Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли



 и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Поэты-23-24).

«Аль-‘аалям» является производным от слова «аль-‘аляяма» (признак, знамение).

Я (ибн Касир) говорю: ибо это (мир, творения) является доказательством

 существования его Творца, Созидателя и Его единственности.

Как сказал Ибн аль-Му‘таз:

 «О как удивительно, как ослушаются Бога, или как отрицающий отрицает Его,

 в то время, как каждая вещь является доказательством Его единственности».

Аллах Всевышний сказал:

الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

(3) «Ар-рохманир-рохийм» - Милостивый, Милосердный


Выше в теме «басмала» были приведены слова,

которых достаточно, чтобы не повторять их.

Куртуби сказал: «Аллах описал Себя, как «Ар-рохманир-рохийм» после приведения слов: «Роббиль-‘аалямийн» лишь для побуждения после устрашения (предостережения).
Как сказал Всевышний: (نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الْأَلِيمُ)

«Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный,

но наказание Мое – наказание мучительное» (Хиджр-49-50).
И слова Всевышнего: (إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ)

Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину,

Он – Прощающий, Милосердный» (Скот-165).

В слове ( رب ) «Робб» имеется устрашение, а в слове

الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «ар-рохманир-рохийм» имеется побуждение.

В «Сахихе» (№2755) Муслима от Абу Хурайры сказано,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы верующий знал, какое наказание имеется у Аллаха, то никто никогда не надеялся бы на Его рай. Если бы неверный знал, какая милость имеется у Аллаха,

Никто никогда бы не терял надежды на Его рай».

Аллах Всевышний сказал:

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

(4) «Малики йяумиддин» - Властелин (царь) Дня воздаяния


Некоторые чтецы читали: «Малики йяумиддин», а другие – «Маалики йяумиддин» (ставя алиф после мим), и оба чтения верны, а также переданы в семи способах чтения путем «мутаваатыр» (в каждом звене цепочки передачи имеется четыре и более передатчиков). Буква «лям» читается с кясрой («малики») или сукуном («малки»), также читается: «малиики», а Нафи‘ удлинял кясру буквы «кяф»: «Маликии» и оба чтения были найдены верными с точки зрения смысла и оба они являются верными и прекрасными.

 

Абу Бакр ибн Абу Давуд передал в «Масахифе» (№104) на это счет странное

и малоизвестное сообщение о том, что Ибн Шихаба (аз-Зухри) достигло сообщение, что посланник Аллаха, да благос -ловит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Му‘а -вия, его сын Йазид ибн Му‘авия читали: «Маалики йяумиддин».

Ибн Шихаб сказал: «Первым, кто начал читать: «Малики йяумиддин» – это Марван».

Я (ибн Касир ) говорю: Марван знал достоверность своего чтения,

и это знание не дошло до Ибн Шихаба. А лучше всего об этом известно Аллаху.

 

Через многочисленные цепочки, которые привел в своем «Таф- сире» Ибн Мардавайх, передано, что посланник Аллаха, да благос- ловит его Аллах и приветствует, читал: «Маалики йяумиддин». (Здесь) «маалик» взято от слова «мульк» (владение),

как Всевышний Аллах сказал: (إِنَّا نَحْنُ نَرِثُ الْأَرْضَ وَمَنْ عَلَيْهَا وَإِلَيْنَا يُرْجَعُونَ)

 «Воистину, Мы унаследуем землю и тех, кто на ней, и они вернутся к Нам!»

 (Марьям-40).И Он сказал: (قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ)

Скажи: прибегаю к защите Царя людей».

(Здесь) «малик» взято из слова «мульк» (власть, царство),

как сказал Всевышний Аллах: (لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ)

Кому же принадлежит царство сегодня?

 Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16)

и Его Слова: (قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ)

 «Его Слово является истиной. Ему одному будет принадле -жать царство» (Скот-73).

الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

 и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

Особое выделение наличия власти в День воздаяния не отрицает того, что эта власть не распространяется на другие времена, ибо выше было приведено повествование того, что Он является Господом миров, а это имеет широкое значение: в ближнем и вечном мирах.

Слово «власть» было связано с тем Днем лишь потому, что в (тот День) Там никто не будет претендовать на что-либо, и никто не будет говорить, кроме как с Его позволения.

Всевышний Аллах сказал:

 (يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا لَا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَنُ وَقَالَ صَوَابًا)

 «В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Весть-38).
  И Всевышний сказал: (وَخَشَعَتْ الْأَصْوَاتُ لِلرَّحْمَنِ فَلَا تَسْمَعُ إِلَّا هَمْسًا)

Их голоса перед Милостивым будут смиренны,

и ты услышишь только тихие звуки» (Та ха-108).
  Всевышний также сказал: (يَوْمَ يَأْتِ لَا تَكَلَّمُ نَفْسٌ إِلَّا بِإِذْنِهِ فَمِنْهُمْ شَقِيٌّ وَسَعِيدٌ)

Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения.

 И среди них будут несчастные и счастливые» (Худ-105).

 

Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса,

 что он говорил: (يَوْمِ الدِّينِ) ««Йяумуддин»– это день,

 в котором никто не будет обладать властью вместе с Ним,

 как они обладали (определенной) властью в этом мире».

 Он сказал:  (يَوْمِ الدِّينِ) ««Йяумуддин»  - это день расчета для творений,

и это День воскресения, в котором Он воздаст им за их деяния:

 если они творили добро, то добром, а если они творили зло, то злом.

 Кроме лишь тех, кого Он простит».

То же сказали и другие люди из числа сподвижников,

 их последователей и предшественников, и это явно.

Ибн Джарир передал от некоторых мнение, что(مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ) «малики йяумиддин»

 означает, что Он способен установить этот День.

Ибн Джарир стал доказывать слабость этого мнения. Однако между обоими мнениями нет противоречия, и сторонники обоих мнений признают верность другого мнения

 и не отрицают друг друга. Однако явный контекст, свидетельствует, что первое мнение подобно словам Всевышнего: (الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا)

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

 и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

А второе мнение подобно словам Всевышнего: (وَيَوْمَ يَقُولُ كُنْ فَيَكُونُ)

 «В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется» (Скот-73).

А лучше всего об этом известно Аллаху.

И Аллах действительно является Царем («малик»),

 как Он сказал: (هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ)

 «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого» (Сбор-23).

 

В обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано,

 что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самым униженным именем перед Аллахом является (имя) того, кто назван «Маликуль-амляк» (Царь царей). Нет Царя, кроме Аллаха».

Там же от Абу Хурайры (Бухари №4812, Муслим №2788 от Ибн ‘Умара) передано,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах свернет в День воскресения небеса и возьмет их Своей Десницей, а затем скажет: «Я – Царь, а где же цари земель (тираны)? Где же высокомерные гордецы?»

В Великом же Коране сказано: (لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ)


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!