Реакция со стороны обездоленных



113 За ситуацией объективного неравенства и реакци­ей со стороны обездоленных стоят ощущения, оценки, ожидания — короче говоря, душевное состояние — конкретного человека.

113 К разочарованию и удивлению активистов, призывающих неимущих изменить свое положение, человеческая психика не всегда побуждает тех, кто лишен равных прав, бороться, а иногда и просто желать их7.

7 Lane R.E. The Fear of Equality II American Political Science Review. 1959. Vol. 53. P. 35-51.

113  Это явление заслуживает более подробного и лучшего истолкования, чем допускают

114 рамки данной книги, поэтому ограничусь лишь не­сколькими аспектами.

114 Рассмотрим далее гипотетический путь, ведущий от объективного неравенства к требованиям больше­го равенства среди обездоленных (рис. 6.3).

114 Для завер­шения цикла на все вопросы требуется ответ «да».

114 Однако в некоторых случаях связь не работает, и стрелки указывают на ответ «нет».

114 Объективное неравенство существует

114 Рис. 6.3. Гипотетический путь от объективного неравенства к требованиям большего равенства

114 Разумеется, наивно полагать, что связь между объ­ективной реальностью и субъективными ответами на­рушена настолько, что обездоленные не сознают своей доли. Если миф о счастливых бедняках (и несчастных богачах) по-прежнему нуждается в высмеивании, то Хэдли Кэнтрил приводит убедительное свидетельство того, что разрыв между объективными условиями и на­шими желаниями сокращается по всему миру по мере улучшения объективного положения вещей.

114 В опросе, проведенном в 14 странах, респондентов попросили указать свое место на гипотетической 10-ступенчатой лестнице между «наилучшей... и наихудшей жизнью

115 для вас».

115 Также их попросили определить место сво­ей страны на подобной лестнице. Кэнтрил обнаружил, что чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем выше в среднем ее граждане располагают свое прошлое и нынешнее положение на этой «лестнице удовлетворенности» — то же относит­ся и к положению самой страны в прошлом и настоя­щем.

115 Далее он обнаруживает, что люди, чье положение объективно выше в отношении образования, дохода или профессионального статуса, в среднем выража­ли большую удовлетворенность своими жизненными условиями, чем те, кто имел плохое образование, низ­кий уровень дохода или низкий социальный статус.8

8 Cantril Н. The Pattern of Human Concern». New Brunswick: Rutgers University Press, 1965. P. 194, 258-259. Согласно клас­сификации Кэнтрила социально-экономический указатель стран выглядел следующим образом: США, Западная Герма­ния. Израиль. Япония. Польша. Куба, Панама. Югославия. Филиппины. Доминиканская Республика, Бразилия, Египет, Нигерия, Индия.

115 Как бы то ни было, члены малоимущих групп не могут завершить все цепочки нашего гипотетического пути, даже если они сильнее неудовлетворены своими жизненными условиями. Например, в связке А ощу­щение неравенства иногда затуманивается изменени­ем положения своей «личной» группы.

115 Так, Рансимен приходит к выводу, что в Великобритании «после Вто­рой мировой войны относительная депривация была снижена благодаря постепенному улучшению классо­вого положения работников ручного труда, а также убежденности в наступлении эпохи большего, чем это имело место на самом деле, перераспределения».9

9 Runciman W.G. Relative Deprivation and Social lustice. Berke­ley: University of California Press, 1966. P. 94.

115 Цепочка Б часто разрушается, поскольку люди, объективно относящиеся к обездоленным, как пра­вило, не сравнивают себя с наиболее преуспевающи­ми группами, благосостояние которых, по их мнению, не имеет никакого отношения к их собственному по-116-ложеиию.

116 Вместо этого они используют другие срав­нения.

116 С одной стороны, члены обездоленных групп почти наверняка будут сравнивать положение, в ко­тором в настоящий момент находится их группа, со своим собственным прошлым (или представлениями о нем). Если группа убеждена, что нынешняя ситуа­ция лучше той, что была прежде, это убеждение мо­жет быть гораздо более заметным и значимым, чем тот факт, что некие другие группы в настоящее время находятся в гораздо более выгодных условиях. Также многие люди время от времени отождествляют себя с большими общностями, такими как нация или страна. Следовательно, для конкретного индивида или груп­пы ситуация неравенства в прошлом или настоящем может быть смягчена ощущением того, что общность в целом — например, страна — богатеет или стано­вится более справедливой. В конце концов, когда че­ловек сравнивает себя или свою «собственную» осо­бую группу с другими индивидами или группами, он скорее будет сравнивать себя не с теми, кто отдален от него социально, а с теми, кто принадлежит близкой или граничащей группе. Например, для квалифициро­ванного рабочего доход и привилегии главы компании менее значимы, чем те же социальные ресурсы рабо­чих средней квалификации, стоящих ниже него на со­циальной лестнице, или бригадира, стоящего прямо над ним; также он может сравнивать себя с квалифи­цированными рабочими других предприятий.

116 Вследствие этих разнообразных сравнений в обще­стве со значительным неравенством отдельный чело­век может иметь сравнительно благосклонное суж­дение о своем собственном положении, даже если, говоря объективно, по сравнению с элитами он нахо­дится в крайне неблагоприятном положении.

116 Некоторые доказательства, имеющие непосред­ственное отношение к последней возможности, дает Рансимен по результатам проведенного им в Англии опроса 1400 респондентов.

116 Он провел различие между

117 «сравнительной референтной группой», положение или отличительные черты которой люди сопоставля­ют со своими собственными, и «членской референт­ной группой», которая является точкой отсчета не­равенства в отношении сравнительной референтной группы, «вызывающей ощущение относительной депривации» (курсив мой. — Р.Д.)10.

10 Runciman W.G. Relative Deprivation and Social Justice. P. 12.

117 Он обнаружил, что в Англии чувство относительной депривации, порожда­емое неравенством, существенно ослаблено. Помимо прочего это было связано со склонностью сравнивать себя с группами, положение которых на социальной лестнице наиболее близко к собственному.

Более того, как я отмечал ранее, причину достаточно низкого уровня ощущения относительной депривации среди работников ручного труда он видит в произошед­шем в последнее время улучшении их положения, а так­же, возможно, в преувеличенном представлении о том, насколько на самом деле сократилось существовавшее ранее неравенство. Напротив, представители средне­го класса склонны выражать недовольство не самыми состоятельными, а быстрым ростом доходов рабочего класса.

117 Ранссимен также обнаружил, что:

117 Существует огромная разница между объективным не­равенством и субъективным ощущением относительной депривации.

117 Независимо от того, считают они или нет, что их положе­ние ухудшается, процветание других групп обычно вы­зывает недовольство у представителей среднего класса.

117 Те. кто находится на вершине страты работников физиче­ского труда, менее всего склонны задумываться о том. что кто-то другой находится в лучших условиях, чем они.

117 Рабочие и их жены, достигшие наивысшего уровня дохо­да для лиц. занимающихся физическим трудом, не ощу­щают относительной депривации, потому что, пользуясь привычными для них сравнениями, дела идут хорошо.

118 Значительная доля респондентов в качестве желаемого дохода называла цифры, немного или не слишком суще­ственно превосходящие их реальный доход, а еще большее число людей даже заявило, что они удовлетворены своим текущим заработком.

118 В рамках каждой трети общего распределения дохода лица, занятые физическим трудом («рабочий класс»), гораздо чаще, чем служащие («средний класс»), склонны приводить собственный доход в качестве эквивалента того заработка, на который они рассчитывают в настоящий момент. Сравнительные референтные группы не только не выбираются в соответствии с фактами неравенства, но такое соответствие фактам наименее вероятно среди тех, кто на самом деле находится в крайне неравном положении.11

11 Runciman W.G. Relative Deprivation and Social lustice. P. 197-210.

118 Проведенный Кэнтрилом кросс-национальный опрос дает нам несколько интересных примеров связи по це­почке Б, хотя и не имеющих прямого отношения к дан­ному случаю. Результаты, к которым он пришел, под­тверждают точку зрения, согласно которой люди часто оценивают свое собственное положение исходя из по­нимания непосредственных изменений в рамках более крупной общности, с которой они себя отождествля­ют, — в данном случае со страной.

118  Он обнаружил, что:

То, насколько высоко люди расценивали свое собствен­ное нынешнее положение — свое место на социальной «лестнице», напрямую связано с тем, насколько высоко они оценивали положение своей страны, т.е. ее положе­ние на этой «лестнице».

Степень улучшения своего собственного положения за по­следние пять лет респонденты оценивали в зависимости от того, насколько улучшилось положение их страны. Если опрашиваемые ожидали, что их собственное поло­жение улучшится в следующие пять лет, они с большой вероятностью ожидали, что и в стране в целом дела пой­дут лучше.12

11 Cantril H. The Pattern of Human Concerns. P. 184-194.

119 Конечно, эти соотношения ничего не говорят нам о направлении причинной связи, которая, бесспорно, двунаправлена. Но некоторые сопоставления того, как люди в определенных странах оценивают себя, по мень­шей мере наводят на размышления. Например, оценивая свое нынешнее положение, две группы с наиболее высо­кими показателями состояли из представителей членов израильских кибуцев, где объективное равенство поднято на исключительно высокий уровень, а также совер­шеннолетних жителей США, где средний доход крайне высок, но велико и неравенство в распределении дохо­дов. Странами, занявшими в рейтинге третье место по оценке их гражданами своего положения, стали Куба, пережившая революцию, которая значительно сократи­ла (но не устранила) существовавшее ранее неравенство (возможно, за счет среднего дохода), и Египет. Здесь так­же произошла революция, но страна все еще страдала от крайней нищеты и неравенства. Самые высокие личные ожидания от будущего присущи участвовавшим в опро­се жителям (в порядке убывания) Кубы, Египта, кибуцев, США, Нигерии, Бразилии и Панамы13.

13 Cantril Н. The Pattern of Human Concerns. Tab. IX:4. P. 187.

119 Страной, лиди­рующей в списке изменений в отношении личного рей­тинга от прошлого к будущему (т.е. в отношении ожи­дания изменений к лучшему), стала Нигерия, одна из беднейших стран мира, находившаяся в период проведения опроса на пороге катастрофической гражданской войны. За Нигерией следовали Куба, Доминиканская Ре­спублика, Египет, Бразилия и Панама14.

14 Ibid. Tab. IX:6. P. 188.

119 Представляется, что существенное влияние на надежды относительно будущего оказывали произошедшие в недавнем прошлом революции, обретенная национальная независимость или другие драматические политические изменения. По­лучается, что фактически не существовало связи между уровнем социально-экономического развития страны и ожиданиями ее граждан, высказанными по поводу либо их собственного будущего, либо будущего страны15.

15 См. ранговые корреляции: Ibid. P. 194.

120 Эффективность связи по цепочке В зависит от идей, преобладающих в культуре или субкультуре, в рамках которой происходит социализация лично­сти.

120 Депривированная группа вполне может считать, что ее нынешнее подчиненное положение является неотъемлемой частью порядка вещей, оправданного религией и космологией (так в индуизме узаконива­ется существование каст), изменить которое может только последнее, а возможно, даже апокалиптиче­ское, искупление. Мировоззрение, оправдывающее и «рационализирующее» неравенство, укоренилось не только потому, что оно дает определенные преиму­щества элитам, извлекающим выгоду из существую­щего положения дел. Среди самих неимущих групп такое жертвенное мировоззрение помогает сделать жалкое и часто унизительное существование более терпимым и понятным.

120 Социальная группа, в тече­ние долгого времени имевшая дело с кажущимся не­искоренимым неравенством, может научиться огра­ничивать свои требования и тем самым помещать их в жесткие рамки возможного16.

16 Так. в отношении «комплекса идей, связанных со стрем­лением к лидерству, которые всегда подчеркивают права личности» в крестьянских обществах. Махмет Бекирей вы­двигает идею -смягчения», которая:

поддерживает существующее устройство системы... Считается. что сохраняющиеся социальные проблемы являются следствием не столько существующих форм социальной организации. сколько человеческих ошибок: именно человек является причиной того, почему считающееся безукоризненным устройство общества дает сбои... Идеи стремления к лидерству... ставят под угрозу равновесие, внушая новые желания. Напротив, идеи смягчения дают индивиду силы, чтобы отложить удовольствия на потом и таким образом позволить минимизировать сами потребности. В качестве добродетели они призваны укреплять существующие фор­мы социальной организации.,. Будучи обособленными от влияния идей стремления к лидерству и превратившиеся в добродетель, идеи ослабления далее блокируют развитие или прогресс в области познания системы.

См.: Веquiraj М. Peasantry in Revolution. Ithaca. N.Y.: Center for International Studies, Cornell University, 1966.

121 Кросс-национальный опрос Кэнтрила выявил не­сколько любопытных показательных примеров такого «смягчения». При помощи ряда открытых, но тщатель­но продуманных вопросов людей просили рассказать о своих надеждах и опасениях. Кэнтрил действитель­но обнаружил «прямую, но умеренную» связь между уровнем социально-экономического развития страны и объемом надежд, выражаемых гражданами в отно­шении как себя, так и своей страны. Однако вопреки ожиданиям он обнаружил даже более прочную пря­мую связь между уровнем социально-экономического развития страны и опасениями, высказанными ее гражданами: вкратце, чем лучше положение страны, тем больше у ее граждан и надежд, и опасений. Стра­нами, где люди высказывали меньше всего опасений за себя и свою страну, были Индия и Бразилия. Может показаться невероятным, но страной, в которой реже всего упоминалось здоровье — касалось ли это надежд или опасений, — была Индия, где «состояние здоровья граждан хуже, чем в любой другой стране, участвовав­шей в исследовании»17.

17 Cantril Н. The Pattern of Human Concerns. P. 164. Соглас­но заданной классификации ранговые корреляции (р. 199) между объемом «озабоченности» (надежды и опасения) и социально-экономическими показателями страны были следующими: личные надежды — 0.24; надежды, относя­щиеся к нации. — 0.25; личные опасения — 0.46; опасения и нацию — 0,51 В отчете об объеме «озабоченности» про­пущены Япония и Польша. Все показатели см. р. 155.

121 Там процесс «смягчения», под­крепляемый индуизмом, был доведен до невероятных масштабов.

121 Связь в конце цепочки (в точках Г и Д) также мо­жет нарушиться.

121 Разочарование, недовольство и гнев могут не стимулировать требования большего равен­ства, а наоборот, направить человека на путь покор­ности, апатии, отчаяния, безнадежности, самоочерне­ния, фантазий, несбыточных мечтаний, набожности, фатализма, мировосприятия «дядюшки Тома» и т.п.

121 Гермины, подобные этим, фактически используются

122 для описания психологии земледельца в крайне депривационном крестьянском обществе.18

18 См., например, примечательный портрет крестьянина: Веquiraj М. Peasantry in Revolution. P. 1-43. Например:

в крестьянских кругах всеобщее распространение получили одновременно пессимистическое мышление и склонность к набожности... Даже в своих собственных глазах крестьянин является «дурнем», «скотиной», а иногда и «негодяем». Он привык к самоуничижению — к этому его приучило песси­мистическое мышление, основанное на принятии на свой счет неполноценности своей социальной группы, которой он объясняет свои личные неудачи. Это объяснение... по­зволяет ему приспособиться к социальному миру, который он правильно распознает как несправедливый, суровый и жестокий (р. 11-12). ...Цепляясь за утопические этические представления о смерти, крестьянин защищает себя от по­следствий постоянных неудач, которые преследуют его. Его вера в возможное наступление -добродетельного порядка» побуждает его к почтению праведников и священников, ве­дущих его к благочестию. Представление своего собствен­ного места в этом «добродетельном порядке» укрепляет его веру в собственную значимость, уравновешивая унижения, которые он терпит ежедневно (р. 19).

122 Конечно, было бы неверно полагать, что крестьяне всегда и везде придерживаются этих взглядов, и, как отмечает ав­тор цитируемой книги, они также могут вести к бунтам и восстаниям, если вера крестьян в добродетельный порядок рушится. Крестьянские бунты на самом деле были доволь­но частым явлением, как можно увидеть из приведенного Сорокиным перечня из 173 волнений во Франции с 531 по 1908 г. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Ис­следование изменений в больших системах искусства, исти­ны, этики, права и общественных отношений. СПб.: Иэд-во РХГИ. 2000. См. также: Rude С. The Crowd in History. 1730- 1848. N.Y.: Wiley. 1964. Ch. 1.

122 Основную идею данной главы можно резюмировать в следующих утверждениях.

122 1.    В стране с гегемонистским режимом крайнее нера­венство в распределении ключевых ценностей снижает шансы стабильной системы публичного оспаривания.

122 2.    В обществе, где уже существует политический ре­жим, допускающий публичное оспаривание, крайнее неравенство увеличивает шансы того, что конкурент­ная политика будет заменена гегемонией.

123 3.    Полиархии чрезвычайно уязвимы к последстви­ям крайнего неравенства.

123 4.   Крайнее неравенство в распределении ключевых ценностей неблагоприятно для конкурентной полити­ки и полиархии, потому что это равнозначно крайнему неравенству в распределении ключевых политических ресурсов и с большой вероятностью порождает чувств негодования и крушения надежд, которые ослабляют лояльность к режиму.

123 5.    Однако системы конкурентной политики и даже полиархии способны справляться со значительным неравенством, поскольку:

• значительное неравенство не вызывает среди обез­доленных политических требований большего равен­ства или требований изменения режима;

• когда требования большего равенства действи­тельно возникают, политический режим может завое­вать лояльность обездоленных, откликаясь на часть их требований, хотя и не обязательно на все, или откли­каясь таким образом, что это не приводит к снижению объективного неравенства, но ослабляет чувство от­носительной депривации.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!