ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)



сайтом для клиента, непереводимым полностью на язык слов. Также следует учитывать, что «работать» можно, пока в материале есть энергия, нет вымученности и излишней хаотичности.

Для целей обучения (которые могут ставиться и на терапевтических группах) можно выбрать стратегию развития всех параметров. Мы работаем с каждым из них постепенно, осваивая по одному, а потом соединяем их в различных комбинациях. Например, таблица пространственно-временной матрицы, используемая на Школе Импровизации А. Гиршона:

Время/Пространство Большое Среднее Малое
Быстрое      
Среднее      
Медленное      

В этом случае, комбинируя различным способом параметры, мы можем обнаружить неиспользуемые и, соответственно, ресурсные, потенциально способные развиться сочетания параметров. Например, медленное движение с маленькой амплитудой и т. д. В последующем вводятся дополнительные параметры (например, вес и т. д.).

Таким образом, элементы системы анализа движения Р. Лабана, оказавшей огромное влияние на развитие ТДТ, используются нами как часть Системного анализа движения, в которой система анализа Лабана дополнена стратегическим анализом (контекст — поток — структура — присутствие) и эволюционным анализом (паттерны развития движения). Некоторые понятия LMA переопределены нами для обращения к базовым метафорам танца и движения. Замечательные идеи и открытия Лабана и его последователей являются неисчерпаемым источником разнообразных танцевальных техник и дают возможность посмотреть на движущееся «Я», воплощающее и создающее себя в танце жизни с самых разных точек зрения.

ТАНЕЦ КАК РЕСУРСНОЕ (ПОТОКОВОЕ) СОСТОЯНИЕ

Исследования состояний «потока» (М. Чиксентмихали, В. Козлов, Ю. Бубеев) показывают значимость навыка достижений ресурсных состояний для развития личности. Наиболее яркий пример того, сколько радости, подъема чувств, глубокого удовлетворения приносит само совершение действий, а не их результат, являют собою игра и свободный танец (Козлов, 2002).

На возможность отделения мотива от цели и перемещения на саму деятельность указывал еще С. Л. Рубинштейн (1940). В его работах и в рамках его школы была разработана теория «психического как процесса». Эта теория, с одной стороны, специально указывает на дифференциацию психи-

102


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИТДТ

ки на процесс и его продукт, а с другой — исходит из отношенческого единства этих составляющих, изучая тем самым продукт только в соотношении с психическим процессом. «Психическое существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся... только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром» (Брушлинскии, 1984).

«В ходе непрерывного и изменяющегося взаимодействия внешнего и внутреннего возникают все новые, ранее не существовавшие продукты, средства, способы осуществления процесса и другие детерминанты, которые сразу же включаются в дальнейшее протекание процесса в качестве его новых внутренних условий» (Брушлинскии, 1979). Эту непрерывную взаимосвязь процесса и продукта, когда продукт, предшествующий деятельности, выступает одновременно и как внутреннее условие последующей, А. В. Брушлинскии считает главной характеристикой психического как процесса и видит в ней основу действительного психического развития, то есть развитие характера и способностей человека.

Работы американского психолога М. Чиксентмихали опираются на ту же научную парадигму, так как они прямо нацелены на экспериментальное изучение деятельности, мотив, в первую очередь ориентированы на процесс, а не на результат (Csikzentmihalyi, 1975, 1990). Продукт такой деятельности автор видит в развитии навыков и способностей человека, в росте и становлении его личности. Анализ работ Чиксентмихали позволяет выявить главные свойства и механизмы деятельности, ориентированной на процесс.

Творческий осознанный танец являет нам пример наиболее естественного способа вхождения в потоковое состояние. Перечислим основные характеристики этих состояний и их связь с танцем и движением:

1. Растворение сознания в деятельности («слияние процессов действия и осознания»). В этом состоянии человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отделенного от совершаемых им действий.

Тело соединяет «Я» и внешний мир — оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, «движений души». Известно, что сознание «человека целостного» отражает мир через живое тело и «живые движения». По А. Ф. Лосеву, тело является «живым ликом души», а «судьба души есть судьба тела». Для расширения сферы сознания не существует орудия более совершенного, чем человеческое тело.

Физическая «телесность, восчувствованная изнутри», становится инструментом взаимодействия человека с миром вещей, природы, миром людей. Одновременно это и инструмент его «Я», который совершенствуется душой и духом души. Р. Шелдон (американский ученый, заложивший основы теории «психологии телесности») рассматривал движение тела человека как слово, произнесенное душой. В семантическом мире личности

103


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!