Мин хамзихи ва нафхихи ва нафсихи).



 Его передали четыре автора «Сунанов»: Абу Давуд (№775), Тирмизи (№242), Насаи (1/132), Ибн Маджа (№804), и Тирмизи сказал, что это самое известное (предание) на эту тему. В хадисе Абу Давуда (№764)

 и Ибн Маджи (№807) от Джубайра ибн Мут‘ыма также передано:

«О Аллах, я ищу защиты у Тебя от побиваемого камнями сатаны

И его козней: гибели, высокомерия и стихов»

 (Аллахумма иннии а‘уузу бика минаш-шайтаанир-раджиими

Ва хамзихи ва нафхихи ва нафсихи).

Последние слова в этом хадисе: «хамз, нафх и нафс»

 ‘Амр прокомментировал, как: «гибель, высокомерие и стихи».

 Такое же прошение защиты у Аллаха было передано от пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

в хадисе Ибн Мас‘уда у Ибн Маджи (№808) с таким же объяснением последних слов.

 

Имам Ахмад (5/253) передал от Абу Умамы аль-Бахили,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в молитве после мольбы,

открывающей молитву, читал: «Аъуузу биЛляяхис-Самииъиль ‘Алиими минаш-шайтаанир-раджиими мин хамзихи ва нафхихи ва нафсихи».

Хафиз Абу Йа‘ла Ахмад ибн ‘Али ибн аль-Мусанна аль-Маусули

 в своем «Муснаде» передал от Убаййа ибн Ка‘ба,

 что двое мужчин подрались в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нос у одного покраснел из-за гнева. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю кое-что, и если он произнесет это, тот (гнев), который у него обнаруживается, пройдет:

«А‘уузу биЛляхи минаш-шайтаанир-раджиим».

 Таким же образом его передал Насаи в «аль-Йавм вал-ляйля» (№391) другой цепочкой от Убаййа ибн Ка‘ба. Этот хадис также передали Ахмад (5/240), Абу Давуд (№4780), Тирмизи (№3452), Насаи в «Аль-йавм вал-ляйля» (№389, 390) от Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах с выражением:

 «Аллахумма иннии а‘уузу бика минаш-шайтаанир-раджиим».

Данный текст принадлежит Абу Давуду. Тирмизи сказал, что это сообщение является отосланным, ибо ‘Абдуррахман ибн Абу Лайла не слышал хадисов от Му‘аза ибн Джабаля. Я (Ибну Касир) говорю: ‘Абдуррахман ибн Абу Лайла слышал сообщение от Убаййа ибн Ка‘ба в предыдущем хадисе («Муснад» Абу Йа‘лы),

и этот хадис достиг его от Му‘аза ибн Джабаля. Ибо этому событию свидетелем был не один сподвижник.

Бухари (№6115) передал это событие от Сулеймана ибн Сарода с текстом:

 «А‘уузу биЛляхи минаш-шайтаанир-раджиим». Его передал также Муслим (№2610),

Абу Давуд (№4781), Насаи («‘Амаль» №392), различными путями через аль-‘Амаша от Сулеймана ибн Сарода.

Поистине, о прошении защиты у Аллаха от сатаны приведено много хадисов,

упоминание которых здесь будет очень долгим,

и место им – в книгах о поминаниях и достоинствах деяний.

 

Ибн Джарир передал от Ибн ‘Аббаса, что первым было ниспослано веление просить защиты у Аллаха, затем «басмала», а затем первый аят суры «Сгусток». Однако это - малоизвестное сообщение. Мы упомянули его для того, чтобы ознакомить с ним,

ибо в его цепочке передатчиков есть слабость и оборванность.

А лучше всего об этом известно Аллаху.


Большинство ученых считало прошение защиты у Аллаха от сатаны (перед чтением Корана) не обязательным действием, (оставивший которое становился бы грешником),

 а желательным. Ар-Рази передал, что ‘Ата ибн Абу Рабах считал это действие обязательным в молитве и вне ее перед чтением Корана. (Ар-Рази) сказал: «Ибн Сийрин сказал: «Если человек совершит прошение один раз в жизни, этого достаточно для выполнения этого обязательства». Ар-Рази привел в доказательство словам ‘Аты явный смысл аята: «Проси защиты», а это – веление, из которого вытекает его обязательность. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно выполнял это действие. Помимо того, это действие отражает зло сатаны. То, без чего обязательное действие не будет полным, также является обязательным. Кроме того, прошение защиты является более осторожным действием и одним из путей, ведущих к обязательному действию. Кое-кто сказал, что это было обязательно для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в отличие от его общины. От Малика было передано, что он не совершал это действие в обязательных молитвах, но совершал его для ночной молитвы Рамадана в первую ее ночь.

От Шафии имеется два мнения о желательности произношения прошения защиты

 перед чтением Корана и в других рак‘атах, кроме первого.  И более верным было принято мнение о том, что это не является желательным. Существует вопрос, произносится ли прошение защиты лишь для чтения Корана, и это мнение Абу Ханифы и (и его ученика) Мухаммада, или же, как считал Абу Йусуф – оно для молитвы.

Согласно второму мнению, стоящий позади имама тоже произносит это прошение,  даже если и не читает Коран. (Согласно этому мнению) он также произносит это прошение после вступительного возвеличивания в праздничной молитве («такбир аль-ихрам») до дополнительных «такбиров». Большинство же ученых считало, что прошение защиты у Аллаха

от шайтана произносится после этих «такбиров», перед чтением Корана.


Слово ( ا لشَّيْطَان ) «шайтан»

в арабском языке произошло от глагола «шатона», то есть «удалился».

Сатана далек своим характером от характера человекаи далек своим распутством («фиск») от всякого блага.Другие сказали, что это слово произошло от слова «шат», ибо он сотворен из огня. Кто-то сказал, что оба мнения верны. Однако первое мнение более верно, чему свидетельствует речь арабов. Слово «раджиим» имеет шаблон «фа‘иил» в значении «маф‘уул», то есть причастие страдательного залога:«побиваемый камнями, изгоняемый от всякого блага». Арабы говорят такой-то осатанело человеке,который совершает действия сатаны. О том же кто показывает свою строптивость из джинов и людей говорят ( شَيْطَاَنَا )

 

Всевышний Аллах сказал:

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا

Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов- дьяволов из числа людей и джинов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. (Скот 112)

 

 

Толкование «Тасмийя»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

 «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»(«басмала»)

  Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного


Сподвижники начали написание Корана этими словами, и ученые единодушны в том,

что «басмала» является одним из аятов суры «Муравьи». Однако ученые среди предшественников и последующих поколений разногласили в том, является ли она самостоятельным аятом в начале каждой суры, или же она является таковой в суре «Фатиха», но не в других сурах, или же она пишется только для различения (сур), но не является аятом.

Этот вопрос подробно освещен в другом месте.

В «Сунане» Абу Давуда (№788) с достоверной цепочкой передатчиков от Ибн ‘Аббаса передано,

 что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

 не знал разделения сур, пока не было ниспослано:

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ  «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».

 Его передал также Хаким Абу ‘Абдуллах ан-Нийсабури в своем «Мустадраке» (1/231).

 Еще он передан в отосланном виде со слов Са‘ида ибн Джубайра.

 

В «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493) передано от Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах,

 что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

 читал «Тасмийя» «басмалу» в начале суры «Фатиха» в молитве и вне ее в качестве аята, однако это сообщение передано от ‘Умара ибн Харуна аль-Балхи, в сообщениях которого со слов Ибн Джурайджа со слов Ибн Абу Муляйки от Умму Саламы имеется слабость.

Подтверждение этому передал Даракутни (302/3071) от Абу Хурайры со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобное же передано (1/302) от ‘Али, Ибн ‘Аббаса и других.

 

Среди тех, кто сказал, что «басмала» является аятом каждой суры,  кроме «Отречения (покояние)» – Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, ‘Али, среди последователей – ‘Ата, Тавус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, Зухри. Это мнение также

‘Абдуллаха ибн Мубарака, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля в одном из сообщений от него,

Исхака ибн Рохавайха, Абу ‘Убайда аль-Касыма ибн Саляма, да смилуется над ними Аллах.

 

Малик, Абу Ханифа и его сподвижники сказали, что «басмала» не является аятом ни «Фатихи», ни других сур. Шафии в одном из сообщений сказал, что она является аятом «Фатихи», но не является аятом других сур. И от него есть сообщение, что «басмала» является частью аята в начале каждой суры. Однако эти два сообщения являются малоизвестными, странными сообщениями. Давуд сказал, что это самостоятельный аят в начале каждой суры, но не входящий в нее. Это также является одним из сообщений от Имама Ахмада ибн Ханбаля. Абу Бакр ар-Рази передал это мнение от Абу аль-Хасана аль-Кархи.

А это – два крупных сподвижника Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах.
Что касается произношения «басмалы» вслух, то разделение мнений в этом вопросе основано на предыдущем разделении мнений о том, относится она к суре «Фатиха» или нет. Те, кто считал, что «басмала» не относится к суре «Фатиха», сказали,

что она не произносится вслух. Так же и те, кто считал, что она является аятом

в начале «Фатихи», тоже придерживались подобного мнения.

Те, кто считал, что она относится к началу всех сур, разошлись во мнениях.

 

Шафии, да смилуется над ним Аллах, считал, что она произносится вслух вместе с «Фатихой» и другой сурой. Это мнение групп сподвижников и последователей, имамов мусульман предшествующих и последующих поколений.Среди сподвижников вслух произносили: Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Му‘авия. Ибн ‘Абдульбарр привел это от ‘Умара и ‘Али. Аль-Хатыб привел это от четырех халифов: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, но это малоизвестное, странное сообщение. Среди последователей этого придерживались Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Тавус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Ваиль, Мухаммад ибн Сийрин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит, Абу аш-Ша‘саа, Макхуль, ‘Абдуллах ибн Мугаффаль ибн Мукрин. Байхаки добавил сюда: ‘Абдуллах ибн Сафван, Мухаммад ибн аль-Ханафи. Ибн ‘Абдульбарр добавил сюда: ‘Амр ибн Динар. Доказательством этому является то, что она является частью «Фатихи»,

 и произносится вслух, как и остальные ее части.

 Насаи передал в своем «Сунане»(2/134), Ибн Хузайма (№499) и Ибн Хиббан (№1797)

 в своих «Сахихах», Хаким в «Мустадраке» (1/232) от Абу Хурайры,

 что он помолился и произнес (вслух) «басмалу». После окончания молитвы он сказал:

«Моя молитва больше всех из вас походит на молитву посланника Аллаха,

 да благословит его Аллах и приветствует».

 Даракутни (1/306), аль-Хатыб, Байхаки (2/46) и другие назвали его достоверным.

 Абу Давуд (№6537), Тирмизи (№245) передали от Ибн ‘Аббаса,

 что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

 начинал молитву с «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».

 Затем Тирмизи сказал: «Цепочка передатчиков его не такая (как требовалось)».

 Хаким передал в «Мустадраке» (1/208) со слов Ибн ‘Аббаса,

 что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил вслух «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», а затем сказал, что это достоверный хадис.

В «Сахихе» Бухари (№5045) от Анаса ибн Малика передано,

 что он был спрошен о чтении Корана пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Его чтение было удлиненным».

 Затем он прочел «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», удлиняя «бисмиЛлях»,

 удлиняя «ар-Рохман», удлиняя «ар-Рохийм».

В «Муснаде» Имама Ахмада (6/302), «Сунане» Абу Давуда (№4001), «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493), «Мустадраке» (1/232) Хакима со слов Умму Саламы,

да будет доволен ею Аллах, передано, что она сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделял свое чтение Корана: «БисмиЛляхир - Рохманир-Рохийм. Аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!