Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.



Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом.

[147] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….

[148] Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

[149] Прокимен (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

[150] Кто бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса.

Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою.

Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.

Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. И паки: Кто бог велий:

[151] греч. Γεροντίσσα - Старица

[152] Селевкия на Тигре (др.-греч. Σελεύκεια επί του Τίγρη) — древний город на реке Тигр, развалины которого, известные под именем Тель-Умар, находятся в 25 км к югу от Багдада. На противоположной стороне реки был расположен другой великий город античности — Ктесифон.

[153] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего оца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строило оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).

[154] По данным БД ПСТГУ и fond.ru

[155] По данным Православной Энциклопедии

[156] "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний проведённых летом 1887 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1887, № 13, с. 164.

[157] "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1893 года", Вологодские епархиальные ведомости, № 14, с. 242.

[158] Вест. Св. Син. за 1926 г., № 7, с. 9

[159] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 275.

[160] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 52 об.

[161] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 118.

[162] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 189 об.

[163] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 190

[164] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 208-210

[165] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[166] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1104

[167] ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.

[168] Боле́знь Паркинсо́на (синонимы: идиопатический синдром паркинсонизма, дрожательный паралич) — медленно прогрессирующее хроническое неврологическое заболевание, характерное для лиц старшей возрастной группы]. Относится к дегенеративным заболеваниям экстрапирамидной моторной системы. Вызвано прогрессирующим разрушением и гибелью нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин, — прежде всего в чёрной субстанции, а также и в других отделах центральной нервной системы. Недостаточная выработка дофамина ведет к активирующему влиянию базальных ганглиев на кору головного мозга. Ведущими симптомами (иначе: основные или кардинальные симптомы) являются:

мышечная ригидность; гипокинезия; тремор (дрожание конечностей); постуральная неустойчивость (неестественная, сутулая поза). Кроме нарушений двигательной сферы, при болезни Паркинсона отмечаются вегетативные расстройства, а также нарушения обмена веществ. Следствием может быть либо истощение (кахексия), либо ожирение. Секреторные расстройства проявляются сальностью кожных покровов, особенно лица, повышенным слюноотделением, избыточной потливостью.

Психические расстройства при болезни Паркинсона могут быть обусловлены как самим заболеванием, так и антипаркинсоническими препаратами. Начальные признаки психоза (страх, растерянность, бессонница, галлюцинаторно-параноидное состояние с нарушением ориентировки) отмечают у 20 % амбулаторных и двух третей больных с тяжёлой формой паркинсонизма. Слабоумие выражено слабее, чем при сенильной деменции. У 47 % наблюдают депрессии, у 40 % — расстройства сна и патологическую утомляемость. Больные безынициативны, вялы, а также назойливы, склонны к повторению одних и тех же вопросов. В данном случае, вероятно, это была какая-то другая болезнь….

[169] КГБ РБ. Д. 16555-С, л. 69.

[170] КГБ РБ. Д. 16555-С, л.7.

[171] Деяние Святого Синода Белорусской Православной Церкви о канонизации в лике местночтимых святых 23-х новомучеников, клириков Минской епархии первой половины ХХ века: http://www.mospat.ru/archive/nr910294.htm

[172] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город на северо-западе Малой Азии, близ Мраморного моря, на месте современного турецкого города Изник.

[173] «Моровая язва» и «моровое поветрие» - древнерусские названия бубонной (образует бубоны, которые лопаются и после них образуются болезненные язвы) и легочной (передается воздушно-капельным путем) форм чумы.

[174] Поса́д (подо́л) — первоначально населённая (посадские люди) территория (область) за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы; заштатный безуездный город[1].

Во время нашествий или войн укрепления монастырей, крепостей служили убежищем для населения посадов (слобод), и по мере увеличения территорий посадов, уже посады (слободы) окружались укреплениями (рвами, валами или стенами (деревянными, каменными и так далее), образуя круги укреплений, вокруг укреплений, то есть стали появляться города-крепости. Например, у московского кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые города: Китай, Белый и Земляной. В посаде проживало особое сословие жителей — посадские[2], позднее ставшее городскими сословиями — ремесленники, купцы, мещане, цеховые. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям, хотя первоначально на Руси, посадские, подобно крестьянам имели свободу перехода в иные сословия.

[175] Студийский монастырь (греч. Μονή Στουδίου) один из крупных древних монастырей в Константинополе. Основан у берега Мраморного моря ромейским патрикием (и бывшим консулом) Флавием Студием в 462 году. В 465 году в монастырь переселилась часть общины акимитов (неусыпающих). Во время смут и ересей студийские монахи были известны своей приверженностью православию, за что были изгнаны из Константинополя иконоборцем Константином V. Борьбу с иконоборчеством продолжили игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г.) и его преемник св. Феодор Студит. Тогда в монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный студийским.

В середине IX века игумен Николай осмелился перечить патриарху Фотию, за что подвергся заточению в собственной келье. Деятельным участником религиозных споров 1053—1054 гг., часто принимаемых за решающее событие в истории разделения церквей, был сподвижник Симеона Нового Богослова студийский монах Никита Стифат (или Пекторат), порицавший использование пресного хлеба за литургией и некоторые другие обычаи латинской церкви. Однако, после диспута («коллоквиума») с участием папского легата кардинала Гумберта монах Никита Стифат не только признал своё поражение, но сам публично сжёг своё направленное против Рима сочинение. Таким образом, Гумберт исказил картину событий, и анафема папских легатов в Константинополе за предпринятую Гумбертом после этого попытку низложения патриарха путём призыва населения к бунту не имела отношение к осуждению учения римской церкви православными — от всех претензий к Святому Престолу торжественно отказались ещё до анафемы и вновь их не выдвигали.[1]. Влияние монастыря на жизнь церкви было таково, что три студийских монаха закончили жизнь патриархами, а императоры Михаил V, Михаил VII и Исаак I приняли схиму в этой обители. Есть мнение о том, что в лучшие годы число братии достигало семисот насельников.

Подобно своим собратьям в Западной Европе, студийские монахи увлечённо переписывали рукописи и иллюстрировали их (из монастыря происходит, в частности, Хлудовская псалтырь). Также процветала монастырская школа каллиграфии. Сочинённые монахами песнопения нередко обладали выдающимися поэтическими достоинствами и до сих пор в ходу в разных православных странах. Из древнерусских паломников описания монастыря оставили Антоний Новгородский (ок. 1200) и Стефан Новгородец (ок. 1350).

Студийский монастырь подвергся разрушению при разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 г. и при взятии города турками в 1453 г. Конюший Баязида II превратил соборный храм Иоанна Предтечи (который восходит ещё к V веку) в мечеть Имрахор (то есть «мечеть конюшего»), но даже это не спасло его от разрушения пожарами 1782 и 1920 г. Землетрясение 1894 года довершило разрушение студийских построек. В предреволюционные годы на территории монастыря действовал Русский археологический институт под руководством профессора Фёдора Успенского.

В феврале 2013 года храм был передан для реконструирования в мечеть[2].

[176] В некоторых источниках ошибочно - Ушкевский.

[177] Ура́льская о́бласть — административно-территориальная единица РСФСР СССР, существовавшая в 1923—1934 годах. Включала в себя современные Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую и Курганскую области, а такжеПермский край. В 1934 году была разделена на Свердловскую (в 1938 году из нее была выделена Пермская область – с 2005 – Пермский край), Челябинскую (в 1943 году из нее была выделена Курганская область) и Обско-Иртышскую (в том же году упразднена, а ее территория передана в состав Омской области, но в 1944 году из ее земель была создана нынешняя Тюменская область, выделенная из состава Омской области) области.

[178] Ныне – Эстония.

[179] Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 136-137.

[180] Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори.
1: Во исходе Исраилеве от Египта, дому иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня его.
2: Море виде и побеже, Иордан возвратится вспять.
3: Что ти есть, море, яко побегло еси; и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять
.

[181] Обращенные из язычников.

[182] Ольвиополь (до 1782 года — Орлик) — историческое название левобережной части города Первомайска Николаевской области Украины; до 1920 года — небольшой населенный пункт на левом берегу реки Южный Буг, имевший с 1778 года статус города.

[183] Фри́гия (греч. Φρυγία, лат. Phrygia, тур. Frigya) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав.

[184] Амасия – ныне турецкий город Амасья – древний город на севере центральной части Малой Азии, близ Черноморского побережья современной Турции.

[185] Это дает повод многим светским авторам вовсе отрицать роль святых братьев в создании славянской письменности, хоть доказательств, кроме данных слов, взятых, будто бы, из летописей, нет. Но ныне эта точка зрения поднята на знамена, преимущественно, неоязычниками. В то же время, другие авторы подчеркивают их роль, замечая, что создавая славянскую письменность с нуля, святые братья формировали грамматику по типу греческой….

[186] Моравия - Восточная часть нынешней Чехии.

[187] Панно́ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, исполь­зу­ю­ще­го прото­индо­евро­пей­ский корень *penвлага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

[188] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).

[189]  Арбела — город на одном из притоков реки Запата (иначе Забата), представляющего собой, в свою очередь, левый приток реки Тигра. Город этот находится недалеко от Ниневии, замечателен тем, что в 1—2 милях к западу от него, близ Гавгамелы, произошло сражение, в котором Александр Великий во второй раз победил Дария Кодамана, сделавшись после того обладателем всей Персидской монархии. Ныне это Эрбиль, столица Иракского Курдистана.

[190] Нусайби́н (тур. Nusaybin; Аккадский: Na ṣibina[1]; сир. ܢܨܝܒܝܢ, Ni ṣībīn; араб. نصيبين‎ — Нусайбин; греч. Νίσιβις; арм. Մծուրն,Մծբին — Мцбин; курд. Nisêbîn; тж. Антиохия Мингидонская и пр.) — древний город на юго-востоке Турции у сирийской границы.

[191] Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!