Глава 7. Консультирование о выходе: Свобода без принуждения



Hassan, S. Combatting Cult Mind Control. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont, pp. 112-114, 121-123.

Перевод с англ. – Волков Е. Н., Волкова И. Н.

Copyright © 1988, 1990 by Steven Hassan

© 1999 Волков Е. Н., перевод на русский язык.

 

Когда большинство людей начинают искать способы освобождения друзей или родственников из культов, они знают мало или вообще ничего о контроле сознания, характерных чертах деструктивного культа или как подойти к спасению кого-либо от культа. Они могут думать, что единственный доступный выбор — это “депрограммирование”, не зная, что депрограммирование включает в себя насильственное похищение члена культа, гонорар от 18000 до 30000 долларов и длительные (терапевтические) сессии с целью восстановление личности для себя самой.

Теперь существуют ненасильственные (непринудительные) способы помощи. Консультанты по выходу, такие, как я, сейчас используют терапевтические методики, которые хорошо проверены в психотерапевтической профессии, наряду с самыми последними методиками консультирования. Кроме того, в настоящее время почти все консультанты по выходу сами являются бывшими членами культов.

Эта глава задумана как путеводитель в понимании того, как работает консультирование о выходе, на примере трех случая воздействия, осуществленных мною. Диалоги в данной главе восстановлены по памяти, но они являются правдивым отражением реальных событий, происходивших в моей консультационной работе с реальными людьми. Я надеюсь помочь людям понять, что существует эффективная альтернатива депрограммированию.

Поскольку я пережил депрограммирование, то знаком с его недостатками. Когда меня депрограммировали в 1976 году, для моих родителей и обеспокоенных родственников других членов культа были доступны весьма немногие варианты выбора. Они либо пытались удерживать контакт с культистами и надеялись, что те уйдут без оказания помощи, или нанимали депрограммиста. Культовые лидеры рассматривали депрограммирование как ужасное зло, потому что теряли многих давних, преданных последователей и лидеров — и потому, что эти бывшие адепты выступали в средствах массовой информации и разоблачали детали функционирования культов. В отличие от “добровольно ушедших” экс-культистов, которые склонны быть во власти чувства вины и стремятся замолчать свое участие, депрограммированные имели сеть поддержки, понимавшей, через что они прошли и дававшей им силу и ободрение для того, чтобы высказаться.

К концу 1970-х годов вопрос о культовом контроле сознания переплелся в глазах общественности со сложным делом принудительного депрограммирования. Подобный ход дела отчасти был результатом рекламной кампании, финансировавшейся определенными крупными культами для того, чтобы дискредитировать критиков и отвлечь спор от самих культов (1).

Пропаганда именовала депрограммирование “величайшей угрозой религиозной свободе за все времена”. Депрограммисты ложно изображались как избивающие и насилующие людей, чтобы заставить их отречься от их религиозных верований. По крайней мере, один фильм под влиянием этой кампании изобразил депрограммистов как жадных до денег головорезов, которые были так же плохи, как культовые лидеры.

Я не знаю на своей памяти ни одного случая депрограммирования (а я встречался с сотнями депрограммированных), которое включало бы в себя какое бы то ни было физическое насилие, вроде избиения или изнасилования. Ни одна семья, с которой я встречался, не пошла бы на крайность спасения близкого через депрограммирование, позволив кому бы то ни было причинить вред своему ребенку каким-нибудь образом.

Тем не менее, правда, что депрограммирование является крайне рискованным в юридическом смысле и часто эмоционально травмирующим. При классическом депрограммировании обычно определяется местонахождение члена культа, и его хватают на углу улицы, швыряют в поджидающую машину или фургон и везут в какое-нибудь секретное место, возможно, в комнату мотеля. Там команда охраны обычно стережет его двадцать четыре часа в день, в то время как депрограммист, бывшие члены культа и члены семьи представляют информацию и спорят с ним. Окна, как правило, забиты гвоздями или забаррикадированы, потому что известно, что культисты выпрыгивали из окон второго этажа, чтобы избежать так называемого процесса “разрушения веры”. Культиста иногда могут сопровождать в ванную комнату в стремлении предотвратить попытки самоубийства. Его обычно удерживают в течение дней, возможно, недель, до тех пор, пока он не “выскочит” из-под культового контроля сознания или, в некоторых случаях, не притворится, что он это делает.

В депрограммированиях, в которых я принимал участие в течение 1976 и 1977 годов, члену культа обычно противостояли скорее во время его визитов домой, нежели хватали на тротуаре. Даже в этом случае, когда члену культа говорили, что он не может уехать, почти всегда следовала яростная реакция. Меня били кулаком, пинали и оплевывали; мне обливали лицо горячим кофе; в меня бросали магнитофоны. В самом деле, если бы моя нога не была в гипсе до кончиков пальцев во время моего собственного депрограммирования, я уверен, что делал бы то же самое. Члены культа идеологически обработаны, чтобы вести себя подобным образом: оставаться “верными” группе независимо ни от чего. Сначала член культа часто становится еще более убежденным, что его семья, которая прибегла к подобным крайностям, в самом деле является воплощением зла.

В подобных ситуациях на то, чтобы рассеять гнев и негодование члена культа, могут потребоваться годы, даже если депрограммирование является успешным. Я знал одну женщину, которая через несколько лет после того, как была депрограммирована по поводу краткосрочного членства у мунистов, вновь присоединилась к группе более чем на год, а затем покинула ее сама — как если бы, сказала она мне, должна была доказать, что могла сделать это самостоятельно. К сожалению, во время этого пребывания в группе она разъезжала всюду, понося депрограммирование по всем Соединенным Штатам.

Нет ничего страшнее, как оказаться заключенным, с мыслями о том, что тебя будут пытать или насиловать — действия, ожидать которых при депрограммировании культовые лидеры приучают своих последователей. Как вы можете вообразить, хорошее консультирование в подобной ситуации, в лучшем случае, трудно осуществимо. Культист немедленно вскакивает, монотонно поет, молится или медитирует, чтобы заглушить любое внешнее влияние. Могут пройти часы или дни до того, как он увидит, что лидер культа был не прав — что его не собираются пытать, что депрограммисты заботливые, чуткие люди и что на самом деле существуют обоснованные вопросы, в которых стоит разобраться. Только тогда он начинает откликаться.

Я решил не участвовать в принудительных воздействиях, полагая, что необходимо искать другой подход. Нужно было найти законный и добровольный подход к члену культа; ключом были семья и друзья. Но они нуждались в хорошей осведомленности о культах и контроле сознания, и их надо было готовить к тому, как эффективно общаться с культистом.

Ненасильственное консультирование о выходе:

Три истории

Ненасильственный подход, созданный мной, пытается осуществить с помощью пригодности то, что депрограммирование делает силой. Члены семьи и друзья должны работать вместе как команда и планировать свою стратегию оказания влияния на члена культа. Хотя ненасильственный подход не будет работать в каждом случае, он оказался выбором, который предпочитают большинство семей. Насильственное вмешательство может быть сохранено в качестве последнего прибежища, если другие попытки окажутся неудачными.

Ненасильственный подход требует великолепной информации для того, чтобы добиться успеха. При первом же телефонном звонке начинается сбор и распространение информации.

Семья О'Брайен

В декабре 1987 года мне позвонил мистер О'Брайен и выразил свою обеспокоенность по поводу участия сына в группе, известной как Бостонская Церковь Христа ( Бостонскую Церковь Христа, также известную как Умножающиеся пастырства, не следует путать с основной Церковью Христа или с Объединенной Церковью Христа, подчиненную конгрегационной традиции Новой Англии (3). Он получил мое имя у Бадди Мартина, евангелиста Церкви Христа в Кэйп Код (основная церковь), который очень сильно осуждал авторитарную культовую тактику “пастырства/послушничества”, применяемую группой в Бостоне (4).

Мистер О'Брайен сказал мне, что он все больше и больше начинал беспокоиться из-за вовлеченности сына. Джордж сильно потерял в весе, всегда был измучен, отказался от планов закончить небольшой колледж свободных искусств в северной части штата Нью-Йорк и становился все более и более неспособным принимать решения. Ему всегда нужен был совет партнера по “послушничеству”, прежде чем что-либо сделать.

Мистер О'Брайен спросил о моем прошлом и о том, думаю ли я, что данная конкретная группа является деструктивным культом. Я рассказал ему о своем прошлом и о том, что успешно проконсультировал около тридцати человек по выходу из этой конкретной группы за последние пять лет. Он был счастлив это слышать.

О'Брайены хотели знать, что делает группу деструктивным культом, и задали несколько проверочных вопросов относительно моих собственных ценностей и этики. Я сказал им, что для меня поощрение человека к тому, чтобы мыслить самостоятельно, было важнейшим и что я был осторожен в стремлении не навязывать свою систему убеждений клиенту. Моя роль заключалась в том, чтобы предоставлять информацию, провести должным образом индивидуальное и семейное консультирование и облегчить семейное общение.

Мы поговорили около получаса, и я согласился отправить по почте информацию о своем подходе, анкету по истокам и фотокопии статей о Бостонской Церкви Христа. Я также дал ему телефонные номера некоторых семей, с которыми работал. Я попросил его ответить на мои вопросы как можно полнее. Чем больше информации о себе могут предоставить семья и друзья, тем лучше.

Получение письменной информации от семьи является хорошим моментом для старта. Это заставляет семью продумывать множество проблем относительно данного индивида, их самих, участия в культе и того, как они до сих пор на него реагировали. Это также дает хорошую отправную точку для дискуссий друг с другом.

Для меня имеет значение, сколько усилий предпримет семья для того, чтобы проделать тщательную работу. Анкета выявляет разные реакции от односложных ответов до сорокачетырехстраничного отчета, напечатанного на машинке через один интервал. Нормально заполняются от шести до восьми страниц.

Особый интерес представляют несколько областей. Каковы семейные взаимоотношения между братьями и сестрами и между ними и родителями? Каким человеком был тот, кто сейчас находится в культе? Много ли у него было друзей? Использует ли он наркотические средства? Имеет ли четко определенные жизненные цели? Переживал ли он в течение своей жизни какую-либо травму или стресс, вроде смерти близкого друга или родственника, развод родителей или тяжелый переезд в другой город? Имел ли он хорошо оформленную политическую или социальную систему ценностей? Чем здоровее были его семейные отношения и индивидуальность, тем легче обычно моя работа.

Конкретно я хотел узнать о Джордже. Каким он был до того, как присоединился к культу, как он изменился, помимо потери веса и апатичности? Я хотел знать, с кем из семьи он был ближе всего. Я хотел знать состояние его ума как раз накануне присоединения. Я хотел также знать о его образовании, интересах и хобби, рабочем опыте и религиозных истоках.

Во всех своих случаях я хочу знать, сколько времени потребовалось, чтобы завербовать данного человека. Пошел ли он сразу туда, после того, как однажды днем к нему подошли, или потребовались месяцы или годы на то, чтобы он оказался полностью втянутым? Куда, как он думал, он вступал, и имеет ли это какое бы то ни было сходство с тем, где он теперь, по его мнению, находится? Как долго он там пробыл? Где он жил — с другими членами, один или с нечленами? Что он делал? Выражал ли он когда-нибудь сомнения или говорил о трудностях в отношении своего членства?

Наконец, я хочу знать, как реагировали члены семьи и друзья: что они сказали или сделали по поводу его пребывания в группе. Какие книги или статьи они читали; с какими людьми (включая профессионалов) они вступали в контакт? Мне необходимо знать, кто готов и кто не готов помогать его спасать. Интересно отметить, что близкие брат или сестра, которые сначала были не готовы оказывать помощь, часто становятся самым важным элементов в успешном случае.

Как только я получаю анкету обратно, следующий шаг заключается в том, чтобы снова поговорить по телефону. Теперь я могу задать более специфичные вопросы, чтобы дополнить картину и оценить, что делать дальше. В большинстве случаев я прошу семью поговорить с другими людьми для получения информации и иногда добиться дополнительного консультирования. Во время этого подготовительного периода важно, чтобы семья встречалась и говорила с другими, у кого имеются такие же проблемы, особенно с теми, кто кого-то успешно спас. Для семьи также хорошо поговорить с бывшими членами данной группы, чтобы добиться понимания настроя ума своего близкого.

Затем я назначаю встречу с таким количеством членов семьи и друзей, какое только возможно, обычно в доме семьи. Здесь я стараюсь наблюдать, как относятся друг к другу различные личности. Я трачу на этой встрече массу времени, сообщая знания о культах и контроле сознания и готовя людей к ролям, которые им нужно играть. Решающим является то, чтобы люди поняли точно, в чем заключается проблема и что они могут сделать, чтобы помочь.

Я обсуждаю стратегию общения: способы связи с человеком и как сделать так, чтобы он открылся. Мы также можем просматривать различные планы воздействия. Эта встреча часто записывается на магнитофон, чтобы озабоченные друзья и родственники, которые не смогли прийти, также могли извлечь из нее пользу.

Одна вещь, которую я подчеркиваю — это то, что все должны сплотиться и смотреть на спасение как на усилие команды. Это снимает груз с кого-либо персонально и гарантирует, что на члена культа будет влиять возможно большее число людей. Я побуждаю их связываться с другими членами семьи и друзьями и убедить их оказать помощь; изучать книги, статьи и видеозаписи; собирать подшивки.

Если со мной связываются в течение первых нескольких месяцев вербовки, прогноз успешного выхода в течение года крайне высок. С другой стороны, если человек был в группе десять лет к тому моменту, как со мной вступили в контакт, должно пройти какое-то время до того, как можно будет попытаться успешно провести воздействие (в зависимости от состояния семейных отношений). Но долговременные члены ни в коем случае не безнадежны. Они просто требуют массы терпения и длительного усилия. На деле я открыл, что во многих отношениях легче консультировать кого-то для выхода из долгосрочного членства. Такие люди знают жесткие реальности жизни в группе — ложь, манипулирование, нарушенные обещания культовых лидеров — тогда как новый член может еще прогуливаться в облаках во время стадии медового месяца.

В данном конкретном случае Джордж был участником группы в течение двух с половиной лет. Он жил в квартире в другими “верующими”. Он сохранял контакт с матерью и отцом и в меньшей степени — с сестрой, Наоми. Его родители не были очень религиозными и возражали против строгости веры в групповую интерпретацию Библии. Джордж привык не обращать внимания на точку зрения родителей просто как на “нехристианскую”. Как и во многих других семьях, членство в культе породило некоторые злые и возмущенные чувства, глубоко скрытые обеими сторонами. Семья зашла в тупик.

К тому времени, когда родители Джорджа решились на воздействие, они давно уже поняли, что оппозиционный подход привел их в никуда. Отец Джорджа решил попробовать противоположный курс. Он спросил Джорджа, можно ли посетить занятие по изучению Библии и даже пошел на пару воскресных служб. Конечно, Джордж и его партнеры по послушничеству интерпретировали это посещение отца как признак того, что “Бог двинулся” в жизнь отца. Стратегически это было важным шагом к исправлению отношений Джорджа с семьей.

Мистер О'Брайен объяснил ему, что хочет узнать больше о церкви сына, потому что любит его. Это было правдой. Он честно мог воздержаться от заявления о желании присоединиться, потому что не хотел этого. Хотел же он узнать побольше и восстановить отношения с сыном. Фактически, не только отец Джорджа, но и все в семье были вовлечены в попытку узнать о группе как можно больше. Джордж никогда не сомневался в любви к нему родителей, ни, глубоко внутри, в своей любви к ним. Его просто учили, что либо люди были частью Бога ( в церкви), либо — на стороне Сатаны.

После многочисленных встреч и телефонных звонков мы с семьей начали составлять планы. У Джорджа не было ни малейшего представления о том, что семья связалась со мной или с Бадди Мартином. Проблема обманывать или нет была, как всегда, важной и противоречивой. О'Брайены подошли к пределам с набором вариантов выбора. Следует ли им просто сказать Джорджу, что они узнали и попросить его поговорить с нами? Этически это было именно то, чего они хотели. И, однако, они имели дело с культом, контролирующим сознание. Если они скажут ему, что хотят, чтобы он встретился с людьми, критически относящимися к группе, не будет ли он огорчен и не порвет ли контакт?

Я побудил семью поговорить с несколькими бывшими членами и спросить их, как член группы будет реагировать на прямолинейный подход. Все без исключения экс-члены сказали семье, что если они это сделают, Джордж немедленно обратится за советом к своему партнеру по послушничеству. С этого момента и далее группа получит предостережение и сделает все, что в ее силах, чтобы убедить его избегать контакта с семьей, которая явно контролируется Сатаной.

Я предпочитаю всегда, чтобы кто-нибудь спросил члена культа, не готов ли он провести исследование “другой стороны истории”, и посмотреть, какую реакцию это вызовет. С подобной просьбой следует скорее обратиться брату или сестре или другу, а не родителю. Если это делается таким образом, это гораздо менее угрожающе.

Если член культа принимает благоприятную возможность встретиться с бывшими членами, следует немедленно прийти к соглашению о месте и времени. Человек, который собирается спрашивать о встрече, должен также обсудить тот факт, что если другие члены группы об этом узнают, они попытаются убедить его нарушить договоренность. “Выполнишь ли ты свое обещание независимо от давления группы?” — этот вопрос должен быть задан. Тогда словесный контакт установлен.

Этот тип полностью “явного” или открытого воздействия лучше всего работает с людьми, которые не являются полностью идеологически обработанными или имеют вопросы и сомнения.

Я хотел знать, выражал ли Джордж какую-либо неудовлетворенность или разочарование в отношении группы. Нет, сказали О'Брайены: абсолютно никакой неудовлетворенности или разочарования. Он был предан полностью. Он доверял только людям в группе. Он был запрограммирован думать, что все другие были “мертвыми”, то есть “недуховными”. Я сказал семье Джорджа, что решать им, но существовал лишь один очень маленький шанс, что они когда-либо смогут получить к нему доступ, если попытаются применить открытый подход.

Мы решили, что наилучшим образом действий будет постараться организовать, чтобы Джордж оказался вдали от группы, пригласив его на вечеринку в Кэйп Код по случаю дня рождения бабушки, которой исполнялось восемьдесят шесть лет. После вечеринки воскресным вечером родители должны были найти какой-то предлог остаться на ночь и сказать Джорджу, что они поедут назад в Бостон утром. На следующее утро семья должна была сказать ему за завтраком, что им очень жаль, что они не сказали этого раньше, но они договорились провести три следующих дня со священником Церкви Христа, консультантом и бывшим членом.

Я самым широким образом готовил семью к тому, что сказать и как сказать. Я хотел, чтобы они убедились, что он не позвонит в группу, и приложили все усилия к тому, чтобы уговорить его не убегать. Им необходимо было заверить его, что они не пытаются увести его от Бога и не пытаются причинить ему вред. В самом деле, все, чего они хотят, это дать ему доступ к информации о группе, которую он в другом случае никогда бы не услышал. Им следовало предложить ему помолиться и сказать, что они верят, что его вера в силу Бога сильнее страха перед Сатаной.

Я проинструктировал семью просить Джорджа согласиться на трехдневный период исследования, во время которого он будет свободен уходить и приходить, брать перерывы столько раз, сколько нужно, и решать, на каких областях он желает сосредоточиться.

Утром в понедельник я был в кофейне в Кэйп Код вместе с Бадди Мартином и Эллен Кинней, бывшим членом, которую я консультировал по выходу из Парижской ветви данной группы прошлым летом. Мы сидели за столом и ждали четыре часа. Тем временем семья пыталась убедить Джорджа согласиться на их условия. Они звонили мне полдюжины раз в поисках поддержки и совета. Семья перепробовала все, что я предложил им сделать. Джордж был непреклонен. Он не соглашался ни на что, кроме встречи с нами на несколько часов. Мы решили идти и попытаться сделать, что сможем. Прежде, чем мы покинули кофейню, компания местных жителей сказала нам, что мы только что установили рекорд по сидению на одном месте. Я рассмеялся и подумал про себя: “Ой, если бы они только знали, что происходило!”

Джордж покраснел, был рассержен и враждебен, когда мы вошли и встретились с ним. Мы впервые видели его лично. Мы представились, и больше всего он был удивлен, увидев Бадди. Здесь был носитель Библии, фундаменталистский священник из Церкви Христа. Джордж попросил о возможности поговорить с каждым из нас поодиночке: сначала со мной, потом с Эллен, потом с Бадди. Естественно, он был испуган и смущен. Мы старались изо всех сил заставить его почувствовать себя как можно удобнее и дать ему как можно больше ощущения контроля. Было настоятельно необходимо, чтобы он понял, что это благоприятная возможность для него — научиться, вырасти и доказать семье, что он не находится под контролем сознания и знает, что делает. Это было то, что я пытался ему сказать, когда он захотел поговорить со мной лично.

Джордж оказался так же обработанным идеологически, как любой из его культа, с кем я когда-либо работал. Он чрезвычайно сильно сопротивлялся идее о том, что может извлечь выгоду из чего-нибудь обсуждавшегося.

Участие Бадди Мартина было ключевым. Находясь в свою очередь наедине с Джорджем, он начал цитировать специфические библейские стихи и спросил Джорджа, что каждый из них означает, по его мнению. Он начал показывать Джорджу, что хотя группа претендует на следование Библии, фактически они брали отрывки вне контекста, сознательно игнорируя другие стихи, влиявшие на их смысл. Поскольку группа запрограммировала Джорджа верить в буквальное толкование Библии, он едва ли мог возражать против ее изучения. Это был тот удобный случай, при помощи которого он начал допускать возможность того, что группа могла быть менее, чем совершенной.

С установлением этой точки опоры Джордж был готов выслушать меня, когда я сообщал ему о прошлом лидера культа, Кипа Маккина, его собственной вербовке и идеологической обработке Чаком Лукасом в Перекрестках, культе в Гэйнсвилле, штат Флорида (5), в 1970-х годах. Именно там Маккин научился использовать методы контроля сознания, которыми пользуется теперь. Джордж никогда не слышал о Перекрестках. Мы показали ему письмо, написанное Маккином в марте 1986 года лидерам Церкви Перекрестков, напечатанное в их бюллетене, говорящее о том, что он “обязан самой своей душой” им (6). Джордж был шокирован. Мы предъявили письмо старейшин Мемориальной Церкви Христа в Хьюстоне, штат Техас, написанное в 1977 году для того, чтобы объявить, что они уволили Маккина как одного из своих священников из-за его не библейского учения (7).

Имея это в качестве отправной точки, мы могли начать обсуждение характерных черт деструктивных культов и контроля сознания в целом. Без этого критерия было невозможно показать Джорджу, что с ним случилось. В этот момент в дискуссии я всегда говорю о других группах. По моему опыту, большинство современных культистов отрицательно смотрят на мунистов (конечно, за исключением мунистов), поэтому я обычно начинаю со своей собственной истории.

Эта точка отправления помогает свести к минимуму остановку мышления и оборонительность. Я излагаю специфические поведенческие компоненты контроля сознания, обязательно указав на исследование Лифтона по реформированию мышления китайскими коммунистами. Затем я описываю, как это выглядит в другой, похожей группе. Таким образом параллели между группами становятся очевидно бесспорными, и это более эффективно, потому что человек сам устанавливает связи.

Информация для Джорджа была очень напряженной. Ему необходимо было регулировать поток того, что он слышал. Каждую пару часов или около того он, как правило, вставал, и объявлял, что ему надо прогуляться и помолиться. Это случалось по несколько раз на день каждый из трех дней. На ночь я оставался в ближайшем месте с постелью и завтраком, где можно было отдохнуть и планировать стратегию. Каждый раз, когда Джордж выходил за дверь, мы не совсем были уверены, что он вернется. Для него было легко поднять большой палец, пока он шел пешком вдоль дороги, и вернуться в Бостон на попутной машине или позвонить кому-нибудь из культа, чтобы уехать. Но пытаться остановить его значило бы гарантировать у него отсутствие доверия к нам после этого. Мы собирались этим заниматься длительное время. Если сейчас он уйдет, семья просто будет продолжать процесс передачи информации всякий раз, когда будет его видеть или разговаривать с ним. Мы должны были верить, что он хочет сделать то, что правильно. Кроме того, семья знала, что я не стал бы участвовать, если бы они попробовали применить какой-либо вид насильственного вмешательства.

Когда Джордж пожаловался на обман, примененный родителями, чтобы привести его в дом бабушки, они долго извинялись. Я попросил его поставить себя на их место и предложить какой-нибудь другой образ действий, который они могли бы предпринять, чтобы он был эффективен. Он не смог придумать никакого. Он знал, что если бы получил любое предварительное предупреждение, то в самом деле отправился бы прямо к своим вышестоящим, а они бы его отговорили.

Родители сказали ему, что он отверг предыдущее предложение встретиться с бывшими членами и почитать критическую информацию. Он был потрясен: он даже не помнил этого. Они напомнили ему, что месяц назад он встречался со своей кузиной Салли. По просьбе родителей она сделала ему именно такое предложение. Джордж холодно отверг ее. Родители сказали, что чувствовали, что у них не было другого выбора, кроме как перейти к этому подходу.

В течение этих трех дней я смог провести массу хорошего консультирования с семьей по способам более эффективного общения и работы над некоторыми из их собственных проблем и заботами, довольно далекими от участия в культе. Таким образом Джордж мог видеть, что вся семья училась и росла вместе и что его вовлеченность теперь могла быть отправной точкой для развития более тесных взаимоотношений со всеми.

Даже после того, как три дня закончились, Джордж не был готов сказать, что никогда не вернется в группу. Он сказал, что ему нужно больше времени на изучение и обдумывание того, что он узнал. Он решил не возвращаться в свою квартиру, а оставаться с родителями. Там он будет читать книги и статьи, смотреть видеозаписи шоу о культах и продолжать разговаривать и встречаться с другими бывшими членами.

Через месяц Джордж объявил семье, что никогда больше не вернется в Бостонскую Церковь Христа. Он посещал службы и занятия по Библии в Бэрлингтонской Церкви Христа, одной из восемнадцати тысяч основных Церквей Христа, где встретился с шестьюдесятью пятью другими беженцами из бостонской группы. Теперь он говорит, что чувствует себя гораздо счастливее, чем когда был в культе, и гораздо лучше понимает Библию. После ухода он проводит достаточно много времени, помогая другим понять деструктивные аспекты данной группы.

Хотя родители Джорджа, возможно, предпочли бы, чтобы он посещал с ними унитарную церковь, они уважают его право выбирать свой собственный путь. Отец посещал с сыном группу изучения Библии по вечерам во вторник, чтобы учиться и сблизиться с ним. В самом деле, О'Брайены были готовы вмешиваться в его жизнь только до того момента, когда он сумел бы осознать и понять практику контроля сознания деструктивных культов. Я никогда не принимаю клиентов, которые отмечают, что их причина для осуществления воздействия вообще является своекорыстной. Их обязанность должна заключаться в том, чтобы помогать индивиду думать самостоятельно.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!