Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации



В XVI — начале XVII в. словенские земли испытали на себе влияние Реформации. Словенская Реформация не вылилась в столь острые формы, как немецкая: хотя и в Словении появились не­кие радикальные секты, главную роль в движении играли уме­ренные элементы, сурово осуждавшие революционные методы борьбы, призывавшие к христианскому смирению и ограничи­вавшиеся литературной полемикой с идеологическими против­никами. Таким образом, словенская Реформация оставила замет­ный след только в культурной жизни общества. Причина этого кроется, видимо, в том, что внешнеполитическая ситуация — развитие османской экспансии — требовала сплочения всех хрис­тианских сил для борьбы с мусульманским миром.

 


Самым видным представителем Реформации в словенских землях являлся Примож Трубар (1508-1586). За проповедь проте­стантизма он был изгнан из словенских земель и прославился в Священной Римской империи своей издательской и литератур­ной деятельностью. Протестантам принадлежит заслуга издания первой словенской грамматики.

К 1578 г. дворянство и горожане Штирии, Каринтии и Край-ны получили от династии Габсбургов свободу вероисповедания. Но уже к началу XVII в. все протестанты были либо изгнаны из Внутренней Австрии, либо перешли в католичество. Контррефор­мация здесь не вызвала серьезного отпора со стороны последова­телей Лютера, что явилось результатом слабости и умеренности протестантизма в словенских землях.

КУЛЬТУРА

В Словении на протяжении Средневековья господствует ла­тынь, которую с XIV в. начинает вытеснять из официальных до­кументов немецкий язык, а во времена Реформации появляются первые сочинения на словенском языке.

Период Реформации стал особенно плодотворным для сло­венской культуры. А. Бохорич издает первую словенскую грамма­тику. Юрий Далматин переводит на словенский язык Библию. Наиболее значительным памятником научной мысли в Слове­нии XVII в. является сочинение Я.-В. Вальвасора, ценнейший ис­точник для изучения социально-экономических проблем. Оно написано на немецком языке и состоит из пятнадцати книг; по­мимо уникальных сведений из области экономики в нем содер­жится материал физико-географического и этнографического характера, очерк истории и современного положения словенс­ких земель в административно-территориальной системе империи;

затрагиваются также хорватские сюжеты. Издание, выполненное в нюрнбергской типографии, отличается высоким полиграфичес­ким уровнем, особенно хороши гравюры, иллюстрирующие по­вествование. Вальвасору принадлежит ряд работ из области то­пографии. В словенских землях получают широкое распростране­ние хроники, отличающиеся двумя особенностями: стремлением причислить словенцев к немцам, с одной стороны, а с другой — подчеркнуть самостоятельность отдельных словенских территорий (характерный пример — “Слава герцогства Крайны” Вальвасо­ра, “Анналы Каринтии” Иеронима Магисера и “Карниола древ­няя и новая” Иоганна Людвига Шенлебена).


БОСНИЙСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

БОСНИЙСКИЕ ЗЕМЛИ В XIII-XV вв.

В первой половине XIII в. возник особый комплекс проблем, связанных с Боснией. Предшествующая история боснийских зе­мель почти неизвестна. Здесь еще вX—XI вв. появилось государ­ственное образование во главе с баном, но из-за своей слабости оно находилось сначала под властью дуклянских правителей, а затем венгерских королей с небольшим перерывом во второй половине XII в., когда боснийские земли входили в состав Ви­зантийской империи.

С XIII в. в источниках появляются упоминания о “боснийс­кой вере” как еретическом учении дуалистического типа, обыч­но отождествляемом с распространенным на Балканах богомиль­ством и итальянским патаренством. Принимая такую оценку, сле­дует, однако, иметь в виду, что движение, которое зародилось в Х в. в Болгарии и носило ярко выраженный антисеньориальный характер, к рассматриваемому времени в значительной мере его утратило: в ряды богомилов влились довольно многочисленные представители господствующего слоя, преследовавшие свои по­литические цели. В Боснии это было связано с внешнеполитичес­кими обстоятельствами — борьбой за сферы влияния между вос­точной и западной церквами, используемой правителями сосед­них государств (т.е. Венгерского королевства — Босния граничит с хорватскими землями на севере и юго-западе — и Сербии — восточная граница) и создавшей объективные предпосылки для эмансипации боснийских банов.

В результате в боснийских землях сложилась чрезвычайно ори­гинальная ситуация: формально в церковном отношении они подлежали юрисдикции одного из католических архиепископов, имевших резиденции в далматинских городах (Бар, Сплит, Дуб­ровник), но богослужение велось здесь на славянском языке и, вероятно, по восточному обряду, а главное — католическое ду­ховенство не получало с боснийской паствы десятин. Видимо, это двусмысленное положение и способствовало тому, что бос­нийские земли превратились в убежище для еретиков, преследу­емых как в Сербии, так и в Далмации.

 


Первые конкретные сведения о боснийской ереси относятся ко времени понтификата Иннокентия III (правителем Боснии в то время был бан Кулин). В 1203 г., накануне своей кончины, Кулин был вынужден принести публичное покаяние. Однако на протяжении всего длительного правления его преемника (до се­редины XIII в.) папству не удалось достигнуть реальных резуль­татов, так как новый бан проводил непоследовательную полити­ку. С одной стороны, он искал покровительства папской курии против дерзкой знати, с другой — стремился освободиться от зависимости от венгерского короля, чему способствовала ситуа­ция в самом королевстве: в ходе династической борьбы один из претендентов на престол заключил союз с королем “обеих Си-цилий”, имевший далеко идущие последствия.

Вплоть до второй половины XIV в. боснийские правители но­сили титул банов и почти постоянно оставались в зависимости от венгерских королей, но во второй половине XIV в. (вследствие ослабления позиций хорватской аристократии, а затем — после смерти Лайоша I — и власти венгерского короля) бан Твртко (1353—1391) сумел добиться независимости, распространил свою власть на некоторые сербские и хорватские области (в частно­сти, на далматинские города) и принял королевский титул, наи­меновав себя “королем Сербии, Боснии, Хорватии, Далмации и Приморья”.

Падение Боснии

Ко второй половине XV в. внутренние противоречия в Бос­нии сильно обострились. Вследствие развития центробежньк тен­денций крупные магнаты выходят из повиновения королю. В 1448 г. один из них, владевший приморскими землями, признал зави­симость от германского императора, получив титул “герцога св. Саввы”, — с этого времени ведет начало своей истории Гер­цеговина. В поисках поддержки боснийские короли обращаются за покровительством к венгерским правителям и папской курии, следствием чего становятся жестокие гонения на еретиков. Это обстоятельство в особенности облегчило туркам завоевание стра­ны, население которой не сплачивалось под лозунгом защиты христианства и начинало переходить в ислам.

В течение 1463—1464 гг. турки, не встретив серьезного сопро­тивления, завладели в Боснии рядом крепостей и взяли в плен короля Стефана Томашевича, автора пророческих слов о том, что “знать, покинутая народом, долго не продержится” (сам Сте­фан отказался принять ислам и был казнен). Так завершилась ис­тория боснийского средневекового государства.

 


В 1480—1490-х гг. в основном закончилось османское завоева­ние боснийских (Герцеговина) земель. Часть боснийской терри­тории осталась под властью венгерского короля.

Основу экономического развития боснийских земель состав­лял вывоз сырья и полуфабрикатов в Италию. Большое значение до конца рассматриваемого периода сохранил экспорт скота, в котором принимали участие и горожане. Торговым и ремеслен­ным центром боснийского эялета (пашалыка) с XVI в. становит­ся Сараево. Правда, в первой половине следующего столетия темпы его развития замедлились, а затем наступила стагнация.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!