Глава 5. Культовая психология



С момента ухода из мунистского культа я консультировал или разговаривал с более чем тысячей бывших членов культов всех видов. Эти люди происходили из самых разных семей, и их возраст колебался в пределах от двенадцати до восьмидесяти пяти лет. Хотя у некоторых из них были тяжелые эмоциональные проблемы до того, как их вовлекли, огромное большинство были стабильными, умными, идеалистичными людьми, склонными иметь хорошее образование и происходить из респектабельных семей.

Это факт едва ли меня удивляет, потому что когда я был лидером у мунистов, мы избирательно вербовали “ценных” людей — тех, кто был силен, заботлив и мотивирован. С другой стороны, люди с эмоциональными проблемами всегда сталкиваются с трудностями, имея дело с суровым расписанием и огромным психологическим давлением, которые мы им навязывали. Требуется масса времени, энергии и денег на то, чтобы завербовать и идеологически обработать члена, поэтому мы старались не растрачивать понапрасну ресурсы на кого-то, кто может сломаться меньше, чем через год.

Как и любой другой бизнес, все крупные культовые организации контролируют эти пропорции издержек/прибыли. Они боятся, что в противном случае могут свернуться через несколько лет. Те, что выдерживают более десяти лет, должны иметь компетентных индивидов для управления практическим делами, с которыми обязана справляться любая организация с долговременными целями.

Крупные группы могут себе позволить нанимать аутсайдеров для осуществления административных и профессиональных задач, но наемному профессионалу никогда не доверяют настолько, насколько доверяют кому-либо, эмоционально преданному группе. Более того, члену культа не обязаны оплачивать его услуги. Культы стараются вербовать профессионалов для ведения своих дел, чтобы придать респектабельный вид организациям, а также гарантировать успех.

Аутсайдеры, имеющие дело с лидерами деструктивных культов, никогда не прекращают удивляться тому, что те не являются легкомысленными чудаками. Культ обычно будет нацелен на самых образованных, активных и способных людей, каких сможет найти. Я слышал такие комментарии, как: “Этот лидер действительно очень приятный, добрый и проницательный человек — как он вообще мог присоединиться к подобной группе?”

Время от времени меня спрашивают, существует ли типичная “проблемная семья”, из которой могут выходить члены культа. Ответ на этот вопрос — нет. Любой, независимо от семейного происхождения, может быть завербован в культ. Главная переменная — это не семья человека, а уровень умения культового вербовщика.

Участие в деструктивных культах обеспечивает некоторых людей отдушиной для различных личных аспектов, которую они не нашли в семейной жизни или в других видах социальной деятельности. Многие мужчины и женщины имеют истинное стремление работать вместе в качестве команды по самым различным общественным или религиозным делам. Однако, относительно немногие общины предлагают подобную организованную деятельность идеалистическим людям. Культовая жизнь дает им такую благоприятную возможность наряду с видимыми преимуществами “общности”, вытекающей из интенсивного группового опыта. Я поддерживаю любого, ищущего более осмысленные способы развивать отношения с другими людьми, но я узнал, что люди, которые заняты таким поисками, часто более уязвимы, чем другие, по отношению к вербовке в деструктивные культы.

Я также заметил, что многие идеалистические молодые люди, вербуемые в культы, стремятся отстоять свою индивидуальность, а некоторые проходят через период бунта. Для этих людей членство в культе может быть путем, которым служащие заменой культовые авторитетные фигуры становятся суррогатом семьи в то время, когда они уходят из дома. Время от времени я сталкивался с более серьезными проблемами, такими, как алкоголизм или наркомания в семье, заставлявшими человека ощутить сильное желание уйти прочь из дисфункциональной семьи как можно скорее. Однако, это не кажется стойкой моделью типа семьи, из которой выходят вербуемые. Большинство выглядит относительно нормально.

Так что же делает человека уязвимым по отношению к культам? Как хорошее, доброе, проницательное человеческое существо становится членом деструктивного культа? Если он таков, как большинство членов культа, к нему, вероятно, подошли во время необычного стресса, возможно, когда он переживал крупный переходный период в жизни.

Интенсивный стресс — банальность в современном мире. Многие люди испытывают огромное давление на работе и в учебе, или напряжение из-за семейных проблем, социальных взаимоотношений, забот о здоровье, новых рабочих мест, новых домов, денежных кризисов или сочетания нескольких из этих стрессов одновременно. Обычно нам помогают справиться защитные механизмы, но у всех нас есть уязвимые моменты.

Хотя мы можем в минуты слабости стать жертвами контроля сознания, он ни в коем случае не является постоянным. Когда бы новички ни покидали групповую окружающую среду на достаточно долгий срок, чтобы открыть разоблачающие книги, статьи или свидетельские показания бывших членов, они почти всегда вырываются. Проблема возникает тогда, когда люди полагаются на группу в получении всей ключевой информации. Не зная ничего лучшего, они дают членам культа или лидерам преимущество сомнения. Они могут допустить, что проблема просто является результатом непереносимого поведения какого-то одного члена, а не самой системы.

Один конкретный член культа, которого я консультировал, рассказывал, что когда бы он ни ловил на лжи свою мунистскую вербовщицу, он не придавал этому значения, потому что предполагал, что это просто ее личная проблема. Такие ошибки рассуждения являются обычными среди людей, не знающих о природе культов.

Эта глава, следовательно, создана для того, чтобы помочь вам “поместить себя в шкуру” участника культа — понять его психологию и кое что из того, какой является его жизнь в культе. Первая часть главы определяет некоторые из самых основных тем жизни в деструктивных культах, общие знаменатели, свойственные им всем в плане того, что делают и говорят члены. Вторая половина главы фокусируется на том, какова личная жизнь в деструктивном культе, через краткие биографические очерки людей, вовлекавшихся в подобные культы. Я знал некоторых из упомянутых тут людей долгое время. За исключением Элизабет Роуз, они все покинули культы, членами которых были, дав мне разрешение использовать реальные имена и проверив точность своих рассказов. Не имеет значения, насколько странно могут звучать эти истории, они истинные.

Культовый опыт

Каково это — быть в деструктивном культе, применяющем контроль сознания? Как это ощущается? Как человек думает?

Поскольку существует такое множество различных типов культов, использующих контроль сознания, было бы невозможно описать верования и практику каждого. Лучший способ узнать о специфической группе — определить местонахождение бывшего члена или, по крайней мере, найти письменный отчет бывшего члена. Озабоченный родственник может выучить специальный жаргон конкретной группы и кодовые слова. Экс-члены являются огромным источником информации, поскольку никто лучше них не знает культовый опыт.

Хотя у деструктивных культов могут быть индивидуальные различия, определенные темы культового членства являются более или менее универсальными. Под “темами” я понимаю аспекты группового учения, социальной жизни и верований, которые становятся могущественными факторами в повседневной жизни члена и фактически ее определяют. Конечно, степень, до которой эти темы влияют на кого-либо, зависит от того, насколько глубоко человек вовлечен (живет ли он с группой или имеет свой дом?), сколько времени он участвует в группе и какого уровня статуса достиг. Но для большинства культистов нижеследующие темы будут вполне созвучны их собственному опыту.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!