестоком отношении к крестьянам говорит и тот момент в комедии, когда крепостная девушка заболела, а барыня не может поверить, что девушка может заболеть также как она. Автор крепостников показывает, как жестокий людей, самодуров и неучей, для которых крестьяне лишь орудие, которое выполняет всю работу за них. Писатель говорит об оброчных крестьянах, но никогда не рисует их образ, из этого можно понять, что их положение ещё тяжелее. Следует признать, что автор созданные образы крестьян показывает правдиво, но не показывает реального протеста крестьян против помещиков. Через это произведение Фонвизин показывает, что восстание крестьян можно считать вполне правомерным действием. Автор через своё произведение нам передал не только свое мнение по крестьянскому вопросу, но и нарисовал нам образ крестьян угнетаемых, безвольных, которые в том своем положение можно сказать были рабами, но несмотря на это он говорит о том какие крестьяне трудолюбивые, честные и достойные, хотя положение их весьма не завидно.

Другой писатель, которого интересовал крестьянский вопрос – Николай Михайлович Карамзин. В его творчестве мы видим развитие литературы и углубленный взгляд на отношение между помещиком и крестьянином. Данные тенденции можно наблюдать в произведении «Бедная Лиза». При условности фигуры Лизы это все-таки изображение индивидуальных переживаний девушки-крестьянки, ее личной драматической судьбы, в плане подчеркнутой симпатии и сочувствия к ней автора, что само по себе было новым и, безусловно, прогрессивным литературным фактом. Все это можно проследить в отрывке из произведения «Бедная Лиза»:

«Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери» [35,с. 9].В книге Басовской можно увидеть очерки о произведении Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Сиповский В.В. пишет: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая к утешительным развязкам в старых романах в виде свадеб, поверила, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни» [3]. Сиповский говорит не только о том, что Карамзин один из первых писателей, которые писали о правде жизни, но и о том, что это есть олицетворение жизни крестьянской русского общества.  Мы видим в этом произведение образ трудолюбивой, скромной девушки и как автор относится к ней. Карамзин в своих произведениях пытался отразить не только отношение к крестьянству и нарисовать реальный образ крестьянства, но и показать свое отношение к взаимоотношениям между крестьянами и помещиками, сам автор считал, что отношения должны перейти в другое русло, а настоящие отношения это пережитки прошлого.

Несмотря на то, что вышеупомянутые авторы интересовались, говорили и рассматривали образ крестьянство и его место в русской действительности, но более всех вклад в изучения этой проблемы внес Александр Николаевич Радищев. Данный автор за свои воззрения был арестован и сослан в Сибирь. Образ крестьянства Радищев отразил в произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность».

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно написано в популярном в то время жанре путешествие. Главными героями является путешественник и русский народ. Путешественник на своем пути встретил представителей всех сословий и картина, которую рисует путешественник - неприглядна, он говорит о падении нравов российского общества. Нравственная низость и грязь характерны для всех слоев общества, но хуже всего приходится крестьянам, как самым социально незащищенным людям: «крестьянин в законе мертв». Действительно, произвол помещиков переходит все нравственные рамки, а простым людям приходится его терпеть. Например, в главе «Любани» автор встречает крестьянина, занимающегося пахотой в воскресенье – святой день отдыха для православных:

«– Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

– Нет, барин, я прямым крестом крещусь, – сказал он... – в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину...

– Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

– Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет» [56, c. 9].

Путешественник на это грозит крепостникам. Кроме того автор говорит о том, что путешественник видит не только терпение и тяжелую жизнь угнетаемого крестьянства, но и спящую силу народа, которая в любой момент может проснуться. За это произведение писатель и был сослан.

Не смотря на то, что все авторы внесли разный вклад в рассмотрении этой темы. Мы видим, насколько важной темой уже в то время был образ крестьянства. В живописи XVIII века эта тема представлена Аргуновым, Шибаевым и другими живописцами, правда они изображают крестьянскую жизнь, смягчая их образ и тяготы. В литературе XVIII века Фонвизин, Радищев и другие говорят о крестьянском вопросе, в отличие от художников намного острее рассматривая проблему крестьянского закрепощения, показывают угнетение крестьян помещиками и народные волнения, которые уже тогда проскакивали в обществе. В произведениях авторов русской литературы этого времени прослеживается образ крестьян достойных тружеников, но вместе с тем показано их рабское положение, которое показывает на их безвыходность и вечную нужду.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!