СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЛЕОНТИЙ СТРОЦЮК, ДИАКОН



Память 21 декабря / 3 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых

Родился в январе 1878 года в селе Сагрынь Грубешовского уезда Люблинской губернии (ныне - восток Польши) в украинской семье псаломщика.

В 1904 году был определен псаломщиком в Троицкий храм родном селе.

В 1907 году рукоположен в сан диакона к тому же храму.

В 1918 году был переведен на служение в Московскую епархию и определен в Казанскую церковь в селе Коломенское Московского уезда.

25 ноября 1937 года в Садовниковском сельсовете по требованию НКВД выдали справку. В ней было написано, что диакон Леонтий: «является организатором всех верующих сельсовета, со своей стороны считаем, что он не советский человек и своей агитацией мешает проводить все кампании на селе».

25 и 26 ноября следователи допросили свидетелей, которые подписали необходимые показания.

1 декабря власти арестовали благочинного протоиерея Валентина Кострова, заштатного священника Петра Успенского и диакона Леонтия Строцюка, заключив их в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста отец Леонтий был допрошен.

– Когда и за что вы привлекались к судебной ответственности? – спросил следователь.

– К судебной ответственности я не привлекался.

– Какие у вас взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках?

– Взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках, нормальные, ссор и личных счетов ни с кем не имел и не имею.

– Вы обвиняетесь в том, что совместно с Костровым и Успенским вели активную контрреволюционную

деятельность. Дайте показания.

– Никакой антисоветской деятельности я не вел.

– Показаниями свидетелей, допрошенными по вашему делу, вы достаточно изобличаетесь в том, что вели активную контрреволюционную деятельность.

– Хотя я и уличаюсь свидетельскими показаниями в своей антисоветской деятельности, но лично я не вел никакой антисоветской агитации.

– Следствие вам не верит. Вы лжете и не даете правдивых показаний.

– Я следствию даю правдивые показания.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.

На этом допросы были закончены. 3 декабря дело было передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 7 декабря 1937 года приговорила диакона Леонтия Строцюка к десяти годам заключения в лагере. Этапом он был отправлен в Амурлаг Амурской области.

8 апреля 1939 года отец Леонтий подал заявление, в котором просил пересмотреть его дело, потому что никакого преступления он не совершал. Поскольку разбирательство шло долго, отец Леонтий 27 октября 1939 года подал еще одно заявление. В это время он уже находился в лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага.

Были передопрошены свидетели, а также вызваны на допрос другие. Все они подтвердили, что отец Леонтий высказывался в защиту Церкви, был недоволен закрытием храмов и поруганием святынь. Его просьбы были оставлены без последствий.

Скончался 3 января 1941 года в лагерном лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 августа 2004 года.

Награды

  • двойной орарь (1921)

Использованные материалы

  • Составитель священник Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 282-284.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...536
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...BU*
    • http://pstgu.ru/news/martir/2012/01/03/34748/

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь святителя Московского Петра. служил о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить….

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где литургию совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,- радоваться.

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Часто пишется «Бог искушает», «Бог навел беду». Но Бог никому не желает зла и никого не вводит в грех. Он лишь попускает находить на человека искушению, которое производят духи злобы. Однако Бог не желает никому погибели. Напротив, попустив первым людям потерпеть искушение от диавола, Бог предупредил заранее о пагубности нарушения заповедей. Испытание связано с желанием Бога научить человека бороться и побеждать. Но это не значит, что Бог хочет наводить на человека зло. Это в вероучении мусульман Бог сам вводит человека в грех и сам же за грех наказывает. Он еще и подчеркивают, дескать, никто человека не спасет, если сам Бог ввел его в грех….. Но это – хула на Бога. Чтобы понять, как находят на человека скорби и искушения, лучше прочитать Книгу Иова. где четко пишется о том, что искушения наводит диавол. И в Новом Завете Господь четко говорит: «Подобает быть искушениям, но горе тому человеку, через которого они приходят. Лучше тому человеку повесить на шею мельничный жернов и бросить в глубину морскую.» Таким образом, не Бог повинен в искушении, но дух или человек (по внушению духа), искушающий.  Человек же волей своей может отвергнуть его. Но чаще его воля, ослабленная потаканием греховным влечениям, уступает. Поэтому согрешивший не может вину за грех свалить ни на кого, ибо сам повинен в том, что уступил без борьбы….

Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Очень известные слова. Многие трактуют это так, что маленький ребенок до определенного возраста, дескать, подобен Ангелу. Но природа человека изначально повреждена, и человек очень рано начинает творить зло в той или иной мере. Ребенок склонен иной раз бунтовать против родителей, как бы испытывая их терпение. Тот же факт, что к исповеди человек приступает лишь с 7 лет, связан не с тем, что до 7 лет он-де безгрешен, а с тем, что до этого возраста он не может отвечать за свои поступки. К исповеди же он приступает, как только у него появляется эта ответственность за свои действия. Таким образом, связаны эти слова вовсе не с этим. Так с чем же? А связаны они с тем, что бунтуя, ребенок, в то же время, склонен верить родителям, ожидая от них только добра. Ребенок не думает о том, что он будет есть, во что одеваться и прочее, так как знает, что всем этим его обеспечат родители. К такой вере Богу Господь призывает и всех, дабы человек все мысли обратил к своему спасению, твердо усвоив себе то, что все остальное даст ему Бог в той мере, в какой ему это нужно и полезно. Речь не о том, чтобы сидеть на кровати и ждать, пока Бог сам даст нам все готовое, но о том, чтобы трудясь (с усердием, насколько это возможно), заботу о результате мы оставили Богу. Это и есть вера Богу. Как ребенок не подумает, что родители сегодня его могут не накормить или выгонят из дома, так и христианин не должен сомневаться в благости Божией. Если же на нас находят какие-либо скорби, то это значит, что мы сами своими грехами предали себя во власть духам злобы, и Бог попускает им мучить нас, дабы мы поняли, во что угодили.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

И снова рассуждения апостола о страданиях Христа. Объясняя суть Крестного подвига Христова. апостол

уподобляет Христа первосвященнику, приносящему жертву, что по сути, так и есть….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских[79] и Сидонских[80], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Заповеди блаженства – кратко…

По окончании службы о.Евгений напомнил всем о том, что сегодня празднуется преставление святителя Московского Петра. Формально он был митрополитом Киевским и Владимирским, но фактически он стал первым из русских первоиерархов, который обосновался в Москве. Он пребывал на кафедре в самый разгар монгольского ига. Правда, не иго это было самым страшным для русской земли. Самой страшной бедой были бесконечные междоусобицы русских князей. Тверское княжество шло против Владимирского, Владимирское – против Смоленского и так далее. Брат шел на брата. Бесконечным потоком лилась кровь русских людей. Нередки были случаи, когда князья во время распрей приводили на Русь орды татар, и те разоряли русские земли, грабили, убивали, уводили тысяч пленников. В это-то страшное время на Русь был поставлен святитель Петр. Он много увещевал князей, призывая прекратить распри, примиряя их. Также он, прибыв в свой кафедральный град Киев, некогда богатейший город, а теперь, после нашествия Батыя превратившийся в незначительное селение, понял, что здесь находиться нельзя. Сперва он переселился в город Владимир, а потом, по приглашению Московского князя Ивана Калиты – в Москву. Князь Иван Калита (прозвище Калита означает «кошелек», так как он всегда носил с собой мешок с деньгами для раздачи милостыни) не имел никакого права на великое княжение, но используя хорошие отношения с ханом Узбеком, подкупы и разные хитрости, купил ярлык, а потом начал всеми правдами и неправдами собирать под свое начало другие земли. По законам того времени он был неправ. Однако князь видел дальше других, понимая, что восстановить Русскую землю можно только через объединение. Потому он и действовал так, ведь каждый князь держался за свою вотчину, которая для него была всем…. И святитель Петр понимал это. Важно и то, что если в политической сфере на Руси не было единства – каждый князь был сам за себя, то в Церкви это единство было, так что епископы могли выполнять роль посредников в диалоге между землями, что облегчало диалог... При участии святителя Петра в Московском Кремле был заложен собор в честь Успения Божией Матери (освящен он был уже после его кончины). Святитель сыграл выдающуюся роль в жизни Церкви, почему прославлен он был менее чем через 20 лет после преставления, став первый из предстоятелей Русской Церкви, нареченный святителем Московским, а не Киевским.

Четверг 4 января.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!