ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КРЕСТНИКОВ



Память 12 / 25 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых

Родился 1 / 14 июля 1893 года в городе Москве.

Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей.

В 1918 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1919 году, после закрытия Лавры, перешел в Гефсиманский скит. Неизвестно, принял ли монашество, но в следственном деле 1936 г., Сергея Александровича иногда называют "монахом-попом"

С 1922 года - регент церковного хора и псаломщик в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде.

С 21 октября 1928 года - псаломщик в храме на Кукуевском кладбище. Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым).

Крестников Сергей Александрович, 1936 г.

В 1935 году сотрудники НКВД арестовали бывших насельников Лавры, живших в квартирах Загорска, и священников, служивших в городских храмах.

21 октября 1935 года послушник Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Проходил по групповому делу "Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г." как "участник контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикиеем и монахом игуменом Максимилианом".

Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Некоторые обвиняемые и свидетели показали, будто Сергей Крестников говорил, что церковнослужителей замучили налогами, что советская власть «поставила своей задачей ликвидировать все православные церкви в России, поэтому мы видим на каждом шагу разрушение церквей против желания верующих; делают это сидящие у власти евреи»[243].

Следователем для дачи показаний были вызваны: благочинный Загорского округа прот. Димитрий Баянов, священники Виталий Лукашевич, Михаил Поздеев, Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили арестованных, подписав лжесвидетельства против них.

Один из свидетелей говорил: "Крестников являлся организатором богослужений монастырского характера, стремился к выполнению монастырского церковного устава и служению акафистов, также старался укрепить монастырский распорядок в общине"

Следователь спросил послушника Сергия, какие беседы велись среди монашествующих, на что тот ответил, что беседы ведутся на религиозно-духовные темы: одни считают, что уже наступили времена антихриста и по этой причине усиливаются гонения и преследования за религиозные убеждения; но он считает иначе – что все переживают сейчас время преддверия прихода антихриста.

– Как вы реагировали на закрытие церквей? – спросил его следователь.

– Советская власть закрывает церкви без согласия верующих и делает это неправильно, а также ни за что высылает духовенство, лишая его нормальной жизни.

– Вы выражали недовольство советской властью окружающим вас лицам?

– Я советской властью недоволен, потому что она насильно, без согласия верующих закрывает церкви, ни за что высылает духовенство и верующих.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Я настроен антисоветски, потому что советская власть организовала гонение на религию, высылает ни за что верующих, без согласия верующих закрывает церкви, – повторил послушник.

На этом допросы были закончены, и 5 января 1936 года закончено и само следствие. Послушник Сергий был обвинен в том, что будто бы он «являлся участником контрреволюционной группировки, среди окружающих распространял контрреволюционные ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, в контрреволюционных целях прославлял могилу “старца Алексея”, распускал ложные слухи “о чудесных исцелениях на могиле старца”, читал и распространял контрреволюционную антисемитскую литературу»[244] (при аресте была найдена книга Нилуса).

8 января 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, и он был отправлен в Ухтпечлаг в город Чибью.

21 января 1938 года снова был арестован как "участник контрреволюционной группы, проводил среди заключенных контрреволюционную деятельность, направленную на дискредитацию партии и правительства" и заключен в следственный изолятор в Чибью.

– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.

– Виновным себя не признаю. Я говорил заключенным, что в лагере жить тяжело. Больше показать ничего не могу.

15 марта 1938 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

15 декабря 1989 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1936 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...b**
  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 145-147
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...379

 

События дня.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал один о.Николай Ларионов, без диаконов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

11Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

13Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; 14видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.

15И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, 16говоря: что́ нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; 17но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.

18И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.

19Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?

20Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.

21Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.

22Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.

23Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.

24Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!

25Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

26Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

27Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

29И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

31И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

32У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.

33Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

Исцеление человека с парализованными ногами вызывает большой резонанс и проповедь апостолов начинает привлекать много народа, а это вызывает тревогу иудейских вождей, которые начинают их преследовать и гнать. Так сбываются слова Христа: «если Меня гнали, то и вас будут гнать»….

Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

22После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

Господь говорит о том, для чего Он пришел в мир и почему мир не принимает Его слова…. Судить мир Он будет позже, а теперь Христос приходит, чтобы положить начало спасению человека. Во христе человеку дарован был вход в Царство, хоть путем этим человек еще должен пойти. Дело спасения человека положено Христом и совершается даже доныне, завершаясь каждый раз, когда чья-тодуша водворяется в уготованных ей небесных обителях, пока – до Страшного Суда, когда она получит постоянное место обитания вместо временного… Да примем путь этот и мы…

После литургии вышел о.Евгений Кузнецов, заметив, что сейчас будет совершена панихида, а по окончании службы духовенство будет дежурить на кладбищах, где желающие могут пригласить священников для совершения литии или панихиды на могиле родственников. Также священники будут дежурить и на кладбищах в Гайдуке и Владимировке.

После этого началась панихида. Раньше в понедельник и вторник 2 Пасхальной седмицы панхида совершалась совсем иным чином – начиналась пасхальным тропарем, после чего, как в начале пасхального богослужения, пелись стихи из 67 псалма, перемежающиеся с пением пасхального тропаря, а затем пелись ирмосы канона Пасхи и лишь в конце следовала заупокойная ектения. Теперь панихида шла обычным чином, как и всегда, лишь в начале хор пел пасхальный тропарь. В начале, как в дни Родительских суббот, было прочитано обычное начало (Трисвятое по «Отче наш», затем 90 псалом) и великая ектения…. Далее панихида служилась, как в обычные дни. служили о.Евгений Кузнецов и о.Николай Ларионов.

по окончании панихиды о.Николай снова поздравил всех с Пасхой. сказав, что в этот день, впервые после Пасхи, совершается гласное поминовение усопших и в этот день мы можем разделить пасхальную радость с нашими усопшими родными и близкими, одноклассниками, однокурсниками и так далее. Нас от них отличает то, что мы можем молиться, в том числе, о них, ведь они о себе молиться уже не могут (если только кто-то из них, пройдя мытарства, не удостоился Царства Божия – таковые уже могут молиться и о нас), как не могут исправлять свою жизнь, а лишь Бог по своему милосердию может помиловать их. Поэтому Церковь земная, Церковь воинстаующуя, заповедовала совершать поминовение усопших. Но под «поминовением» не следует понимать трапезу, а тем более – пьянки и гулянки на кладбищах, распространенные в народе нашем, но молитву. Желающий вспомнить своих усопших родственников может пригласить священника, дабы совершить литию или панихиду, либо самому кратко помолиться о своих усопших родственниках и знакомых. Но что значит «церковь воинствующая»? Это значит, что человек, живущий на земле, находится в состоянии постоянной борьбы со своими страстями, вспоминая о том, что и ему надлежит умереть, а по смерти возможности исправляться нет – время исправления есть, пока он еще жив. И следовательно, нам, живым, подобает заботиться о том, чтобы по смерти не попасть в место мучений, но достичь Царства Божия, уготованного нам. Притом, молясь о наших усопших родственниках, мы проявляем к ним милосердие, а значит, приносим пользу и нашим душам. Притом, если мы молимся об усопших, поминаем их, то и наши дети и внуки будут делать это, глядя на нас. Если же мы понимаем под поминовением тризны – просто трапезу, то и они будут делать то же самое, а значит, не будут молиться о нас…. Потому да молимся, дабы Господь помиловал наших усопших родных и близких и да заботимся и сами, дабы в день Суда и нам получить благоприятный ответ от Господа….


[1] Ката́ния (итал. Catania, сиц. Catania) — город-порт в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноимённой провинции. Город расположен на восточном побережье острова Сицилия у подножья вулкана Этна.

[2] Шариат, мусульманский свод правил, велит карать отступника от веры смертью, так же, как и Закон Моисеев у древних иудеев.

[3] Гад (или Ваал-Гад) и Мени (Мануфи) - имена божеств солнца и луны.

[4] Колодец клятвы….. При чтении паремии не читается еврейское название. как из принципа сделано в Синодальном переводе, но перевод этого названия….

[5] Дом Божий.

[6] Исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев.

[7] Ныне Вильнюс, столица Литвы.

[8] Арестам он и ранее подвергался неоднократно.

[9] Напомню, однако, текст этого песнопения, обычного для службы повечерия: С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!