Ненадежные люди набожны, но не духовны



Будучи молодым христианином, я тянулся к набожным людям, восхищаясь их преданностью Богу и начитанностью в Священном Писании. Они казались сильными, цельными людьми, и я хотел во всем уподобиться им.

Примерно пять лет я общался с ними. За это время я существенно вырос и приобрел большие познания в богословии, однако, сам того не замечая, все дальше уходил от самого себя. Чем более набожным я становился, тем меньше это совпадало с моим представлением о духовности. Я перестал ощущать собственную уязвимость, боль, потребность в других людях, свою греховность и дурные стороны, многие другие аспекты, без которых личность остается неполной.

Я очнулся, когда многие мои отношения закончились крахом. Я попытался понять, почему я не могу сблизиться с людьми и на самом глубоком уровне довериться им, почему, все больше и больше узнавая о Боге, я все дальше отхожу от Него.

В программу моей подготовки входило участие в группе психотерапии. Там люди были настоящими, и они показали мне, что некоторые черты своей личности я просто «симулирую». Я научился откровенно говорить о своих проблемах и своем несовершенстве. Чем более уязвимым я становился, тем теснее я сближался с другими людьми и тем сильнее в них нуждался. Окружавшие меня надежные люди принимали меня таким, каким я был, и я научился открывать им свою греховность и слабость, свои борения. Тогда и начался для меня духовный рост, и я узнал о Боге гораздо больше, чем в ту пору, когда был столь «набожным».

С тех пор я умею отличать «ненастоящих» людей, какими бы духовными они ни казались на первый взгляд. Я стал точнее выбирать себе друзей, находить людей, действительно знающих Бога и Его пути, а не подменяющих это знание религиозной терминологией и избыточной активностью. Я сблизился с людьми, готовыми к подлинному общению, пониманию и любви, с людьми, не лгавшими ни о себе, ни о жизни.

 

Ненадежные люди не терпят критики и тут же переходят к обороне

Вместе с коллегой (назовем его Джей) я готовился к конференции. Мы распределили между собой обязанности, и Джей должен был обеспечить все необходимые материалы, включая проектор и коробку со слайдами, и подвезти книги.

Накануне этого мероприятия Джей позвонил мне.

— Вы могли бы прихватить с собой запасные экземпляры своей книги? — спросил он.

— Что это значит? — изумился я.

— Я подумал — было бы хорошо прямо там устроить распродажу ваших книг.

— Но ведь вы сами должны были позаботиться об этом! — воскликнул я.

— У меня и без того хватает дел, — возразил он. Стараясь не выказать нетерпения, я настаивал:

— Мы же договорились, что за доставку книг на конференцию отвечаете вы!

— Вы всегда обращаете внимание только на мои огрехи, — обиделся он. — Вы даже не замечаете того, что идет как надо. Почему вы всегда считаете себя правым?

Джей — типичный образец ненадежного человека. Как только я уличил его в безответственности, он перешел к обороне и начал подбирать оправдания для себя, перекладывая вину на меня.

А вот разговор с одним моим другом, состоявшийся за пару недель до того. Когда я набирал номер его телефона, я чувствовал, как сильно стучит мое сердце: кое-какие особенности в поведении этого человека начали меня тревожить, и я считал необходимым откровенно поговорить с ним. Однако я опасался, что он может принять в штыки мои упреки и наши отношения разрушатся.

Я ожидал отпора, обиды, но, к моему изумлению, собеседник спросил лишь:

— В Самом деле? Что вам во мне не нравится?

Я пояснил, что, на мой взгляд, было деструктивным в его поведении.

— Ну и ну, — откликнулся он. — Я и не задумывался об этом. Теперь я понимаю, о чем вы говорите. Действительно, это большой недостаток. Вы поможете мне избавиться от этой привычки?

Его откровенность и готовность признать свои ошибки существенно облегчили нам разговор, и я с радостью согласился ему помочь. На более глубоком уровне я ощутил близость к этому человеку и проникся уважением к нему. Я видел: для него важнее поступать правильно, нежели найти оправдание в собственных глазах.

Это одна из примет надежного человека: ему можно в лицо сказать неприятную истину. Любые отношения осложняются какими-то проблемами, поскольку каждый человек несовершенен. Чем ближе становятся отношения, тем с большей очевидностью проявляются в них эти проблемы. Весь вопрос в том, стерпим ли мы от друга замечание, указание на свою неправоту, примем ли мы конструктивную критику, не уходя в глухую оборону. Библия напоминает нам, что человек, прислушивающийся к критике, разумен, а отвергающий ее — глупец. Как сказано в Притчах 9:7-9: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание».

Писание говорит нам о необходимости принимать чужие упреки (см. Матфея 18:15). Откровенный разговор помогает лучше узнать самих себя и отказаться от дурных привычек.

В близких отношениях неизбежны и огорчения, поскольку все мы несовершенны. Однако надежные люди достаточно мудры, чтобы выслушать обличение своего греха и постараться загладить обиду. Они готовы признать свою неправоту. Если же человеку присуща склонность к самообороне, то и в результате откровенного разговора с ним мы не избавимся от бремени обид, причиненных нашим отношениям его природным несовершенством. Человек, не признающий необходимости исправиться, разумеется, и не будет меняться, а станет только множить обиды.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!