У Аллаха – самые прекрасные имена.
Посему взывайте к Нему посредством их» (Ограды-180).
Всевышний Аллах сказал:
قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَنَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (Ночной перенос-110).
В двух «Сахихах» передан хадис Абу Хурайры (Бухари №6410, Муслим №2677), в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обладает девяноста девятью именами. Кто сосчитает их, войдет в рай».
В версии Тирмизи (№3507) и Ибн Маджи есть перечисление имен, однако между этими двумя версиями существуют противоречия, добавления и недостатки.
Ар-Рази упомянул в своем «Тафсире»,что у Аллаха пять тысяч имен:
тысяча в Коране и достоверной Сунне, тысяча в Торе, тысяча в Евангелии,
тысяча в Забуре и тысяча в Хранимой Скрижали.
Это имя اللَّه («Аллах»),которым никто, кроме Всеблагого и Всевышнего, не называется. Поэтому в арабском языке неизвестны производные от этого имени в форме глаголов прошедшего и настояще-будущего времен. Некоторые ученые грамматики сказали,
что اللَّه («Аллах») - это имя, из которого нет производных. Куртуби привел подобное мнение от группы ученых-лингвистов и ученых-богословов, среди них Шафии, Хаттаби, Имам аль-Харамайн, Газзали и другие. От Халиля и Сибавайха передано, что они считали буквы «а» (алиф) и «л» (лям) в этом слове («Аллах»), как необходимые (коренные). Хаттаби тоже сказал, что это коренные буквы. Ар-Рази выбрал это мнение и сказал, что это мнение аль-Халиля, Сибавайха, большинства ученых доктрины и богословов. Затем ар-Рази привел мнение о том, что имя Всевышнего «Аллах» - еврейского происхождения, а потом сказал, что это слабое мнение. И это действительно слабое мнение.
|
|
الرَّحْمَنِ «Ар-Рохман» и الرَّحِيمِ «ар-Рохийм».
Это два имени, производные от слова «ар-рохма» رَحْمَ ة (милость) с целью преувеличения,
и «ар-Рохман» имеет более преувеличенное значение, чем «ар-Рохийм».
Из слов Ибн Джарира можно понять, что он привел это мнение, как единодушное.
В комментариях к Корану некоторых предшественников имеется то, что является
доказательством этому. Это похоже на вышеприведенное сообщение о том, что ‘Иса,
мир ему, сказал: الرَّحْمَنِ «Ар-рохман» – Милостивый в ближнем и вечном мирах,
|
|
а الرَّحِيمِ «ар-рохийм»– Милостивый в вечном мире».
Абу Исхак аз-Заджадж в «Ма‘ании аль-Куръан» сказал, что необходимо
избегать слов о том, что слово «ар-Рохман» – еврейского происхождения.
Куртуби сказал, что доказательством тому, что это слово («ар-Рохман») является
производным, служит хадис у Тирмизи (№1907), который назвал его достоверным,
от ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа, что он слышал,
как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Я – Милостивый الرَّحْمَن («ар-Рохман»).
Я создал родство رَحْمَ ة («рохм») и произвел для него имя от Своего имени.
Кто будет поддерживать родственные связи, с тем буду поддерживать связь и Я.
Кто порвет родственные узы, с тем узы порву и Я».
(Куртуби) сказал: «Арабы отрицали имя «ар-Рохман»
из-за своего невежества по отношению к Аллаху».
Абу ‘Убайд сказал, что эти два слова (الرَّحْمَنِ «ар-Рохман» и « الرَّحِيمِ ар-Рохийм»)
однозначны, как «надман» и «надийм», но другие отвергли это, сказав, что слова в шаблонах «фа‘лаан» и «фа‘иил» - неодинаковы по значению, ибо «фа‘лаан» используется для преувеличения, а «фа‘иил» может иметь значение шаблонов, как «фаа‘ил» (причастие действительного залога), так и «маф‘уул» (причастие страдательного залога).
|
|
Абу ‘Али аль-Фариси сказал, что الرَّحْمَنِ имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху. А الرَّحِيمِ имеет отношение лишь к верующим
.Всевышний Аллах сказал: «И к верующим Он – милосерден الرَّحِيمِ (ар-рохийм)».
Ибн ‘Аббас сказал, что эти два имени означают «мягкий» (ар-рокык), одно из которых больше по мягкости, то есть по милости, чем другое. Затем (Куртуби) привел от Хаттаби и других сообщение, что у них были трудности с толкованием качества «мягкий» (ар-рокык), и они сказали, что, скорее всего, (в словах Ибн ‘Аббаса) имеется в виду (или было сказано) «ар-рофиик», как сказано в хадисе: «Поистине, Аллах добр (ар-рофиик), любит доброту (в каждом деле), и дарует за нее то, чего не дарует ни за суровость(, ни за что иное)» (Муслим №2593).
Ибн аль-Мубарак сказал: «الرَّحْمَنِ Ар-Рохман – если Его просят, то Он дает.
|
|
الرَّحِيمِ Ар-рохийм – если Его не просят, то Он не гневается».
В хадисе Тирмизи и Ибн Маджи от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах гневается на того, кто не просит Его».
Поэты сказали: «Аллах гневается, когда ты Его не просишь,
а потомок Адама гневается, когда ты его просишь».
Ибн Джарир передал слова аль-‘Азруми:
الرَّحْمَنُ «Ар-Рохман – (Милостивый) для всех творений,
а الرَّحِيمِ ар-Рохийм – (Милосердный) для верующих».
Поэтому было сказано: الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى «Милостивый – вознесся на Трон».
Вознесениена Трон было упомянуто вместе с именем «ар-Рохман», ибо оно охватывает милостью все творения. И Он сказал:«(Аллах) – Милосердный для верующих».
Здесь Он выделил верующих, отнеся к ним Свое имя «ар-рохийм». Они сказали:
«Это является доказательством тому, что «ар-рохман» является более преувеличенным
в милости из-за его общности в двух мирах для всех творений.
А «ар-рохийм» – относится к верующим.
Однако в мольбе, которая передана в хадисе сказано:
«Милостивый ближнего мира и вечного мира, Милосердный обоих миров»
(Табарани в «Сагире» от Анаса ибн Малика).
Имя Всевышнего ا لرَّحْمَن «ар-Рохман» свойственно лишь Ему,
и никто, кроме Него, не называется этим именем.
Как сказал Всевышний Аллах:
قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَنَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого!
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!