СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОДОР ПОРОЙКОВ



Память 22 декабря / 4 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1875 году в с. Мимошня Угличского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя.

Поступил в Ярославской духовной семинарии, но проучился только два курса.

В начале XX века женился и был рукоположен во священника.

Первоначальное место служения о. Феодора неизвестно, к 1930 г. был в сане протоиерея.

В период коллективизации и раскулачивания о.Феодор был арестован и осужден. До 1934 г. находился в заключении.

По освобождении назначен священником в с. Вощажниково Борисоглебского уезда Ярославской губернии и благочинным 5-го округа.

К 1934 году в селе Вощажникове, в котором было несколько церквей, остался один храм. Отец Феодор делал все возможное, чтобы сохранить этот последний храм, предотвратить его закрытие. В 1936 г. был сделана очередная попытка закрыть храм. От имени приходского совета о.Феодор написал заявление-протест против закрытия церкви, которое подписали верующие и отправили в Москву. Храм удалось отстоять.

10 октября 1936 года о. Феодор был арестован по обвинению в "антисоветской агитации". Все воздвигнутые на него обвинения о.Феодор отверг, не назвал даже адреса своих родных.

16 января 1937 года спецколлегией Ярославского областного суда был приговорен к пяти годам лагерей. Был этапирован в Кулойлаг.

Скончался 4 января 1938 года в Кулойлаге.

26 января 1996 года был реабилитирован по 1936 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...U**

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,- радоваться.

2С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему.

6Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20ибо гнев человека не творит правды Божией.

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Скор на слушание, медлен на слова, и медлен на гнев. Короткой фразой сказано очень много. Апостол призывает

к усердию в слушании Слова Божия, но при этом обуздывая свой язык. Увы, большая часть того, что мы говорим, это банальное пустословие. Впрочем, как сказано в Евангелии, «от избытка сердца глаголют уста». То есть, о чем я думаю, о том, вероятно, я захочу поделиться с окружающими, и если мои мысли заняты пустым, то и говорить я будут о том же. То есть, борьба с пустословием бесполезна без контроля над полетом мыслей, воздержание же языка – лишь следствие. Потому и сказано, что умеющий воздерживать язык – «муж совершенный, способный обуздать и все тело». То есть, воздержание языка – это не начало подвига, а скорей, его следствие…. Потому, решив обуздывать язык без желания обуздывать мысли, человек не получает никакой пользы, зато… скоро может начать разговаривать сам с собой. Обуздание гнева же – это штука еще более сложная, так как гнев для падшего человека естественен. Многие на этом заканчивают разговор, цепляясь за слова в Писании о «гневе Божием», дескать, если Бог гневается, значит и мне можно. Но «Бог не гневается на грешникам и не радуется, когда они каются» - говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Согрешающий отдаляется от Бога, делаясь несходным с Ним, роднясь более с духами злобы, которые и обретают власть над ним. Кающийся же, очищаясь, приближается к Богу. «сказать, что Бог отвращается от грешников, все равно что говорит: солнце отвращается от лишенных зрения»…» - говорит тот же преподобный Иоанн. То есть, гневу нет никакого оправдания. Однако это не делает борьбу легче, так как для нас естественно гневаться. Поэтому борьба с грехом часто предусматривает борьбу с падшим человеческим естеством, а в этой борьбе сам человек без помощи Божией победить не может….

Евангелие (от Марка): 17Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, 30и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31Многие же будут первые последними, и последние первыми.

В одних из Евангелий указывается, что пришедший – был юноша, в других же – что некий из иудейских богословов задал вопрос, чтобы посмотреть, как Он ответит на него. Возможно, верно и то и другое, ведь многие приходили ко Христу, либо задавая вопросы, либо прося чего-либо. Впрочем, мало пользы в том, чтобы гадать – как все было на самом деле. Более полезно будет понять данный текст. Некто спрашивает Христа о правилах духовной жизни. Некий опыт у него был, связанный, впрочем, более, с внешним исполнением правил Закона Моисеева, во всяком случае, когда Господь называет ему 10 заповедей Закона Синайского, он хвастливо заявляет, что все это он соблюдает еще от юности. Однако как бы он ни хвалился, каким бы совершенным себя не называл, но все же некий голос совести, очевидно, говорил в нем, напоминая, что все эти внешние правила – далеко не все. Христос, будучи совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха, а не только Богом (ибо Бог одинаково любит всех, не имея антипатий к одним и симпатий – к другим), проникся симпатией к нему, несомненно, имеющему стремление не к показному, но подлинному благочестию. И все же Он называет одно из главных препятствий на пути этого человека к духовной жизни – богатство. Услышав повеление раздать свое богатство нищим, остаться без всего, что имел, а затем – следовать за Христом, он был разочарован, ибо потеря богатства для него означала потерю смысла жизни. Дело не в том, что богатство, будто бы, является препятствием на пути к Царству, как вещают некоторые богословы левацких взглядов, но в том, что человеческие пристрастия делают его препятствием, привязываясь к этому богатству и делают его смыслом жизни. Смыслом жизни становится накопление и содержание состояния, а остальное становится средством для достижения цели, в том числе, сам Бог для человека отходит на второй план. Само же богатство для человека является средством удовлетворения своих мелких страстей и страстишек, вместо того, чтобы оказать помощь своим, менее удачливым ближним (есть и такие сердобольные богачи, но это небольшое количество лишь подтверждает общее правило). Увы, эта страсть к деньгам в той или иной мере вспыхивала в каждом, кто хоть в какой-то мере имел свой заработок, а потому эти слова актуальны для большего числа людей, чем можно было бы предположить, а потому вопрос – что дороже человеку – земное или небесное, актуален для всех без исключения.… Для учеников слова Христа были откровением, ибо они привыкли считать богатство признаком праведности. Богатство воспевается в книгах Притч и Премудростей Соломоновых, и именуется признаком праведности. Именно так воспринимали его иудеи (этот взгляд на богатство унаследовали и протестанты). Но теперь Господь опровергает это мнение о богатстве. Но если и богатому трудно войти в Царство Небесное и богатство – вовсе не признак того, что человек уже спасен, то кто же может спастись? И Господь отвечает, говоря самое главное – спасение выше сил человека, но сам Бог спасает его. Исполнение заповедей лишь учит человека его немощи. Желая уклоняться от греха, он понимает вдруг, что не может не грешить и что без помощи Божией он бессилен сделать что-либо и тогда он вопит к Богу, прося помощи и лишь с помощью Божией он оказывается способен сделать что-либо.... Таким образом, не сам человек спасается¸ но Бог спасает его, хоть это не отменяет необходимости приложения усилий самого человека по своему спасению, так как Бог не спасает человека без его согласия.

И чтения праздника Великомученицы Анастасии. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Апостол обличает паству, уклонившуюся в иудейство, напоминая, что обряды Закона Моисеева еще никого не спасли, но спасение пришло через Христа. Именно потому большая часть правил Закона была для христиан отменена, а потому возвращающиеся к ним, погрешают.… И тут же апостол говорит краткие слова, обращаясь к пастве. В этих словах сказано о самой сути отношений между христианами… Краткие слова, но какая высота! Здесь апостол призывает крестившихся не на словах, а на деле быть верными Божиими и при этом воспринять предписанное нам всем отношение к ближним, при котором для христианина уже нет ни родственников, ни знакомых, ни незнакомых, ни врагов, ни друзей, но все – творения Бога, возлюбившего всех и каждого из нас и заботящегося обо всех, вне зависимости от его качеств и пороков. Более того, все люди – суть чада Божии, а во Христе – братья и сестры и такое отношение – есть начало Царства Божии на земле. Относящийся к ближним таким образом, готовый истощать себя ради ближнего, уже на земле воспринял самое начало будущего Царства, где «не женятся, не выходят замуж, но живут, как Ангелы Божии на небесах», то есть, почитающие отцом Бога, а себя – братьями и сестрами. Увы, для падшего человека такое отношение к ближнему чуждо – он привык к одним обретать пристрастие, нередко болезненное, перерастающее в зависимость, а других ненавидеть даже до желания их смерти. Но все это чуждо христианина и отчуждает человека от Бога. Именно поэтому мы призываемся к стяжанию этой любви. Но для того, чтобы стать таким, недостаточно сказать утром «сегодня я стану любить моих ближних, как самого себя». Для этого нам с вами придется пройти тяжелый путь воспитания в себе этого христианского отношения к ближним, в немалой степени, основанного на отвержении своих греховных влечений, страстных симпатий и антипатий. Проще говоря, симпатию христианин должен иметь ко всем людям…. Но для этого ему придется много потрудиться. Мы с вами пока стоим где-то на начале этого пути, если, вообще, стоим, но именно поэтому эти слова и читаются нам.

Евангелие (от Луки): 36Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Одно из традиционных чтений на праздники Святых жен. Господь пребывает в доме некоего фарисея. Узнав об этом, в этот дом наведывается некая женщина. Писание говорит о ней лишь то, что она была грешницей, однако в литературе ее единодушно именуют блудницей. В Евангелии в трех местах есть похожие сцены, так что иные думают, что речь идет об одном и том же событии, впрочем, в синаксаре[86] утрени Великой среды разъясняется, что речь идет все-таки о разных событиях и разных людях.… Так или иначе, но Господь здесь принимает покаяние этой падшей женщины, вдруг осознавшей всю глубину своего падения. Но для фарисея, у которого Христос гостил, она была лишь человеком, пребывающим в нечистоте, с которым правоверному иудею грешно было даже разговаривать, не то что позволять прикасаться. Покаяние этой женщины, уже созревшее и выраженное в действиях, фарисей не заметил, а потому начал роптать. Но Господь видит ее покаяние и в своих действиях не просто принимает, но показывает и то, что Он – Творец мира, тот, кто сам установил Законы, данные иудеям, а потом волен делать то, что считает нужным. Он вслух заявляет о своей власти прощать грехи, вызывая ропот у хозяев, но также и дает пример любви, могущей иногда опускать строгие правила Закона ради помощи человеку, при условии, однако, несомненной заботы о пользе его, а не потакания произволу ближнего, что нередко понимают под заботой о ближнем. Что же это значит для нас? Да, то, что пока продолжается земная жизнь, Бог не отвергает никого, никакой, даже самый тяжкий грех не может помешать Богу принять покаяние человека. Поздно будет, когда смерть изымет человека из этой жизни, ну, а пока остается надежда, шанс, которым мы призываемся воспользоваться…

Святитель Нифонт Кипрский

Пятница 5 января.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!