Список сокращений и список символических обозначений 70 страница



Добавление: МЭГ – неинвазивный метод, основанный на регистрации магнитных полей, генерируемых мозговыми структурами. Технические трудности МЭГ связаны с тем, что магнитные поля, генерируемые мозгом, очень слабы по сравнению с постоянным магнитным полем Земли и полями, генерируемыми различными электрическими приборами и скелетной мускулатурой тела. Впервые спонтанную магнитную активность головного мозга зарегистрировал Д. Коэн в специальном помещении, полностью экранированном от внешних магнитных полей. В последние годы совершенствование регистрации МЭГ достигнуто с использованием высокочувствительных магнитных датчиков на базе сверхпроводникового квантово‑механического интерференционного устройства (SQUID). Выбирая соответствующую конфигурацию катушек SQUID, можно добиться относительной защищенности магнитометра от магнитных полей внешних источников. Временноvе разрешение МЭГ сопоставимо с электроэнцефалографией (несколько миллисекунд), что объясняется общей природой магнитных и электрических полей. Высокое пространственное разрешение МЭГ обеспечивается только для конвекситальных корковых участков мозга, поскольку магнитный сигнал быстро затухает с увеличением расстояния между генератором и детектором. МЭГ находит широкое применение в нейрохирургической клинике для локализации эпилептического очага, в мониторинге посттравматических и постинсультных состояний. Комплексное использование МЭГ с методом вызванных потенциалов позволяет с высокой точностью выявлять в новой коре зоны, участвующие в обработке сенсорной информации и организации моторных актов. (О. А. Гончаров)

МАЗОХИЗМ (англ. masochism) – вид полового извращения, при котором удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания, альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин «М.», по имени австрийского писателя Захер‑Мазоха, описавшего различные его проявления, ввел Р. фон Крафт‑Эбинг. М. не всегда воплощается в реальные действия: некоторым достаточно воображать себя умершим или жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации – мысленный М. При символическом М. девиант для получения сексуального удовлетворения совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, а другими воспринимаемые как бессмысленные (напр., один мазохист регулярно заходил к знакомой и требовал, чтобы она, выказав страх по поводу возвращения мужа, запирала визитера в шкаф). М. сочетаем с др. девиациями, напр. эксгибиционизмом. Так, выделяют кандаулезизм (по имени лидийского царя Кандаулеза, демонстрировавшего другу свою спящую жену) – половое наслаждение мужчины при демонстрации обнаженной партнерши или ее изображения. Польский сексолог К. Имелинский видит проявления кандаулезизма в творчестве Рубенса.

МАКИАВЕЛЛИЗМ (англ. machiavellianism) – личностный синдром, составляющими которого являются: 1) убеждения (установки) субъекта в том, что при общении с др. людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) навыки, конкретные умения манипуляции, в т. ч. способности убеждать других, понимать их намерения и причины поступков. Экспериментально подтверждена гипотеза о прямой связи объективно оцениваемой способности к распознаванию лжи и правды (сокр. ЛИПы) и М. личности, причем эта взаимосвязь выявлена для выборки взрослых работающих людей, но не для школьников и студентов (Мещеряков Б.Г., Некрасова А.В., 2005). Очевидно, что способность к распознаванию ЛИПы развивается вместе с жизненным опытом, а М. благоприятствует развитию этой полезной способности. Термин образован от имени Н. Макиавелли, автора трактата «Государь»; на основе анализа последнего Р. Кристи составил опросник для оценки М. Син. макиавеллианский интеллект (Machiavellian intelligence). (Б. М.)

МАКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye macro movements) – движения глаз, амплитуда которых превышает несколько десятков угл. мин. Впервые были описаны и систематизированы нем. физиологом Мюллером в 1‑й пол. XIX в. К числу М. г. относят вергентные движения и версионные движения.

МАКРОПСИЯ (от греч. makros – большой + oрsis – зрение) – видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно‑затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще всего она возникает вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения.

МАКРОЭРГОНОМИКА (англ. macro ergonomics) – раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социотехнический системный подход сверху вниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек – работа, человек – машина, человеко‑программное обеспечение. С помощью М. подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех компонентов рабочей системы. См. Микроэргономика. (К. В. Самойлов)

МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ (1930–1990) – философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя Грузинский Сократ. М. говорил, что «философия – это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П. Сенокосова) оказывают заметное влияние на психологов. Идеи М. о превращенных формах сознания, о человеческой свободе, свободном действии, о культуре, о расширении сферы объективного за счет включения в нее субъективного, об онтологии сознания и психики, об эстетике мышления, природе мысли и творчества, о невербальном внутреннем слове, о рефлексии, о хронотопе и дискретности жизни психологии еще предстоит освоить. М. постоянно настаивал, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим: человек должен узнавать себя в мысли философа, говорил М. В его лекциях и книгах необычайно и непривычно для сов. философии и науки сильны гражданские мотивы: «А планида наша – мастеровой труд, в себе самом исчерпывающееся достоинство ремесла, “пот вещи”, на совесть сработанной. Сказав это, я чувствую, насколько это похоже на клятву Мандельштама “четвертому сословию”. Поэтому то же самое, что я сказал о философах, гораздо поэтичнее можно сказать его же, Мандельштама, словами: “Мы умрем, как пехотинцы, но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи”». О самом М. и его преждевременной кончине можно сказать словами любимого им Мандельштама: «Видно, даром не проходит шевеленье этих губ». (В. П. Зинченко)

МАНЕРА (от франц. maniere).

1. Прием, способ что‑либо делать.

2. Индивидуальный стиль поведения (в т. ч. общения), привычки человека. Ср. М. жестикуляции, М. выражаться. Как научный термин в психологии практически не используется. См. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Отличительные особенности творчества художника, писателя, артиста.

МАНЕРНОСТЬ (англ. affectation) – вычурность, неестественность в поведении (в т. ч. в речи). См. Аффектация, Истерия.

МАНИАКАЛЬНО‑ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (МДП) (англ. cyclothymia, manic deрressive рsychosis) – психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов (фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями), с полным восстановлением психического здоровья. Термин «МДП» ввел Э. Крепелин (1889). Для МДП характерно чередование маниакальной, депрессивной фаз и светлых промежутков. Фазы чаще возникают весной и осенью. Длительность фаз без лечения – от нескольких дней до нескольких лет.

Для депрессивной фазы характерны угнетенное, подавленное, тоскливое настроение, тоска, двигательная заторможенность. Мышление замедленное. Объем, концентрация, переключаемость внимания и объем памяти снижены. Будущее кажется больным беспросветным и мрачным, самооценка занижена, возникают мысли о самоубийстве, в связи с чем больные в этой фазе нуждаются в постоянном контроле.

В маниакальной фазе происходит повышение настроения, ускорение мыслительных процессов и двигательной активности. Для больных характерна высокая откликаемость – больной реагирует на любые внешние раздражители (действия, слова и т. п.). Продуктивность деятельности снижается. Мышление ускоряется, мысли наплывают одна на другую, возникает состояние маниакальной (вихревой) спутанности. Мышление ускоряется настолько, что больные не успевают произносить фразы полностью, а выкрикивают лишь отдельные слова – явление «скачки идей». В выраженных случаях возникает бред величия. Больные критично относятся к своему состоянию, за исключением случая гневливой мании. После окончания фаз психическое здоровье восстанавливается. (Ю. В. Гущин)

МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ (англ. image maniрulation) – оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий, направленных на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение).

Среди образов – предметов манипулирования – выделяются моторные автоматизмы, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1‑й тип образов отличается минимальной ассоциативностью, а 3‑й – максимальным произвольным контролем и креативностью. 2‑й тип составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и ритуальные образы – образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем 3‑й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов.

Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и преобразованию непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон)

Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность наблюдения стабилизированного изображения до нескольких минут. Испытуемые, осуществляя малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными, объемные – плоскими, неподвижные – движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры, которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов (1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально‑мысленных преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная эквивалентность образов.

МАНИПУЛЯЦИЯ (от лат. maniрulus – горсть, manus – рука).

1. Ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук.

2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество.

3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Син. соц. влияние. Выделяют множество типичных ситуаций М.: напр., просьба о помощи, услуге; влияние продавца и рекламы на покупателя; политическая и военная пропаганда; воспитание детей (напр., Отказ в любви); карточный блеф и т. д. Столь же велик и список лиц, для которых разные способы М. представляют собой «средства производства»: напр., сборщики средств различных фондов; уличные торговцы; дельцы, бизнесмены, торговые агенты; вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от Паблик рилейшнз), имиджмейкеры; уличные попрошайки и др. Согласно Э. Шострому, М. гораздо более распространенное явление: практически любой человек – в той или иной степени и сфере жизни – «манипулятор», т. к. постоянно занят тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно пойман в сети своих и чужих М. См. также Макиавеллизм. (А. Б. Мещеряков)

МАРАЗМ (от греч. marasmos – изнурение, упадок) – угасание жизнедеятельности, сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил; развивается в старости или вследствие длительной и тяжелой болезни. Против. акме.

МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo – край) – личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие «М. л.» введено Р. Парком (Рark, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к соц. группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности. Ср. Модальная личность. (Б. М.)

МАСКИРОВКА (англ. masking).

1. В контексте исследований восприятия М. – общий термин, обозначающий любые процессы ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым, целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации. Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная), возможны также межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации).

В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М. подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю в свою очередь делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер появляется после окончания предъявления тестового стимула).

2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)

МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking) – частный случай маскировки (в 1‑м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье Маскировка изображений, а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) – в статье Камуфляж.

При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или бо́льшую пространственную область (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или бо́льшую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим другую (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.)

Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временно́й суммации (интеграции) и теория прерывания. Первая объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее «читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. По‑видимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временна́я суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко)

МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking) – предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон – как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о., фигура, по словам С. Л. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальтпсихологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие – на фигуре.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!