Список сокращений и список символических обозначений 89 страница
Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п. 1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия «О. п.» фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл отождествление О. п. и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально‑деловое общение учителей, и функционально‑ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности, особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эльконину – Давыдову).
На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п. представляет собой сложный конгломерат делового (социально‑ролевого) и личностного общения, причем соотношение компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, «истории» их взаимоотношений, совпадения‑несовпадения их целей и мотивов, а также целого ряда ситуативных характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их осуществления. 7. Как правило, О. п. пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно‑принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому следует прибавить разный соц. опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлексируемые учениками и часто забываемые учителем).
|
|
|
|
Осознание необходимости социально‑психологической оптимизации и гуманизации учебного процесса привело А. А. Леонтьева (1979, 1996) к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения педагога (педагогов) с уч‑ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. (И. А. Мещерякова)
|
|
ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. objective рsychology) – общее название для психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы объективного (в естественно‑научном смысле слова) наблюдения (см. Метод объективного наблюдения). Однако предметом такого наблюдения и исследования в различных направлениях О. п. назывались разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова, поведение как внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме, «соотносительная деятельность» организма в рефлексологии В. М. Бехтерева, совокупность реакций в реактологии К. Н. Корнилова и др. В узком смысле слова О. п. обычно называют бихевиоризмом. (Е. Е. Соколова)
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в психологии (англ. objective method).
1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.
|
|
2. В узком смысле: О. м. противопоставляется интроспекции и обозначает способы изучения внешних, поддающихся регистрации реакций испытуемых. См. Вызванные потенциалы, Метод объективного наблюдения, Методы электрофизиологические, Непроизвольные реакции, Полиэффекторный метод, Порог сенсорный, Психофизиология.
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ – см. Внимания объем.
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ – см. Кратковременная память, Кратковременной памяти объем.
ОБЪЕМ ПАМЯТИ – см. Памяти объем.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Дильтей Вильгельм.
ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (англ. groupthink) – тенденция членов группы в ходе групповой дискуссии подавлять и исправлять расхождение своей т. зр. с мнением лидеров группы и общим мнением группы на ту или иную проблему, в результате чего группа нередко принимает не самые лучшие, более примитивные и экстремистские решения. Термин ввел Ирвинг Джанис (Janis, 1971), определивший О. м. как «режим мышления, возникающий в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия». К сожалению, исходный термин часто переводят как «групповое мышление». См. также Групповая поляризация, Конформизм. (Б. М.)
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ – см. Общая одаренность.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (англ. gifted children) – дети, обнаруживающие довольно высокую специальную или общую одаренность.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). См. Талант.
Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О. д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально‑психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально‑психологические различия, Индивидуальность).
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты). Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
ОДИОЗНЫЙ (от лат. odiosus – ненавистный, противный) – неприятный, нежелательный, вызывающий отрицат. отношение; напр., одиозная личность.
ОДОРИМЕТРИЯ – см. Ольфактометр.
ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА (англ. Oseretsky scale) – методика обследования психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления отклонений в развитии. О. м. ш. включает пробы для испытания статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений, силы движений и синкинезии. О. м. ш., составленная в 1930 г., широко распространена в психологии и психиатрии многих стран. Тесты проверены на большом количестве психически здоровых и больных детей и считаются одним из методов отбора.
ОККАЗИОНАЛИЗМ – см. Дуализм.
ОККАЗИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (от лат. occasionalis – случайный) – значение, не соответствующее общепринятому (нормативному) употреблению, носящее индивидуальный характер, обусловленное специфическим контекстом и индивидуальным опытом. Антоним: Узуальное значение.
ОКТАВА (от лат. octava – восьмая).
1. Интервал частот (напр., звука), верхняя граница которого вдвое превышает нижнюю.
2. Стихотворная строфа из 8 строк.
ОКУЛОГИРАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ (англ. oculogyral illusion) – см. Адекватный раздражитель, Окулогравическая иллюзия.
ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ (от лат. oculus – глаз + греч. gravis – тяжелый) – зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной иллюзии (кажущееся движение светового стимула в темноте после вращения тела вокруг вертикальной оси) тем, что возникает под влиянием ускорений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О. и. часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения (пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из пикирования – вверх. О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных характеристик видимых объектов.
ОКУЛОГРАФИЯ – см. Электроокулография.
ОЛИГОФРЕНИЯ – см. Умственная отсталость.
ОЛЬФАКТОМЕТР (от лат olfaceo – обоняю + греч. metron – мера) – устройство (прибор) для измерения остроты обоняния, т. е. для ольфактометрии (син. одориметрия).
Наиболее распространен О. Цваардемакера (Zwaardemaker) – полый и пористый цилиндр, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями. Степень погружения трубки в цилиндр дозирует количество вещества, поступающего через открытое отверстие трубки в нос испытуемому, когда он принюхивается. Единица измерения остроты обоняния – ольфактия (англ. olfactie), она характеризуется величиной погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом и выражается в сантиметрах. Если при обонятельном ощущении трубка погружается на 1 см, то острота обоняния равна 1 ольфактии.
Для измерения остроты обоняния также используют метод импульсной подачи воздуха в носовую полость с помощью О. Эльсберга и Леви. Этот тип О. представляет собой герметический сосуд с пахучим веществом, имеющий 2 трубки; одна трубка вставляется в нос, а через другую с помощью шприца нагнетается определенное количество воздуха, вытесняющего пары пахучего вещества. Единицей измерения остроты обоняния, или «обонятельным коэффициентом», служит минимальное количество поданного в нос воздуха в кубических сантиметрах, вызывающее обонятельное ощущение. «Обонятельный коэффициент» достаточно постоянен для каждого вещества.
При определении остроты обоняния различают порог ощущения (появление «какого‑то запаха») и порог распознавания (различение и опознание запаха). Порог ощущения всегда ниже порога распознавания, который зависит также от осведомленности испытуемого о данном запахе.
ОМОНИМЫ (англ. homonyms, от греч. homos – одинаковый + onyma, onoma – имя) – слова с разным значением, которые, однако, одинаково пишутся и произносятся. О. в отличие от полисемии не связаны по происхождению, смыслу или ассоциативно. Напр., омонимичны лук (растение) и лук (оружие); коса (крестьянское орудие) и коса (из волос).
ОМОФОНЫ (англ. homophones) – неполные омонимы, которые характеризуются тем, что произносятся одинаково, но немного не совпадают по написанию (напр., лук и луг).
ОНАНИЗМ (англ. onanism; по имени библейского персонажа Онана) – сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения эрогенных зон (гениталий) или путем психологического возбуждения. Син. ипсация, мастурбация.
Наиболее массовым является пубертатный О. По разным данным считается, что к нему прибегают 70–90 % юношей и 30–60 % девушек. Этот вид О. – временное явление, возникающее в пубертате и представляющее собой средство удовлетворения биологической потребности, которую индивид, в силу возраста и соц. статуса, не может удовлетворить адекватным путем. У взрослых (особенно мужчин) страх «расплаты» за юношеский О. нередко приобретает навязчивый характер и связывается с любыми неудачами в сексуальной сфере (онанофобия).
ОНАНОФОБИЯ – см. Онанизм.
ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ (англ. oneirism) – расстройство сознания, состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений. О. с. с. наблюдается при глубоко расположенных опухолях мозга, снижающих тонус коры, при инфекционных и некоторых психических заболеваниях. Физиологической основой О. с. с. является тормозное (или фазовое) состояние коры головного мозга, при котором сильные и слабые раздражения (или их следы) начинают вызывать одинаковую реакцию (уравнительная стадия, или фаза) или слабые раздражители (или их следы) приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители или их следы (парадоксальная стадия). См. Парабиоз, Сознания патология.
ОНТОГЕНЕЗ (англ. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ontos – бытие + рsyche – душа + logos – разум) – научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом – представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии – «4‑й силы» в современной психологии. О. менее известна, нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык).
Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин‑се (сущность в себе) – внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин‑се); 3) монитор отклонения – психологический механизм, связанный с действием соц. стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин‑се; 4) искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов; 5) сознательно‑логическое «Я» – психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.
С т. зр. О. человек – продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: «Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем». По убеждению онтопсихологов, Ин‑се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин‑се – универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин‑се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.
Ин‑се постоянно излучает свои эманации, но «я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин‑се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин‑се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше «благополучие» определяется степенью адаптированности к соц. системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного «я». В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше «я».
Подобная ситуация порождает то, что в О. называется «экзистенциальной шизофренией». Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед соц. требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, соц. группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Инсе, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия. (А. Б. Орлов)
Добавление: Термин «О.» трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология, находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытийности. На самом деле психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия – сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: как океан объемлет шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет, С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера), и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко)
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!