Что значит потребительское отношение к молитве?



Если с нами случается какая-то беда, как это следует понимать?

Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2 Кор.6:18 ).

И поэтому мы так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва .

Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица.

Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.

В церкви священникам часто задают такие вопросы: «Сын поступает в военное училище – кому заказать молебен?» «Заболел племянник, в скольких церквях следует заказывать сорокоусты?», «Кому лучше молиться, если завтра суд по поводу квартиры? Спиридону Тримифунтскому или же святителю Николаю?» Потому что обычно святителю Николаю молятся, если отправляются в путь, а Спиридону – «чтобы были гроши», как у нас говорят. Так что если у вас нет денег, надо непременно обращаться именно к Спиридону Тримифунтскому. «Кому молиться или что читать, если у племянника обнаружили порок сердца?» Что читать? Сам вопрос выдает некую религиозную позицию, религиозное мировоззрение, которые не имеют никакого отношения к христианству. С одной стороны, совершенно понятно это техническое отношение к нашей религиозной жизни.

Не оскорбляет ли в каком-то смысле Бога наше потребительское отношение к молитве? И не только к молитве, но и к собственной болезни? Мне всегда казалось, что наши отношения с Богом должны быть по-хорошему бескорыстными. Если Господь посылает тебе какую-то скорбь или болезнь, наверное, это необходимая часть твоей биографии. И обращаться к Богу потому, что это поможет, идти на Причастие потому, что будет легче, – это, мне кажется, некоторое недоразумение. Конечно, мои мысли могут кого-то смутить, потому что у нас есть расхожее представление о том, какова религиозная жизнь, ее порядок, как нужно молиться, причащаться, какие зажигать свечи, покупать просфорки, привозить святыни, как все это раскладывать, потреблять и входить в какой-то определенный, очень понятный ритм. Но это ритм религиозный, все это говорит о религии, но очень мало говорит о вере – о том, как мы предстанем перед Богом, как мы осмысляем себя перед Господом, как мы перед Ним себя чувствуем.

Если с нами случается какая-то беда, ведь на самом деле ничего не меняется, если я верующий человек. Если я христианин, я всегда предстою перед Богом, и какой бы я ни читал псалом, акафист, молебен, ничего на самом деле не меняется.  Может быть, мы замечаем, что в церкви мы очень много просим, в наших молитвах слишком много нас самих и очень мало Бога. Обратите внимание, как часто, например, на ектеньях в церкви звучит молитва «Подай, Господи». «Подай, Господи! Подай, Господи!» – и только один раз «Тебе, Господи». То есть даже в церковном богослужении наши молитвы не бескорыстны по отношению к Богу. Но ведь наша религия называется православие. Это не «правопокаяние», например, когда мы слишком много каемся, опять же сосредотачиваясь на себе, на своих грехах. Это не «правопотребление», когда мы с выгодой продаем свою душу Богу: приходим в церковь не просто так, а с тем, чтобы дети были здоровы, чтобы все у нас получилось, чтобы ребенок удачно устроился и так далее. Но православие – это бескорыстное прославление Бога, это и есть сердцевина.

Иногда нам, может быть, посылаются болезни, как эпизод личной биографии. Вообще, нельзя говорить о богословии болезни как о чем-то общем, потому что у одного человека это вызывает один отклик, у другого – совершенно другой, это всегда очень личные истории. И очень часто это бывает призывом к тому, чтобы бескорыстно прославлять Бога и принять свою судьбу, свою биографию, принять свою жизнь такой, какая она есть, конечно же, ожидая милости исправления, но не это главное. То есть в основе нашей молитвы, в основе нашего религиозного пути всегда есть бескорыстный порыв к Богу – вот что важно. Вот что нам ни в коем случае нельзя забывать, и тогда, если мы стоим на этом основании, эти глупые вопросы, эти недоумения снимаются сами собой. Потому что я никогда не скрываюсь от очей Божиих, никогда не перестаю славить Его, но всегда стою перед Ним, и Он всегда со мною. Поэтому нам не нужно специальных отношений, схем, нам не нужно каких-то диаграмм, заговоров, магических ходов и так далее. Потому что всё у нас совсем иначе, всё по-другому, поскольку мы не потребители, не случайные люди, а свои Богу, как говорит апостол Павел. И мы должны искать этого бескорыстия дружбы, бескорыстия личного, нежного отношения к Богу – вот это правильный путь, религиозный.

Т ема: страшный суд

(в неделю о Страшном Суде)

Задачи:

Что обозначает слово чудо?


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!