ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)



Инстаз я бы обозначил как глубокую медитацию на истину. А в эмоциональном состоянии — это тихое умиление-восторг-радостность и созерцательность; особое состояние в танце, связанное с соединением телесных и когнитивных процессов — «ясностью, прозрачностью и глубиной» каждого действия (Козлов, 2001).

В любом случае происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятельность Человека.

Такая деятельность позволяет человеку выходить за пределы своих программ к высшим смыслам, позволяет выявлять и формировать в себе новые способности одухотворения окружающей его и целесообразно преобразуемой им реальности, в том числе и собственного бытия.

Именно с такими действиями человека (Н. А. Бернштейн и В. П. Зин-ченко называют их «живыми движениями») связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, именно такие действия способствуют выходу за пределы известного, за границы предустановленного, позволяют субъекту осваивать новые пространства знаний, способностей и умений.

В ресурсном состоянии сознания человек «творит себя» — не только «образовывается» (то есть приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.

Сложность заключается в условиях возникновения состояния «потока», но это, как правило, зависит исключительно от самого субъекта.

Если анализировать условия возникновения ресурсных состояний, то мы можем вычленить следующие:

1. Интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле. Наши эксперименты с частичной сенсорной депривацией и различными статическими и динамическими медитациями, которые связаны с произвольной концентрацией внимания, показали, что это условие часто является базовым для ресурса. В ИТДТ особая фокусировка внимания является базовым условием вхождения в процесс трансформирующего танца.

Исследования М. Чиксентмихали выявили «внешние ключи», которые способствуют концентрации и тем самым обеспечивают состояние «потока». Ими выступают определенные требования к деятельности («вызовы ситуации») и определенная структура деятельности. Рассмотрим их более подробно.

2. «Вызовы ситуации». Экспериментально показано, что войти в ресурсное состояние оказывается легче в ситуациях, которые обеспечивают следующие возможности: исследование неизвестного и открытие нового, решение проблем и принятие решений, соревнование и появление чувства опасности, появление чувства близости или потери границ эго. В целом

108


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИТДТ

это ситуации, способствующие изучению субъектом своих возможностей, предлагающие попытку расширения их, дающие возможность выхода за пределы известного, открывающие путь творческим открытиям и исследованиям нового. Иначе говоря, это такие ситуации, которые удовлетворяют «центральную человеческую потребность» в трансцендировании — в выходе за пределы известного, простирании субъекта в новые пространства навыков, способностей, умений.

Именно поэтому в ИТДТ делается особый акцент не только на проживании движения, но на исследовании новых движений, на принятии вызовов ситуации.

3. Структура деятельности. Вхождению в «ресурсное состояние» способствуют те виды деятельности, где есть ясные, непротиворечивые цели, точные правила и нормы действования для их достижения и где налажена ясная (прямая, точная, мгновенная) обратная связь о результате действия. Эти условия помогают удерживать концентрацию на процессе.

Поэтому в ИТДТ особую важность имеет структурирование задач, ясное обозначение форматов; и сам танец, его качество, его «магия» дает непосредственную обратную связь.

Иначе говоря, вхождение в ресурсное состояние сознания случается в таких условиях, которые понуждают субъекта к полному выявлению своих способностей, к полной мобилизации себя. Когда есть баланс, все внимание субъекта собрано исключительно на деятельности. Чтобы человек оставался в ресурсном состоянии сознания по мере развития своих способностей, необходимо нарастание вызовов. Для этого не обязательна смена деятельности — важно уметь находить новые вызовы в той же самой деятельности, уметь замечать их.

Это глубоко индивидуальное свойство (У. Джеймс назвал его свойством гения), но и ему можно научиться, можно развить его в себе. Именно с такой особенностью вчувствования в вызовы Бытия и подтягивания себя к ним связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в человеке. Так творческая деятельность становится источником внутреннего роста.

Разумеется, танец является всего лишь одной из возможностей достижения состояния «потока». Узнавая его в танце, человек начинает узнавать и находить это состояние в других областях деятельности, продолжая и расширяя свой Танец Жизни.

ИТДТ И ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Хотя танцевально-двигательная терапия имеет собственный источник происхождения и свою историю, мы считаем целесообразным использовать положения телесно-ориентированной терапии в ИТДТ, особенно тех направлений ТОП, которые «работали» с движением, добавляя к ним принципы экспрессивности и творческого самовыражения, присущие именно ИТДТ.

109


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!