Остерегайся небольших нововведений, потому что это привидет к большим нововведениям и куфру.



 

Говорит имам Аль Барбахари: «И так же остерегайся небольших (маленьких) нововведений, потому, что маленькое нововведение накатывается словно ком».

 

То есть сначала маленькое, потом возвращается, потом побольше, затем возвращается становится еще больше, пока не превратится в большое нововведение.

 

 

Говорит дальше имам Аль Барбахари: «Любое нововведение, которое было введено в этой общине, начало его было маленьким, более того, было похоже на истину».

Комментарий:

То есть сначала люди не заметили, не обратили внимания на это маленькое нововведение, потому что не смогли различить между ним и истиной. То есть вначале это было шубгъа (сомнение). Шубгъа - это подделка которая похожа на настоящую вещь. И человек, который не обладает определёнными знаниями не способен различить фальшивое от настоящего. И чем больше, эта вещь похожа на настоящую, тем тяжелее её определить, тем тяжелее отличить от настоящей. То же самое здесь.

 

Говорит дальше имам Аль Барбахари: «Так же любое нововведение, которое начиналось в этой общине, начало его было маленьким и оно было похоже на истину. И обольстились этим нововведением те, которые вошли в это нововведение. Затем оказались неспособными выйти из него, и в конце концов оно настолько увеличилось, что стало настолько великим и превратилось в религию, которую исповедуют люди».

Комментарий:

Обольстились потому, что оно было похоже на истину, это им понравилось, они туда вошли, обольстившись этим. Сегодня целое государство Иран, исповедует абсолютно другую религию, которая не является религией мусульман. Поэтому рафидиты Ирана являются неверующими. И их религия полностью противоречит почти во всех вопросах. Будь то идеологические, или не идеологические. Полностью практически во всех вопросах противоречит религии мусульман. А началось всё с «уважительного» отношения якобы, к семейству Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). То есть небольшое чрезмерное возвеличивание семейства Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), в итоге привело к чему? Через 1400 лет, что существует целое отдельное государство, вообще с абсолютно другой религией. И из нее люди уже не могут выйти, они считают, что эта религия, которой доволен Всевышний Аллах.

 

Говорит дальше имам Аль Барбахари: «И эта религия начала противоречить прямому пути».

 

Та выдуманная религия, начало которой было маленьким и похожим на истину.

 

Говорит дальше имам Аль Барбахари: «И эти люди вышли из Ислама».

Комментарий:

Есть нововведения, которые стали великими, но не такими великими, которых человек придерживается и выходит из ислама. А есть некоторые нововведения, которые выводят человека из Ислама. И примеров этому, огромное множество на сегодняшний день.

Посмотрите, с чего начали «ихвану муслимун». С небольших противоречий шариату, с небольших грехов. Сегодня их религия полностью противоречит религии ахлю сунна валь джамаа. Их основа полностью противоречит основам саляфитов. Так вот полезным является узнать, что ворота в нововведения чаще всего открываются со стороны ташадуда (чрезмерной строгости) и тасахуль (послабления). Обычно люди бывают разным, не похожими друг на друга, какой то человек, в нём есть жёсткость, а другой, он наоборот мягкий. Тот, который жёсткий, его натура и природа жесткая, шайтан к нему подходит и увеличивает его жёсткость (наущениями). То есть показывает ему вещи не в реальном виде. То есть в реальном виде вещь не такая опасная, шайтан подходит к нему и надувает эту опасность. Так, что он начинает видеть её в увеличенном виде, его ташадуд увеличивается, и он впадает в нововведение. То же самое, тот человек, который слишком мягкий, наоборот шайтан подходит к нему с другой стороны и надувает его мягкость. Вещь, которая реально является опасной для общины или какой-то группы людей и т.д. шайтан показывает и начинает уменьшать вред в его глазах. После чего он попадает в нововведения.

[Примечание редактора стенограммы]:

Шейх Ибн аль-Къайим, упомянув о разновидностях козней шайтана, сказал: “Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/116.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Во время пророка (мир ему и благословение Аллаха) были такие, кто причислял себя к Исламу, однако вылетал из него, несмотря на свое усердное поклонение. Так пусть же будет известно, что причисляющий себя к Исламу и Сунне в наше время может выйти из религии Ислам по различным причинам, одной из которых является излишество (гъулюу), которое порицал Аллах в Своей Книге!” См. “Маджму’уль-фатауа” 3/383.

 

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо!”» (аль-Кахф 18: 103-105).

 

Хафиз Ибн Касир говорил: “Этот аят является обобщенным и касается каждого, кто поклоняется Аллаху не установленным способом, считая, что он поступает правильно, и считая, что деяния его принимаются, тогда как на самом деле он ошибается и деяния его отвергаются!” См. “Тафсир Ибн Касир” 3/174.

 

Всевышний Аллах сказал, обратившись к христианам и иудеям: «Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути”» (аль-Маида 5: 77).

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Кто уподобляется из числа этой общины (мусульман) христианам и иудеям, и впал в излишество в религии либо путем чрезмерности, либо путем упущения, тот подобен им, как обстоит дело с хариджатами, вылетевшими из религии! Хариджиты появились во время правления Али ибн Абу Талиба, и мусульмане сражались с ними за их выход против мусульман по велению пророка, от которого с десяти сторон передаются достоверные хадисы о них. И также к этому имеют отношение впавшие в крайность в религии рафидиты, къадариты, джахмиты, му’тазилиты и аш’ариты”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/340-350.

 

Также Всевышний Аллах сказал, обратившись к христианам: «О люди Писания! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду! Мессия ‘Иса сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын» (ан-Ниса 4: 171).

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Христиане впадают в излишество в вопросах убеждений и делах сильнее, чем другие люди, и по этой причине Аллах запретил им крайность (гъулюу) в Коране”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакъим” 1/328.

 

Таким образом, Всевышний Аллах предостерегал от излишества христиан и иудеев, но они ослушались Его и впали в чрезмерность, за что и сбились с истинного пути. Но Всевышний Аллах также предостерегает от излишества и общину Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), говоря: «И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете!» (Худ 11: 112).

 

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» ан-Насаи 4/49, Ибн Маджах 3029, Ибн аль-Джаруд 473. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Слова «остерегайтесь излишеств в религии» являются обобщенными, включающие в себя все виды излишества, будь то в убеждениях или делах”. См. “аль-Икътида” 1/328.

 

Ибн аль-Асир сказал: “Слова: «Остерегайтесь излишеств в религии» означают: крайность в религии и преступление ее границ. Это подобно тому, что сказано в другом хадисе: «Поистине, эта религия крепка, так углубляйтесь же в нее мягко!» Ахмад 3/199. А также хадис: «Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к знающему наизусть Коран, который не излишествует в отношении него и не делает упущений». Абу Дауд 4843. Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал это по той причине, поскольку из числа его нрава и поведения, которое ему было велено, то, что необходимо проявлять умеренность в делах. И самые лучшие дела – это серединные!” См. “ан-Нихая” 3/382.

 

Шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби в отношении слов: «тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» сказал: “Т.е. гъулюу в вопросах религии – это то, что погубило предыдущие общины! По этой причине не позволительно этой общине подражать им, чтобы не постигло их то, что постигло и их”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 26/31.

 

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Погибли проявляющие чрезмерность!» Муслим 2670.

 

Имам аль-Хаттаби в комментарии к этому хадису сказал: “«Проявляющие чрезмерность» – это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в рассуждения философскими методами, которые углубляются в то, что их не касается, и что не сможет постичь их разум”. См. “Ма’алим ас-Сунан” 4/277.

 

ан-Науауи сказал: “Т.е. впавшие в излишество и преступившие границы в своих словах и делах”. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/220.

 

Также ан-Науауи сказал: “Речь идет о тех, кто проявляет строгость в тех случаях, когда это неуместно”. См. “Рияд ас-салихин” 106.

 

Имам аль-Мунауи сказал: “Было сказано, что это впавшие в крайность в своем поклонении, преступив границы шариата и пребывая в наущении с шайтаном”. См. “Файдуль-Къадир” 6/355.

 

Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: “Этот хадис касается любой вещи, которая содержит в себе чрезмерность, будь это в поклонении, или во взаимоотношениях, или же обычаях. И также нет разницы, касается все это внешних деяний, внутренних, убеждений или поступков. И если истина в отношении чего-либо установлена в Коране и Сунне, а нечто противоречит им, то это также имеет отношение к этому хадису, и совершающий подобное подвергается гибели! И именование крайность, излишество и чрезмерность «гибелью» указывает на то, что это запрещено категоричным запретом. А чрезмерность и излишество во всем, влекут гибель для поступающего таким образом!” См. “Сирадж аль-уаххадж” 10/198.

 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его». аль-Бухари 39.

 

Имам Ибн аль-Мунайир сказал: “В этом хадисе содержится одно из пророческих предвещаний! Поистине, мы видели и видели это люди до нас, как каждый излишествующий в религии угасал. Смысл этого хадиса не в том, что нельзя совершенствовать поклонение, поскольку наоборот, это из похвальных вещей. Однако смысл хадиса в том, что запрещено проявлять излишество, которое приведет к усталости и лени. Например, чрезмерность в добровольных деяниях может привести к упущению лучшего, как например, пропуск времени обязательной молитвы тем, кто всю ночь совершал добровольную молитву”. См. “Фатхуль-Бари” 1/117.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях». аль-Бухари в “ат-Тарих” 2/97. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3124.

 

В другой версии сказано: «Не поступайте по отношению к себе сурово, ибо тогда и Аллах станет поступать с вами сурово!»

 

ас-Саффарини в отношении этого хадиса сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность в вопросах религии и сообщил, что когда раб Аллаха проявляет к себе чрезмерность сверх того, что от него требуется, то это является причиной, из-за которой к нему начинает проявлять строгость Аллах, либо путем предопределения, либо путем шариатским! Строгость в отношении раба посредством шариата проявляется в обязательности выполнения обетов, которые могли быть тяжелыми, но которыми себя обязал человек. А что касается суровости посредством предопределения, то к этому относятся поступки людей, подверженных сомнениям и наущениям (уас-уас). Поистине, эти люди поступали по отношению к себе сурово, по причине чего эти наущения вернулись к ним через предопределение, взяли над ними верх и стали их неотъемлемым качеством”. См. “Шарх сулясият” 1/380.

 

От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия крепка, так углубляйтесь же в нее мягко!» Ахмад 3/199. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» № 2246.

 

В другой версии этого хадиса сказано: «Поистине эта религия крепка, так углубляйся же в нее мягко, ведь тот, кто не рассчитает тяжесть своего груза, и путь не преодолеет, и погубит свое верховое животное!» аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 4743.

 

Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Две категории людей из моей общины не получат моего заступничества (в Судный день)! А это несправедливый и жестокий правитель, а также каждый впавший в крайность отступник!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 8079 и «аль-Аусат» 640. Хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 470.

 

Делая опровержения тем, кто совершает послабления в религии Аллаха в угоду своих страстей, Ибн Хазм сказал: “А кто в этом опирается на слова Аллаха: «Аллах желает вам облегчения, и не желает для вас затруднения» (аль-Бакъара 2: 185), то мы знаем, что все веленное Аллахом итак является легким (для исполнения), и об этом сказал сам Аллах: «Не сделал Он для вас никакого затруднения в религии» (аль-Хадж 22: 78)”. См. “аль-Ихкам” 869.

 

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Все, что повелел Аллах Своим рабам является легким в своей основе. Однако если произойдет что-либо затруднительное, то это облегчается другим положением, либо снятием этого вообще, либо исполнением этого в упрощенном виде”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 198.

 

Вопрос: Что такое "Аль-Васатыя" - умеренность в религии?

 

Ответ шейха Ибн Усеймина:

Хвала Аллаху.

Умеренность в религии означает, что человек не излишествует, преступая предел, установленный Аллахом, и что он не пренебрегает религией, преуменьшая то, что повелел Аллах, субханаху уа Тааля.

Умеренность в религии означает крепко схватиться за то, как делал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Излишество (превышение) означает стараться сделать больше, чем сделал он, а пренебрежение означает не достигать того уровня.

Например, человек говорит: “Я хочу провести всю ночь в молитве (кыйам уль-лейль) и никогда не ложиться спать в своей жизни, потому что молитва – это один из лучших актов поклонения, и поэтому я хочу провести всю свою жизнь в молитве”.

Мы скажем: это является впадением в крайность в религии Аллаха, и это неправильно. Что-то на подобие этого произошло во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда собралась группа мужчин и один из них сказал: “Я буду молиться ночью и никогда не буду спать”. Другой сказал: “Я буду поститься и никогда не буду разговляться”. Третий сказал: “Я никогда не буду жениться”. Известие об этом дошло до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал: “Что с теми людьми, которые говорят подобное? Я держу пост и разговляюсь. Я сплю ночью, и я женюсь на женщинах. Кто пренебрегает моей Сунной, тот не имеет ко мне никакого отношения”.

Эти люди вдались в чрезмерность в религии, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отрекся от них, потому что они пренебрегли его Сунной, которая включает пост и разговение, молитву ночью и сон, и женитьбу на женщинах.

Тот же, кто пренебрегает в религии, это говорящий: “Я не обязан выполнять добровольные (нафиль) акты поклонения, так что я не буду их делать. Я буду выполнять только фарды (обязательные акты поклонения)”. Он может даже не выполнять фарды в полной мере, так что этот человек упускает из религии.

Умеренный же человек это тот, кто строго следует пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и его праведных Халифов.

Другой пример: трое мужчин столкнулись с нечестивым человеком (фасиком). Один из них говорит: “Я не буду приветствовать аморального человека, и буду игнорировать его, держаться от него подальше и не разговаривать с ним”.

Второй говорит: “Я пойду с этим аморальным человеком, поприветствую его и улыбнусь ему, и я приглашу его к себе в гости, и приму его приглашение, если он меня позовет, и он для меня так же, как праведный человек”.

Третий говорит: “Я ненавижу этого аморального человека за его аморальные поступки, но я люблю его за его Иман (веру). Я не буду разрывать с ним отношения, если только это не будет благом для него. Если же я ничего не добьюсь этим, и если это лишь усилит его нечестие, то я не буду порывать с ним”.

Мы скажем, что первый мужчина впадает в чрезмерность, второй в беспечность к религии, а третий - умеренный.

То же самое относится и ко всем другим актам поклонения и взаимоотношениям с окружающими. Люди колеблются между чрезмерностью, пренебрежением и умеренностью.

Третий пример: мужчина является рабом своей жены, которая управляет им как пожелает, и он не удерживает ее от совершения греха, и не призывает ее совершать благое. Она взяла верх над его разумом и стала руководить им.

Другой мужчина обходится со своей женой в грубой, заносчивой и своевластной манере. Он не заботится о ней, и считает ее ниже слуги.

Третий мужчина умеренный в отношении со своей женой, как приказали Аллах и Его Посланник.

“Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению”. (2:228).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Пусть верующий мужчина не ненавидит верующую женщину. Если ему не понравится одна черта ее характера, то ему понравится другая”.

Последний из упомянутых мужчин является умеренным. Второй впадает в чрезмерность в отношениях со своей женой, а третий упускает из религии.

То же самое относится ко всем другим видам поклонения.

Источник: "Маджму Фатауа уа Расаиль ли Фадиляти шшейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин", 1/42-43.

[Конец примечания].

 

Также человек часто попадает в нововведения в вопросах «инкару мункар» (порицание порицаемого), и «амру билль маруф» (приказ одобряемого).

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Не поносите тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они из вражды по невежеству станут поносить Аллаха» (аль-Ан’ам 6: 108).

 

Имам аш-Шаукани в толковании к данному аяту говорил: “В этом аяте доказательство на то, что если призывающий к истине и запрещающий ересь опасается, что его действия могут привести к еще большему совершению запретного, противоречию истине и впадению в еще большее заблуждение, то оставление этого для него предпочтительней. Более того, оно является обязательным (уаджиб)”. См. “Фатхуль-Къадир” 2/214.

 

Ибн Таймия показал нам прекрасный пример, как учитывается важное правило пользы и вреда в изменении порицаемого. Он рассказывал: “После того как татаро-монголы напали на Дамаск и взяли его, я проходил со своими сторонниками мимо группы из их числа, которые распивали вино. И один из моих спутников решил выказать им порицание, но я запретил ему это, сказав: “Поистине, Аллах запретил вино, потому что оно удерживает от поминания Аллаха и молитвы, а этих вино удерживает от убийства людей, от пленения детей и захвата имущества. Поэтому оставь их”. См. “аль-Истикъама” 2/165-168.

[Конец примечания].

 

Поэтому будь осторожен, если видишь в себе какое-то качество характера, будь то жесткость или мягкость, то не допусти того, чтобы на тебя не надели очки, после чего ты будешь видеть вещи не в их реальном состоянии. Будешь реальную опасность не воспринимать, а вещь, которая не является опасной, будешь считать нереально опасной. Это является очень важным. И этот блок, это золотой блок в книге шарх Сунна имама Барбахари. Очень полезная вещь на сегодняшний день.   

Например хариджиты сегодня, такая же молодёжь, которая ничем внешне не отличается от молодежи из ахлю сунна, тот же возраст, с того же города, может в одной школе (университете) учились, но его (хариджита) мысли совершенно другие. Не такая же мысль как у ахли Сунна. И если ты посмотришь отклонения этого (хариджита), то увидишь, что в начале эти отклонения были не значительны. То есть где-то подхватил какую-то мысль (идею), связался не с тем человеком или выслушал где то не того. Возможно поворотным моментом в его жизни стал какой то телефонный звонок и тому подобные мелочи, потом приводят к тяжёлым последствиям. Возможно, человек теряет свою жизнь, бывает убитым на заблуждении, считая, что он на узаконенном джихаде и тому подобные вопросы. Поэтому к небольшим нововведениям нужно относится серьёзно. То есть опасность небольших нововведений уже реальна. Здесь уже ты не можешь говорить, что опасность небольших нововведений не реальна. То есть необходимо к этим вопросам относиться серьёзно.

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!”

Источник: Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399.

[Конец примечания].

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!