Тема 6.2. Пользовательский интерфейс и его виды



В информационных технологиях конечного пользователя важное значение имеет пользовательский интерфейс — совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Фактически, пользовательский интерфейс - это канал, по которому осуществляется взаимодействие пользователя и программы.

Различают активные и пассивные элементы взаимодействия, представ-ленные на рис. 3.

 


Рис. 3. Элементы пользовательского интерфейса

Согласно общепринятой классификации существующие на практике интерфейсы можно разделить на следующие виды:

• командный интерфейс;

• графический интерфейс;

• SILK-интерфейс.

1. Командный интерфейс. Одним из основных и наиболее старых является интерфейс командной строки. Командный (командно-строчный) интерфейс получил наибольшее развитие во времена расцвета больших многопользовательских систем с алфавитно-цифровыми дисплеями. Он характеризуется тем, что пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки, в которую вводятся команды определенного формата, а затем передаются к исполнению.

2. Графический интерфейс пользователя является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориенти-рованных на работу конечного пользователя. Основными достоинствами графического интерфейса являются наглядность и интуитивная понятность для пользователя, а также общность интерфейса программ, написанных специально для функционирования в графической среде. Пользователь, научившийся работать с одной программой, легко может начать работать и со всеми остальными.

Графический интерфейс позволяет поддерживать пользователю различ-ные виды диалога, который в данном случае представляет собой обмен инфор-мациионными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обра-ботка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени.

Выделяют следующие типы диалога:

жесткий – это такой вид диалога, при котором роли участников диалога заданы жестко, например режим работы «вопрос-ответ» с указанием того, кому из партнеров принадлежит инициатива;

гибкий – в этом виде диалога задается множество предписанных вариантов диалога, представляемых пользователю в виде меню, как правило, иерархической структуры, из которого он выбирает направление решения задачи;

свободный – это диалог, который позволяет участникам общения обмениваться информацией произвольным образом.

Наиболее распространенными видами организации диалога являются:

• меню;

• шаблон;

• команда;

• естественный язык.

Реализация диалога в виде «меню» возможна через вывод на экран видеотерминала определенных функций системы.

Пользователь выбирает на экране монитора нужную ему операцию и передает ее к исполнению.

Шаблон это режим взаимодействия конечного пользователя и ПК, на каждом шаге которого система воспринимает только ограниченное по формату входное сообщение пользователя. Варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране монитора.

Диалог вида «команда» инициируется пользователем. При этом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команд пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши.

Естественный язык это тип диалога, при котором запрос и ответ со стороны пользователя ведется на языке, близком к естественному. Пользователь свободно формулирует задачу, но с набором установленных программной средой слов, фраз и синтаксиса языка. Система может уточнять формулировку пользователя. Разновидностью этого вида диалога является речевое общение с системой -SILK - интерфейс.

3. SILK -интерфейс ( Sp еес h , Image , Language , Knowledge- речь, образ, язык, знание). В настоящее время SILK-интерфейс существует лишь как «голосовой» (если не считать биометрических интерфейсов, применяющихся не для управления компьютером, а лишь для идентификации пользователя). Это очень перспективное направление по той причине, что вводить информацию с голоса — самый быстрый и удобный способ. Но его практические реализации пока не стали доминирующими, так как качество распознавания устной речи пока далеко от идеала.

Пользовательские интерфейсы строятся с соблюдением принципов, представленных на рис. 4.

 


Рис. 4. Принципы построения пользовательских интерфейсов

Вопросы для самопроверки по теме 6.2

1. Что является основными функциями электронного офиса?

2. Для чего предназначены программы управления пакетами?

3. Что относится к средствам электрофотографического копирования?

4. Что входит в пользовательский интерфейс?

5. Что входит в понятие скорость работы пользователя?

 

Заключение

 

Уменьшение участия человека в процессе управления сложными производ­ственными процессами повышает эффективность производственных систем, что особенно актуально в современных сложных социально-эконо-мических условиях.

В опорном конспекте изложены основные принципы применения ПЭВМ при решении задач автоматизации управления АТП. Изучив предлагаемые разделы и рекомендуемую дополнительную литературу, вы изучили методику автоматизации информационных процессов в автомобильном транспорте.

 


Глоссарий

BIOS (Basic Input Output System) – базовая система ввода-вывода.

HTML ( Hyper Text Markup Language ) – язык разметки гипертекста, исполь­зуемый для создании Web-документов.

Автоматизированное проектирование – проектирование, при котором все преобразования описания объекта и (или) процесса его функционирования осуществляются взаимодействием человека и ЭВМ.

Алгебра логики – алгебра, образованная множеством В = {0,1} вместе со всеми возможными операциями на нем.

Алгоритм – последовательность действий, через конечное число шагов приводящих к определенному результату.

Алгоритм проектирования – совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования.

Алфавит языка – набор символов, использующихся в языке программ-мирования для записи программы.

Анализ – определение закона функционирования по заданному описанию объекта.

Аналитический способ задания функции – один из способов задания функции, при котором функция задается формулой, устанавливающей, какие вычислительные операции надо произвести над ее аргументом, чтобы найти соответствующее ему значение функции.

Аналоговые информационные технологии – технологии, основанные на способе представления информации в виде какой-либо непрерывной (или аналоговой) физической величины, например напряжения или силы электрического тока, величина которых (сигнал) является носителем информации.

Аналоговые математические модели – модели, переменные и параметры которых являются непрерывными величинами.

Антивирус – программа для обнаружения и лечения вредоносных объектов или инфицированных файлов.

Архивация – служебная операция на компьютере, позволяющая упаковать группу файлов в один файл-архив для экономии места на магнитных носителях.

АСТПП – автоматизированная система технологической подготовки производства изделий.

База данных (БД) – совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования.

База данных локальная – база данных, расположенная на том же компьютере, что и работающие с ней приложения.

База данных удаленная – БД размещается на компьютере-сервере, а приложения находятся на ПК пользователя.

База знаний – описание предметной области с использованием ее понятий и компонентов, выполненное специалистами (экспертами).

Виртуальная реальность – создаваемые с помощью компьютерной техно­логии образы реальных объектов и процессов реальной природы, с которыми можно контактировать как с реальными вещами и явлениями.

Восходящее проектирование – последовательность решений задач проекти­рования от нижних уровней к верхним (от частных решений к общему).

Входной язык проектирования – язык проектирования, предназначенный для представления заданий на проектирование.

Выходной язык проектирования – язык проектирования, предназначенный для представления какого-либо проектного решения, включая результат проектирования в форме, удовлетворяющей требованиям его дальнейшего применения.

Данные – информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматизированной системой при возможном участии человека.

Декомпозиция – разбиение описания объекта на составные части с целью их раздельного проектирования с учетом согласования принимаемых решений.

Диалоговый язык – средство оперативного взаимодействия проектировщика с ЭВМ, при котором происходит чередование вопросов и ответов в реальном масштабе времени.

Имитационное моделирование – метод исследования, при котором изучаемая система заменяется ее имитатором.

Инсталляция – установка программы на жесткий диск и ее “привязка” к операционной системе.

Инсталляция – установка программы на жесткий диск и ее привязка к операционной системе.

Интернет – всемирная информационная сеть.

Интерфейс – специальные средства общения между различными устройствами компьютера, а также между пользователем и компьютером.

Информационное обеспечение – информация, используемая в САПР ТП для выработки проектных решений.

Информационные технологии – совокупность технических и программных средств, дающих возможность выполнять самые различные операции получения, обработки, передачи и отображения информации.

Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

Искусственный интеллект – раздел информатики, включающий разработку методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютеров отдельных функций творческой деятельности человека.

Кодирование – операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. Наиболее часто для кодирования информации используют буквы, цифры, числа, знаки.

Компиляция – процесс преобразования исходного текста программы в двоичный исполняемый файл.

Кэш-память – вид сверхбыстродействующей компьютерной памяти, приме­няемый для ускорения доступа процессора к данным из оперативной памяти.

Лингвистическое обеспечение – сведения о специальных проблемно-ориентированных языках проектирования, использующихся в САПР ТП.

Логическая операция (функция) – операция над числами в двоичной системе счисления, выполняемая по правилам алгебры логики.

Массив – фиксированный набор данных одного типа, объединенных одним именем.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, необходимых для выполнения проектных процедур.

Микропроцессор – важнейший компонент персонального компьютера, выполненный в виде сверхбольшой интегральной схемы на одном полупроводниковом кристалле; устройство обработки информации; “мозг” персонального компьютера, проводящий вычисления и управляющий работой остальных его элементов; входит в состав компьютера и целого ряда электронных приборов и устройств.

Мультимедиа – технология, позволяющая объединить на персональном компьютере текст и графику со звуком и движущимися изображениями.

Носитель данных (информации) – физическое тело или среда, используемые для однократной записи и постоянного хранения записанной информации.

Объектно-ориентированное программное обеспечение – программы, предназна­ченные для автоматизированного проектирования объектов опреде-ленного класса.

Операционная система – совокупность программ, управляющих ходом выполнения рабочих программ и использованием всех ресурсов вычисли­тельного комплекса.

Организационное обеспечение – комплект документов (положений, штатных расписаний, инструкций и др.), устанавливающих правила практического выполнения автоматизированного проектирования.

Ориентированный граф – граф, содержащий направленные ребра (дуги).

Периферия компьютерная – комплекс внешних (входных и выходных устройств) компьютера.

Позиционная система счисления – основанная на принципе позиционного или поместного значения цифр, то есть на том, что одна и та же цифра получает различные числовые значения в зависимости от ее места в записи чисел.

Проблемно-ориентированное программное обеспечение – программы, предназначенные для автоматизации отдельных этапов или процедур проектирования.

Программа компьютера – описание алгоритма решения задачи, заданное на языке программирования, набор инструкций, составляемый программистом и исполняемый компьютером.

Программирование – процесс подготовки решения задач на компьютере.

Проектирование – процесс создания описания, необходимого для построения в заданных условиях технического объекта.

Сервер (server – исполнитель) – в компьютерных сетях специализированное устройство, узел, выполняющий определенные функции по запросам других узлов и компьютерных устройств.

Система автоматизированного проектирования (САПР) – комплекс средств автоматизации проектирования, взаимосвязанных с необходимыми подразде­лениями проектной организации или коллективом специалистов (пользователей системы), выполняющий автоматизированное проектирование.

Система управления базой данных (СУБД) – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для управления накоплением, поиском, реорга­низацией данных в БД.

Типовое проектное решение – существующее проектное решение, исполь­зуемое при проектировании.

Транслятор – программный комплекс для перевода текста с алгоритмического языка на язык машинных кодов.

Унифицированный технологический процесс (УТП) – типовой или групповой технологический процесс, предназначенный для обработки заданной группы деталей.

Утилита – программа для обслуживания оборудования и расширяющая стандартные его возможности.

Форматирование – предварительная разметка магнитного диска (дискеты или винчестера).

Цифровые информационные технологии – основанные на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно с использованием двоичной системы счисления), значения которых являются носителями информации.

Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи программ, задающих алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера).

Язык проектирования – язык, предназначенный для представления и преобразования описаний объекта при проектировании.

Язык структурированных запросов – язык, используемый для работы с таблицами баз данных.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!