Услышите до последних земли: яко с нами Бог.



Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.

Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.

И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.

И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.

Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.

Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: яко с нами Бог.

Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.

Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.

И мира Его несть предела: яко с нами Бог.

И нарицается Имя Его, Велика Совета Ангел: яко с нами Бог.

Чуден Советник: яко с нами Бог.

Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.

Отец будущаго века: яко с нами Бог.

С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Слава: С нами Бог:

 И ныне: С нами Бог:

 Таже два лика вкупе: С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

[10] Сподоби, Господи нощь сию без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи, Боже отец наших и хвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. Буди Господи милость Твоя на нас. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим, Благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети нас оправданиями Твоими. Господи, милость Твоя во век. Дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, тебе слава подобает, Отцу и Сыну и святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[11] Песнопение, которое поется вместо «Достойно есть…» на литургии.

[12] Гесем или Гошен (ивр. ‏גושן‏‎ (Gōšen); греч. γεσαν [ˈɡesan]), ныне Тумилат — название местности Древнего Египта, отведённой Иосифом (Быт. 45:10, 46:34, 47:27) для поселения его отца Иакова (Израиля) и братьев (Исх. 1:1-5). В этом округе впоследствии каторжным трудом евреев были построены укреплённые города для запасов — Пифом и Раамсес (Исх. 1:11). Оттуда же еврейский народ покинул Египет (см. Исход).

[13] Бедро.

[14] Переспал с наложницей своего отца…

[15] Устроили резню в хананейском городе, житель которого изнасиловал Дину, сестру их.

[16] По Септуагинте (и славянскому тексту): «как лев и молодой лев».

[17] В славянском тексте: «глаза дают радость более вина и зубы его белее молока».

[18] То, что Дан именуется «змеем» толкуется в том ключе, что именно из этого колена произойдет антихрист.

[19] По другому чтению: Неффалим - серна стройная; он говорит прекрасные изречения.

[20] В славянском тексте: «Я Господь».

[21] О нем повествует Книга Товита. Рафаил был спутником, который под именем Азарии сопровождал Товию во время его путешествия в Раги Мидийские для получения денег, некогда отданных ему Товитом на сохранение, и оказал Товии много милостей. По окончании путешествия Азария открыл Товиту: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святого» (Тов. 12:15).

[22] Уриил - ангел, посланный от Бога к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих (3 Езд. 4, 1; 3 Езд. 5, 20). По преданию, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий (Борисов), архимандрит Херсонский

[23] «И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий (Борисов), – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр.11-12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве.

[24] Имя Иегудиил в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

[25] Упоминается в Третьей книге Ездры. Он присутствовал при первой беседе архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников (3 Езд. 4, 36).

Согласно своему имени, архангел Иеремиил посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира - чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Ин. 12, 24).

[26] Панно́ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, исполь­зу­ю­ще­го прото­индо­евро­пей­ский корень *penвлага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

[27] Известное нам по учебникам германское племя готов, зародившееся в Скандинавии, но после резкого похолодания пришедшее в Восточную Европу, а затем с территории нынешнего Крыма пришедшее сперва на Балканы, а затем и в Западную Европу. Среди них активно велась христианская проповедь и была даже своя архиерейская кафедра. Почему Православная Церковь именует их готфами? Потому, что православная вера пришла к нам из Византии, а в греческом, являвшемся в империи основным и в готфском есть одна общая особенность – наличие межзубного звука «Ф», который в греческом дает буква «θ», а напрмер, в английском – тоже родственным – сочетание букв «th». Наши предки интерпретировали этот звук именно как «ф», что и отразилось здесь. То что светская наука называет их «готами», объясняется последствиями германомании петровских и послепетровских времен, когда переделывая все на западный манер, стали и говорить «не по нашему» и заимствуя и всю терминологии, а немецкий язык тем и отличается от готфского, что в нем нет многих звуков, характерных и для готфского и греческого и английского языков.

[28] Ки́зик (др.-греч. Κύζικος, лат. Cyzicus) — бывший город в Малой Азии, в исторической области Мизия. Расположен на полуострове Капу-Даг (Арктонесус) на южном побережье Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём.

[29] Официальный сайт Биробиджанской епархии - http://www.eparh.ru/content/view/996/26/

[30] Книги рекомендуют диакону воспеть первые слова ирмоса 9 песни канона. но в соборе, на практике, такого не бывает. а вот, в храме Новомучеников некогда такая традиция была.

[31] Напомню, что это были люди, готовящиеся к принятию таинства. В те времена взрослых, желавших принять крещение, не приобщали к Церкви сразу же, но длительное время (подчас годами, а святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, все родившиеся в христианских семьях, приняли крещение лишь в возрасте 30 лет) обучали основам веры, при этом он был обязан посещать богослужения, уходя при словах на литургии «оглашении изыдите». Священник, обучавший оглашенного, наблюдал за ним, как наблюдает монастырский духовник за послушником, желающим принять постриг, крестя его, лишь найдя его достойным принятия в число верных Божиих, зная, что теперь человек действительно сочетается Христу.

[32] Стадий, стадион, стадия (греч. στάδιον) — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов, введённая впервые в Вавилоне, а затем перешедшая к грекам и получившая своё греческое название. Не является для нас достаточно определенной. В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца при восходе его до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Если этот выход солнца продолжается примерно две минуты, то за это время человек при средней скорости ходьбы проходит от 185 до 195 м. вавилонский = 194 м

греческий = 178 м

аттический = 177,6 м

египетский = 172,5 м

стадий системы фараонов = 209,4 м

птолемеевский и римский = 185 м

стадий (гхальва) ассиро-халдейско-персидской системы = 230,4 м.

Таким образом, учитывая разницу этой меры, расстояние села до Иерусалима было от 2,5875 до 3,456 км.

[33] Си́рмий (греч. Σίρμιο; лат. Sirmium) — город в Римской Паннонии, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте — Сремска Митровица (север Сербии, автономный край Воеводина). От Сирмия происходит название исторической области Срем.

До прихода римлян в I в. до н. э. на месте Сирмия было иллирийское поселение. В эпоху принципата город служил плацдармом для военных вылазок против даков и германцев; много времени здесь проводил Марк Аврелий. Уроженцами города были императоры Геренний Этруск, Гостилиан, Деций, Клавдий II, Квинтилл, Аврелиан, Проб, Максимиан, Констанций II и Грациан.

В 375 император Валентиниан перенес в Сирмий свою резиденцию[1]. Феодосий Великий был провозглашён императором в Сирмии. В IV—V вв. в городе прошло пять церковных соборов; здесь подвизались свв. Ириней Сирмийский и Анастасия Узорешительница. После падения Римской империи в Сирмии чеканили монету короли гепидов. В 870 архиепископскую кафедру в Сирмии возглавил Мефодий Солунский.

Император Леопольд I передал владение руинами императорского дворца в Сирмии племяннику папы Иннокентия XI из рода Одескальки. С тех пор глава этого рода носит титул герцога Сирмио (Duca di Sirmio).

[34] Ликополис (греч.: ἡ Λύκων πόλις), ныне Асью́т (араб.: أسيوط, Asyūţ, копт. Сйовт) — город в центре Египта, в среднем течении Нила, центр одноимённой провинции. Население — 400 000 человек. Древний Асьют (егип. sȝwtj, Asyūţ) был столицей 13-го нома Верхнего Египта, находился к юго-востоку от Гермополиса (Хемен), на широте 27°10’14" С, на западном берегу Нила.

[35] Фиваи́да (греч. Θηβαΐδα Thēbaida, Θηβαΐς Thēbais) — старинное название области в Верхнем Египте (область близ северного побережья Красного моря); термин происходит от греческого названия его столицы Фив. В состав Фиваиды входило тринадцать номов.

В правление Птолемеев Фиваида образовала отдельный административный район, центром которого были Фивы. Правителем этой области был стратег, в обязанности которого входило наблюдение за навигацией в Красном море. Во время Римской империи император Диоклетиан создал на основе Фиваиды провинцию, которую охраняли два легиона — I Максимианов и II Надежный Флавиев. Позже Фиваида была поделена на две провинции — Верхнюю и Нижнюю. Название фигурирует в легендах о первых христианских отшельниках.

[36] Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Малой Азии между проливом Босфор и рекой Сангариус.

[37] Прокимен (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен попеременно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паремии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паремии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

[38] По другому чтению: Неффалим - серна стройная; он говорит прекрасные изречения

[39] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[40] Спасение.

[41] Тонкая льняная одежда, надеваемая священником или архиереем для совершения литургии.

[42] Саккос - богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь. Символизирует, как и фелонь, багряницу, которую надевали на Христа воины, когда перед казнью издевались над ним.

[43] Омофор (греч.: носимый на плечах) – не головной покров, а элемент облачения архиерея, символ еписмкопской власти, носимый на плечах и символизирующий заблудшую овцу, которую Пастырь берет и возвращает в стадо. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса.

[44] Панагия - Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы. В монастырях существует чин панагии¸ когда просфора крестным ходом приносится в трапезную и с благоговением съедается. Частицы этой просфоры в древности носили в особых сосудах, усвоивших это название. От них произошел и архиерейский нагрудный знак, на котором имеется изображение Божией Матери.

[45] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….

[46] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).

[47] Собственно, болгарами назывался тюркские народы. Существовали Волжские болгары, явившиеся предками современных татар, башкир и чувашей, а также Дунайские болгары, вторгшиеся на земли нынешней Болгарии, будучи вытесненные на Балканы хазарами, и создавшие там государство под предводительством хана Аспаруха. Этноним болгар с тюркского означает восставший, по другой версии название этнонима происходит слова bul ɣar, что с тюркских языков означает смешанного происхождения. Государство это было создано в 679, а Византией признано в 681 г., причем, тюрки в нем занимали все государственные посты и формировали болгарскую конницу, тогда как славяне – пехоту. Но уже при Аспарухе начался процесс смешения тюрков и славян.

[48] По́ловцы, половча́не[1], самоназвание — кыпча́ки (араб. قفجاق‎[2], азерб. qıpçaq, башк. ҡ ыпса ҡ, кирг. кыпчак, тат. кыпчаклар, карач.-балк. къыпчак, узб. qipchoq, ног. кыпшаклар, кум. къыпчакълар, сыб. ҡ ыпца ҡ) ; в европейских и византийских источниках — кума́ны (лат. comani, греч. kο[υ]μάνοι) — кочевой тюркоязычный народ[3][4]. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык[5]. Позже кипчакский язык лёг в основу татарского, крымскотатарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского[6] и некоторых других языков.

Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, Поросье, Северская, Киевская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных. В то же время, бывали периоды мирного сосуществования или даже браков между семьями русских князей и половецких ханов (так, святой князь Андрей Боголюбский был сыном князя Юрия Долгорукого, рожденным женой-половчанкой). По религии были язычниками, хоть многие исповедовали несторианство (убеждение в том, что Христос, якобы, родился простым человеком, но потом Божество вселилось в Него и обитало в храме), ересь, осужденную на III Вселенском Соборе. Ханы были вождями племен, союзы племен возглавляли каганы (ханы ханов), избираемые на съездах.

[49] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[50] Братство рыцарей Христа Ливонии (лат. Fratres miliciae Christi de Livonia, нем. Brüder der Ritterschaft Christi von Livland) — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев на землях нынешних Латвии, Литвы и Эстонии, а также частично бывшей Восточной Пруссии. В 1217 датский король Вальдемар II высадился на берегах северной Эстляндии и основал крепость Ревель (Таллин). По договору 1230 часть эстонских земель была передана ордену Меченосцев. Всего же территория ордена включала до 2/3 латышских и эстонских земель. На захваченных землях судом и управлением ведали командоры и фогты. Орден и епископ раздавали завоёванные земли рыцарям и духовенству, подчиняя их власти местное население, обязанное содержать своих поработителей, работать на них, участвовать в их походах. По имени живших в низовьях Западной Двины ливов, орден стал называться Ливонским.

После захвата рыцарями островов Сааремаа и Муху папа Гонорий III в 1227 обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твёрдо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу Божиему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас»

Ливонией называлась в то время конфедерация 5 духовных княжеств (Ливонский орден, Рижское, Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства), которая номинально находилась под властью римского папы и германского императора.

Орден Образован в 1237 году из остатков Ордена Меченосцев после того, как тот потерпел крупное поражение от жемайтов и земгалов в битве при Сауле 22 сентября / 5 октября 1236 года. После потери в битве магистра и примерно трети рыцарей произошло его слияние с Тевтонским орденом и, таким образом, Ливонский орден стал его Ливонским отделением. Орден вёл войны против Литвы и Руси. История ордена подробно описана Генрихом в его Хронике Ливонии, а также в Ливонской рифмованной хронике.

Членами ордена были «братья-рыцари» (воины), «братья-священники» (духовенство) и «служащие-братья» (оруженосцы-ремесленники). Ордену были даны права рыцарей-тамплиеров (храмовников). Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней. Орден постоянно проводил набеги на соседние русские земли, а также насильственно обращал население захваченной территории в католичество, преследуя тех, кто исповедовал православие.

В 1242 году Орден, в составе Тевтонского ордена, вместе с Псковом участвовал в завоевательном походе против Новгорода, и потерпел поражение в Ледовом побоище.

В 1268 году Орден участвовал в Раковорской битве с новгородцами и потерпел поражение.

В 1275 году Орден получил от императора Священной Римской империи Рудольфа Габсбургского привилегии, позволяющие вершить суд в Риге.

В 1283 году ливонский ландмайстер Виллекин де Эндорп основал на территории современной Эстонии город Феллин, который впоследствии стал одним из главных городов ливонского ландмайстерства.

В 1284 был заключён договор Новгорода с Ливонским орденом.

К 1398 относится договор Великого княжества Литовского и Ливонского ордена о разделе Северо-западной Руси.

В 1421 был подписан торговый договор Новгорода с Ливонским орденом.

Мир оказался непрочным, и в 1444 вспыхнула война Ливонии с Новгородом и Псковом, продолжавшаяся до 1448.

В 1492 для борьбы с Ливонией напротив немецкой крепости Нарвы был основан Ивангород.

В 1500 был заключён антимосковский договор между Литвой и Ливонским орденом. Во время войны 1501—1503 гг., в 1501 году орден был разгромлен русскими войсками в битве под Гельмедом (ок. Дерпта).

В 1557 г. Иван IV взял курс на обострение отношений с орденом — он отказал ливонским послам в приёме. Орден был разгромлен и ликвидирован в Ливонской войне русскими войсками в 1561.

Последний ландмейстер Готхард Кетлер, не видя средств к сохранению независимости ордена, по Виленскому договору принял титул герцога Курляндии (1561) и тем самым положил конец существованию ордена. По окончании Ливонской войны в 1581 году земли ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой.

[51] С 1929 года - в границе Московской области.

[52] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49492, л. 13.

[53] По данным БД ПСТГУ - 23 февраля

[54] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[55] или 31 марта - по справке из УВД по Амурской обл. от 23.08.2007г.

[56] «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие – Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!