Дни памяти: 26 декабря / 8 января, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Лактионова Мария Максимовна родилась 26 января / 8 февраля 1884 года в селе Гнездилово Фатежского района Курской области. Известно, что с 1914 по 1918 год она состояла послушницей в Казанской Амвросиевой пустыни (село Шамордино Перемышльского уезда Калужской губернии), а с 1934 года проживала в городе Белеве.

16 декабря 1937 года Мария Максимовна была арестована Белевским отделением НКВД по делу епископа Никиты (Прибыткова) и обвинена в том, что «состояла в подпольном монастыре». На допросе, состоявшемся в тот же день, послушница Мария сказала следователю: – Ни о каком монастыре я не знаю. Против власти никогда не шла.

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Марию Максимовну Лактионову к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года. Местом захоронения для мученицы стала братская могила на 162-ом км. Симферопольского шоссе.

8 июля 1957 года реабилитирована Прокуратурой Москвы по 1937 году репрессий.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Мученица Агриппина Лесина

Дни памяти: 26 декабря / 8 января, Собор Новомучеников и исповедников Российских.

Агриппина Ивановна Лесина родилась 6 / 19 июля 1897 года в селе Беляево Белевского района Тульской области. Известно, что в 1913 году она стала послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белеве Калужской губернии. После закрытия монастыря в годы советской власти матушка работала в артели «Красный производственник» швеей, в то же время не оставляя молитвенного подвига.

16 декабря 1937 года Агриппина Лесина была арестована Белевским отделением НКВД. Она обвинялась в том, что «состояла в подпольном монастыре» и в том, что вела «контрреволюционную деятельность». На угрозы следователя, который требовал дать признательные показания, она твердо ответила: - Никакой антисоветской деятельностью я не занималась.

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Лесину Агриппину Ивановну к высшей мере наказания. 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, мученица Агриппина была расстреляна вместе с другими мучениками. Местом захоронения ее стала братская могила на 162 километре Симферопольского шоссе.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ СЕРБАРИНОВ

Память 26 декабря / 8 января, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 25 января / 7 февраля 1880 года в селе Нижнее Плуталово Зарайского уезда Рязанской губернии.

В 1901 году окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1905 году - Санкт-Петербургскую духовную академию

со степенью кандидата богословия.

Протоиерей Григорий Александрович Сербаринов

В ноябре 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской духовной семинарии. По БД ПСТГУ, с 1905 года преподавал в Вятской духовной семинарии.

С сентября 1906 г. - библиотекарь ученической библиотеки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал немецкий язык.

В 1907-1908 гг. - делопроизводитель при Казанской духовной семинарии и член правления попечительства о бедных воспитанниках.

С марта 1909 г. - преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской духовной семинарии, читал курсы истории и обличения русского раскола, историю западных вероисповеданий.

В августе 1909 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии.

Был женат. К 1918 году в семье было трое детей.

26 сентября / 9 октября 1909 г., после смерти своего тестя, протоиерея Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице Санкт-Петербурга. 21 октября / 3 ноября 1909 г. рукоположен во иерея.

В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская церковь).

С ноября 1912 г. служил третьим священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.

В сентябре 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений императрицы Марии.

В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывших Императорских фарфорового и стекольного заводов.

В феврале 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских военнопленных.

Протоиерей Григорий Александрович Сербаринов

В мае 1917 г. епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской духовной семинарии. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

Являлся членом Общества ревнителей единения восточноправославных и англиканских Церквей, возглавлявшегося архиеп. Евлогием (Георгиевским). В 1914 г. избран секретарем общества. После Октябрьской революции 1917 г. зарубежные друзья предлагали о. Григорию уехать в Англию, но он отказался, сказав, что остается со своей паствой.

В 1918 г. был арестован на четыре месяца, содержался в камере Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.

С декабря 1918 г. - исполняющий должность настоятеля, с февраля 1919 г. - настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Петрограда.

Был возведен в сан протоиерея.

Проводил денежные сборы в помощь арестованным и на содержание Петроградского богословского института. Принимал активное участие в жизни епархии, всегда хранил чистоту канонов православной Церкви. Не принял позицию обновленцев и отмежевался от них. Был среди подписавших 1 сентября 1922 г. заявление об учреждении Петроградской автокефалии.

5 сентября 1922 года арестован вместе с большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в том, что они «организовывали нелегальные сборища, распространяли ложные слухи, создавая в народе настроения против обновленческого движения». 15 сентября приговорен Петроградским губотделом ГПУ к трем годам ссылки в Оренбургскую губернию. 27 декабря 1922 г. постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам местом ссылки определена Уральская область[167]. Отбывал срок в пос. Джамбейта, где окончил медицинские курсы и работал фельдшером в местной

больнице. Досрочно возвращен из ссылки в ноябре 1924 г. по личному ходатайству патриарха Тихона.

Поскольку Скорбященский храм захватили обновленцы, о. Григорий оказался за штатом, но вскоре стал служить в соборе прп. Сергия Радонежского в Ленинграде. В 1928 г. совмещал служение в храме с преподаванием истории западных исповеданий на Высших богословских курсах.

В 1930 г. назначен настоятелем храма в Сестрорецке Ленинградской области. После закрытия собора в 1931 г. служил в сестрорецкой кладбищенской церкви во имя свт. Николая Чудотворца, в том же году переведен настоятелем в храм Рождества Христова на Песках в Ленинграде.

Священномученик Григорий Сербаринов

3 января 1934 г. по ордеру ОГПУ задержан в Сестрорецке сотрудниками местного погранотряда. Содержался в тюрьме в Ленинграде. В числе 175 обвиняемых во главе с Кирилловским еп. Валерианом (Рудичем) проходил по делу «Ленинградской церковно-монархической организации евлогиевцев». Виновным себя не признал, отрицал свое участие в «контрреволюционной организации по сближению православной церкви с англиканской». Осужден 25 февраля 1934 г. Особой тройкой Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе на пять лет ИТЛ. Отправлен в бухту Нагаева (ныне Магадан), работал на строительстве дороги, потом фельдшером в лагерном медпункте.

По освобождении в 1937 г. поселился в Казани, устроился счетоводом; несмотря на происходившие в стране открытые гонения на веру, сразу обратился к Петергофскому архиепископу Николаю (Ярушевичу), затем к Казанскому архиепископу Никону (Пурлевскому) с просьбой дать ему возможность священствовать.

Вновь арестован 28 декабря 1937 г. по обвинению в том, что, «возвратившись из заключения, восстановил связь с духовенством, продолжал антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. В обвинительном заключении особо подчеркивалось, что отец Григорий добивался места священника и тем самым показал, что «своих контрреволюционных взглядов не пересмотрел». 30 декабря 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Татарской АССР к расстрелу.

Расстрелян 8 января 1938 года в Казани.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 30 июля 2003 г.

Награды

  • набедренник (1910)
  • скуфья (1914)
  • камилавка (1917)
  • золотой наперсный крест (1920)
  • наперсный крест с украшениями (1925)
  • палица (1929)

Архивы, литература

  • ЦГИА СПб. Ф. 567. Оп. 1. Д. 38, 40;
  • Архив УФСБ по СПб. и Ленинградской обл. Д. П-89251, П-66773;
  • Архив УФСБ по Респ. Татарстан. Д. 2-5960.
  • Минувшее: Ист. альм. Вып. 15. М., 1994. С. 613;
  • С.-Петербургская епархия в ХХ в. С. 110-111, 249;
  • Соколова Л. И. Сщмч. прот. Григорий Сербаринов // ЦВ. СПб., 2003. № 8/9. С. 13-15.

Использованные материалы

  • Л. И. Соколова. Григорий Александрович Сербаринов // Православная энциклопедия, т. 12, с. 549-550
    • http://www.pravenc.ru/text/166579.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ...Bk*

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Вместо положенной для вечера Рождества Христова Великой вечерни была отслужена обычная рядовая, в которую, на манер Великого поста, был вставлен вход и все-таки пропет Великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса»[168]. Сразу же была совершена и утреня. Службу совершал один о.Евгений Кузнецов, без диаконов (был диакон, но за отсутствием чтецов (был лишь пономарь, не имеющий полномочий чтения за богослужением) он исполнял обязанности чтеца), при пении верхнего хора. На службе песнопения Рождества Христова были совмещены с песнопениями праздника Собора Пресвятой Богородицы. На утрени же читался канон праздника Рождества Христова с пением припевов, впрочем, сильно сокращенных (больше, чем в сам праздник).

Литургия.

В сам день я также был на службе в СвятоУспенском соборе, где литургию совершал также о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

И снова нам читается текст, в котором апостол называет нас с вами братьями во Христе. Почему же мы братья Христу? Потому что Господь воспринял все наше человеческое естество, кроме греха, не просто приняв плоть, но став полноценным человеком. Только так Он мог принять смерть за всех людей, а значит, совершить Крестную жертву, дабы дать и нам вход в Царство.… Этим апостол говорит о достоинстве христиан. Однако, это и обязывает нас ко многому. «Посему будем внимательны к слышанному, чтобы не отпасть»….

Евангелие (от Матфея): 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Таков путь Христа и Матери Его. Едва Он появляется в мире, как мир желает Его гибели. Уже этим показывается, что Господь пришел в мир не для славы, а для страданий, которые завершатся на Кресте….

По окончании службы о.Евгений поздравил всех с праздником Рождества Христова – со вторым его днем. Во второй день Рождества Христова мы отмечаем Собор Пресвятой Богородицы, то есть, чтим всех, кто способствовали этому событию. Прежде всего, мы чтим саму Божию Матерь, а также праведного Иосифа Обручника, апостола Иакова, брата Господня, а также их предка – пророка и царя Давида. Протестанты, появившись, решили не признавать Священное предание, а только одно Писание. Но Писание открывает нам далеко не все, ибо сами Евангелия писались апостолами спустя годы, а подчас и десятилетия после самих событий, а канон Нового Завета и вовсе сформировался лишь к III веку, когда удалось выделить четыре Евангелия, отсеяв десятки (свыше 30) прочих, чье происхождение и содержание сомнительно. Потому Писание открывает нам лишь малую часть известных сведений. Скажем, в Евангелиях пишется о «братьях Христа» (например, так, где Божия Матерь с братьями приходят ко Христу, чтобы увести Его, поскольку кто-то донес им, что Он-де сошел с ума), но больше ничего об этом не пишется. Потому некоторые протестанты и еретики начинают утверждать, дескать, Иосиф и Мария жили, как обычные муж и жена, а значит, у них были и еще дети. Но в предании четко указывается, что эти «братья» были, на самом деле, сыновьями Иосифа от первого брака. Самому же Иосифу было, к тому времени, 80 лет и он был вдовцом. Детьми его были четыре сына: Иаков, Симон. Иуда и Иосия. В то время лучшим считался путь брачный, поскольку считалось, что в этом случае хоть один потомок доживет до времени пришествия Христа. Безбрачные, тем не менее, были. Были назореи, давшие обет безбрачия, были иессеи, жили отшельниками в окрестностях Мертвого моря. Были также и так называемые зилоты – ревнители, посвятившие себя исполнению Закона Божия. Безбрачными были некоторые группы фарисеев. Божия Матери, с детства общаясь с такими, также дала обет безбрачия, а таких девиц, по достижении 14 лет, отдавали на попечение благочестивым вдовцам, которые и должны были хранить их девство. Таким вдовцом и был Иосиф. Потому, предание очень хорошо допаолняет то, что не указано в Писании. Потому логично и то, что дети праведного Иосифа названы братьями Христу, ведь для всех отцом Иисуса был Иосиф. Так Его и называли – Иисус, сын Иосифов. Потому Евангелистам Матфею и Луке понадобилось создавать родословную Христа, возводя ее именно к Иосифу. О непорочном зачатии, как и о том, что Иосиф не имеет никакого отношения к родившемуся Христу, ибо Он рожден от Духа Святого, апостолы узнали только по Сошествии на них Духа Божия (Он открыл им всю правду, да и сама Матерь Божия рассказывала им обо всем). Однако и Дева Мария проиходила из рода царя Давида (именно поэтому, а также потому что царь и пророк многое предсказал из событий Нового Завета, царь Давид включен в этот Собор). Давида Бог избрал царем после того, как отверг царя Саула, отступившего от повелений Божиих. После многих злоключений Давид стал царем, основав этот великий род.  Род этот уже давно оскудел (оскудение это наметилось уже к моменту пленения Вавилонского) и уже давно не правил землей иудейской, ибо со времен Маккавеев правили уже потомки этого рода. Потом власть над Иудеей при помощи римлян захватит идумейская династия, из которой произойдет царь Ирод Великий. Однако, так решил Бог, и так предсказывали пророки, что именно из рода царя Давида должен будет произойти Христос. Также сегодня в Евангелии читалось, как вскоре по рождении Христа Ангел повелел Иосифу с Марией и МЛАДЕНЦЕМ бежать в Египет от Ирода. Последний воспринял весть о рождении Христа с тревогой, видя в НЕМ не Спасителя мира, а конкурента в борьбе за власть. Этот Ирод истреблял всех, в ком видел конкурентов. Так, им были убиты почти все сыновья, кроме одного Архелая (бывшего какое-то время правителем одной из частей царства своего отца, поскольку по смерти Ирода царство его римляне разделили). Об Ироде римляне с насмешкой говорили, что у Ирода лучше быть свиньей, чем сыном, поскольку свиней иудеи не едят, в то время, как почти всех детей маниакально подозрительный царь поубивал. Это событие, к слову. предсказывали пророки. Пророк Исаия писал: «Рахиль плачет о детях своих и не может утешится, ибо их нет». Дело в том, что как считается, Рахиль – супруга праотца Иоакова, была погребена именно в окрестностях Вифлеема. Лишь по его смерти Иосиф вернулся в Палестину, побоявшись идти через Иудею, а вернувшись в Галилею, где и поселился. После рождения Христа Иосиф прожил еще около 20 лет, и умер в возрасте около 100 лет, так что Христу в то время было уже 20 лет. Апостол Иаков, брат Господень, включен в этот Собор, так как, будучи сыном праведного Иосифа, был близок к Деве Марии, притом, раньше других уверовав во Христа. Впоследствии он стал одним из 70 апостолов, а также епископом города Иерусалима. Под его председательством некогда состоялся апостольский Собор, решавший вопрос о соблюдении христианами из язычников Закона Моисеева, ведь иудействующая партия требовала, чтобы уверовавшие язычники сперва принимали обрезание, а также Закон Моисеев, а уж потом крестились. Но по действию Духа Божия апостолы решили не налагать на уверовавших лишнего бремени, освободив их отбольшей части правил Закона Моисеева. Смерть его, как и большинства апостолов, была мученической – он был сброшен иудеями с крыши храма, а затем побит камнями, после чего некий суконщик убил его ударом валка, которым обычно валял сукно. Таким образом, были убиты почти все апостолы. Только апостол Иоанн Богослов избежал казни, будучи сначала выпив яд, а потом сброшен в кипящее масло, и остался невредим. Его сочли бессмертным, а потому оставили в покое. Все же прочие апостолы были убиты. Христианство для Рима стала враждебной религией, одна принадлежность к которой стала преступлением, а все христиане стали предаваться на смерть. По человеческим меркам, вера Христова должны была погибнуть, однако же, она выжила, и стала господствующей во многих странах. Поистине, в этом состоит чудо Божие. Это ли чудесное выживание веры Христовой и Церкви не является доказательством Богодухновенности веры нашей?!...

Еще раз поздравив всех со вторым днем праздника Рождества Христова, о.Евгений напомнил всем расписание служб на предстоящую седмицу.

Вторник 9 января.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!