Ненадежные люди уверены в своей праведности и не склонны к смирению



Среди современников Иисуса более всего в своей праведности были убеждены фарисеи. Иисус высмеял их «праведность» в следующей притче:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику.

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Луки 18:10-14).

Мытарь не считал себя праведником, он смиренно взывал к милости Божьей, понимая, что только благодать Божья может принять его с любовью. Фарисей же самого себя считал хорошим человеком, а других — дурными, он верил (и очень напрасно), что «зло» находится исключительно вне него самого.

Ненадежные люди не отождествляют себя с другими, не видят в себе таких же грешников, с трудом и в борениях ищущих путь к истине. Нет, они «выше всего этого». Они «лучше», а в тех, кто имеет с ними дело, накапливается чувство стыда и вины, в конце концов полностью блокирующее возможность близких отношений, поскольку обе стороны находятся в неравных условиях, а в такой ситуации нормальные отношения невозможны. Неравенство порождает постоянное сопоставление, состязание, потребность в самообороне и в итоге отчуждение.

Психология называет подобную динамику схемой «не-я»: структура их характера не позволяет этим людям воспринимать определенные моменты как аспекты собственного «я» — они проецируют их на других людей. Не желая замечать собственные изъяны, они говорят о «людях вообще» так, словно не принадлежат к их числу.

 

Ненадежные люди извиняются, но не изменяют своего поведения

— Но на этот раз он и в самом деле чувствовал себя виноватым, — заступалась она. — Я сказала ему, что мне все известно, и он заплакал: так он сокрушался обо всем, что наделал. Я же видела — это просто надрывает ему сердце.

Так говорила моя пациентка о супруге, которого уличила в связи с другой женщиной. Она поверила в искренность его раскаяния, приняла его обещания, что это никогда больше не повторится. Однако ее муж много раз прибегал к подобного рода «исповеди». Он всегда «чувствовал себя виноватым», плакал и на короткое время менял свои привычки. Это была уже четвертая супружеская измена. В предыдущих подобных ситуациях он тоже «очень сокрушался».

Однако раскаяние должно проявляться в делах, а не на словах. В Библии покаяние — «метанойя» — означает полное и решительное изменение характера, и это изменение должно закрепиться, а не быть непродолжительным поворотом на 180°, как у этого человека. И после покаяния поведение человека не становится совершенным, но если перемена произошла в действительности, то она со временем будет приносить плоды.

Покаяние означает «перемену ума», внутренний переворот, перерождение. До начала служения Иисуса Иоанн Креститель со всей суровостью проповедовал израильтянам необходимость покаяния: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Луки 3:7-9, курсив мой).

Жена одного известного христианского проповедника как-то сказала мне: «За двадцать пять лет я не помню случая, чтобы я высказала мужу какую-то свою обиду, а он вновь поступил так же. Если он просит прощения, он и в самом деле сожалеет о случившемся и старается изменить себя». Вот это свидетельство христианской веры.

Покаяние означает признание своей неправоты и желание измениться, поскольку человек не хочет и далее оставаться дурным. К покаянию его побуждает любовь к близким, огорчение от причиненной им обиды. Такие люди заслуживают доверия, они следуют путем исправления, путем святости, они следят за своими поступками.

Ненадежные люди торопятся извиниться, они прикидываются, будто и впрямь чувствуют себя виноватыми, будто и они ищут святости. На самом же деле они попросту обманывают собеседника. Они говорят «правильные» слова, и близкие могут «купиться» на их слезы и «скорбь». Однако этих людей куда больше, чем сама вина, удручает мысль, что они попались. Меняться они не хотят, и их будущее станет повторением прошлого.

Повторяю: речь идет не о совершенстве. И те люди, которые способны меняться, остаются несовершенными и могут вновь впасть в грех. Однако покаяние производит в человеке заметные изменения, которые не связаны с неприятным ощущением от того, что он уличен, и которые не представляют собой попытку «отделаться».

Прогнозы для таких перемен всегда более оптимистичны, когда им предшествует не разоблачение, а подлинная исповедь и понимание того, что идет не так. Иногда и разоблачение приводит к покаянию и желанным переменам, однако их устойчивость проверяется только временем.

Принципиальный вопрос заключается в том, вызвано «покаяние» давлением извне или же подлинной внутренней потребностью изменить свой характер. «Попавшийся» или пытающийся смягчить гнев своего собеседника «преступник» не имеет постоянной мотивации к исправлению. Такой мотивацией может стать лишь неутолимая страсть к праведности и любовь к ближним, которым нанесена обида.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!