О прививании детям исламской нравственности (адаб)



 

Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал одному человеку: “Прививай своему ребёнку благонравие, ибо поистине, ты будешь спрошен о том, как ты его воспитал и чему ты его обучил. А он будет спрошен за проявление благочестия к тебе и повиновение тебе”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 8295, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 329, 334. Исследователь книги «Шу’аб аль-иман» назвал иснад отличным.

Суфьян ас-Саури говорил: “Обязанностью родителя перед ребёнком является то, что он должен дать ему хорошее имя; женить его, когда он достигнет возраста (женитьбы); и прививать ему благой нрав”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” 155.

Наряду с обучением детей вопросам вероубеждения и приучения их к выполнению обрядов поклонения, необходимо прививать им также исламский этикет. И на важность прививания детям адабов Ислама указывают как Коран, так и пророческая Сунна. Родителям необходимо обучать ребёнка адабу в отношении Всевышнего Аллаха, в отношении пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также в отношении его благородных сподвижников. Ибн аль-Джаузи говорил: “Саляфы обучали своих детей любить Абу Бакра и ‘Умара так же, как обучали их суре из Корана”. См. “Фадаиль ‘Умар аль-Фарукъ” 37.

Следует также обучать детей адабу с родителями, с родственниками, старшими, с учителем. Сообщается от аль-Микъдама ибн Ма’дикариба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах завещает вам благое отношение к вашим матерям, затем к матерям, затем к матерям, затем к отцам, а потом к ближайшим родственникам!» Ибн Маджах 3661, аль-Хаким 4/151. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусыри, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн Батталь сказал: “Передается, что один человек спросил Малика: «Отец мой в Судане и написал мне, чтобы я поехал к нему, но мать запрещает мне это», - он ответил: «Повинуйся отцу, но не ослушайся мать!» Эти слова Малика указывают на то, что благочестие к отцу и матери у него одинаковое, и нет у одного превосходства над другим, поэтому он повелел удовлетворить обоих родителей. А когда аль-Лейса спросили то же самое, он велел выполнять веление матери, сказав, что её право превышает право отца в три раза. И хадис от Абу Хурайры указывает на то, что у матери право в благочестии превышает в три раза, и это довод против тех, кто пошел в противоречие этому. А аль-Мухасаби заявил, что учёные единогласны в превосходстве матери над отцом в благочестии и подчинении”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/190.

Аль-Хасан ибн Уасыль сказал: “Мухаджиры относились с почтением к тем, кто занимался обучением их детей”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 319.

Ибн аль-Къайим передал, что шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Шейх, учитель и воспитатель – это отец души, тогда как родитель – это отец тела”. См. “Мадаридж ас-саликин” 3/70.

Также необходимо обучать детей адабу приветствия, как то, чтобы не входить в чужие комнаты без стука и разрешения, потуплять взоры, не сидеть на дорогах, и избегать всего, за что будут тыкать в их сторону пальцем.

Также родителю следует советоваться в некоторых делах со своим ребёнком, даже если он ещё мал, как советовали это некоторые учёные, ибо подобное становится причиной того, что ребенок начинает считать себя взрослым, что прививает ему ответственность и даёт почувствовать свою важность перед родителем.

Приведем для пользы некоторые исламские адабы из Корана и Сунны:

Всевышний Аллах сказал: «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Аллах – Знающий, Мудрый» (ан-Нур 24: 59).

Всевышний Аллах сказал, передавая наставления мудрого Лукъмана своему сыну: «О сынок! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный, Ведающий. О сынок! Совершай молитву, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла» (Лукъман 31: 16-19).

Сообщается, что пасынок Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ‘Умар бин Аби Саляма (сын Умм Салямы) рассказывал: “Когда я был ещё ребёнком и находился на попечении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время еды я протягивал руки к разным краям блюда, и однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О мальчик, говори: “С именем Аллаха” (Бисми-Ллях), ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой». После чего я всегда ел только так”. аль-Бухари 5376, Муслим 2022.

Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на желательность обучать адабу приема пищи и питья”. См. “Фатхуль-Бари” 12/291.

Со слов Сабита сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который приветствовал нас и отправил меня с поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: “Почему ты задержался?” Я ответил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поручил мне одно дело”. Она спросила: “А что ему было нужно?” Я ответил: “Это тайна”. Тогда она сказала: “Ни в коем случае никому не выдавай тайны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” И Анас сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!” Муслим 2482.

Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В сокрытии Анасом секрета даже от своей матери указание на его совершенный разум, достоинство и знание, несмотря на то, что он был ребёнком. И это является милостью Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает”. См. “аль-Муфхим” 6/413.

 

В данной главе также хотелось бы процитировать прекрасные слова некоторых имамов касательно нравственного воспитания детей:

Имам аль-Байхакъи сказал: “Что касается обучения детей знанию и их воспитание, то это начинается с такого возраста ребёнка и разума, когда он начнёт это понимать. И подобное различается (от ребёнка к ребёнку).

Из числа этого также прививание ребёнку нрава праведных мусульман и оберегание его от общения с плохими.

Также следует обучать ребёнка Корану, арабскому языку, рассказывать ему о Суннах, высказываниях саляфов, а также обучать положениям религии, в которых он нуждается”. См. “Шуаб аль-иман” 11/126.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “В наибольшей степени ребёнок нуждается в том, чтобы в отношении его нравственности была проявлена забота, ибо, поистине, он будет взращён на том, что привил ему воспитатель в детстве. Если он будет приучен к непослушности, вспыльчивости, надоедливости, торопливости, потаканию своей страсти, легкомысленности и алчности, то после его взросления ему будет сложно исправить это. И подобные нравственные качества станут неотъемлемой частью его характера. И даже если он будет прилагать все усилия, чтобы скрыть эти качества, то в один из дней они всё равно опозорят его.

По этой причине ты можешь обнаружить, что большинство людей обладают скверным нравом по причине их воспитания, на котором они выросли. Именно поэтому является обязательным отстранять ребёнка, который стал разумным, от пребывания в обществе пустословия, лжи, музыки, слушания порочных вещей, нововведений и т.п. Ведь если ребёнок привыкнет слышать подобное, то ему будет сложно оставить всё это, когда он вырастит, как и его опекун будет не в состоянии спасти его от этого. Воистину, исправление привычки является наисложнейшей вещью, и такой человек нуждается в обновлении своей натуры, а это вещь – весьма сложная!

Родитель ребёнка обязан отдалять его от того, чтобы он брал что-то у других. Ведь если он привыкнет брать, то это станет чертой его характера, и он вырастет на том, что следует только брать, а не давать. Пусть попечитель ребёнка приучает его быть щедрым, дающим, и когда пожелает дать ему что-то, пусть даёт другим через его руки, чтобы тот ощутил сладость дарения. Пусть отдаляет его ото лжи и предательства сильнее, чем от смертельного яда. Ведь если для ребёнка станет легким дело лжи и вероломства, то это испортит ему мирскую жизнь и жизнь мира вечного, и станет причиной препятствия к любому благу!” См. “Тухфатуль-маудуд” 349-340.

Шейх Джамалюддин аль-Къасими касательно воспитания детей сказал: “Знай, что методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребёнок является тем, что отдано на хранение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений.

Как бы ни старался отец уберечь своё дитя от огня мира этого, уберечь его от огня мира вечного всё же важнее. Добиться этого можно, если отец будет воспитывать своего ребёнка, прививая ему достойные нравственные качества, оберегая его от плохих товарищей, не приучая его к роскоши и не внушая ему любви к украшениям этой жизни и всевозможным удобствам. Ведь всё это приведёт к тому, что, повзрослев, он потратит всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого, и погибнет навеки, а поэтому должный контроль за ним необходимо осуществлять с самого начала.

К осуществлению контроля за ребёнком необходимо приступать сразу же, как только начнёт формироваться его разум, признаком чего служат первые проявления стыда. Когда ребёнок начинает стесняться и прекращает делать некоторые вещи, это указывает на пробуждение в нём разума, в свою очередь являющееся радостной вестью о том, что его нравственные качества пришли к гармонии, а сердце чистое. Ребёнку, который уже испытывает стыд, необходимо уделять внимание и оказывать помощь путём воспитания в нём чувства стыда и умения отличать хорошее от дурного. Что касается качеств, то, прежде всего, в ребёнке просыпается жадность к еде, и следует приучать его к тому, чтобы он брал пищу только правой рукой, произнося при этом слова «С именем Аллаха» (Бисми-Ллях), брал то, что лежит рядом с ним, не начинал есть раньше других, не смотрел пристально ни на еду, ни на тех, кто сидит за столом, не торопился, хорошо прожёвывал, не хватал один кусок за другим и не пачкал руки и одежду. Кроме того, ребёнка надо приучать иногда довольствоваться только хлебом, чтобы он не считал, что хлеб всегда обязательно есть только с чем-то ещё, и внушить ему отвращение к употреблению слишком большого количества пищи с помощью сравнения объедающихся с животными, порицания в его присутствии таких детей, которые делают это, и похвал в адрес тех из них, кто проявляет умеренность в еде. Кроме того, ребёнка следует приучать к тому, чтобы он делился своей едой с другими, поменьше думал о еде и довольствовался грубой пищей, какой бы она ни была. Кроме того, мальчикам следует внушать любовь к одежде, сшитой не из шёлка, постоянно объясняя им, что такая одежда предназначена только для женщин, а мужчины считают ношение её зазорным для себя. Если же мальчик наденет на себя шёлковую одежду, ему необходимо выразить порицание, а также его следует удерживать от общения с плохими товарищами.

На определённом этапе нужно заняться обучением ребёнка, чтобы он познакомился с Кораном, хадисами и рассказами о благочестивых, дабы любовь к праведным людям запала ему в душу. Когда же ребёнок станет проявлять признаки благонравия и совершать достойные поступки, его необходимо вознаграждать за это тем, что принесёт ему радость, и хвалить его в присутствии других людей. А если он один раз поступит вопреки этому, не надо акцентировать на этом внимание и раскрывать об этом перед другими, особенно в том случае, когда сам ребёнок старается утаить это, ибо указание на то, что он сделал, может привести к тому, что ребёнок осмелеет и перестанет опасаться огласки. Если он совершит нечто подобное ещё раз, ему следует выразить порицание тайно, постараться внушить, что он совершил серьёзный проступок, и сказать: «Ни в коем случае больше не делай ничего подобного, ибо, если об этом узнают люди, ты осрамишься перед ними!»

Вместе с тем, не стоит часто и долго порицать его, поскольку это может привести к тому, что слова порицания перестанут оказывать воздействие на его сердце и совершение неподобающего станет казаться ему чем-то незначительным. Пусть же отец всегда обращается к нему определённым образом и порицает его лишь изредка; что же касается матери, то она должна внушать ребёнку страх перед отцом и удерживать его от всего неподобающего.

Кроме того, необходимо удерживать ребёнка от всего, что совершается им тайком, поскольку он не стал бы таиться, если бы не считал свой поступок дурным; когда же он привыкнет к тому, что его удерживают от подобных вещей, то перестанет совершать дурное. Определённую часть дня обязательно нужно заставлять его двигаться и заниматься какими-нибудь упражнениями, чтобы им не овладевала лень.

Кроме того, не следует допускать, чтобы он хвастался перед товарищами чем-либо из того, чем владеют его родители, или же своей едой и одеждой, приучая его к проявлению смирения, к уважению и вежливости с каждым из тех, с кем он общается. И необходимо запрещать ребёнку отбирать что-либо у других детей, объясняя ему, что возвышает человека то, что он дарит, а не то, что он берёт, и что брать у других низко, поскольку так ведет себя и собака, которая виляет хвостом в ожидании куска, который могут ей дать. Короче говоря, ребёнку следует внушать отвращение к накопительству золота и серебра и предостерегать его от этого чаще, чем детей предостерегают от змей и скорпионов, ибо зло любви к золоту и серебру не только для детей, но и для взрослых хуже того вреда, который может причинить им яд.

Кроме того, ребёнка следует удерживать от многословия, объясняя ему, что оно является признаком бесстыдства и что такое качество свойственно низким людям. И его следует удерживать от клятв независимо от того, правдивыми они являются или ложными, чтобы он не привыкал к этому с детства. И его следует приучить внимательно слушать всё то, что говорят старшие, а также проявлять уважение по отношению к ним. И его следует удерживать от пустословия, сквернословия, произнесения проклятий и ругани, а также от общения с теми, кто часто говорит подобные вещи, поскольку это может исходить только от плохих товарищей, а основным в процессе воспитания детей является недопущение их общения с плохими товарищами.

Кроме того, необходимо приучить ребёнка слушать и уважать своих родителей, учителей, воспитателей, а также всех родственников и чужих людей, которые старше его по возрасту.

Когда ребёнок будет уже всё хорошо понимать, нельзя позволять ему пренебрегать омовением и молитвой. Ему следует велеть соблюдать пост в некоторые дни Рамадана и учить его необходимым заповедям Шариата, внушая ему страх перед воровством, употреблением в пищу запретного, вероломством, ложью и всем непристойным; когда же он повзрослеет, можно будет говорить с ним об этом более подробно”. См. “Мау’изат аль-муъминин” 278-281.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!