Психологическая теория права Л.И. Петражицкого теория Петражицкого Л. И. (1867-1931)



 "Т П и государства в связи с Т нравственности". Основные идеи: 1. П для него - это явление индивидуальной психики; это понимание не исключает соц. момент, но исследует его через призму психологических переживаний. 2. главное звено в его учении: соотношение П и нравственности.

Для права с его точки зрения важны 4 признака: а) атрибутивность б) обязательность в) принуждение г) внешние формы поведения.

Для нравственности: а) императивность б) добровольность в) отсутствие жестких санкций за неисполнение г) внутренние переживания

Атрибутивность - это принцип непременного исполнения обязательств.

Императивность - это индивидуально психологический подход к осознанию своего долга. С его т.з. роль права всегда выше чем роль нравственности, т.к. пассивной этической мотивации (нравственности) всегда противостоит активно- этическая мотивация, осознание управомоченности.

3. Скоординированная система социального поведения это результат действия законов Пвой психики, а не собственно права.

Учение "О многообразии нормативных фактов и видов": • официальное П • инженерное П • П принятых в науке мнений • П учения отдельных юристов и групп • П юр. экспертизы • П религиозных и этических авторитетов • договорное П • программное П • П односторонних обещаний • прецедентное П • общенародное П.

Современные естественно-правовые теории.

В XX в. школа естественного права возрождается и развивается в настоящее время по ряду направлений, которые некоторыми авторами характеризуются как самостоятельные теории права. Выделяют четыре направления в современной естественно-правовой теории:

1) неотомистское;

2) феноменологическое;

3) экзистенциалистское;

4) герменевтическое.

Каждое из этих направлений имеет особенности в понимании сущности естественного права и его соотношения с позитивным правом, но все они исходят из того, что независимо от государства существует право естественное, являющее собой общечеловеческие ценности, и в соответствии с ними должно устанавливаться позитивное право; положительное право легитимно, если оно соответствует праву идеальному, идеальным ценностям.

Особенность современной теории естественного права по сравнению с классической школой состоит в том, что:

во-первых, каждое из указанных направлений по-своему интерпретирует естественное право;

во-вторых, экзистенциалистское и герменевтическое направления признают изменчивость естественного права по мере развития общества;

в-третьих, сущностное понимание естественного права не отделяется от ценностного (аксиологического) подходя к нему в стремлении стать непосредственным руководством для практики административной и особенно судебной, чтобы судья творил живое право в обход мертвого, бумажного закона;

в-четвертых, под естественным правом понимаются не только неотъемлемые права, связанные с природой личности, но и социально-экономические права, права социальных общностей (право наций на самоопределение, право народа принимать конституцию государства), а также свободу объединения в политические партии и общественные союзы.

Согласно экзистенциалистскому направлению школы естественного права, право в собственном смысле слова есть беспрерывная цепь отдельных правовых ситуаций, массы правовых случаев, которые не могут быть выражены сухой и застывшей нормой, поскольку ситуация индивидуальна и неповторима, и поэтому правовое решение не подчиняется нормированию, т.е. право не имеет нормативного характера.

Академик В. С. Нерсесянц отмечает, что традиционное и возрожденное естественное право «трактуется как предлинное (богом, разумом, природой вещей, природой человека и т.д.), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное)», а известный немецкий правовед Г. Радбрух в своей книге «Обновление права» подчеркнул: «Юридическая наука должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения о том, что есть более высокое право, чем закон, - естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона».


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!