Сергей Лисицкий, 31 год, г.Москва



 

О проблеме крестных наш корреспондент беседует с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва).

"МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРЁСТНЫЙ…"

Корр.: Отец Владимир, как бы Вы прокомментировали письмо, что бы посоветовали его автору?

О.В.: Прежде всего, автору письма не нужно конфликтовать с родителями крестника. Потому что сейчас, когда он уж стал крестным (ведь он мог отказаться сначала) - надо помнить свою главную цель. А цель эта - любовью "привязать" ребенка к Богу, своей любовью и примером показать ему путь к Церкви. Если он будет конфликтовать с родителями, то ему это не удастся сделать. Поэтому лучше решать все проблемы миром.

Нужно суметь показать светлый и добрый путь. Сейчас в жизни так мало по-настоящему светлого, радостного, такой дефицит любви, что естественно душа ребенка к ней тянется. И если ребенок почувствует любовь крестного, то он обязательно прилепится к нему, обязательно полюбит и захочет воспринимать, что крестный говорит, захочет быть похожим на него.

Корр.: Вы сказали, что можно было отказаться…

О.В.: Да, отказаться можно. Я, правда, не стал бы давать конкретных рецептов, "моделировать" возможные ситуации… Ведь душа человека – это тайна. И исходя только из каких-то рациональных, даже канонических, юридических соображений часто не удается принять правильное решение. Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем - как поступить.

Корр.: Отец Владимир, но все-таки если человек, помолившись и заглянув в себя, понимает, что он не может быть крестным. Как ему объяснить это людям так, чтобы их не обидеть? Я вот некоторое время назад отказался быть крестным у взрослого уже человека - своего друга - так он на меня до сих пор обижен…

О.В.: Вместо ответа расскажу Вам такой случай. Недавно один священник из нашего института ездил со студентами в миссионерскую поездку на север, на Пинегу. Там они увидели тяжелую картину. Большой поселок, в котором один маленький молитвенный дом, верующих мало, священника нет. Наш батюшка там служил, крестил желающих. Сначала народ отнесся к нему с подозрением по очень простой причине: священник, который раньше там был, брал большие деньги за Крещение, делал все очень формально (кстати сказать, больше он не является священником Русской Православной Церкви, перешел в "филаретовский" раскол). Поэтому и нашего батюшку народ встретил не очень приветливо. Но когда люди увидели, что он крестит бесплатно, что с ним хорошие ребята приехали, помогают, поют, что все делается с любовью, то народ просто "повалил" в храм…

В один из дней во время Литургии к Причастию подходили дети, которые накануне крестились. Потом оказалось, что среди них был мальчик некрещеный - детей много и запомнить всех батюшка не мог, и его тоже причастили. Когда мальчика спросили: "А ты крещеный?" Он ответил, что нет, но пришел креститься. Просто не знал, что причащаются уже после Крещения. Всех причащали, он и решил, что надо причащаться. Потом выяснилось, что у этого мальчика мать алкоголичка, отец повесился, два брата утонули в реке, сестра – тяжело больна полиомелитом. Мальчику 10 лет, а ростом он с семилетнего. Он плохо очень питается, плохо развит физически, но очень хороший и сообразительный. Крестного для него найти было невозможно, но он очень просил, чтобы его крестили. Тогда один из наших студентов согласился быть крестным - без крестного мальчика крестить нельзя. После Крещения мальчик от наших миссионеров уже не отходил. Появлялся в 7 утра и уходил в 12 ночи. И за эти несколько дней научился читать по-славянски, стал помогать на службе: подавал кадило, ходил со свечой - и видно было, что внутренний благодатный свет появился в его душе. Уезжая, ребята сказали ему, чтобы помогал, когда приедет новый священник. И он ответил: "Да, я буду ждать и помогать".

Правильно сделал этот студент, что согласился быть крестным? Конечно, ездить туда на север он часто не сможет, но он будет за него молиться, будет письма писать. Неужели лучше было отказаться? Не крестить, потому что крестного нет? А где там найдешь крестного?

Я бы сказал так. Отказаться можно, когда ваш отказ не повлечет отказа от Крещения вообще.

Корр.: О.Владимир, вот Вы сказали, что без крестного нельзя крестить ребенка. Но ведь, наверное, так было не всегда? Какова, вообще, история "института" крестных?

О.В.: Уже апостолы крестили многих людей. Они были взрослыми и принимали крещение совершенно свободно и сознательно. Никакое насилие здесь недопустимо.

Вообще - это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека "настоящим греком или русским" и не создает "необходимые условия для дальнейшего экстрасенсорного лечения". Это христианское таинство, которое, по словам Христа, рождает человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам.

Конечно, во времена апостолов, при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял.

Но как только появились первые христианские семьи, сразу возникла острая проблема: младенцы, которые не могли сознательно принять крещение, оказывались лишенными той благодати, в которой жила вся семья. Получалось, что дети не могли быть членами Церкви, к которой принадлежали старшие члены семьи. А ведь Господь сказал: "Не возбраняй те детям приходить ко Мне" (Мф. 19, 14)

Этот абсурд, конечно, не мог быть терпим. Церковь сознавала себя Телом Христовым (Еф. 1, 22-23) - единым богочеловеческим организмом, каждый член которого является не отдельным индивидуумом, а частью одного живого целого, и поэтому, естественно, уже первые христиане стали крестить своих детей. Но важно помнить (особенно сейчас, когда религиозная ситуация в России так напоминает Римскую империю раннехристианских времен), что Церковь не просто согласилась крестить всех подряд младенцев. Речь шла о детях в ХРИСТИАНСКИХ семьях, т.е. там, где были гарантированы воспитание и жизнь в Церкви. Как справедливо заметил священник автору письма Сергею, христиане не крестили младенцев из языческих семей.

Именно потому, что пребывание ребенка внутри Церкви было самым важным условием для Крещения, Церковь (помимо церковности родителей) утвердила еще одно непременное требование: при Крещении младенца поставляется дополнительный гарант - восприемник.

Корр.: То есть крестный?

О.В.: Да, хотя это слово сначала не употреблялось. Восприемник - это человек, который не просто "присутствует" при Таинстве Крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка.

Корр.: Батюшка, а действительно необходимо, чтобы у младенца было два восприемника?

О.В.: Нет. Совершенно необязательно. Более того, по канонам Вселенских Соборов при крещении девочки необходима лишь восприемница, при крещении мальчика - восприемник. Гораздо позже, на Руси для каждого ребенка стали звать двоих восприемников. Тогда же и родилось уподобление их родителям по плоти. А отсюда произошли и соответствующие имена: крестная мать и крестный отец.

В действительности в Таинстве Крещения совершается ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ человека по благодати, и Отцом в этом рождении является Сам Бог, а Матерью - Святая Церковь. Эту мысль подчеркивают широко известные слова святого III века - священномученика Киприана Карфагенского: "Кому Церковь - не мать, тому Бог - не Отец".

Корр.: Отец Владимир, в чем, по учению Церкви, состоят основные обязанности восприемников?

О.В.: Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения* они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей Таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры, или, того хуже, не могут правильно перекреститься.

Ни для кого не секрет, что среди людей не вполне церковных, но все же желающих крестить своих детей, очень часто встречается стремление выбрать крестных из среды своих приятелй, подруг или "полезных" знакомых, потому что крестины - хороший повод попраздновать и "покумиться", вступить в полезные и приятные "родственные" отношения. Если при этом родители и восприемники не собираются обеспечить младенцу церковную жизнь и воспитание, т.е не будут его часто причащать в Церкви, учить вере и молитве, заповедям, прививать любовь к храму и т.д., то это значит, что с их стороны совершается профанация Таинства Крещения.

Корр.: А что с церковной точки зрения значит эта профанация?

О.В.: Все Таинства дарованы Богом для нашего спасения. Но они могут совершаться и "в осуждение" человеку (т.е. вместо ожидаемой пользы принести вред). Если человек приступает к Таинству без должной веры и серьезности, то последствия греха (профанация Таинства) скажутся и на родителях, и на крестных, и, возможно, на самом ни в чем не повинном младенце по вине его ближайших взрослых родственников. В этом нас убеждает печальный опыт.

Чтобы понять, что я имею в виду, представьте себе такую картину. Зимой мать затапливает в доме печку, зажигает керосиновую лампу. В доме делается тепло и светло, на печке она готовит необходимую пищу. Но если она неправильно, легкомысленно обращается с огнем, то может случиться пожар, в котором сгорит и дом, и дети, и она сама. Без огня жизнь невозможна, но огонь требует надлежащего отношения. Так и без Крещения не будет настоящей жизни. Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью.

Корр.: И все-таки я хотел бы вернуться к началу беседы: вправе ли человек отказаться быть крестным?

О.В.: Я в первые годы священства несколько раз отказывался крестить, когда ко мне приходили прямо "с улицы". И каждый раз, когда это происходило, меня мучила совесть. Я не находил себе места. Исходя из канонических соображений я поступал совершенно правильно: я не имел права крестить. Но почему-то душа не могла успокоиться, совесть меня просто мучила. Когда же я поступал совершенно наоборот: крестил, хотя люди были совершенно не готовы, и старался добрым отношением и лаской дать почувствовать, что В ЦЕРКВИ ХОРОШО, старался сделать так, чтобы им ЗАХОТЕЛОСЬ ОСТАТЬСЯ, на душе было спокойно и радостно! Поэтому, мне кажется, что рационализирующие церковную жизнь "ревнители порядка", апеллирующие сегодня в вопросах о Крещении к древним церковным преданиям, чаще всего - просто неразумные дети по сравнению с теми мудрыми простыми батюшками, у которых меньше учености, но больше любви и духовной интуиции.

Корр.: Отец Владимир, но ведь Вы сейчас говорите больше о задачах священника?

О.В.: Образ действий священника и крестного очень похожи. Священник прежде всего должен встретить каждого пришедшего в храм С ЛЮБОВЬЮ. Явить любовь Христову - особенно в наше страшное время. И крестный должен себя вести подобным же образом. Это очень важно, гораздо важнее, чем многое другое! Это заронит семя, которое потом прорастет. Может быть, не скоро, но окажется, что ребенок не зря крестился. Родители вспомнят - какой был батюшка добрый, который тебя крестил (или крестный), надо бы тебе к нему сходить.

И ведь не случайно так получилось, что огромное количество людей, совершенно "неправильно" крещеных, все-таки к Церкви хорошо относятся, а многие со временем становятся верующими. Как можно сказать, что их напрасно крестили! Конечно, бывают ошибки и злоупотребления. Но я думаю, что во многих таких случаях священник виноват. Особенно если формально крестит. Ведь формально, по-фарисейски совершать Таинство - это со стороны священника намного более тяжелая провинность, чем формальное отношение желающих креститься. Ведь священник знает и понимает, о чем идет речь. А приходящие люди по большей части не знают, не представляют себе, что такое Таинство Крещения. И только любовью им можно открыть смысл великого Таинства.

Корр.: Батюшка, ну а может ли будущий крестный требовать что-либо от родителей крестника, если угодно, ставить свои условия?

О.В.: Понимаете, этот вопрос не совсем, я бы сказал, продуктивный. Точнее, ответ на него. Теоретически, крестный может и должен предупредить родителей, что ребеночка будет воспитывать в церковном духе и т.д. - здесь ваш корреспондент Сергей все сделал правильно. Но на практике такое предупреждение либо не требуется (если родители церковные), либо оно потом забывается родителями или понимается ими по-своему, как это описано в письме. Поэтому в таких случаях нужно действовать по ситуации, и, как я уже сказал, ни в коем случае не конфликтовать, а решать все проблемы, руководствуясь любовью. Ну а предупреждать родителей, конечно, нужно. Просто самому надо быть готовым к любым последствиям.

Корр.: Отец Владимир, у меня есть еще несклько более "мелких" вопросов. Прежде всего, нужны ли взрослым людям крестные?

О.В.: Восприемник взрослого крещаемого, конечно, уже не несет на себе той ответственности, которая возлагается на восприемника младенца. Взрослый сам сознательно и ответственно совершает свой выбор, принимает решение креститься и стать членом Церкви, сам проходит предварительную катехизацию* и приносит покаяние в содеянных раньше грехах, сам произносит крещальные обеты и исповедует свою православную веру. Восприемник в этом случае призван быть старшим другом, призван помочь воцерковлению новокрещенного. Взрослого в крайнем случае можно крестить и без восприемника, если священник уверен в подготовленности и серьезности крещаемого.

Корр.: Правда ли, что между "кумовьями" возникает какое-то особое родство и они уже не могут, например, жениться друг с другом?

О.В.: Да, правильно. По канонам при Крещении "духовное родство" возникает только между крестником, его родителями и крестным, или между крестницей, ее родителями и крестной, т.е восприемник не может жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемница не может выйти замуж за овдовевшего отца крестницы.

Корр.: Батюшка, давайте еще раз определим обязанности крестного в современных условиях. Что он должен делать при ЛЮБЫХ обстоятельствах, в ЛЮБОЙ ситуации?

О.В.: Если под современными условиями понимать случаи, подобные описанному в письме Сергея - т.е когда нецерковные родители, в момент Крещения обещавшие не мешать восприемнику воцерковлять ребенка и воспитывать его в вере, потом забывают об этом, не пускают в храм, говорят "вырастет - сам разберется", то тут можно посоветовать прежде всего молиться и так любить ребенка, так привязать его к себе любовью, чтобы он, вырастая, сам захотел быть таким же верующим, как и его любимый крестный. Важно, чтобы ребенок рос с представлением: "мой крестный - настоящий христианин. Хочу быть на него похожим".

Корр.: Отец Владимир, но как быть, если нет возможности встречаться с крестником часто. Я, например, со своим не каждый месяц могу видеться. А еще один мой крестник вообще живет в другом городе - его я вижу раз в год.

О.В.: Это плохо. Но и это не может служить оправданием. Значит, надо письма писать… Надо, чтобы ребенок постоянно чувствовал Вашу любовь. Иначе, зачем становиться крестным? Поэтому и в письме, которое Вы показали, Сергей не должен оправдываться нецерковностью родителей. В конце концов, они же его не гонят. Да и незачем ему их воспитывать. Его задача - полюбить крестника и сделать так, чтобы тот полюбил его. Как говорит Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн, 13, 35).

Беседовал Владимир ЛЕГОЙДА

 

СНОСКИ:

*) Оглашение - чинопоследование, предшествующее Крещению, и подготовляющее его.

*) Катехизация (оглашение) - подготовка к Крещению, состоящая в научении истинам веры.


ОБ “АТЕИЗМЕ” ПЕРВЫХ ХРИСТИАН

Где-то прочел, что первых христиан в Риме обвиняли в … атеизме. Как такое могло случиться? А может быть, я что-то перепутал или не так прочитал? Поясните, пожалуйста.

Роман Гаврилов, студент, г.Москва.

Нет, все верно. Первых христиан в языческом Риме действительно обвиняли в атеизме, в безбожии. Сегодня, когда для многих из нас слова “религия” и “Церковь” в первую очередь ассоциируются с христианством, это звучит странно. Но две тысячи лет назад религиозная ситуация в Риме была иной. Прежде всего, она отличалась терпимостью и всепризнанием практически любой национальной религии. Для римлянина не существовало религии “истинной” или “ложной”. Покоряя другие народы, римляне всегда уважительно относились к чужим верованиям. В самом Риме не возбранялось одновременно исповедовать несколько религиозных учений, хотя и был запрещен прозелитизм*.

Вторым - и очень важным, центральным моментом римской религии был культ императора. Римский император обожествлялся уже при жизни. Поклонение ему было единственным ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для всех граждан ритуальным правилом. Оно предполагало принесение жертв императору, произнесение клятвы именем императора и т.д.

Возникшее и быстро распространявшееся по империи христианство довольно скоро обнаружило свое несоответствие эти двум положениям.

Прежде всего, христиане утверждали, что Бог один, а боги, которым поклоняются нехристиане, - не более, чем деревянные или каменные куклы, идолы, не способные ни услышать, ни помочь. Кроме того, христиане всячески избегали языческих увеселений и зрелищ. Такое отношение породило, прежде всего, среди простого народа представление, что христиане - безбожники. Ведь они не признают богов, а кем еще назвать не признающих богов людей? Кроме того, терпимость римлян к чужим религиям была основана, прежде всего, на уважении древности и “национальности” религиозной традиции. Христиане же воспринимались как новая революционная секта.

Но христиане, помимо всего прочего, не признавали и культ императора. Это, по римским представлениям, серьезно усугубляло их вину, так как свидетельствовало уже не просто об атеизме (что, откровенно говоря, волновало прежде всего жрецов и простой народ - многие римские интеллектуалы сами вовсю потешались над богами и высмеивали народные верования), но и об опасности для государства. Культ императора был ОФИЦИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ культом. Непризнание его, отказ приносить жертвы императору и поклоняться его изображению означал государственную измену. Поэтому христиане считались государственными преступниками. Это было все равно, что в советской России заявить, что Сталин не является мудрейшим из мудрейших и вождем всех народов. Похожим образом дела обстояли и в императорском Риме. Непризнание культа императора вызвало гонения на христиан со стороны государства.

“Атеизм” не был единственным грехом христиан в глазах римлян. Последователей Христа также обвиняли в человеконенавистничестве и разврате. Так простой народ интерпретировал те обрывки слухов о христианских собраниях и богослужениях, которые доходили до людей. Причина неприязни и слухов состояла в том, что жизнь простого народа в Римской империи была максимально открытой, была на виду. Христиане же собирались на свои богослужения тайно, непосвященные (т.е. не принявшие Крещения) туда не допускались. В эпоху гонений у первых христиан даже сложились особые правила поведения - disciplina arcani - тайное учение или учение Тайны. Христианские собрания проводились секретно. Верующие собирались на молитву в катакомбах - вырытых в земле длинных извилистых улицах и переулках (первоначально - местах захоронения римлян, а затем - христианских мучеников). Молебные обращения к Богу и их последования зачастую не записывались (чтобы книги не попали в руки язычников), а заучивались наизусть…

Конечно, такая “секретная” жизнь не могла вызвать ничего, кроме ненависти и презрения у римлян. Кроме того, все это усиливало подозрения в “сектанстве”. Поэтому христиан обвиняли во всевозможных грехах и преступлениях, часто взваливая на них вину и за политические катаклизмы и даже за … стихийные бедствия. В Северной Африке существовала поговорка: “если нет дождя, вини христиан”.

Сегодня может показаться странным, что, несмотря на такое отношение со стороны народа и на правительственные гонения, христиане не стремились сделать свою жизнь более открытой, установить контакт с государством. Напротив, с одной стороны, оставаясь абсолютно лояльными к большинству римских законов и правил жизни, христиане были непреклонны в вопросах веры. Казалось бы, чего проще: сделать богослужения открытыми, поучаствовать в чествовании императора - и никаких гонений бы не было, и обвинения в атеизме и разврате сами собой бы отпали. Однако христиане не шли на это, предпочитая смерть. Почему? Чтобы были прекращены обвинения в атеизме, недостаточно было доказать, что ты веришь в Бога. Для римлянина религия - прежде всего культ, исполнение внешней, общепринятой и традиционной стороны обрядов. А христиане категорически отказывались именно от языческих обрядов. Иными словами, необходимо было принесение жертв императору. Отказ был равносилен подтверждению обвинения в атеизме, государственной измене и т.д.

Кроме того, существовала реальная опасность, что язычники, поклонявшиеся многим богам и признававшие божества различных народов, стали бы повторять внешние формы христианских Таинств, наполняя их своим содержанием и не осознавая подлинной сути происходящего. Тем самым христианское священнодействие могло бы превратиться в одну из языческих мистических оргий. По мнению современного богослова, римскому язычнику ничего не стоило бы после совместного моления с христианами "пойти и "подзарядиться" в мистериях Диониса или Митры". *

Но недаром христианская Церковь с самого начала своей истории именовалась ПРАВО-славной, т.е. главным считалось правильное поклонение Богу. Христиане не хотели участвовать в ИНО-славии, не хотели допускать инославных к Таинству, другими словами, всячески бежали такого модного сегодня религиозного синкретизма, проповедующего общность всех религий и ратующего за их слияние. И хотя disciplina arcani давно ушла в прошлое, о ее существовании нам напоминает возглашение диакона во время совершения православной Литургии: "Оглашеннии (т.е. лишь готовящиеся к принятию крещения), изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы (те, кто) вернии, паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся".

В.Л.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Репринтное воспроизведение издания 1907года, том 2, - Москва, 1994, сс. 2-165.

2. Н.Тальберг. История христианской Церкви. М., “Интербук”, 1991, сс. 23-32.

3. А.П.Лебедев. Эпоха гонений на христиан. М., 1994.

4. Диакон Андрей Кураев. За что преследовали христиан в языческом мире. // Сатанизм для интеллигенции, т.1. Религия без Бога. - Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Издательство “Отчий дом”, 1997, сс. 351-363.

СНОСКИ

*Под прозелитизмом в то время в Риме понимали требование отказаться от старой веры с принятием новой. Одновременное же исповедование нескольких религий не возбранялось.

* Далеким отголоском того, что так не принимали в этой связи христиане, является поведение многих современных “православных” колдунов и экстрасенсов, которые приходят в храм “подзарядиться” от икон и т.д.


 

ПИСЬМА

МАМА Когда люди начинают говорить о смерти – я умолкаю. Мне всегда было страшно рассказать о том, что я уже умирала. Вот, Вам решилась…

У меня был друг, и, как это водится у подростков, мне казалось, он – единственный, кто меня понимал, выслушивал, просто был рядом. Однажды я позвонила ему и услышала плачущий голос его мамы. Это была моя первая встреча со Смертью. Он погиб: глупая, нелепая автокатастрофа. Я осталась одна. Ни друзей рядом, ни Бога в душе, никого… Тогда мне казалось, весь мир - против меня, против того, что я существую. Я не видела цели в жизни, просто жила "как все", делала то, чего от меня ждали – жила "автоматически". И я действительно была уверена в том, что никто не заметит, если меня не станет…

Дальше – затмение. Я, помню, долго смотрела на пачку таблеток, решаясь умереть. Помню их вкус – они были очень горькие, и я их глотала через силу: у меня не было даже воды, чтобы их запить. Потом, когда стала кружиться голова, и быстро наступало бессилие, мне впервые стало страшно. Я с трудом вышла из комнаты, казалось, пол плыл под ногами. Меня кто-то подхватил… Не помню, кажется, я тогда ничего не успела сказать. Не знаю, сколько прошло времени, но когда приехала "скорая", я была еще в сознании. Меня трясло от холода ( желудок промывали холодной водой из крана), и я сказала: "Холодно очень". "Холодно? Сейчас будет тепло…" - сделали какой-то укол, и правда, теплая волна ровно разлилась по всему телу… Потом – красно-коричневые блики и долго-долго – темнота. А потом – мама. Она сидела у моей кровати, осторожно перебирала мои волосы и тихо плакала. Она улыбалась сквозь слезы, а в глазах – безграничная, глубокая любовь и страх за меня и мою жизнь. Было очень больно и стыдно. Слава Богу, я не успела умереть, но я успела принести столько горя близким мне людям.

Теперь жизнь изменилась, она обрела смысл и Бога, одиночество и боль прошли со всем этим кошмаром. Теперь, если вновь начинает казаться, что все рушится, я чувствую, я знаю – рядом есть моя мама. Которая ни разу не упрекнула меня за то, что я сделала…

Наталья, 19 лет

ДВА ПИСЬМА О "ТИТАНИКЕ"

1. В жизни каждого есть свой "Титаник"

Недавно я посмотрела нашумевший фильм "Титаник" и решила написать вам несколько строк. Потому что этот фильм не о личной трагедии двоих, а о трагедии всех нас.

И еще этот фильм - про любовь. Не просто любовь мужчины к женщине, которая, несомненно, прекрасна, но вообще про любовь друг к другу. О том, как выявляется степень запрятанности нашего сердца, нашей души в экстремальной ситуации. Наверное, искренне любящий человек - это и есть верующий человек. Если бы мы все старались понять друг друга, любить нелицемерно, все было бы иначе…

Все мы в разной степени страдаем, осознанно или неосознанно, и все нуждаемся в любви. Но любить можно лишь поняв, а наши сердца очерствели к чужой боли. Мы сами себе выдумываем правила жизни, забивая сердце в самый дальний угол нашего естества, превращаясь в кукол. Мы строим свой корабль жизни, как будто не будет последней минуты. "Даже Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль," - говорит один из героев "Титаника". То, что случилось с людьми на "Титанике", может случиться с каждым…

А от того, насколько и когда мы поймем, что жить надо днем сегодняшним, тем, что сегодня нам дает Бог, не строя громадных планов и не уповая на собственное могущество, от того, насколько мы будем неравнодушны, насколько научимся любить - и зависит последний миг нашей жизни. Самый важный миг - какими мы пойдем к Тому, Кто единственный всегда и полностью понимает и любит.

Трагедия, происшедшая с людьми на "Титанике", - трагедия человечества, еще одно предупреждение и проверка. Конечно, Бог несказанно терпелив к нам, неиссякаема Его любовь. Но в жизни каждого из нас есть свой "Титаник".

Елена, 24 года


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!