Глава 6. Оценка культа: Как защитить себя



Никто не присоединяется к культу. Они просто откладывают решение об уходе.

Неизвестный источник.

 

Меня часто просят помочь людям, участвующим в группе, о которой я никогда прежде не слышал. За многие годы я должен был разработать способ оценки группы и ее негативного воздействия. Как я выяснил, многие организации, которые могут казаться неортодоксальными или даже совершенно эксцентричными, не наносят вреда своим членам. Я получал случайные телефонные звонки от обеспокоенных родителей и друзей относительно групп, которые, по моему мнению, не практикуют контроль сознания.

У меня была дюжина или около того звонков от родителей, которым не нравился человек, за которого их дочь выходила замуж, обвинявших его в контроле сознания. В одном случае обвинение оказалось верным, но в очень личных отношениях. Я просто отказался вмешиваться или каким-то образом с этим связываться. Я твердо убежден, что люди имеют право принимать собственные решения, даже плохие, если они юридически являются взрослыми. Хотя я всегда заинтересован в работе над тем, чтобы усилить благоприятные возможности людей для выбора, перспектив и хорошего общения, я не возьмусь за любой случай, мне предложенный.

Многие группы имеют определенные деструктивные аспекты, но сами по себе деструктивными не являются. Эти группы попадают в то, что я называю “серой зоной”. Для некоторых индивидов членство может рассматриваться как имеющее деструктивный эффект, в то время как организация в целом не отвечает таким критериям, чтобы оказаться действительно деструктивным культом.

Как научиться различать, является или нет группа деструктивным культом? Каковы решающие элементы, отделяющие доброкачественные организации от опасных? В этой главе я пытаюсь подробно показать общие характерные признаки деструктивных культов, чтобы вы могли защитить себя от их влияния. Деля это, я стараюсь ответить на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов о культах. Наконец, я включаю список вопросов, которые любой может использовать для оценки группы.

Изучая и оценивая любую группу, которую я подозреваю в том, что она является деструктивным культом, я действую прежде всего в сфере психологии, а не теологии и идеологии. Моими критериями мышления о деструктивных культах являются процессы влияния контроля сознания, гипноза и групповой психологии. Я смотрю на то, что группа делает, а не на то, во что она верит. Я стараюсь анализировать, как общаются деструктивные культы и их члены (или как им не удается общаться), тогда как другие аналитики и критики подходят к членам культа с убеждением, что их интерпретация Библии или политическая точка зрения является правильной. Мне кажется, что они хотят обратить члена культа в свою собственную систему убеждений. Я ориентируюсь, следовательно, на то, чтобы поощрять индивида самого разбираться в проблемах, исследуя множество перспектив.

Право человека верить, однако, не дарует автоматического разрешения неразборчиво действовать на основании этих убеждений. Если бы оно давало такое право, группы белого превосходства высылали бы или убивали любого не белого человека в стране, или сатанистские культы начали бы открыто убивать людей для своих ритуальных жертвоприношений.

Если группа полагает, что для достижения своей цели хорошо лгать не членам, и эта ложь посягает на конституционно гарантированные права людей, это нарушает их свободу. Точно так же, если группа, укрываясь за привилегиями Первой поправки, ежедневно нарушает гражданские права своих членов, работая над разрушением демократии, тогда свобода не предоставляется. Должна существовать равная защита свобод законом. Люди должны иметь право быть свободными от чрезмерного влияния деструктивных культов как социально, так и в качестве индивидов.

Конечно, некоторые люди могут ответить чем-нибудь вроде: “Почему мне следует беспокоиться из-за всего этого? Мои права нарушаются каждый день, и я ничего не могу с этим поделать!” Я готов допустить, что в жизни существует масса факторов, которые кажутся выходящими за пределы нашего контроля, но людям следует иметь кое-какой контроль, когда дело касается членства в группе. Предотвращая нарушение другими ваших индивидуальных прав, вы можете удержать их от нанесения вреда вам, как личности. В конце концов, культы, контролирующие сознание, разрушают человеческую жизнь!

Вот пример. Допустим, вы встречаетесь с кем-то, в ком подозреваете вербовщика деструктивного культа. Возможно, вы могли бы и не предоставить этому человеку времени, за исключением того факта, что он или она особенно привлекательны. Этот человек пытается заставить вас прийти в определенное место на собрание. Вы в действительности не заинтересованы, но играете с идеей попробовать узнать данного человека получше. В подобной ситуации следует следовать одному кардинальному правилу: Не давайте ему своего телефонного номера или адреса до тех пор, пока не узнаете лучше. Держитесь в стороне, даже если это трудно сделать, потому что вы можете оказаться на грани того, что ваше право на уединенность будет нарушено кем-то, представляющим очень организованную группу, которую нелегко бросить.

Многие люди в конечном счете уступают постоянному давлению. При наличии вашего адреса или телефонного номера члены группы могут применять это давление самым непосредственным образом. Как только вы становитесь членом деструктивного культа, вы полностью теряете право на уединенность, а позднее вам могут причинить и более серьезный ущерб.

Я стал принимать участие в разоблачении деструктивных культов из-за своего собственного опыта, а не потому, что полагаю, что нашему правительству следует ограничить новые, неустановившиеся религии или издавать законы относительно верований какого бы то ни было типа группы. Я убежден в том, что группы могут и должны быть подотчетными в отношении своих действий.

Группы, которые я обозначаю как деструктивные культы, имеют очень характерные специфические черты, которые подрывают индивидуальный выбор и свободу. В этой главе я опишу свою модель оценки деструктивности любой группы или организации. Три основные сферы — это руководство, доктрина и членство. Исследуя эти три сферы, вы быстро будете в состоянии определить, имеется ли у данной конкретной группы потенциал для того, чтобы оказаться деструктивным культом.

Руководство

Хотя деструктивные группы вовсю стараются завуалировать истинную природу своей организации, хорошей стартовой точкой для сбора информации и оценки является руководство. Кто является руководителем группы, о которой идет речь? Какова история его жизни? Каковы было его образование, подготовка или занятие до того, как он организовал группу? Один лидер культовой группы (Юджин Сприггс) был карнавальным зазывалой — человеком, чья работа заключалась в том, чтобы убедить людей пойти посмотреть конкретные шоу (1). Другой лидер культа (Вернер Эрхард из est и Форума) продавал подержанные машины, а затем — энциклопедии (2). Еще один (Карл Стивенс из группы “Говорит Библия”) был водителем грузовика в булочной (3), в то время как, возможно, самый знаменитый из всех (Л. Рон Хаббард, сайентолог) начинал как писатель-фантаст (4). Один хорошо известный культовый лидер (Виктор Пол Вейрвиль из Международного Пути) получил свою степень доктора теологии от предприятия, высылавшего документы о присуждении степени по почтовым заказам (5).

Вопреки публичному восприятию, не все культовые лидеры начинают группу потому, что жадно хотят денег или политической власти. Даже преподобный Джим Джонс, отдавший приказ о бойне Народного Храма в Джонстауне, был чрезвычайно уважаемым посвященным в духовный сан священником, который долго помогла бедным. Его изначальные намерения на деле были довольно замечательными. Однако, по мере продвижения вперед он начал, по описаниям, использовать амфетамин, по-видимому, чтобы работать дольше и заботиться о большем количестве людей. Он начал встречаться с другими, увлеченными фальшивыми исцелениями верой, и стал экспериментировать с этими и другими методиками, чтобы “зажечь” свою конгрегацию. По мере того, как росла его власть, он становился все более и более сумасшедшим.

Интересно, что многие из сегодняшних лидеров культов сами были когда-то жертвами культа, контролирующего сознание. Когда человек подвергается процессам контроля сознания и покидает группу без консультирования, для него легко воспринять то, чему он научился, и практиковаться в этом на других. Ясно, что не каждый бывший член начинает свой собственный культ, но определенные личности предрасположены это делать. Мне кажется очевидным, что некоторые культовые лидеры обладают комплексом неполноценности и являются в какой-то мере антисоциальными личностями. Хотя многие культовые лидеры хотят и нуждаются в материальном богатстве, нуждаются они все-таки, прежде всего, по моему мнению, во внимании и власти. Действительно, власть может быть и становится крайней пагубной привычкой. Спустя время, лидеры культов развивают потребность во все большей и большей власти. Что делает этих людей такими опасными, так это их психологическая нестабильность и тот факт, что они действительно верят в свою собственную пропаганду. Они не просто коварные мошенники, которые хотят делать деньги. По своему опыту я думаю, что большинство действительно верит, что они являются “Богом”, или “Мессией” или просвещенным мастером.

Имеется ли у лидера какое-нибудь известное криминальное прошлое? Если так, в чем он обвинялся? Был ли осужден? Например, по некоторым сообщениям, Муна арестовывали в Корее, по крайней мере, дважды — с противоречивыми отчетами о причинах (6). В 1985 году он отбывал 13 месяцев в федеральной тюрьме Соединенных Штатов за попытку совершить мошенничество с подоходным налогом (7).

Хотя прошлое лидера не обязательно показывает, что он является корыстолюбивым человеком или шарлатаном, дыма без огня не бывает. Просто поразительно, как много лидеров деструктивных культов имеют сомнительное прошлое.

Рассматривая прошлое и жизненный стиль лидера, вы можете извлечь некоторые общие заключения об уровне доверия, которое вы можете ему уделить. Например, если человек преподает курс о том, как иметь успешные взаимоотношения, факт, что он три раза был разведен, является значительным. Если у лидера имеется прошлое с использованием наркотиков и странным поведением, как у Л. Рона Хаббарда (8), я бы рекомендовал осторожность при выслушивании его претензий на то, что он способен разрешить все проблемы человечества. Когда Сан Мьюнг Мун говорит, что он работает во имя мира во всем мире, помните, что, как сообщают, он владеет фабрикой по производству винтовок М-16 в Корее (9).

Другой важный аспект руководства включает его источник власти. Имеет ли организация структуру с настоящим балансом власти? Многие деструктивные культы имеют советы директоров. Но типично они являются марионетками лидера. Истинная структура — это пирамида с культовым лидером в качестве всемогущего главы (вершины). Ниже него находится ядро заместителей, которые полностью ему подчинены. Ниже находятся сублидеры. Действующая структура не допускает никаких проверок и балансов. Лидер имеет абсолютную власть. Лорд Эктон хорошо это сказал, когда писал: “Власть имеет тенденцию портить, а абсолютная власть портит абсолютно”.

Если у лидера сомнительное личное прошлое, и он строит свою организацию таким образом, что власть полностью централизована и контролируется им, группа имеет истоки деструктивного культа. Если, однако, в систему встроены проверки и балансы, а лидер занимается потребностями и целями членов, в итоге возникнет гораздо более здоровая организация.

Имейте в виду, что деструктивный культ не всегда будет иметь лидера, которого возвеличивают (перед аутсайдерами), или который пользуется громадным личным богатством. Поскольку многие современные культовые лидеры сами когда-то были в культе, они могут действовать на основании заблуждения и контроля сознания, а не исходя из обдуманного плана, как сделать деньги и использовать людей. Я консультировал людей из нескольких групп, лидеры которых были “там не из-за денег”, но, по моему мнению, имели пагубную привычку к личной власти. Многие деструктивные библейские культы имеют лидеров, которые не являются бросающимися в глаза потребителями и, как кажется, считают Бога и Библию выше себя по авторитету; однако, их интерпретация Библии и воли Бога используется для контроля над людьми и манипулирования ими.

Доктрина

Поскольку Конституция защищает право людей верить во все, во что они желают, внимательное исследование доктрины конкретной группы является незаконным и необязательным. Однако, я убежден, что верования группы должны свободно раскрываться для любого человека, который желает к ней присоединиться.

Не претендует ли доктрина группы публично на то, что является одним, являясь на деле совсем другим? Я называю этот структурный фактор как внутреннюю и внешнюю доктрину. Для того, чтобы группа была честной, важно, чтобы ее члены действительно верили в то, во что они, по словам группы, верят. Однако, деструктивные группы меняют “истину”, чтобы она соответствовала нуждам данной ситуации, поскольку они верят, что цели оправдывают средства. Для оправдания обмана или манипулирования используется рациональное объяснение об оказании помощи в “спасении” кого-либо. Законные организации не меняют свою доктрину для того, чтобы обмануть общественность.

Членство

Членство — последний и самый важный критерий, используемый при оценке групп. Я подразделяю его на три компонента: вербовка, удержание в группе и свобода выхода. Первостепенную важность имеют воздействие членства в группе на индивида, его личность, его взаимоотношения, и изменение его целей и интересов. Это главная сфера фокусировки внимания, когда я оцениваю группу.

Основной чертой вербовки большинства культов является обман. Как я уже говорил, деструктивные группы не имеют никаких угрызений совести в отношении применения обмана в вербовке новых членов. Они действуют, исходя из предположения, что люди слишком “невежественны” или “не духовны”, чтобы осознавать, что для них является наилучшим. Следовательно, они берут на себя принятие решений за тех людей, которых вербуют. Когда критические способности индивида являются нетронутыми и полностью функционируют, информация, поставляемая культами, оказывается бедной по содержанию. Когда критические способности индивида утомлены и менее оперативны, тогда культ будет давать больше информации. Обман включает прямую ложь, сокрытие важной информации или искажение ее.

Большинство вербовщиков деструктивных культов будут отрицать, что они вообще пытаются кого бы то ни было вербовать. Когда их спрашивают, что они делают, они обычно говорят, что просто хотят поделиться чем-то важным и желают, чтобы люди составили об этом какое-то свое мнение. Чего они не говорят предполагаемому новообращенному, так это что у них, возможно, имеются квоты по вербовке, которые следует выполнять.

Практика обмана деструктивных культов простирается до использования различных “организаций прикрытия”, чтобы запутать потенциальных новичков и скрыть реальные планы организации. CAUSA, C.A.R.P., Фонд Свободного Руководства, Международный Культурный Фонд (Freedom Leadership Foundation, the International Cultural Foundation) и многие другие являются частью организации Муна (10). Дианетика и Нарконон являются частью Церкви Сайентологии (11). Средний гражданин обычно не знает о связях между этими различными организациями.

Во взаимоотношениях культовой вербовки вербовщик хочет извлечь как можно больше информации у потенциального новообращенного, чтобы узнать наиболее эффективный способ привести его в группу. Эффективный вербовщик знает, как заострять внимание на потенциально слабых местах человека — проблемах с другом или подругой, родителями, членами семьи, работой или учебой; на смерти близкого друга или родственника; на переезде в новый город и так далее. Хороший вербовщик знает, как заставить “цель” чувствовать себя удобно, так, что раскрывается очень личная и конфиденциальная информация.

Тем временем вербовщик раскрывает как можно меньше сведений о себе и особенно о группе, если только это не является абсолютно необходимым. Большая часть информации исходит от рекрутируемого. Этот вид несбалансированного потока информации является еще одним предупреждением о том, что что-то не так.

По большей части самое общее впечатление, получаемое потенциальным новичком, заключается в том, что он знакомится с новым другом. Однако, в реальном мире для развития дружбы требуется время. Она не случается вдруг. Каждый человек делится все большей и большей информацией во взаимной манере при небольшом дисбалансе или его отсутствии, каждый дает и берет сбалансировано. Здесь нет никакого скрытого плана.

Как только потенциального новообращенного приглашают на какое-то торжественное собрание или семинар, сразу начинается усиленное давление, как скрытое, так и открытое, чтобы заставить его как можно быстрее взять на себя обязательство по отношению к группе. Деструктивные культы, как хорошие мошенники, готовы на все, как только они поймали человека. Не в их лучших интересах поощрять задумчивые размышления. Напротив, законные группы не лгут потенциальному новообращенному или не оказывают на него давления с целью заставить быстро дать обязательство.

Деструктивная группа будет вербовать новых членов через применение методик контроля сознания, как уже обсуждалось. Контроль над опытом индивида является существенным для того, чтобы сломить его, подвергнуть идеологической обработке и выстроить его заново в культовом образе. Во время культовой вербовки структура личности человека переживает бросающуюся в глаза подвижку. Иногда человек во время идеологической обработки днями или неделями не вступает в контакт с семьей или друзьями. Когда он видится с ними вновь, эта радикальная перемена личности совершенно очевидна для них. Индивид часто меняет стиль одежды и модели речи и ведет себя в не характерной для него отчужденной манере. Часто притупляется чувство юмора данного человека. Прежние интересы, хобби цели могут быть отброшены, “потому что они больше не являются важными”.

Эта перемена личности кажется несколько поизносившейся со временем, если индивид не продолжает контактировать с группой или участвовать в ее деятельности. Однако, когда человек поддерживает контакт (по телефону или посещая занятия группы), новая сущность может стать и становится все более и более сильной.

Для семьи и друзей человек выглядит не только более чуждым, но и обманчивым и уклончивым. Иногда человека можно упросить раскрыть, во что он теперь верит. Часто, однако, новый член просит членов семьи и друзей поговорить с более старшими членами или лидерами, “потому что они это объяснят лучше”.

Самый показательный сигнал работы деструктивного культа — это вот это радикальное изменение нового члена. Он мог быть прежде политически либеральным, а теперь — стойко консервативен. Он мог любить музыку рока, но теперь думает, что она — от дьявола. Он мог быть очень любящим и близким с семьей, но теперь совсем им не доверяет. Он мог быть атеистом; однако теперь Бог для него означает все. Как правило, люди совершают подвижки в убеждениях и ценностях в ходе естественного развертывания жизненного опыта. Однако, когда в дело вступают обман и контроль сознания, перемена является бросающейся в глаза, внезапной и созданной искусственно. Раз за разом я слышал, как члены семьи говорили: “Он теперь другой человек. Мы больше не узнаем его!”

Известно, что люди меняли имена, бросали учебу или работу, передавали в дар банковские счета и собственность и переезжали за сотни или тысячи миль от дома, когда оказывались вовлеченными. Однако, отсутствие этих необходимых условий вовсе не означает, что группа не является деструктивным культом. Растущее число групп сознательно избегает подобной практики в течение некоторого времени, чтобы ослабить подозрение.

Каждую ситуацию и каждую группу следует рассматривать индивидуально с точки зрения воздействия на жизнь человека. Вербовка происходит по нарастающей; в некоторых случаях поведение человека меняется за месяцы, хотя типично это занимает только дни или недели.

Поддержание членства достигается культовой деятельностью, сознательно нацеленной на подрыв отношений нового члена с семьей и друзьями. Одним из способов достижения этого заключается в том, чтобы заставить нового члена рекрутировать всех, кого он знает. Пока друзья и семья являются “сырым мясом”, как любит их называть Церковь Сайентологии (12), новичкам разрешается проводить с ними время и работать. Как только члены семьи и друзья выражают свою тревогу и объявляют, что никогда не присоединятся к группе, культовые лидеры требуют, чтобы новый член прекратил тратить впустую время на неверующих. В конечном счете, если семья нового члена достаточно критична, ему будет приказано разорвать все контакты. Деструктивные культы не могут терпеть никакой оппозиции. Или люди соглашаются с ними (или выглядят как потенциальные новообращенные), или они — враги.

Как только человек становится членом, его модели сна часто значительно изменяются. Лишение сна является обычным для многих деструктивных культов. Каждый, кто когда-либо переживал несколько бессонных ночей или должен был оставаться на всю ночь для работы или учебы, запомнит трудность нормального функционирования без адекватного сна. Многие культы заботятся о том, чтобы у их членов было только три или пять часов на сон каждую ночь. Это не значит, что подобные группы имеют записанную политику для достижения данного эффекта — большинство групп ничего такого не имеют. Они просто добиваются, чтобы человек настолько много работал, чтобы у него оставалось мало времени на сон. Они также стараются постоянно восхвалять лидеров, которые очень мало спят, и унижать людей, спящих чересчур много. Со временем члены приучаются спать минимальное время.

При культовом рекрутировании также часто происходят перемены в питании. Некоторые группы практикуют жесткое вегетарианство, но используют избыточное количество сахара, чтобы дать членам “взбодриться”. Некоторые группы поощряют длительные и частые посты при небольшой заботе о теле или ее отсутствии до и после. Пара групп даже заставляет членов добывать продовольствие для своего пропитания в мусорных баках (13). Происходят радикальные подвижки в весе. Хотя большинство людей теряют в весе вовремя членства в деструктивных культах, некоторые становятся значительно располневшими.

Что люди едят, их отношение к еде и то, как они едят, — все это вносит свой вклад в чувство собственного “я” человека. Если человека заставляют ощутить, что он должен “умереть для самого себя” и своих человеческих потребностей, он может согласиться поститься подолгу и лишать себя какого бы то ни было удовольствия от еды. Если человек очень несчастлив, и его эмоциональные потребности не удовлетворяются, результатом может быть переедание. Люди, имеющие чересчур большой избыточный вес, обычно высмеиваются членами культа, и их заставляют почувствовать себя виноватыми и беспомощными, если только культовый лидер сам не оказывается толстым или любящим толстых людей. Вопреки публичным неверным представлениям, большинство контролирующих сознание культов не лишают членов порядочной еды систематически. Если бы они делали это подолгу, тела членов могли бы разрушиться, и они были бы не в состоянии работать.

Однако, деструктивные культы характеризуются тем, что делают весьма немногое для поддержания хорошего здоровья членов другими путями. У членов в большом количестве наблюдаются психосоматические заболевания, возможно, как отражение неосознанной потребности в помощи и внимании. Медицинское лечение минимальное, а в некоторых группах оно фактически отсутствует.

В деструктивных культах большое количество времени тратится на групповую деятельность при минимуме времени, отводимом для уединения или друзей и семьи. Очень мало времени находится в распоряжении членов на чтение чего-либо иного, чем культовые материалы, или для изучения чего-то другого, а не культовой практики. Конечно, члены выходят за пределы своего обычного образа жизни, чтобы убедить аутсайдеров, что живут “нормальной” жизнью. Однако, если вы втянете членов культа в длительную дискуссию о текущих событиях, или искусстве, или истории, станет очевидно, что большинство из них с этим не соприкасается.

Одним из самых очевидных признаков того, что человек находится в группе, контролирующей сознание, является недостаток способности независимо принимать решения. Даже если члены культа пытаются убедить аутсайдеров, что они автономны, как только вы попытаетесь проверить за пределами того, что находится на поверхности, становится ясно, что они не могут принимать важные решения без того, чтобы сначала не спросить разрешения у старших. Этот вид зависимости очевиден на всех уровнях культового членства, за исключением лидеров. Одна мать члена культа, с которой я был знаком, была счастлива, когда думала, что ее сын самостоятельно решил приехать домой на Рождество, но была удручена, когда услышала объяснение визита от сына. “Нет, мама, йог сказал мне, что мое место во время праздников — рядом с тобой”, — заметил он. Я сказал ей, что единственной причиной, по которой ему разрешили приехать домой, было то, что она вела себя так, точно одобряла его участие в группе, часто приглашая членов обедать и никогда открыто не критикуя группу.

Члены культа нередко говорят членам семьи, что они “посмотрят”, смогут ли приехать домой на такие важные семейные события, как свадьбы, смерти и даже дни рождения. Означает это, что они будут отпрашиваться у лидера. Точно также члены должны просить разрешения на то, чтобы сделать что-то такое, что большинство людей воспринимают, как само собой разумеющееся. Почти невозможно вообразить человека, который должен спрашивать разрешения у священника навестить больного родственника. Однако, член одной из этих групп, который просто едет и делает то, что, как он чувствует, является необходимым, рассматривается как “эгоистичный”, “независимый”, “мятежный” и антагонистичный по отношению к “положительному росту”. Фактически, чем больше группа контролируется, тем меньше вероятности, что человек сможет поехать навестить больного родственника, или побывать на свадьбе, похоронах или при каком-то любом другом виде “внешней деятельности”. Некоторые группы доходят до того, что контролируют все социальные отношения, распоряжаясь не только тем, кому могут и кому не могут члены назначать свидания, но и тем, с кем они могут или не могут вступать в брак. Некоторые из более крайних групп действительно регулируют сексуальность, говоря членам, когда те могут заниматься сексом и какие позиции для этого приемлемы, и даже забирая детей у родителей в попытке более полно обработать их идеологически.

Жизнь в деструктивном культе может очень значительно варьироваться. Некоторые люди могут жить с другими членами в “ашраме”, центре или доме, в то время как другие члены могут иметь собственные квартиры. У некоторых членов может быть достаточно простая работа в сфере обслуживания, не требующая значительного мышления (в качестве дворников, ремонтников, поваров, уборщиков), в то время как другие заняты работой с достаточно высокими требованиями (например, вербовка, рекламирование, управление культовым бизнесом). Одна группа, Дети Бога, активно поощряет членов женского рода становиться проститутками, действовать в качестве “Счастливых Вербовщиц для Иисуса”, используя секс, чтобы зарабатывать деньги и приобретать новообращенных. Они действуют возле многих крупных американских военных баз за океаном и извлекают выгоду из одиноких военнослужащих своими призывными взглядами.

У некоторых людей есть внешняя работа с девяти до пяти, что заставляет их дробить культовый процесс мышления. Эти люди типично продолжают свою работу, присоединившись, из-за денег, престижа и благоприятных возможностей для вербовки и оказания влияния. Таким людям повезло, что у них имеется время вне группы и широкие контакты с не членами, а вредные последствия существенно уменьшаются.

В повседневной жизни членов деструктивных культов часто существует широкое разнообразие степени, в которой они страдают от контроля мышления, эмоционального контроля, контроля поведения и информационного контроля. Те люди, которым запрещено порождать “негативные мысли” или вступать в контакт с критиками или бывшими членами, даже если они имеют внешнюю работу и живут отдельно, могут все же находиться под контролем сознания, хотя, возможно, контролируются не в такой высокой степени, как тот, кто является постоянным, полностью преданным членом.

Последний критерий для того, чтобы судить о группе, — это право члена выйти из группы. Говоря проще, члены деструктивных культов являются психологическими узниками. Как я объяснял, деструктивные культы насаждают в душах членов фобии таким образом, чтобы они боялись когда-либо покинуть группу. Делая это, они закрывают дверь для свободного выбора. У людей есть право присоединиться, но нет права покинуть деструктивную группу. Фактически, в глазах деструктивного культа не существует “законного” основания для человека когда-либо покинуть группу.

Законные группы обращаются с людьми, как со взрослыми, способными определить, что является наилучшим для их интересов. Хотя каждая организация желает удержать своих членов, законные группы никогда не пойдут на крайности контроля через страх и чувство вины, как это делают деструктивные культы.

Некоторые из самых деструктивных культов будут на самом деле пытаться преследовать и заставлять молчать бывших членов либо путем открытого насилия, юридического преследования, либо через эмоциональное запугивание и шантаж. Пол Моранц, адвокат, судившийся с Синаноном, программой реабилитации от наркотиков, был укушен гремучей змеей, помещенной членами культа в его почтовый ящик (15). Стефен Брайант, бывший последователь кришнаитов, был убит выстрелом в голову члена группы, как утверждается, по приказу одного из кришнаитских лидеров (16). Бент Коридон, член Церкви Сайентологии в течение 22 лет, был подвергнут крайним формам юридического преследования за то, что написал книгу “Л. Рон Хаббард — Мессия или сумасшедший?” ( L . Ron Hubbard — Messiah or Madman ?), критическую биографию основателя сайентологии(17). Дженни Миллс, бывший член Народного Храма и откровенный критик преподобного Джима Джонса, была убита неизвестными людьми вместе с мужем и детьми после бойни в Джонстауне (18).

Излишне говорить, что люди всегда должны сохранять право решать для сами себя, оставаться ли в группе. Эту свободу выбора нельзя отнимать у человека, решившего присоединиться к любой организации.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!