Мученица Антонина (Брянских), мирянка и священномученик Парфений, брат ее.



Память – сщмч. Парфения – 9 ноября/22 ноября
мц. Антонины – 27 декабря/9 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Парфений и мученица Антонина приходились друг другу братом и сестрой – как в древности святитель Василий Великий и преподобная Макрина или как праведные Артемий Веркольский и Параскева Пиринемская. В отличие от пинежских святых, епископ Парфений и его сестра Антонина родились не на Архангельской земле, а в Сибири. Их отец Арсений Петрович Брянских был купцом второй гильдии и потомственным почетным гражданином города Иркутска (115, 3 – 8). Семья Брянских была известна не только своими достатком и предприимчивостью, но прежде всего щедростью, благочестием и любовью к Церкви. Дочь Арсения Петровича Брянских от первого брака Александра вышла замуж за местного священника Василия Карташева. Когда же рано овдовевший Арсений Петрович женился вторично, именно отец Василий и матушка Александра стали крестными его сыновей Петра и Иннокентия и дочери Антонины.
Петр был старшим сыном Арсения Петровича. Он родился в 1881 году. Антонина была на десять лет моложе его. Как это нередко бывает в больших и дружных семьях, старший брат опекал сестру, помогал ей в учебе. Арсений Брянских старался дать детям хорошее образование – приглашал к ним учителей. Позднее он определил Петра в Иркутскую гимназию, Иннокентия – в городское училище, а Антонину – в Киевскую женскую гимназию. Разумеется, больше всего надежд он возлагал на старшего сына, так как надеялся, что тот станет купцом. Однако Петр выбрал совсем иной путь и поступил учиться в Иркутскую духовную семинарию. Закончив ее, продолжил образование в Киевской духовной академии. В 1907 году он получил ученую степень кандидата богословия, после чего восемь месяцев проучился в Берлинском университете. По возвращении в Россию молодой ученый-богослов получил место преподавателя в Казанской духовной семинарии. Одновременно он нес там и послушание библиотекаря. Педагогической деятельностью в различных духовных учебных заведениях он занимался более десяти лет. В 1917 году его назначили ректором Бизюковской пастырско-миссионерской семинарии. Антонина по совету старшего брата в 1913 году поступила учиться на историко-философский факультет Московских высших женских курсов. Закончить их из-за событий 1917 года она не успела.
31 августа / 13 сентября 1912 года Петр Брянских был пострижен в монашество в Почаевской Лавре . При постриге он получил имя Парфений. Уже в начале сентября он был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. 16 мая 1921 г. он стал епископом Новомиргородским. С 1921 по 1922 год он временно управлял Одесской епархией, после чего был назначен епископом Ананьевским, викарием Херсонским.
В те годы принятие священного сана, тем более сана архиерейского, было равносильно избранию мученического пути. Такая судьба ожидала и епископа Парфения. В конце 1922 года он был выслан из Ананьева и поселился в московском Свято-Даниловом монастыре[180]. Туда в 1924 году к нему приехала сестра Антонина вместе с матерью Анной Васильевной. Им пришлось пережить конфискацию имущества и последовавшую вскоре смерть Арсения Петровича, вытерпеть немало унижений из-за своего «непролетарского происхождения»: ни одно советское учреждение не соглашалось брать на работу Антонину – дочь купца, сестру епископа.
Следует пояснить, почему изгнанный богоборцами со своей кафедры епископ Парфений поселился именно в Даниловом монастыре, и рассказать немного о том, что собой представлял в то время этот монастырь. Приведем отрывок из воспоминаний монахини Екатерины (Чичериной), духовной дочери даниловского старца архимандрита Георгия (Лаврова): «Службы в Данилове были в те годы небесные. Владыки Феодора (речь идет о настоятеле монастыря архиепископе Волоколамском Феодоре (Поздеевском). – авт.) мы уже не застали, он был в ссылке, но успел поставить службу на блистательную высоту. Привлекала сюда и святыня – святые мощи князя Даниила. Появлялись архиереи, вернувшиеся из ссылок, и затем вновь исчезали куда-то. Часто служили сразу несколько архиереев. Даже канон читали и канонаршили нередко архиереи. Проповедовали. После службы к ним выстраивались длиннейшие очереди за благословением. И какие разные были личности. Помнится: Владыка Корнилий (Соболев), Вениамин, Игнатий (Садковский), Владыка Пахомий (Кедров)… Мануил (Лемешевский), Алексий (Симанский, (будущий Патриарх), митрополит Серафим Чичагов и много, много других. Как воины с поля битвы они появлялись и исчезали…» (116, 29).
Архиепископ Феодор и ряд его единомышленников, к числу которых относился и епископ Парфений, были противниками компромиссов с богоборческой властью (74, 184). Протопресвитер Михаил Польский отмечал, что владыка Парфений «отличался необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество» (114, 89). Именно поэтому, оказавшись в Москве, он поселился там, где жили люди, близкие ему по духу.
Пока Антонина Брянских хлопотала о московской прописке, епископа Парфения арестовали и выслали в Коми край. Из ссылки он вернулся лишь в 1927 году. Осенью 1929 года он был арестован во второй раз «за контрреволюционную деятельность» (115, 12 – 16). Его обвинили в том, что он «…будил верующих против закрытия церкви монастыря». Действительно, когда власти решили закрыть монастырские храмы, владыка организовал сбор подписей в их защиту. Церкви удалось отстоять.
Епископ Парфений был отправлен на три года в ссылку в Казахстан. В 1931 году к нему вместе с матерью приехала Антонина, решившая посвятить себя помощи брату. Она привезла туда его книги. Антонина вела переписку, систематизировала научные труды брата. Более того – именно она доставляла ему и матери средства к существованию. Это было сопряжено с большими трудностями – как уже говорилось выше, никто не соглашался брать на работу человека «не рабоче-крестьянского происхождения». Нередко случалось, что люди, спасая себя, отрекались от родственников-дворян, священнослужителей, купцов. Антонина Брянских до конца осталась верна своему брату и Богу, которому они служили оба, каждый по-своему.
По истечении срока ссылки епископу Парфению было запрещено жить в столице. Поэтому в 1934 году он поселился в подмосковном городе Кимры. Первой, найдя жилье и работу, туда переехала Антонина. Через два месяца владыку снова арестовали «за активную церковную деятельность… по созданию контрреволюционной организации Истинно Православной Церкви». На допросах епископ Парфений отрицал свое участие в какой-либо контрреволюционной деятельности, однако своего неприязненного отношения к советской власти не скрывал и утверждал, что «Русская Церковь лишилась своей внутренней свободы и оказалась порабощенной у антирелигиозного государства». Епископ Парфений вновь был отправлен в ссылку, на этот раз – на пять лет в Северный край[181]. Так он оказался в Архангельске.
Вместе с матерью и сестрой владыка стал жить в доме № 253 по улице Петроградской (ныне пр. Ломоносова). В этом доме происходили его встречи с местным и ссыльным духовенством. Помимо этого епископ совершал тайные богослужения в домовых храмах прихожан Соломбалы[182], Маймаксы, Ломоносовского района. В том, что эти встречи и богослужения достаточно долго были тайной для властей и соглядатаев, была заслуга его сестры и сподвижницы Антонины. Она по-прежнему доставляла матери и брату средства к существованию, работая то счетоводом в городской типографии, то учительницей немецкого языка в школе повышенного типа № 1 для взрослых. Так она совершала свой ежедневный, незаметный для людей подвиг, закончившийся мученической смертью.
3 июля 1937 года епископ Парфений снова был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В постановлении об аресте говорилось, что он, «…отбывая ссылку в Архангельске, организовывал контрреволюционную группу из числа церковников и ссыльного духовенства. На проводимых нелегальных сборищах в контрреволюционном духе обсуждал политику советской партии и советского правительства…» Епископ Парфений и многочисленные свидетели отрицали ложные обвинения в клевете на советское государство и заявляли, что на их «нелегальных собраниях» речь шла совсем о другом – о необходимости хранить верность Церкви и Православной вере, чтобы не дать погибнуть России. Благодаря предусмотрительности Антонины при обыске в квартире владыки Парфения не нашли не только какой-либо антисоветской, но даже религиозной литературы. Таким образом, становилась очевидной ложность предъявленных епископу Парфению обвинений в «контрреволюционной деятельности». Тогда, как и во время суда над Христом Спасителем, в ход пошли «показания» лжесвидетелей. Одна женщина, которая, как оказалось впоследствии, была негласной сотрудницей НКВД, заявила, что епископ Парфений позволял себе антисоветские высказывания. Именно они послужили основанием для того, чтобы архиерей был приговорен к расстрелу.
16 ноября 1937 года арестовали и Антонину Брянских. Обвинение ей предъявлено не было. Показания против нее дал всего один лжесвидетель, также являвшийся негласным сотрудником НКВД. Допрашивали Антонину только один раз. На этом единственном допросе она держалась очень мужественно и наотрез отрицала то, что ее брат и она сама занимались «контрреволюционной деятельностью». Однако ее судьба, как и судьба епископа Парфения, была предрешена заранее: 29 декабря 1937 года тройка УНКВД по Архангельской области признала Антонину Брянских «активной церковницей и активной участницей контрреволюционной группы церковников епископа Парфения Брянских, которая среди окружающего населения вела контрреволюционную агитацию», и приговорила ее к расстрелу.
9 января 1937 года, в праздничные Святочные дни, приговор был приведен в исполнение. Ранее, 22 ноября 1937 года, был расстрелян и епископ Парфений. Брат и сестра, при жизни вместе служившие Господу, ради него испили одну и ту же мученическую чашу и были прославлены Им по смерти. В 2005 году к лику православных святых был причислен священномученик Парфений (Брянских), а в августе 2007 года – его верная сестра и сподвижница мученица Антонина.

http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyashhennomuchenik-parfenij-bryanskix-episkop-ananevskij.html

События дня.

В сам день япраздника я был на службе в Святио-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Народу в храме было совсем немного….

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Меткие слова апостола о языке. Поистине тот, кто может до конца соблюдать воздержание языка, говоря только необходимое, тот «муж совершенен». Многие любят писать о воздержании языка, при этом не касаясь главного. Каждый из нас говорит то, о чем думает. Если что-то занимает мои мысли, то не удивительно, если я об этом буду говорить. Если же мои мысли заняты всякими глупостями, то и говорить я буду об этом же. Таким образом, корень воздержания языка лежит не в самой речи, а в отсечении дурных мыслей. Потому разговоры о воздержании языка бессмысленны без отсечения греховных мыслей. Желающий же научиться воздерживать язык без отсечения дурных мыслей…. просто начнет разговаривать сам с собой. Надо честно признать, что большая часть того, что мы говорим – пустое. Однако это говорит лишь о том, что пустым заняты и наши мысли. Таким образом, человек победит грех пустословия, когда совершенно отсечет греховные мысли. К несчастью, до конца это произойдет лишь к концу жизни человека, а совершенно устранено будет это злое начало от человека лишь, когда душа его отрешится от тела. А до тех пор человеку предстоит борьба, которая с переменным успехом будет длиться всю его жизнь. И язык свой человек контролирует ровно в той степени, в какой он контролирует свои мысли и свое духовное состояние. Именно поэтому апостол и пишет, что язык мало кто контролирует, тут же призывая это положение менять…. Эти слова адресованы и нам…

Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.

7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.

25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Евангелист замечает, что время созревания плодов еще не пришло, но толкователи отмечают, что на дереве не было даже зачатков будущих плодов – только листья. Потому Господь проклинает ее. Когда же удивленные ученики говорят Ему о том, что она засохла (в других Евангелиях они спрашивают Христа о смысле этого деяния), то Господь говорит им о вере. Мы призываемся не просто верить в наличие Бога (ибо и бесы верят, они ЗНАЮТ о наличии Бога), надобно доверять Богу, как дитя доверяет родителям. На деле же человек всегда больше доверяет себе, а потому на Господа надеется в последнюю очередь, а потому и не верит помощь Божию, если его логика не видит выхода из ситуации. Впрочем, часто бывает, что человек просит у Бога вещи, заведомо вредные для него, а потому Господь и не дает ему просимое. Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – дереву уподобляется душа, не желающая давать Бог плоды от своего труда. Что может воздать человек Богу, дающему ему ВСЕ, включая и самую жизнь? Принять спасение, которое Бог предлагает всем людям. Но это предусматривает и некоторые усилия самого человека по возделыванию почвы своей душы, дабы в ней прорастали семена, которые Господь влагает в душу, обращающуюся к Нему. Парадокс в том, что сам человек не может добиться того, чтобы его труд принес добрые плоды, но он разрешается, когда на помощь приходит сам Господь…. Но этого не происходит, если сам человек не желает этого, ибо Господь уважает свободу человека и не спасает его без согласия самого человека. Какому дереву мы хотим уподобиться – уже решать нам, а Господь лишь поможет, если мы примем правильное решение…..

И чтения праздника святого Первомученика и архидиакона Стефана. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов[183] ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев[184] и Александрийцев и некоторые из Киликии[185] и Асии[186] вступили в спор со Стефаном; 10но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7.

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии[187], прежде переселения его в Харран[188], 3и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 Тогда он вышел из земли Халдейской[189] и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

6И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.

7Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте.

8И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.

9Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, 10и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.

11И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания.

12Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз.

13А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов.

14Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять.

15Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16и перенесены были в Сихем[190] и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.

17А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа.

19Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых.

20В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего.

21А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына.

22И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.

23Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.

24И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина.

25Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.

26На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга?

27Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами?

28Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?

29От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской[191], где родились от него два сына.

30По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста.

31Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: 32Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть.

33И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

34Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет.

35Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.

36Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.[192]37Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте.

38Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, 39которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, 40сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.

41И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.

42Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?

43Вы приняли скинию Молохову[193] и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.

44Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.

45Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.

46Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.

47 Соломон же построил Ему дом.

48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: 49Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?

50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?

51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,- 53вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Описание страданий первомученика и архидиакона Стефана. Именно так гордый ум относится к обличениям.

Чем больше он уверен в своей непогрешимости, тем менее он терпим к обличениям. Именно в этой слепоте, мешающей видеть свое духовное состояние таким, каково оно есть, гордость и опасна. иудеи не могли противиться словам мученика, в глубине души понимая, что он говорит правду, но и принять не могли, так как он открывал их беззаконие, а этого они допустить не могли. Увы, гордость является для нас естственной, и мы сами часто злимся на обличающих нас, подчас, даже видя их правоту. Поистине, гордость делает человека врагом Божиим, так как мешает ему исправляться….

Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[194] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!