КЛАССИФИКАЦИЯ УСИЛИЙ ЧЕЛОВЕКА



Изучение взаимодействия основных элементов в движении сподвигло Р. Лабана выделить восемь базовых действий, которые были названы базовыми усилиями.

Как и другие движения, усилия могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра — пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик:

95


ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

• движение может происходить в пространстве направленно (1) или ненаправленно (2);

• движение может быть продолженным (3) или внезапным (4);

• динамика или вес движения могут в той или иной степени включать легкость (5) или тяжесть (6).

Эти характеристики комбинируются восьмью разными способами, и Лабан обозначил соответствующее усилие для каждого способа, определяющее общий характер движения. Все сознательно исполняемые движения могут быть классифицированы таким образом:

1) легкое, ненаправленное, продолженное — как в покачивании;

2) легкое, направленное, продолженное — как в скольжении;

3) ненаправленное, продолженное, сильное — как при сжатии;

4) продолженное, сильное направленное — как при надавливании;

5) легкое, направленное, быстрое — как при касании;

6) ненаправленное, легкое, быстрое — как при взмахе;

7) быстрое, сильное, направленное — как при ударе;

8) сильное, ненаправленное, быстрое — как при хлестком ударе.

Поскольку поток движения человека непрерывен, базовые усилия, конечно, изменяются и каждый элемент регулируется. Р. Лабан разработал диаграммы отношений усилий, сгруппировав усилия по общим элементам, по противоположным элементам, и по отсутствию общих элементов.

Такой анализ проясняет понимание элементов, включенных в движение, и дает понимание возможного развития движения.

УСИЛИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

«Для человека связь усилия и восстановления является одним из наиболее важных аспектов великого множества ритмических чередований, наблюдаемых в Природе». Релаксация — это умение уменьшать напряжение. Кроме общего расслабления, релаксация может быть способом уменьшить жесткость либо — восстановлением после напряжения. Она может быть отпусканием одного усилия и восстановительным этапом перед следующим усилием.

Даже восстановление требует некоторого усилия. Усилие и восстановление не являются взаимоисключающими противоположностями. Восстановление может означать восстановление внутреннего баланса, или, другими словами, восстановление происходит в тех случаях, когда усилие направлено скорее на внутреннее исцеление, чем по направлению к внешнему миру. Поток жизненной энергии может быть проанализирован как чередование усилий.

РИТМ

Р. Лабан определяет ритм как «чередование противоположностей, происходящее во времени» — последовательное напряжение и сброс напряжения, каждое с собственным усилием. Распознавание и порождение есте-

96


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИТДТ

ственных ритмов — фундаментальная часть движения. Он выделил три типа ритма: естественный, персональный и профессиональный.

Существует фундаментальное чередование между работой и сном; хотя следует заметить, что работа — это не только усилие и сон — это не только восстановление. Существует единый природный ритм: все следует естественному порядку в движении на Земле, включая Солнце и Луну. У каждого человека есть свой ритм или ритмический паттерн, и с ним соотносятся питание, репродукция, отдых, образование и другие виды активности. Разнообразие ритмов в человеке варирует от очень простых до весьма сложных.

То же самое чередование присутствует во всех аспектах жизни: в биологическом функционировании тела (еда, деторождение, смерть), в ментальной, творческой и эмоциональной деятельности (переработка, фильтрация, сортировка и усвоение впечатлений и опыта и их воспроизведение во сне либо выражение во время бодрствования).

БАЛАНС

Баланс — это одновременно внутреннее и внешнее переживание. Баланс достигается, когда завершается противостояние двух противоположностей и возникает равновесие. Соразмерное чередование ритмических составляющих (сила и легкость, борьба и следование) восстанавливают баланс. Та же базовая схема присутствует во всем живом. Таким образом, движение можно увидеть как связь человека со вселенной.

ГАРМОНИЯ

Понятие гармонии появляется в педагогических и письменных работах Р. Лабана и имеет разные оттенки смысла: «идеальная координация», «равновесие между силами, действующими в различных направлениях», «согласованность сил внутренних и внешних», «совмещение напряжения и расслабления таким образом, чтобы достичь идеального баланса», «объединение или восстановление связи с бесконечным», «совмещение внутреннего с внешним и внешнего с бесконечным».

Лабан интересовался открытиями Пифагора в математике, особенно «математикой, лежащей в основе музыкальных гамм», и разделял убеждение, что те же законы существуют как в музыке, так и «на небесах». Если число является ключом к музыкальной гармонии, оно также может быть ключом к гармонии во Вселенной. Другими словами, возможно, существует структурное подобие между Человеком, его движением и космосом.

Общая гармония определяется как структурой тела, так и физиологическим и психологическим состоянием.

Лабан написал, что «интенсивное изучение связей между архитектурой человеческого тела и его траекторий в пространстве помогает поиску гар-

4 Зак. 3359

97


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!