Выстаиваю ночи в молитвах и сплю, кушаю мясо, женюсь на женщинах.



А кто отвернётся от моей сунны, то (такой) не от меня».

(Бухари 5064, Муслим 1401)

 

Аллах сказал: ﴿وَمَا كَانَ لِرَسُولٍ أَن يَأْتِىَ بِـَايَةٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللَّهِ﴾ «Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха» – т.е. посланник не может сам по себе сотворить чудо перед своим народом, кроме как с дозволения Аллаха, ибо это зависит не от посланника, а от Аллаха Всемогущего – Он делает то, что пожелает.

﴿لِكُلِّ أَجَلٍ كِتَابٌ﴾ «Для всякого предела - своё писание» – т.е. у каждого есть свой ограниченный срок, написанное предписание, и каждая вещь у Аллаха соразмерена:

﴿أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِى السَّمَآءِ وَالاٌّرْضِ إِنَّ ذلِكَ فِى كِتَـبٍ إِنَّ ذلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ ﴾

«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле?

Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко». (22:70)

 

Аллах сказал: ﴿يَمْحُو اللَّهُ مَا يَشَآءُ﴾ «Стирает Аллах, что желает» – из ниспосланных небесных писаний; ﴿وَيُثَبِّتْ﴾ «И утверждает» – так до тех пор, пока все они не были отменены Кораном, ниспосланным Аллахом Его посланнику,

да будем мир и благословение Аллаха над ним.

 

Муджахид прокомментировал: ﴿يَمْحُو اللَّهُ مَا يَشَآءُ وَيُثْبِتُ﴾ «”Стирает Аллах, что желает,

и утверждает” – кроме смерти и жизни, счастья и несчастья, ибо это неизменно».

Мансур сказал, что спросил у Муджахида: «Некоторые из нас возводят такую мольбу:

 “О, Аллах, если моё имя было среди счастливцев, то утверди его там,

 а если моё имя среди несчастных, то сотри его оттуда”. Он ответил: “Хорошо”.

Потом я его встретил через год или больше и спросил об этом, на что он ответил:

﴿إِنَّآ أَنزَلْنَـهُ فِى لَيْلَةٍ مُّبَـرَكَةٍ﴾ «Поистине Мы ниспослали его в ночь предопределения»(97:1-2)

Он выносит решения в ночь предопределения, какой удел и какие невзгоды

постигнут человека на год, а затем даёт отсрочку или ускоряет по своему желанию.

Но что касается счастья или несчастья, то это утверждено и неизменно».

 

Аль-А’маш передаёт от Ваиля Шакика ибн Саламы, что он часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О, Аллах, если Ты вписал нас из несчастных, то сотри нас оттуда,

и запиши нас среди счастливых, а если Ты вписал нас среди счастливых, то утверди нас там. Ибо поистине Ты стираешь, что пожелаешь, и утверждаешь, и у Тебя матерь писания».

 Ибн Джарир ат-Табари передал этот пересказ. Подобные риваяты передают от Умара ибн аль-Хаттаба и Абдуллы ибн Ма’суда, что Аллах стирает и утверждает, что пожелает в книге предопределения. Это мнение подтверждается хадисом, переданным имамом Ахмадом от Саубана, в котором посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«إِنَّ الرَّجُلَ لَيُحْرَمُ الرِّزْقَ بِالذَّنْبِ يُصِيبُهُ، وَلَا يَرُدُّ الْقَدَرَ إِلَّا الدُّعَاءُ، وَلَا يَزِيدُ فِي الْعُمْرِ إِلَّا الْبِر»

«Поистине человек лишается удела из-за греха, совершённого им. И ничто не предотвратит предопределение кроме мольбы. И ничто не увеличит жизни кроме благочестия». (Ахмад 5/277) Ан-Насаи и ибн Маджах также передали этот хадис.

В достоверном хадисе также говорится,

что поддерживание родственных уз увеличивает жизнь. (Бухари 5986, Муслим 2557)

 

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:

 ﴿يَمْحُو اللَّهُ مَا يَشَآءُ وَيُثْبِتُ وَعِندَهُ أُمُّ الْكِتَـبِ ﴾ «”Стирает Аллах, что желает, и утверждает;

 у Него - мать книги” – человек живёт, повинуясь Аллаху, но возвращается к грехам, и умирает на этом – это тот, кого стёрли. Другой человек живёт во грехе, но его постигает благо, и он начинает жить в повиновении Аллаху, и умирает на этом. Он тот, кого утвердили».Саид ибн Джубайр передаёт, что смысл этого аята в другом аяте:

﴿فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَآءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَآءُ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ﴾

«Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает.

Аллах способен на всякую вещь». (2:284)

 

Аллах Всевышний сказал далее:

وَإِن مَّا نُرِيَنَّكَ بَعْضَ الَّذِى نَعِدُهُمْ أَوْ نَتَوَفَّيَنَّكَ فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَـغُ وَعَلَيْنَا الْحِسَابُ

(40) Или Мы покажем тебе часть того, что обещаем им, или упокоим тебя. На тебе - только доведение, а на Нас - расчёт!

أَوَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّا نَأْتِى الاٌّرْضَ نَنقُصُهَا مِنْ أَطْرَافِهَا وَاللَّهُ يَحْكُمُ لاَ مُعَقِّبَ لِحُكْمِهِ وَهُوَ سَرِيعُ الْحِسَابِ

(41) Разве они не видели, что Мы приходим к земле и укорачиваем ее по краям? Аллах вершит суд, и нет задерживающего Его суд, а он быстр в расчете!

Всевышний Аллах говорит Своему посланнику:

﴿وَإِن مَّا نُرِيَنَّكَ﴾ «Или Мы покажем тебе» – о, Мухаммад кое-что из того,

что Мы обещали твоим врагам из унижения и возмездия в этой жизни;

﴿أَوْ نَتَوَفَّيَنَّكَ﴾ «Или упокоим тебя» – т.е. перед этим;

﴿فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَـغُ﴾ «На тебе - только доведение» – т.е. суть, Мы послали тебя донести

нашу миссию, и ты сделал то, что тебе было велено;

﴿وَعَلَيْنَا الْحِسَابُ﴾«А на Нас – расчёт» – т.е. отчёт (за) дела и воздаяние.

Подобно это словам Аллаха:

﴿فَذَكِّرْ إِنَّمَآ أَنتَ مُذَكِّرٌ لَّسْتَ عَلَيْهِم بِمُسَيْطِرٍ إِلاَّ مَن تَوَلَّى وَكَفَرَ

 فَيْعَذِّبُهُ اللَّهُ الْعَذَابَ الاٌّكْبَرَ إِنَّ إِلَيْنَآ إِيَابَهُمْ ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا حِسَابَهُمْ ﴾

«Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними.

А тех, кто отвернётся и не уверует, Аллах подвергнет величайшим мучениям.

 К Нам они вернутся, и затем Мы потребуем у них отчёта». (88:21-26)

 

Далее Аллах сказал: ﴿أَوَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّا نَأْتِى الاٌّرْضَ نَنقُصُهَا مِنْ أَطْرَافِهَا﴾

«Разве они не видели, что Мы приходим к земле и корачиваем ее по краям?»

 Ибн Аббас прокомментировал: «Разве они не видят, как Мы открываем

(имеются в виду завоевания) земли Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует».

Аль-Хасан и ад-Даххак прокомментировали: «Т.е. победа мусульман над

многобожниками, подобно тому, как Аллах сказал об этом в другом аяте:

﴿وَلَقَدْ أَهْلَكْنَا مَا حَوْلَكُمْ مِّنَ الْقُرَى﴾ «Мы уже погубили селения, которые были вокруг вас».

(46:27)

 

Аллах Всевышний сказал:

 

وَقَدْ مَكَرَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلِلَّهِ الْمَكْرُ جَمِيعًا يَعْلَمُ مَا تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ وَسَيَعْلَمُ الْكُفَّـرُ لِمَنْ عُقْبَى الدَّارِ

(42) Ухитрялись те, которые были до них, но у Аллаха - вся хитрость.

Он знает, что приобретает всякая душа, и узнают неверные, кому воздаяние жилища!

 

Всевышний Аллах говорит: ﴿وَقَدْ مَكَرَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ﴾ «Ухитрялись те,

которые были до них» – т.е. затевали (козни) против посланников,

хотели изгнать их из их селений, но Аллах тоже ухитрился и устроил

хороший конец для богобоязненных. Подобно тому, как Он сказал об этом:

﴿وَإِذْ يَمْكُرُ بِكَ الَّذِينَ كَفَرُواْ لِيُثْبِتُوكَ أَوْ يَقْتُلُوكَ أَوْ يُخْرِجُوكَ وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـكِرِينَ ﴾

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрящих». (8:30) а также:

﴿وَمَكَرُواْ مَكْراً وَمَكَرْنَا مَكْراً وَهُمْ لاَ يَشْعُرُونَ - فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَـقِبَةُ مَكْرِهِمْ أَنَّا دَمَّرْنَـهُمْ وَقَوْمَهُمْ أَجْمَعِينَ ﴾

«Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость,

но они не ощущали этого. Посмотри же, каким был конец их хитрости!

Мы уничтожили их вместе со всем их народом». (27:50-51)

 

Далее Аллах сказал: ﴿يَعْلَمُ مَا تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ﴾ «Он знает, что приобретает всякая душа» – т.е. Он Всевышний сведущ обо всех секретах и тайных мыслях, и воздаст каждому человеку за его деяния; ﴿وَسَيَعْلَمُ الْكَـفِرُ﴾ «и узнает неверный» – согласно одному чтению этого аята, или: ﴿الْكُفَّـرُ﴾ «Неверные» – согласно другому чтению;

﴿لِمَنْ عُقْبَى الدَّارِ﴾ «Кому воздаяние жилища» – т.е. кому будет дарован счастливый конец,

им или же тем, кто последовал за посланниками? Конечно же хороший конец будет для последователей посланников в этой жизни и в жизни вечной. Хвала Аллаху!

 

Аллах сказал:

 

وَيَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُواْ لَسْتَ مُرْسَلاً قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيداً بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِندَهُ عِلْمُ الْكِتَـبِ

(43) И говорят те, которые не верили: "Ты - не посланный!" Скажи:

"Довольно Аллаха свидетелем между мной и вами и того, у кого знание книги!"

 

Всевышний Аллах говорит: «Тебя отвергают эти неверные и говорят:

﴿لَسْتَ مُرْسَلاً﴾ "Ты - не посланный!" – т.е. (не послан) Аллахом;

﴿قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيداً بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ﴾ «Скажи: "Довольно Аллаха свидетелем

между мной и вами"» – т.е. достаточно мне Аллаха, ибо Он Свидетель надо мной,

 и Свидетель над вами. Он Свидетель того, довёл ли я послание от него,

и Свидетель над вами, о, лжецы, как вы возводите клевету.

Слова Аллаха: ﴿وَمَنْ عِندَهُ عِلْمُ الْكِتَـبِ﴾

«И того, у кого знание книги» – относится к Абдулле ибн Саламу, по мнению Муджахида. Так или иначе, это мнение не совсем верное, т.к. эта сура мекканская, в то время как Абдулла ибн Салам принял Ислам в Медине после переезда пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Более подходящий комментарий это то, что передал аль-Ауфи от ибн Аббаса, что речь идёт о иудеях и христианах. Катада сказал: «И среди них Абдулла ибн Салам, Салман аль-Фариси и Тамим ад-Дари». Правильно считать, что слова в аяте:

﴿وَمَنْ عِندَهُ﴾ «И того, у кого» – относится к богословам из числа обладателей Писания,

т.к. они находят описание Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) в своих древних писаниях и благие вести от пророков о нём. Аллах сказал в другом аяте:

﴿وَرَحْمَتِى وَسِعَتْ كُلَّ شَىْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَـوةَ وَالَّذِينَ هُم بِـَايَـتِنَا

يُؤْمِنُونَالَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِىَّ الأُمِّىَّ الَّذِى يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِى التَّوْرَاةِ وَالإِنجِيلِ﴾

«А Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии)». (7:156-157)

а также: ﴿أَوَلَمْيَكُن لَّهُمْ ءَايَةً أَن يَعْلَمَهُ عُلَمَاءُ بَنِى إِسْرَءِيلَ﴾

«Разве для них не является знамением то,

что ученые сынов Исраила (Израиля) знают его?» (26:197)

Аятов о том, что учёные из числа сынов Израилевых,

знают из своих древних писаний об этом факте множество.

 

Завершился комментарий к суре «Гром». Вся хвала Аллаху.

 

 

 

 

Сура Ибрахим

 

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـنِ الرَّحِيمِ


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!