Среди людей есть такие, которые говорят:
«Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни.
- т.е. им не будет никакого удела в последней жизни.
Аллах здесь порицает всех, кто подобен этим людям.
Саид ибн Джубайр передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Племя из арабов приходило на место стоянки, они возводили мольбу:
«О, Аллах, сделай этот год дождливым и урожайным, сделай этот год
годом рождения красивых детей». При этом они не просили ничего для последней жизни,
и тогда Аллах ниспослал : ﴿فَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا وَمَا لَهُ فِى الآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ﴾
Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!»
Но нет им доли в Последней жизни. Когда же приходили верующие, они просили:
﴿رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾
«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни
и защити нас от мучений в Огне». Аллах тогда ниспослал аят:
|
|
﴿أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللَّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾
Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете.
Аллах похвалил тех, кто просит о благах этой и последней жизни, говоря о них:
﴿وِمِنْهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ ﴾
Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».
Эта молитва вбирает в себя все хорошее и отвергает все плохое.
К « добру в этой жизни » можно отнести здоровье, гостеприимный дом,
хорошую жену, широкий удел, полезные знания, благие дела, удобный транспорт,
|
|
хорошую молву и т.п., о чём упоминают многие комментаторы. Все их мнения не
противоречат друг другу, и всё это можно отнести к благам этой жизни.
К « добру в последней жизни » можно отнести более высокие ценности,
такие как: вхождение в рай, безопасность от великих ужасов Судного дня,
облегчение отчёта и другие нюансы последней жизни.
Под « спасением от огня Ада » подразумевается облегчение
в воздержании от запретов, сомнительного и грехов ещё при жизни.
Аль-Касим Абу Абдур-Рахман сказал:«Кто наделён благодарным сердцем,
поминающим Аллаха языком, терпеливым телом, тому даровано добро в этой
и в последней жизни,и он защищён от мучений в огне».
Именно поэтому существуют хадисы о предпочтительности этой мольбы.
Так имам аль-Бухари передаёт со слов Анаса, да будет доволен им Аллах,
что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , часто говорил:
«اللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً، وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَــةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّار»
|
|
«О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро
и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан
ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кы-на ‘азаба-н-нар!/[126]» .
Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то посещал больного мусульманина, который от слабости стал похож на цыплёнка. Посланник Аллаха спросил у него: «Взываешь ли ты с какой-нибудь мольбой к Аллаху, или просишь у Него чего-либо?» тот ответил: «Да, я говорил: «О, Аллах, если Ты решил наказывать меня в последней жизни, то дай все эти наказания мне при жизни».
Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«سُبْحَانَ اللهِ لَا تُطِيقُهُ أَوْ لَا تَسْتَطِيعُهُ، فَهَلَّا قُلْتَ:
﴿رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾
|
|
«Пречист Аллах. Ты же не сможешь это (вытерпеть), неужели ты не мог сказать:
«О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня?»Тогда это человек воззвал с этой мольбой к Аллаху и исцелился.
(этот хадис привёл Муслим[127])
В хадисе поведанном Мурдавайхом от Абдуллах ибн Аббаса,
да будет доволен им Аллах, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: “Каждый раз, проходя мимо (Каабы), я вижу ангела, который произносит “Аминь”. Проходя рядом, читайте молитву:“Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-эхырати хасанатан ва кына ‘азабан-нар”.“Господь наш, дай нам благо в этой
И потусторонней жизни,и убереги нас от мук огня”.
Имам аш-Шафии передаёт от Абдуллы ибн Саиба, что он слышал,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),
проходя мимо йеменского угла и чёрного угла Каабы, говорил:
﴿رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾
“Господь наш, дай нам благо в этой и потусторонней жизни,
И убереги нас от мук огня”.
Аль-Хаким передаёт от Саида ибн Джубайра, что подошёл человек к ибн Аббасу и сказал:
«Я нанялся к неким людям на работу за то, чтобы они привезли меня в Хадж с собой, правильно ли я сделал?» ибн Аббас ответил: «Ты из тех, о ком Аллах сказал:
﴿أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللَّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾
Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете.
(Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис на условиях аль-Бухари и Муслима,
но сами они не приводят этот хадис).
Всевышний Аллах сказал:
وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُوداَتٍ فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ لِمَنِ اتَّقَى
وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
(203) Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина).
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!