ГЛАВА 3. ОБРАЗ КРЕСТЬЯНСТВА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА



Общая характеристика крестьян в России XIX века

В XVIII веке было много перемен. Крестьяне жили тяжело, но правители практически не пытались изменить социальную жизнь населения. Россия была богатой странной, но она очень медленно развивалась, поскольку крепостное право тянуло все сферы жизни вниз. Правители проводили реформы, способствующие улучшению благосостояния страны, но поскольку крестьяне не были заинтересованы в собственном труде, страна не могла развиваться. Правителей обратило искусство к теме крестьянства и то, что могущественная страна должна подобающе идти вперед.

В XIX веке происходит много перемен, но перемены не самые лучшие. Крестьяне на момент наступления 19 столетия являлось наиболее многочисленной частью населения. В первой половине этого века владельцем земли также являлся помещик, а не крестьянин. Фроянова отмечает, что в России начала XIX века были проблемы связанные с аграрной политикой, доходило до того, что помещики отбирали все земли у крестьян и переводили их на «месячину» [32]. Из этого следует, что крестьяне не заинтересованы в своем труде, поскольку барщина и оброк увеличивались, поэтому крестьяне с земель часто вынуждены были уходить на заработки, а сельское хозяйство становилось менее эффективным. Здесь можно говорить об обеднении крестьян и о росте задолженностей крепостных крестьян помещикам. И поскольку в России периодически были не урожайные годы, иногда хозяйства были на грани разорения. Крестьяне теряли связь с землей.

Крепостное право тормозило в XIX веке особенно экономическое развитие страны, так как, во-первых, в это время формировался российский рынок. Во-вторых, урожай с каждым годом был всё ниже и ниже. В-третьих, во все страны пришел капитализм, в том числе и в Россию, но он очень медленно развивался, так как промышленное развитие и сельское хозяйство было заторможено. Отметим то, что крепостное право тормозило развитие страны, но в помещичьих имениях в основной массе продолжали использовать труд крепостных крестьян.

Крестьянский вопрос в 19 столетии был центральным в экономической жизни страны, так как отставала от Европы. Георгиев В.А. выделяет, что аграрный вопрос включал три стороны: личное освобождение крестьян, наделение крестьян землей и изменение общинной системы землевладения [52]. Все эти вопросы были решены только после отмены крепостного права и заняло много времени.

Согласно статистике Фрояновой крепостные крестьяне составляли в начале XIX веке большую часть населения России, к середине XIX века снизилось до 37%. Автор отмечает, что это связано не с тем, что количество крепостных снизилось, а с тем, что крепостные перешли в другие сословия [32]. И поскольку промышленность все таки развивалась, то это вызвало процесс расслоения в среде крестьян. В связи с реформами происходили перемены, которые помогали крестьянам. В период правление Павла, как известно, продолжались тенденции крестьянской политики Екатерины, но крестьяне должны были меньше работать, но это тормозилось.

С приходом к власти Александра I особых перемен не замечено, но есть некоторые продвижения. Фроянова пишет о том, что окружение Александра было довольно либерально настроено и хотели изменить отношения между крестьянами и дворянами, но поскольку в политической сфере осталось полно консерваторов, то изменения были в это время воплощены только на бумаге [32].

Власть огромное внимание в это время уделяла крестьянскому вопросу, но вопрос так и остался не решенным. Крестьяне хватались за любую соломинку лишь бы обрести свободу, особенно ярко это проявлялась во время войн, когда другие страны предлагали более выгодные условия для их существования, где они будут обладать личной свободой, иметь свою жизнь. Крестьянство в это время повидало многое военное поселения, восстание декабристов и освобождение.

Восстание декабристов – это важное событие для крестьян, которое шло со стороны интеллигенции. В любой книге, статье по истории России уделяется внимание вкладу, который внесли декабристы. Декабристы создавали тайные организации, учили крестьянских детей, разрабатывали план по улучшению жизни крестьян. К сожалению, восстание декабристов закончилось подавлением, казнями и ссылками, а вопрос так остался не решенным.

Стоит обратить внимание и на ещё одно явление при Александре – военные поселения. Военные поселения были построены по проекту Аракчеева. Как выделяет Игорь Князький и Фроянова, Аракчеев пытался образовать военные поселения из крестьян, чтобы сделать из крестьян военных [32, 34]. Известно, что все было только фикцией и положение крестьян стало ещё хуже, а они стали ещё безвольные во всех аспектах жизни.

После декабристов к власти пришел Николай I, но крестьянству особенно после восстания пришлось непросто. Фроянова обращает внимание, что Николай провел реформы в образовании, которые запретили крепостным крестьянам получать среднее и высшее образование [32]. Конечно, привело это к ущемлению прав крестьян, к необразованности населения, хотя со всех сторон в это время говорили о русской народности. Николай I задумывался о крестьянском вопросе, но ничего не предпринимал, но он задумался о смягчении крепостного права, как известно и при нем крестьяне не стали свободны.

Однако в период правления сына Николая Александра II крестьян ждало много изменений, и хотя они происходили, этот процесс занял длительное время, а связано в первую очередь с крестьянскими волнениями, которые проявлялись слишком рьяно.

Фроянова говорит о том, что Александр создал комитет, где разрабатывался план реформы по отмене крепостного права, но все было не так просто, и окончательный вариант был подготовлен только к 1861 году [32]. Проблема в осуществлении реформ была связана с контрастом сил либеральных и консервативных. Одни были естественно за перемены, другие против них. Несмотря на все противоречия, реформа была проведена, и это ознаменовало отмену крепостного права.

Александр выбрал более длительный путь по освобождению крестьян, в связи с этим выделяется 3 этапа во внутренней политике. Первый – подготовка крестьянской реформы. Второй – проведение реформы. Третий – перемены в правительственном курсе.

Теперь немного о реформе. Указ от 1861 года содержал не только свободу крестьян, но и ряд некоторых прав. Обратимся к исследованиям Павленко, он говорит о следующем. Помещик обязан дать крестьянам небольшой надел, который принадлежит только крестьянам. Таким образом, крестьяне получали не только свободу, но и землю. Новый передел земель и новые платежи были прописаны в указах. К тому же крестьяне, в течение 9 лет, не могли отказаться от отданных им земель [16, 33]. Однако хороша ли реформа или нет, трудно судить. Крестьяне получали свободу, но процесс был длительный. Крестьяне были лично свободны и им даны юридические права, но на бедных крестьян реформа не повлияла. Павленко обращает внимание, что данная реформа повлияла на судебную систему, на промышленность и на экономику. Александр издал судебную реформу, она касалась крестьян мало, но крестьяне избавились от произвола судов помещика. Крестьяне были заинтересованы в труде, поэтому постепенно страна смогла перейти на капиталистический строй. Появился крестьянский банк, который осуществлял функции по продаже земли [16, 33]. Спорно считать реформу хорошей или плохой, но она была и плюсом и минусом того времени. Поскольку она не столько помогла им получить больше, а скорее ограничило произвол помещиков и всё это сделано лишь для процветания страны, но крестьяне получили личную свободу и это было огромным прорывом для социальной, экономической, политической и духовной сферах.

Положение крестьян не менялось, но они продолжали жить и неотъемлемой частью их жизни был быт. Георгиев пишет, что во многих деревнях ковались плуги, лемехи, топоры и многие другие предметы крестьянского труда. Жители некоторых деревень специализировались в художественных промыслах: Палех, Гжель и другие [34]. Крестьянский быт был колоссален как в работе, ведении хозяйства, так и в искусстве. Вклад крестьян в жизнь страны велик, но правители не сразу это поняли и запустили социальную сферу страны, на которой все в ней держалось.

Обратить внимание следует на образование. Множество реформ проводилось во времена правления Николая I, реформы не исключение и в образовании. Реформы в образовании мало касались крестьян, тем не менее, для крестьян создавались приходские школы, которые давали, хотя бы какое-то образование. Плеханов в своем труде посвященном крестьянам пишет: «В своей записке об уничтожении крепостного права, поданной императору Николаю еще в 1845 году, Перовский говорил, что крестьянский вопрос сделался „одним из довольно обыкновенных предметов беседы в образованных состояниях" По свидетельству того же. министра, „состояния" эти не обнаруживали страха при мысли об отмене крепостного права» [55]. Автор говорит о том, что реформ, которые изменили бы положение крестьян, никто не боялся, просто боялись реакции дворянства, которое всегда являлось опорой власти.

Традиционным занятием крестьян на тот момент оставалось земледелие. Земля и труд – это основа жизнь крестьян. По словам Безгина «земледельческий труд для крестьянина был больше, чем процесс материального воспроизводства, он составлял основу его духовной жизни» [5]. Автор под этими словами подразумевает, что для крестьянина земля – это не просто его работа, а земля – душа. Крестьянин относился к земле трепетно с любовью, словно это его семья, дом. Для третьего сословия земля была частью жизни. Земля помогала прокормить семью, не голодать, одеть семью, дать соответствующие условия жизни, содержать хозяйство. Самое главное для крестьян и орудия труда, так как от них зависело многое, в том числе и то будет ли урожай. Крестьяне ухаживали за землей как за детьми и женой – земля неотъемлемая частью духовной и материальной жизни, не зря об этом слагалось множество пословиц. Крестьяне были вынуждены уходить на заработки: заниматься промыслом и ремеслом. И с наступлением 19 столетия жизнь и быт крестьян не очень изменился.

Жилища крестьян не изменилось – это изба. Постройка дома – это важный этап в жизни крестьян, ведь нужно найти материалы, что не так просто. Состояние крестьянских жилищ, в полной мере, отражало материальное достаток их владельцев. Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. Безгин писал, что этнографы в своих исследованиях писали «Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три – четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются 2-3 лошади, три - четыре коровы, два – три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар» [5]. Таким образом, крестьянский дом полностью отражал крестьянское положение и благосостояние его семьи, его хозяйства.

Пища была также скудна. Здесь все зависело от труда крестьянина, ведь крестьянская семья ела то, что вырастала на земле или то, что они смогли вырастить у себя в хозяйстве. Налоги, которые налагались на крестьян, не позволяли им хорошо питаться, так как большая часть труда уходила помещику. В связи с этим крестьяне XIX века в своей трапезе не отличались от крестьян прошлого столетия. Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.

Крестьянская одежда подразделялась, как прежде, на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. Безгин писал, что одеждой у мужчин были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи. Женские рубахи шились до пят [44, 59]. Рубахи были удобны крестьянам в быту и в работе, чтобы рубаха не мешала их подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск для женщин своеобразный карман. Согласно исследовательским работам, существовала разница: между повседневной одеждой замужних женщин и нет. В повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать особый вид юбки [44, 59]. В этом столетии девушки не носили практически головных уборов. Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик. Из обуви были повседневные и писаные лапти, онучи, оборки.

Праздничная рубаха, как и в предыдущем столетии, украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и воротники, а у женских, главным образом, рукава. Крестьяне были суеверны. Красный цвет для крестьян имел особое значения, так как они считали, что он оберегает от нечистой силы. По качеству и красоте одежды, как и по крестьянскому дому, судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.

В XIX веке крестьяне переживали тяжелые времена. Социальное положение крестьян большую часть века не изменялось, но даже после отмены крепостного права их положение стало не для всех хорошо. Проводились реформы, несмотря на то, что крестьяне уже имели свободу, реформы мало их касались. Крестьянский быт много значил в этом столетии для крестьян, ведь он отражал состоятельность крестьян. Дом и одежда показывали, насколько высокое или низкое положение в деревне у них, это же отражала их одежда. Пища их не сильно отличалась.

3.2. Образ крестьянства живописи

Во второй главе уже говорилось об актуальности темы крестьянства в XVIII веке и о том, что многие представители искусства начали поднимать эту тему в своем творчестве, но все же тема была не основной и не распространенной. В XIX веке русское искусство приобрело народное звучание, в живописи мы видим это в переходе от романтизма к реализму. В русской живописи ценился национальный акцент в творчестве, что говорит нам о том, что в этом периоде образ крестьянства прослеживается в наиболее яркой форме. Тема крестьянства прослеживается не только в более сложной форме, т. е. авторы произведений освещают проблемы в той острой форме, которая существовала на самом деле в российском обществе без цензуры, но и количество авторов, пишущих о крестьянском вопросе стало в разы больше, кроме того эта тема стала новой для русских художников. Все это связано с событиями, которые происходили в связи реформированием России и в первую очередь это касается реформы, которая отменяла крепостное право. Русские живописцы, которых эта тема заинтересовала – А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, П. А. Федотов – они же являются художниками первой половины XIX века. Во второй половине XIX века эта тема отражена в творчестве в первую очередь передвижников Г.Г. Мясоедова, И. Е. Репина, В. М. Максимова, С. А. Коровин и т. д.

XIX век можно разделить условно на 2 части. Первая часть XIX века представлена в творчестве таких художников как Венецианов А. Г., Тропинин В. А.,  Федотов П. А. - здесь отражен крестьянский мир до отмены крепостного права, а вторая часть XIX века представлена в основном в творчестве передвижников - здесь видим крестьянский мир после отмены крепостного права.В начале XIX века тема крестьянства и народного быта была нова. Венецианов Алексей Гаврилович мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, он не только привнес большой вклад в культуру с помощью своих картин, но и воспитал множество крестьян, дав им образование и путь в иную жизнь. Несмотря на талант Венецианова в написании портретов, все же ему наибольшую известность принесли не портреты именитых лиц, а написание крестьянских образов. Хотя Венецианов не был первым, кто изображал крестьян, но он первый стал изображать их в поэтической форме. Художник писал крестьянских детей, девушек-крестьянок и конечно быт крестьянского народа. Ряд картин под названием «крестьянка» мы видим у живописца, которые отображают крестьянских девушек занятых в той или иной деятельности, на их лицах мы видим усталость и печальная устремленность взгляда в даль, их руки указывают на тяжелую ежедневную работу девушек, но вместе с тем говорит об их трудолюбие и скромности; кроме того конечно нельзя отдельно не выделить одни из его самых известных картин в этой тематике «Жнецы» (Рисунок 1.10) и «Гумно». На написание картины «Жнецы» художника вдохновили крестьяне, которые любовались природой и бабочкой, севшей на руку крестьянке. Эта картина одна из тех, которая отражает значимость образа русского крестьянства. Тема жатвы в творчестве Венецианова проследить можно на протяжении всей его художественной деятельности, что касается этой картины, на ней мы видим крестьянку с сыном, которые восхищаются природой, т. е. бабочками, присевшими на руку крестьянки. Также смотря невооруженным взглядом на картину, мы видим, что все действо происходит во время жатвы, их одежда пожелтела от тяжелой работы и пыли, а руки черны от только что выполненной работы. Как бы не было странно картина «Жнецы» все же не принесла такого успеха как работа «Гумно», которая была выполнена за огромную сумму денег. Здесь снова прослеживается тема жатвы, но на картине «Гумно» уже мы видим композицию, на которой изображено множество крестьян либо отдыхающих, либо готовящихся к тяжелой работе. Автор подчеркивает всю значимость крестьянского труда и его нелегкую направленность. Леонтьев в своей книге подчеркивает направленность творчества Венецианова: «В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства» [42]. Народные образы у Венецианова великолепно представлены, он представляет нам самобытный образ русского народа, который даже в несвободе сохранял свое достоинство.Не меньший вклад в передаче образа русского крестьянства внес и Федотов Павел Андреевич. Федотов заложил основы критического реализма в бытовом жанре, который и был для него главным в творчестве. Но если Венецианов показывал само крестьянство, то Федотов показывал высшие слои общества, показывая их бессмысленность существования, пустоту у них внутри. Художник с помощью сатиры показывает незначительность одних, и значимость других. Продолжать дело Венецианова и Федотова стали художники-передвижники, которые составляли колорит второй половины 19 века. Несмотря на то, что говоря о начале реализма и передаче образа русского крестьянства, мы говорим об именах Венецианова и Федотова, нельзя забывать упомянуть и Тропинина. Василий Андреевич Тропинин мастер романтического и реалистического портретов. Он писал людей разных сословий, пытаясь передать не принадлежность их к определенному классу, а показать конкретного человека, типичного для данного общества. Нам в творчестве Тропинина интересны такие работа как «Кружевница» (Рисунок 1.11), «Золотошвейка», где мы видим тяжелую ручную работу крестьянок. Эти картины хорошо были встречены критиками, так и зрителями. Картина «Кружевница» стала настоящей жемчужиной русского искусство. Это картина, как и «Золотошвейка» показывает нам девушку очень милую и непохожую на крепостную крестьянку. Автор этих работ хотел донести до зрителя образ тяжелой крестьянской работы, причем Тропинин показывает, что тяжелый труд, счастье и достоинство не идут в разрез. Все это демонстрирует художник на своей картине «Кружевница».В первой половине XIX века - тема крестьянства нова, но все же тема намного ярче проявляется во второй половине XIX века. Во второй половине XIX века в живописи можно выделить «передвижников», практически каждый из них внес свой вклад в формирование образа крестьянства. Мясоедов Григорий Григорьевич – наиболее яркий представитель русского реализма. Основная тема, к которой обращался Мясоедов – крестьянский быт. Эволюция творчества Мясоедова видна по его произведениям. Одна из картин, отражающих тему крестьянства, это «Земство обедает» (Рисунок 1.12). Картина написана в годы отмены крепостного права. Крестьяне находятся рядом с земством, видимо шли с каким-то делом, но они вынуждены сидеть на пороге. В окне виднеется слуга перемывший всю посуду, видимо крестьяне решили, что чины хорошо пообедали и их проблема не заинтересует. На картине видна новая реальность, которая показывает без прикрас русское общество.

Кроме того на картине мы видим новый прием автора, выражая тему он является критиком, который показывает правду русского общества, причем автор оставляет некую недосказанность, вопрос в своих работах, давая зрителю сделать выводы самостоятельно. Основной акцент в этой картине сделан на крестьянство. Черты крестьянских лиц хорошо прорисованы, это показывает нам внутренний мир крестьян. Из картины видно, как тяжело сживались люди с новой свободной жизнью и не стали счастливее от реформ, принятых в сторону крестьянского вопроса. Их выражение лиц несчастное и уставшее от трудной работы, что призывает зрителя к сочувствию и жалости бедных крестьянских мужей.

В отличие от предыдущей картины, картина «Косцы», написанная ещё перед картиной «Земство обедает» демонстрирует нам лиричность образа крестьянства и говорит об их единстве и добродушие.

Другой известный художник-передвижник Максимов Василий Максимович все свое творчество посветил развития темы крестьянства. Одна из его главных работ, работа «Знахарь на деревенской свадьбе» показывает истинный вид русской деревни, здесь автор пытается раскрыть обаяние народных образов, крестьянского быта, но автор отразил не только быт крестьянских, но и описал образ русского крестьянства, на таких картинах как «Больной муж», «Семейный раздел» и др.

Внес свой вклад в развитие этой темы и такой художник как Абрам Ефимович Архипов. Об Архипове известно не так много, но зато много сказано об его творчестве. Главная тема творчества Архипова – крестьянская. Он написал множество картин о крестьянской жизни, к ним можно отнести такие «Пьяница», «Прачки» (Рисунок 1.13), «Северная деревня», «На Волге» и др. Все картины показывают правдивую жизнь крестьян после отмены крепостного права.

Каждая картина Архипова изображает сцену крестьянской жизни. Например, «Прачки» полотно передает нам изнурительную, тяжелую работу. На этой картине мы можем проследить детализацию изображения, а также социальные мотивы. Социальные мотивы прослеживаются в изображении усталости от тяжелой работы и безвыходности своего положения женщин, а также душевная тоска, которая вызвана чувством безысходности. Мы видим крестьян, которые устали от тяжб, но сильных духом, что говорит о душе крестьян 19 столетия.

В рассмотрение этого пункта нельзя забывать и таких художников как Перов и Репин. Илья Ефимович Репин – выдающийся художник, тема крестьянства для него не была основной, но его первая картина на эту тему стала всемирно известной. «Бурлаки на Волге» (Рисунок 1.14) именно это картина, которую мы знаем ещё со школы, она как бы иллюстрирует многие литературные произведения. Каждый на картине из бурлаков индивидуален, но все они показывают угнетение бедных. Картина призывает к милосердию по отношению к простым людям. Репин показал этим своим трудом приговор современному обществу и показал угнетение бесправных. Многие исследователи говорили, что картины упоминающие тему крестьянства похожи на его «бурлаков». Например, Стасов говорил про другую картину Репина в сравнении с «бурлаками»: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад» [63]. Картина написана после реформ по отмене крепостного права, и отражает то, что жизнь крестьян не стала лучше, некоторые были также угнетены и несли тягло.

Подобно Репину Перов писал крестьянские сюжеты, но в отличие от него он уделял этой теме огромное значение. Он писал множество полотен на тему крестьянского притеснения и тяжелой крестьянской судьбы. Василий Перов, как и Репин написал картину подобную «Бурлаки на Волге», картину «Тройка» (Рисунок 1.15). Смысл схож, но во втором труде Перов говорит не о бурлаках, а об обычных детях, которые тянут бочку с водой. Картина Перова говорит нам о нужде крестьян и крестьянских детей и об их тяжелом пути, последнее подчеркивает автор, показывая насколько холодно, на улице замерзает вода, поэтому мы можем представить, как холодно детям нести такую ношу.

Авторы, изображающие образы русского крестьянства выражают национальный характер русского народа. Художники в своих полотнах изображают реальную жизнь русского общества XIX века, но говоря о русском крестьянстве в искусстве нельзя забывать и о писателях, которые пытались достучаться до русского общества, поднимая актуальный вопрос закрепощения.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 2014; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!