Манипулирование посредством страха и вины



Член культа оказывается живущим в узком коридоре страха, вины и стыда. Проблемы всегда являются недостатком члена и возникают из-за его слабой веры, его недостатка понимания, “плохих предков”, злых духов и так далее. Он постоянно ощущает себя виноватым в том, что не отвечает стандартам. Он приходит к убеждению, что “зло” стремится добраться до него.

Во всех деструктивных культах, с которыми я сталкивался, главным мотиватором является страх. У каждой группы есть дьявол, прячущийся за углом, поджидая членов, чтобы искушать и совращать, убивать или сводить с ума. Чем более живого и ощутимого дьявола сумеет вызвать группа, тем интенсивнее будет способность к сцеплению, которую это питает.

Эмоциональные подъемы и спады

Жизнь в культе — это катание на “американских горах”. Член колеблется между крайним счастьем при переживании “истины” с внутренней элитой и сокрушающим весом чувства вины, страха и стыда. Проблемы всегда возникают из-за его несоответствия требованиям, а не из-за группы. Он постоянно испытывает чувство вины из-за того, что не отвечает стандартам. Если он выдвигает возражения, вполне вероятно, что его подвергнут “молчаливому обращению” или переведут в другую часть группы.

Эти крайности отзываются тяжким погребальным звоном по способности личности функционировать. Когда члены испытывают “подъем”, они могут обратить свое рвение в великую производительность и убедительность. Но когда они сокрушены, то могут оказаться полностью дисфункциональными.

Большинство групп не допускает, чтобы “спады” длились слишком долго. Они типично посылают члена обратно на новую идеологическую обработку, чтобы снова его зарядить. Нередко некоторые получают формальную идеологическую обработку по несколько раз в год. Некоторые долговременные члены выгорают без действительного ухода из группы. Эти люди больше не могут принимать на себя ношу или давление исполнения. Они начинают обращать внимание на несообразности в групповой политике. Им могут постоянно назначать ручной труд в каком-нибудь удаленном месте, где, как ожидается, проведут остаток жизни, или, если они становятся бременем, их просят (или им приказывают) уйти. Один человек, которого я консультировал, был послан домой к семье после десяти лет культового членства, потому что начал требовать большего времени на сон и лучшего обращения.

Перемены во временной ориентации

Интересная динамика культов заключается в том, что они имеют тенденцию менять отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Как упоминалось ранее, прошлое члена переписывается. Он склонен оглядываться на предыдущую жизнь с позиции искаженной памяти, окрашивающей все в темный цвет. Даже положительные воспоминания извращаются в сторону плохих.

Чувством настоящего члена культа также манипулируют. Он испытывает огромное ощущение безотлагательности относительно имеющихся задач. Я хорошо помню постоянное ощущение, что у меня под ногами тикает бомба с часовым механизмом и что мир может стать небесами или адом в зависимости от того, насколько хорошо я выполню свой текущий проект.

Многие группы учат, что апокалипсис находится прямо за углом. Некоторые заявляют, что предотвращают апокалипсис; другие просто верят, что переживут его. Когда вас держат постоянно крайне занятыми решающими проектами — днями, неделями, месяцами — все становится затуманенным.

Для члена культа будущее — это время, когда вы будете вознаграждены благодаря грандиозной перемене, которая наконец придет — или это время, когда вы будете наказаны. В большинстве групп лидер претендует на то, что он контролирует будущее, или, по крайней мере, имеет уникальное знание о нем. Он знает, как рисовать видения будущих небес или ада, чтобы направить членов на тот или иной путь. Многие группы имеют графики апокалипсиса, которые имеют тенденцию быть впереди через два или три года — достаточно далеко, чтобы не быть слишком быстро дискредитированными, достаточно близко, чтобы нести эмоциональный удар кулаком. Эти пророчества постепенно исчезают на заднем плане по мере приближения великой даты. В других группах в график верят, как в правильный, до тех пор, пока в действительности ему не удается стать верным.

Обычно лидер просто издает новый график, который отодвигает великое событие на несколько лет. После того, как он делает это несколько раз, немногие давние члены могут стать циничными. Конечно, к тому времени имеется целый набор новых членов, не подозревающих, что лидер сдвигал график. Когда я был у мунистов, никто не знал о провалившихся пророчествах Муна о том, что старый мир погибнет и движение Муна вступит во владение в 1960, а затем в 1967 году (2). Мун предсказал, что в 1977 году произойдет III мировая война. Когда этого не случилось, все глаза устремились на 1981 год. Люди, которых вербовали близко к 1977 году, говорили мне, как ясно помнят волшебное, звучащее шепотом возбуждение от слов “1981!” в устах своих лекторов (3). Когда 1981 год не произвел ничего более впечатляющего для Церкви Унификации, чем инаугурация президента Рональда Рейгана (на которой необъяснимо присутствовал сам Сан Мьюнг Мун), разговор уже перешел на даты, находившиеся далее впереди.

Нет выхода

В деструктивном культе никогда не бывает законной причины для выхода. В отличие от некультовых организаций, признающих неотъемлемое право человека на выбор в сторону ухода, группы, контролирующие сознание очень ясно дают понять, что не существует законного способа уйти. Членам говорят, что единственными причинами, по которым люди уходят, являются слабость, безумие, соблазн, промывание мозгов (депрограммистами), гордость, грех и так далее.

Членов тщательно идеологически обрабатывают в плане убеждения в том, что если они когда-либо уйдут, ужасные последствия обрушатся на них, на семью и/или на человечество. Хотя члены культов часто говорят: “Покажите мне лучший путь, чем мой, и я покину группу”, — им не даются время или умственные инструменты, чтобы они это утверждение доказали самим себе. Они заперты в психологической тюрьме.

Люди, которые там были

Люди, присоединяющиеся к деструктивным культам, имеют некоторый опыт, который слишком больно вспоминать. Даже после консультирования экс-члены могут не пожелать сообщать о своих переживаниях публично. Другие пришли к убеждению, что людям в целом следует понимать страдания, через которые они прошли, находясь под контролем сознания, и не боятся использовать свои имена. Хотя я, конечно, понимаю сдержанность людей, которые желают оставаться анонимными, я также восхищаюсь мужеством тех, кто выходит вперед со своими историями. Такие люди сильнее благодаря тому, что могут делиться личными рассказами, а также они дают бесценный источник понимания изнутри, что значит быть рекрутируемым, жить в деструктивном культе и уйти из него.

Кэрол Джиамбалво и est

В прошедшее десятилетие большое число людей подверглось навязчивой вербовочной тактике массовых учебных программ по осведомленности, таких, как est, теперь переименованный в Форум. Вернер Эрхард считает, что более 750000 людей прошли через подготовку est/Форум и более пяти миллионов были завербованы в Проект по голоду. Большинство людей, которые платили сотни долларов, чтобы посещать программы Эрхарда, не превращались в участников многочисленных “выпускных” семинаров, которые энергично активизировались. Еще меньше людей становились штатными членами или неоплачиваемыми добровольцами. По опыту некоторых из экс-членов, которых я консультировал, более интенсивные est программы демонстрируют конкретные качества, которые я определил выше в качестве характерных черт культа (4).

Хотя многие выпускники est сообщают о положительных результатах подготовки, другие предупреждают о ее опасностях — среди них психиатрические нарушения (5). Роберт Такер, исполнительный директор Совета Торонто по насилию в отношении сознания, говорит, что они получали и продолжают получать относительно est больше жалоб, чем относительно какой-либо другой отдельно взятой группы. “Эти жалобы, — говорит он, — согласуются с нашим пониманием последствий культизма. Я заявляю, что Вернер Эрхард эксплуатирует стремление людей к большему самосознанию и продвигает на рынок некий род “внезапной просвещенности”. Я чувствую, что путем создания в первый раз ощущения расширенного самосознания он добивается контроля над людьми, которые верят, что именно он и его семинары являются источниками этого переживания. По моему мнению, это глубоко манипулирует и искажает смысл просвещенности” (6).

Кэрол, живая женщина в возрасте сорока с небольшим, встретила Ноэля, когда он все еще приходил в себя от развода после двадцати пяти лет брака. Они полюбили друг друга и поженились. Ноэль, консультант начальной школы в отставке, прошел подготовку est и порекомендовал ее Кэрол. Вместе они стали “наркоманами секций” и посещали семинар за семинаром.

Во время их участия в этом дочь Ноэля от предыдущего брака связалась с кришнаитами. Сначала супруги Джиамбалво проявляли очень большую широту взглядов и поддерживали увлеченность дочери. Но затем они стали замечать коренные личностные перемены и начали исследовать культы и контроль сознания. Они попытались провести ее через консультирование о выходе, но попытка была неудачной, и она вернулась в группу. Позднее у нее случился нервный срыв, и кришнаиты ее изгнали. Однако, благодаря тому, что они узнали, супруги Джиамбалво заинтересовались культовой проблемой и начали читать лекции по данному предмету. “Невероятно подумать, — теперь говорит Кэрол, — что мы выходили предупреждать публику об опасности других групп, даже не подозревая, насколько глубоко окопались в est”.

Супруги Джиамбалво, как многие другие, ошибочно предполагали, что для того, чтобы подвергаться вредному воздействию участия в группе, люди должны жить вместе замкнутой коммуной. Хотя их участие в связанной с est деятельностью было обширным, они жили в комфортабельном доме на Лонг Айленде. Только когда они начали изучать специфические методики и процессы, применявшиеся на семинарах est и на организационных митингах Проекта по голоду, они распознали обманные и контролирующие сознание элементы у организации (7). Они отказались от своего членства и начали трудный процесс анализа своего опыта.

Высказываясь на Северо-восточном региональном собрании Сети оповещения о культах, Кэрол описала момент “сдачи” во время своей идеологической обработки (8). Она рассказывала слушателям: “Я помню, что задавала вопрос руководителю семинара, а его реакция была примерно следующей: “Откуда вам знать! Вы сидите в ряду жертв!” Когда он спросил, почему я там сижу, я объяснила, что это из-за того, что у меня диабет. Буквально мгновенно он обвинил меня в создании собственного диабета, чтобы привлечь внимание отца, когда я была маленькой девочкой — он смутил меня перед двумя с половиной сотнями людей. Он более или менее утверждал, что если бы я просто хотела “не создавать” свое медицинское состояние, я могла бы это сделать, потому что имела власть создавать реальность. Хорошо, что я никогда не прекращала принимать инсулин. Я могла бы умереть”.

Тем не менее, Кэрол осталась на данном семинаре и прошла многие другие. В конечном счете они с мужем стали одними из семидесяти руководителей брифингов для Проекта по голоду, основанного Вернером Эрхардом. Они оставались активными более пяти лет, поощряя людей заниматься est и вербуя людей в Проект по голоду. В пик своего участия Кэрол и Ноэль тратили от шестидесяти до семидесяти часов в неделю в качестве неоплачиваемых добровольцев Проекта по голоду — время, которое теперь они хотели бы скорее потратить, работая для организации, которая действительно кормила бы голодающих людей, чем собирая миллионы долларов, чтобы продвинуть идею Эрхарда о том, что если достаточное количество людей “не создаст голод”, то он исчезнет.

Кэрол служила в качестве национального координатора FOCUS, национальной организации по поддержке и информации для бывших членов культа. Они с Ноэлем тратят достаточно много времени на консультирование людей о выходе из деструктивных культов.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!