Глава 2. Методика логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников



Принцип комплексности в работе логопеда со старшими дошкольниками с ФФН

 

Под принципом комплексности в работе логопеда подразумевается развитие таких аспектов деятельности ребенка, как слуховое внимание, дифференциация звуков, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Под принципом комплексности и всесторонности развития ребенка подразумевается, что ребенка должны обследовать разные специалисты: врачи, психологи, педагоги. Следовательно, под комплексностью и всесторонностью развития подразумевается детально разграниченное, но связанное между собой обследование ребенка каждым специалистом, и, выполнение в комплексе всех рекомендаций вышеуказанных специалистов [10, с. 56].

Исследователями, учеными Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой предложено проведение комплексной работы с детьми с ФФН - по развитию фонематического восприятия – начиная с первых дней коррекционной работы в игровой форме, данную работу можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начать комплексную работу целесообразно на материале неречевых звуков, постепенно следует вводить звуки речи, которые правильно произносятся детьми и те звуки, которые вновь ставятся (либо исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Помимо этого, с первых дней занятий параллельно следует проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такое комплексное наполнение занятий позволяет достичь более эффективных результатов по развитию фонематического восприятия [5, с. 127].

Цель комплексной работы логопеда с ребенком заключена в формировании у него навыков элементарного звукового анализа: умения определить количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделить ударный слог; сделать анализ гласных и согласных звуков [5, с. 131].

При реализации принципа комплексности, логопед может использовать различные методы - практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода должно быть определено характером речевого нарушения, а также содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапами работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка, с которым проводится работа [16, с. 59].

Практические методы логопедического воздействия включают в себя упражнения, игры и моделирование.

Упражнение является многократным повторением детьми практических и умственных заданных действий [16, с.60].

В процессе выполнения тех или иных упражнений формируются практические умения и навыки, но только в том случае, когда соблюдены следующие условия:

- ребенок осознает цель. Достижение цели упражнении напрямую зависит от того, насколько четко и ясно поставлена задача, верно показаны способы выполнения, показ сложных упражнений расчленен – принимая во внимание возрастные, и психологические особенности ребенка;

- систематичность, которую возможно реализовать при многократном повторении - логопедические занятия, дома, используется правильно подобранный и разнообразный по содержанию речевой и дидактический материал и различные ситуации речевого общения;

- постепенно усложняются условия – принимая во внимание этап коррекции возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребенка, осознанно выполняются практические и речевые действия; наличие самостоятельного выполнения на заключительном этапе коррекции, хотя, стоит отметить, что на начальных этапах коррекции выполнение упражнений может происходить при помощи логопеда, также, по завершению упражнения необходим его анализ, и оценка выполнения данного упражнения ребенком [14, с. 161].

Как известно, основными видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. При наличии занимательной игровой ситуации, которая является комфортной и привычной для ребенка, ребенок может достаточно эффективно развивать фонематический слух, восприятие звуков, и преодолевать дефектное произношение, сделать это можно на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Также в принцип комплексности в работе логопеда возможно включить различные игры и упражнения, в которых используются принципы театрализованной деятельности .

Театральная деятельность, ее реализация является эффективным средством развития дошкольников, поскольку при осмыслении подтекста литературного или фольклорного произведения, коллективного характера участия детей в игре создаются благоприятные условия для освоения различных способов социального позитивного взаимодействия партнеров, совершенствование их диалогической и монологической речи. При реализации игр, проведении занятий с элементами театральной деятельности у детей есть возможность совершить познакомиться с чувствами, настроениями героев, на примере героев обучиться способам выражать внешне свое эмоциональное состояние [14, с. 162].

Помимо этого, стоит отметить, что реализация принципа комплексности при работе с дошкольниками с ФФН подразумевает под собой применение некоторых специфических принципов, а именно:

1. Принцип стимуляции любого вида деятельности ребенка - познавательная, исследовательская, прочие виды деятельности, активности ребенка. Имеется в виду наличие ситуации выбора, незавершенность образа, его неожиданность и проблемность, возможность постановки дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, реализация данного принципа подразумевает развитие воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, когда ребенок может подражать, создавать, комбинировать, и самостоятельно осуществлять выбор мотивов и способов действия.

4. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков [17, с. 27].

Для того чтобы на практике подтвердить актуальность применения принципа комплексности в работе со старшими дошкольниками с ФФН, нами было принято решение провести эксперимент - с целью подтверждения актуальности применения принципа комплексности с помощью элементов театральной деятельности со старшими дошкольниками с ФФН.

 Обследование проводилось на базе МБДОУ сад-школа компенсирующего вида № 3, г. Москвы. Для обследования мы отобрали контрольную группу детей.

Контрольная группа – состояла из 5 мальчиков и 5 девочек пяти - шестилетнего возраста, все дети обладают нормальным речевым развитием. Все дети были общительны, они с легкостью и интересом вступали в контакт с логопедом. Все дети внимательно и спокойно выполняли инструкции логопеда и отвечали на вопросы. Ниже предоставлен список группы детей, которые будут принимать участие в эксперименте – они являются экспериментальной группой. В данной группе также 5 мальчиков, и 5 девочек, дети данной группы имеют диагноз – ФФН, и, следовательно, нашей целью будет коррекция данного диагноза – благодаря реализации принципа комплексности и использованию элементов театральной деятельности.

Список детей экспериментальной группы.

1. Адольфова Оля, 5 лет

2. Григоров Саша, 6 лет

3. Динарова Эльза, 6 лет

4. Кузубов Митя, 6 лет

5. Литова Мария, 5 лет

6. Лутых Игорь, 5 лет

7. Мотылев Коля, 5 лет

8. Орехова Ника, 5 лет

9. Постышев Виктор, 5 лет

10.  Рашпилева Ия, 5 лет

При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с ФФН с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.

Обследование фонематических процессов включало в себя несколько этапов [13, с. 28]:

- Этап обследования слухового восприятия

- Этап обследование речевого слуха

- Этап исследования сложных форм фонематического анализа

- Этап вычисления последнего звука из слова

По данным предварительного анализа, была составлена следующая таблица

Таблица 1.

Уровень исследования форм

 фонематического анализа.

 (в %)

              Уровень Группа детей Высокий Средний Низкий
Дети с ФФН         50 25 25

 

Далее, на основе данного обследования нами была проведена логопедическая работа, целью которой стало подтверждение актуальности применения принципа комплексности с помощью элементов театральной деятельности со старшими дошкольниками с ФФН.

 

2.2. Использование элементов театральной деятельности в работе со старшими дошкольниками с ФФН

Предлагаемая система работы при реализации принципа комплексности позволила наиболее полно решить такие основные задачи , чо направлені на коррекци ю звукопроизношения, как:

- сформировать полноценную звуковую сторону речи (воспитать артикуляционные навыки, правильное звуко-произношение, воспроизводить слоговую структуру,

- развить фонематическое восприятие;

- овладеть элементами грамоты;

- выполнить связь по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Также, учитывая то, что целью работы является реализация принципа комплексности с помощью элементов театральной деятельности, мы пришли к выводу, что совместная со сверстниками и взрослыми реализация театрализованной , или, иными словами, театрально-игровой деятельности оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие не только на коррекцию фонетико-фонематического строя речи, но и на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы [17, с. 29].

Детям в коллективе свойственно проявлять индивидуальные особенности, дети, как правило, стремятся выделиться среди других детей, что благоприятствует формированию их внутреннего мира, помогает преодолеть коммуникативную дезадаптацию, гармонично развиваться, развивать те или иные свои возможности.

Благодаря реализации театрально-игровой деятельности, проведению игр, в которых есть те или иные элементы театральной деятельности, помимо вышесказанного, происходит интенсивное развитие познавательных процессов, развитие психических процессов, таких, как восприятие, воображение, мышление, внимание, память, развитие речи – монологи, диалоги, развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Выполняя коррекционную работу с детьми с ФФН, следует базироваться на их эмоциональном мире, на увеличении у таких детей познавательного интереса к происходящему, стремится, чтобы они как можно больше говорили – не всегда правильно, но говорили. Именно поэтому выполнение игр, упражнений с элементами театральной, актерской деятельности особенно значимо для реализации у детей с фонетико- фонематическое недоразвитием , ведь это помогает обеспечить им становление самопринятия и самоуважения, стимулировать формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств [18, с. 90].

В практической работе на этапе формирования простых форм фонематического анализа нами были использованы следующие игры и упражнения, содержащие элементы театральной деятельности:

 1. «Наши ушки – самые внимательные»

Целью упражнения является: обучение выделению (узнаванию) звуков на фоне слова .

Дана инструкция: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [п], хлопните в ладошки, и поднимите флажок». Флажок является элементом театральной деятельности.

Выделяем звук [п]

а) из ряда звуков: б, м, н, б, б, т, к, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, по, па, бу, но, му, ку, ту, пе, пу, бу;

в) из слов: булка, пушка, палка, пак, бак, коробка, полка, рыбка, луна, колобок, потолок, пот, боты.

Дети поднимают флажки, услышав требуемый звук.

2. Игра «Да – Нет»

Цель игры - развить слуховое внимание;

Задача – дети должны научиться отличать правильное и дефектное произношение.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки, и просьба - внимательно слушать произношение названий предметов. Если картинка названа правильно, нужно сказать «да», если картинка названа неверно, дети говорят «нет».

 Вариант для фронтальных занятий – «Недовольные гномики» - дети корчат гримасы – как в театре, как правило, дети очень любят данное упражнение.

Ход упражнения – дети слушают ряд слов или фразу, если они услышат неправильное произношение слова или фразы  – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно – дети улыбаются.

Также, в процессе работы нами, совместно с группой детей было создано настенное пособие «Город звуков». В данном пособии дети поселили гласные и согласные звуки. При изучении каждого нового звука нами с детьми был определен домик, в котором данный звук будет жить, была дана характеристика звука. В данной работе использовались определенные элементы театральной деятельности - помогал нам в этом инопланетянин Юсик. А Дракошка-Звукоежка «похищал» звук из слова, задачей детей было спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно:

- гла. а – глаЗа, б_юдце – бЛюдце; к. от – кРот, Ивану. ка – ИвануШка… Это очень трудно, но доставляло детям удовольствие - побыть в роли спасателей, спасти звук, вернуть его на место, и справиться со злодеем Звукоежкой. Дети с нетерпением ждали новых встреч с ним, сражались с ним, и, в итоге, научились характеризировать звуки, и верно выделять их в слове.

Для выделения первого гласного звука из начала слова детям предлагаются следующие упражнения с элементами театральной деятельности:

«Отгадай-ка, сколько я произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки (по немой артикуляции)»

Упражнение на слияние гласных «Мы послушаем, и сложим»

У каждого ребенка на столе перед ним лежат символы гласных букв. Нами были произнесены слияния гласных: АО, ОА, АУ, ИА, АИ, ЕА, АЕ, УА, УО, ОУ, а дети выкладывали эти сочетания из символов, и потом читали.

С целью формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза нами проводились такие игры:

Игра «Живые слова»

Детям были выданы карточки с символами букв. Нами произносились слияния гласных или обратные слоги (позднее – слова и даже фразы, дети вставали в ряд таким образом, чтобы получались соответствующие слияния. Все происходило в быстром темпе, и достаточно интересно. Детям нравилось выполнение данного упражнения.

Театральное упражнение «Наши веселые кубики».

Целью является формирование умения давать характеристику звука.

Оборудование: Набор кубиков с картинками, набор кубиков для характеристики – красные, синие (пластмассовые, зеленые (тряпичные, колокольчики.

Описание: При вращении кубика с картинками, один из детей произносит такую фразу: «Крутись, вертись, на бочок ложись!» Произнеся данную фразу, по мере остановки кубика, ребенок называет картинку, выделяет первый звук, дает ему характеристику - с помощью цветных кубиков, которые выкладывает на столе. Когда задание окончено, ребенок звенит в колокольчик, тем самым показывая, что он справился с выполнением задания.

С целью формирования умения определять место звука в слове (начало слова, его середина, конец) нами были использованы следующие игровые приемы с элементами театральной деятельности:

Полоска «Светофорчик», данную полоску мы разделили на три части: красная левая часть – является началом слова, средняя часть желтого цвета – серединой слова, правая зеленая часть полоски – концом слова.

Вначале мы предложили детям определить место ударных гласных в односложных - двусложных словах. Гласные следовало произносить протяжно, они должны интонироваться. При этом детьми использовались картинки.

В дальнейшем нами была проведена работа по определению места согласного звука в слове. Далее мы играли в еще одну игру с элементами театральной деятельности.

Игра «Ежик выходит гулять». Перед каждым ребенком находилась полоска, которую мы разделили на три части. У каждого ребенка есть маленький картонный ежик. Мы им объясняли, что мы будем произносить слова, а дети будут ставить ежика - на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [о] в произнесенном слове: том, стол, перо, ложка, осел, орел.

В дальнейшем формирование действий фонематического анализа должно происходить в речевом и умственном плане, без опоры на материализацию действия, и, следовательно, без опоры на подсказки, картинки, наставления преподавателя.

Благодаря проведенному нами опытно-экспериментальному исследованию, были выявлены следующие результаты, что представлены в таблице № 2.

Таблица 2.

Уровень исследования форм

 фонематического анализа.

 (в %)

              Уровень Группа детей Высокий Средний Низкий
Дети с ФФН 9 1 0

 

Как видно из таблицы практически все дети, за исключением Кузубова Мити, оказались на высоком уровне.

Благодаря исследованию простых форм фонематического анализа, удалось выявить, что почти всем дошкольникам контрольной группы, за исключением Кузубова М., удалось самостоятельно справиться с заданиями, они не вызвали трудностей. Детям интересно было работать, поскольку в играх, в занятиях были включены элементы театральной деятельности. Почти все дети показали высокий результат – 3 - 4 балла, помощь логопеда требовалась лишь в редких случаях. У Кузубова М. возникли трудности с умением выделения заданного звука на фоне слова, а также с выделение начального ударного гласного из слова.

Согласно проведенному эксперименту, мы пришли к выводу, что работу над формированием правильного произношения, коррекции ФФН  целесообразно проводить, реализуя принцип комплексности, параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, поскольку четкие фонематические представления о звуках возможны только при правильном их произнесении.

Обследование фонематического анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи после проведенной работы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования звукопроизношения с использованием элементов театральной деятельности при реализации принципа комплексности продемонстрировало, что многие ребята научились верно определять положение звуков в слове. Результаты отображены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ обследования фонематического анализа

 у дошкольников экспериментальной

группы до и после коррекции

 

Положение звуков в слове

До коррекции

После коррекции

Кол-во детей % Кол-во детей %
Гласные - в начале слова 2 18 10 100
Гласные - в середине слова 1 5 9 90
Гласные - в конце слова 2 18 8 80
Согласные - в начале слова 1 5 9 60
Согласные - в середине слова 2 18 7 45
Согласные - в конце слова 4 30 10 100

 

Таким образом, все дошкольники с ФФН научились звукопроизношению, смогли выделять первый гласный в слове, также многие дошкольники (80%) стали выделять последний согласный в слове, для 60% ребят теперь не составляет труда определить первый согласный в слове. Однако, зафиксированы и ошибки, так, например, у некоторых детей трудности возникали при выделении гласного из середины слова, гласного в конце слова, согласного в середине слов. Итак, мы пришли к выводу, что работа по коррекции ФФН с учетом принципа комплексности с использованием элементов театральной деятельности была эффективной, у 70% дошкольников удалось скорректировать недостатки звукопроизношения, а с остальными 30% детей следует продолжить работу в этом направлении.

Таблица 4

Сформированность фонематического анализа

у детей ЭГ до и после коррекции

Сформированность

До коррекции

После коррекции

чел % чел %
Сформирован 0 0 9 90
Не сформирован 9 90 1 10

 

Таким образом, работа по коррекции ФФН считается эффективной. Но необходимо продолжать эту работу, так как не у всех дошкольников сформированы звукопроизношение и фонематический анализ.

Использование элементов театральной деятельности в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствует ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогает формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для обучения грамоте.

 

 

Заключение

Вопрос формирования грамотной речи у детей в наше время является весьма актуальным. Недостаточный уровень сформированности устной речи может негативно проявиться в процессе развития у детей некоторых психических функций, а также негативно отразиться на последующем качестве усвоения учебного материала, проявиться в различного рода трудностях, которые испытывают дети  в дальнейшем, в процессе обучения.

Важнейшим качеством речи детей является ее выразительность.

Многие ученые определяют выразительность речи как «умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя»

Фонематическое восприятие или слух является способностью различать речевые звуки, фонемы.

Проведенное нами обследование фонематического слуха показало, что у детей с ФФН имеются некоторые особенности, которые отличают их от детей, развитие речи которых соответствует возрастной норме. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в большинстве случаев имеется нарушение слухового восприятия, речевого и фонематического слуха, а также у этих детей не сформированы процессы фонематического анализа.

Низкие показатели, полученные при обследовании, еще раз подтверждают наличие нарушений фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи, что как раз отражено в логопедическом заключении данной группы детей.

Низкие показатели сформированности фонематического анализа у детей экспериментальной группы свидетельствуют о недостаточной работе с этими детьми.

Для успешного овладения фонетической стороной речи и будущего освоения грамотой у детей с ФФН следует развивать фонематический слух, а также исправлять звукопроизношение.

Принцип комплексности подразумевает под собой развитие слухового внимания, дифференциации звуков, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, а также совершенствования графических навыков детей.

Реализация театрализованной деятельности является эффективным средством развития дошкольников, так как в процессе осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения, коллективного характера участия детей в играх создаются благоприятные условия для освоения различных способов социального позитивного взаимодействия партнеров, совершенствование их диалогической и монологической речи. Принципы коррекционной работы с детьми с ФФН, основанной на использовании элементов театральной деятельности, позволяет утверждать, что работу над формированием правильного произношения целесообразно проводить, реализуя принцип комплексности, параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, поскольку четкие фонематические представления о звуках возможны только при правильном их произнесении.

Предложенные игры и упражнения с использованием элементов театральной деятельности, которые проводились на занятиях по коррекции звукопроизношения, благоприятствовали развитию фонематических процессов. Детям очень нравилось выполнение данных упражнений – ведь, благодаря им, у них была возможность не только скорректировать свое зваукопроизношение, но и побыть актерами, «спасти» те или иные звуки, побыть в той или иной роли и воспользоваться теми или иными элементами театральной деятельности – кубики, флажки, и т.п. На логопедических занятиях в работе над звуками формировалось, развивалось и совершенствовалось восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа.

Благодаря проведению контрольного эксперимента, была подтверждена эффективность работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования звукопроизношения: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками звукового анализа – они смогли научиться определять положение звуков в словах. Также у детей удалось скорректировать звукопроизношение: у них улучшилось произношение переднеязычных, свистящих, шипящих и соноров. Использование элементов театральной деятельности в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствует ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для дальнейшего успешного обучения в школе. Следовательно, гипотеза о том, что реализация принципа комплексности в работе логопеда с помощью элементов театральной деятельности влияет на повышение уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФН, - подтверждена, цель работы достигнута.

Но, стоит отметить, что работа по развитию фонематического восприятия и звукопроизношения еще не завершена, следовательно, целесообразно продолжать работать с дошкольниками с ФФН в данном направлении.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 2125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!