ХОРВАТСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ



ХОРВАТИЯ В VII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV в.

Хорваты между Франкской и Византийской империями. Возникновение независимой державы Трпимировичей

История поселения хорватов на ныне обитаемой ими терри­тории нашла весьма подробное освещение в сочинении визан­тийского императора Константина Багрянородного. Автор уде­лил хорватам особое внимание, поскольку они завладели круп­нейшей из западных провинций империи — Далмацией, где находились древние города, с утратой которых Византия не же­лала мириться.

Особенно подробно повествуется о захвате и разрушении сла­вянами (иногда автор отождествляет их с аварами) г. Салона, беженцы из которого основали по соседству современный Сплит (Салона ранее была административным центром провинции). Аналогичная судьба постигла и г. Эпидавр, бывшие жители ко­торого основали Раусий, нынешний Дубровник

Поселение хорватов на далматинской территории представ­лено в сочинении как следующая (после аваров и славян) волна колонизации, причем в повествование вводится явно легендар­ная история об их прибытии из Центральной Европы. В историо­графии прочно утвердилось мнение, что новая волна переселе­ния славян имела место в правление императора Ираклия (пер­вая половина VII в.).

Следующий этап хорватской истории связан с развитием франкской экспансии в конце VIII — начале IX в. В 812 г. Карл Великий заключил с византийским императором договор, согласно которому приобрел право на хорватские земли. Франкское прав­ление продержалось до конца 870-х гг., когда один за другим про­изошли два государственных переворота (в результате первого — 878 г. — был возведен на престол византийский ставленник, в Результате второго в 879 г. он был свергнут). После этого Хорватия приобрела статус независимого княжества, причем ее правители стали обладать правом на взимание дани с далматинских городов, вторые все еще числились в составе византийских владений.

Наиболее близкий по времени источник — сочинение Констан­тна Багрянородного — весьма тенденциозен' автор приписывает


своему деду, Василию I Македонянину (867—886), подавление некоего бунта славянских народов, якобы имевшего место при его предшественнике, и назначение архонтов из почитаемого ими рода, которые, разумеется, должны были признавать зависимость от Византии. Из следующей главы видно, что как раз Василий Македонянин был вынужден уступить славянским правителям “пакт”, уплачиваемый далматинскими городами.

Одной из ярких страниц хорватской истории принято счи­тать восстание Людевита Посавского. “Анналы” сообщают, что в 818 г. на съезде в Геристале князь Нижней Паннонии (континен­тальная часть современной Хорватии — Славония) Людевит вы­ступил с обвинениями в адрес франкского маркграфа и, не по­лучив удовлетворения, в следующем году поднял мятеж. Восста­ние охватило отчасти также словенские и сербские земли и завершилось в 822 г. капитуляцией Людевита, который в 823 г. пал жертвой междоусобной распри.

В период восстания произошло одно знаменательное собы­тие: скончался князь Далматинской Хорватии Борна, выступав­ший на стороне франков против Людевита. По просьбе народа и с согласия императора Карла преемником князя был назначен его племянник Ладислав. Это положило начало правлению на­следственной династии, получившей условное название динас­тии Трпимировичей от имени одного из наследников верного франкского вассала.

Вторая половина IX и первое десятилетие Х в. были време­нем расцвета государства Трпимировичей. Этому, по-видимому, способствовала внешнеполитическая ситуация — соперничество восточньис и западных соседей за обладание хорватскими земля­ми. С востока на хорватов покушались Византия и усилившееся Болгарское царство, боровшиеся за гегемонию на Балканском полуострове, на западе активизировалась политика Римской ку­рии: с именем папы Николая I связано основание епископии в г. Нин (Далмация). Особую активность проявляет курия в период понтификата Иоанна VIII (872—882, обострение соперничества между Римом и Аквилеей) и Иоанна Х (914—928). О событиях начала Х в. можно лишь судить по материалам более поздней хро­ники. Она содержит информацию, послужившую основой для далеко идущих выводов (особенно текст постановлений так на­зываемого “Первого Сплитского собора” 925 г.). В основных чер­тах события в хронике представляются следующим образом. В прав­ление князя Томислава (условные даты правления — 910—930 гг.) состоялся церковный собор в Сплите, датируемый 925 г., кото­рый учредил (или восстановил) архиепископию в Далмации с кафедрой в Сплите, подчиненную непосредственно Риму, и


осудил “доктрину Мефодия” (богослужение на славянском язы­ке), распространившуюся в Центральной Европе и на Балканах со второй половины IX в. В 928 г. был созван Второй Сплитский собор, подтвердивший постановления Первого и ликвидировав­ший Нинскую епископию, глава которой, “епископ хорватов”, притязал на роль митрополита Далмации и Хорватии.

Значение описанных событий оценивается в историографии неоднозначно. Среди славянских ученых, в том числе российс­ких, бытует мнение, согласно которому решения соборов нанес­ли ущерб культурному развитию южнославянских народов и посеяли рознь среди них. Однако никто не отрицает, что в меж­дународно-правовом аспекте основание архиепископии представ­ляло собой важный акт, способствовавший повышению прести­жа хорватского государства.

Впечатление политического подъема и даже процветания Хорватии в рассматриваемое время подтверждается свидетельством Константина Багрянородного, из которого следует, что в сере­дине Х в. страна бьыа густо населена, а ее архонт располагал большим войском и флотом, использовавшимся, впрочем, ис­ключительно в мирных целях (торговля).

Однако уже во времена Константина наступил неблагопри­ятный перелом: византийский император пишет о междоусоби­ях, наступивших в стране вследствие государственного перево­рота, совершенного неким лицом, носившим титул “бан”, и при­ведшего к сокращению численности войска и флота.

Константин сообщает чрезвычайно ценные сведения об ад­министративно-территориальной структуре хорватского государ­ства: делении на жупании и области, которыми управлял бан. Система деления на жупании сохранилась впоследствии, а бан с течением времени превратился в главу военной и судебно-адми-нистративной власти — первое лицо после короля.

Вторая половина Х — первая половина XI в. весьма слабо освещены в источниках. Однако достоверно известно, что в 1000 г. хорватский флот потерпел поражение от венецианского и дал­матинские города временно перешли под власть Республики св. Марка.

Хорватские земли во второй половине XI в.

Следующий этап хорватской истории — вторая половина XI в. (период правления Петра Крешимира IV (ок. 1058-1074) и Димит­рия Звонимира (1075-1089) — наполнен важными событиями.

Вступлению на престол Крешимира предшествовал оконча­тельный разрыв между Римом и Константинополем (“великая


схизма” 1054 г.). Обострение политической ситуации усугубля­лось вследствие раскола, наступившего в самой западной церкви и связанного с борьбой за реформу в духе клюнийских идеалов, а также соперничеством между папой и германским императо­ром. В этих условиях хорватский правитель предпочел ориентиро­ваться на папу-реформатора. В 1060 г., через год после Латеран-ского собора 1059 г., был созван очередной собор в Сплите, вновь осудивший славянское богослужение и утвердивший целибат.

К концу пребывания на престоле Крешимира пост бана зани­мает Звонимир. Он был первым хорватским правителем, получив­шим из Рима королевскую корону. Более того, при нем имело ме­сто расширение границ за счет Славонии, предшествующая исто­рия которой (после восстания Людевита) почти неизвестна.

Правление Звонимира окончилось (при невьмсненных обсто­ятельствах) в 1089 г., после чего начались походы венгерских королей, вскоре приведшие к установлению в Хорватии власти древнейшей венгерской династии Арпадов.

Решающим событием стало заключение унии 1102 г., на сто­летия закрепившей включение хорватских земель в состав “Ко­роны св. Стефана”. Текст договора короля Коломана (Кальман) с представителями хорватских “племен” (знатных родов) не сохра­нился в подлиннике, однако сопоставление имеющегося вари­анта (XIII в.) с позднейшими документами позволяет прийти к выводу, что Хорватия сохранила статус королевства, обладаю­щего полной автономией. Подобные договоры были вскоре зак­лючены с далматинскими городами (первый — так называемый “Трогирский диплом” в 1107 г.; грамоты, выданные вслед за Тро-гиром другим городам, носили аналогичный характер и в исто­риографии получили название “свобод по трогирскому типу”).

Структура хорватского общества вVII — начале XII в.

Судя по сочинениям византийских авторов, содержащим све­дения об общественном укладе славян в VI-VII вв., основной фигурой славянского общества оставался свободный человек, права которого бьши ограничены коллективом соплеменников. Вряд ли можно сомневаться, что власть упоминаемых в “Стратегиконе” Маврикия (конец VI в.) королей носила примерно такой же ха­рактер, как и у древнегерманских королей в эпоху Тацита, кото­рые были выборными и довольствовались получением от сопле­менников “добровольньк даров”, а от иноплеменников — дани.

В VIII—IX вв. уже возобладала тенденция к превращению этих варварских королей в наследственных правителей. В хорватских


землях сложилась особая ситуация. Хотя и здесь имели место про­явления патримониальных тенденций, их развитию препятствова­ли некоторые особые факторы: это притязания византийских и франкских правителей на верховную власть и сохранение в далма­тинских городах римских правовых норм, отвечавших местным экономико-географическим условиям. Римские юридические нор­мы гарантировали “гражданам” достаточно широкие и прочные имущественные права, а известной части населения — “ноби­лям” — и привилегии сословного характера (участие в политичес­кой, судебно-административной и военной деятельности). Высо­кий уровень развития товарно-денежных отношений создавал объективные предпосылки для интенсивного развития имуществен­ной дифференциации, оформляемой юридическими актами.

Это отчетливо видно на примере так называемого “Супетар-ского картулярия” — юридического памятника, составленного с целью закрепления имущественных прав монастыря св. Петра (Супетар). Монастырь был основан в конце XI в. (1080) неким жителем Сплита, имевшим, по-видимому, статус нобиля и рас­полагавшим большим состоянием. Он пожаловал монастырю мно­гие земли и зависимых людей, приобретенных в результате част­ноправовых сделок, основанием для которых послужила матери­альная ситуация его контрагентов: он скупал земельные участки и “души”, пользуясь затруднениями людей, впавших в нужду.

Из картулярия следует, что в окрестностях далматинских го­родов шел интенсивный процесс формирования слоя неполно­правных людей — “сервов”; этот термин в Средние века означал человека, лишенного личной свободы, но пользовавшегося из­вестной экономической самостоятельностью: картулярий зафик­сировал у них наличие семей и собственного хозяйства (вино­градников).

Характерной чертой социально-экономических отношений в Далмации рассматриваемого периода является унаследованное от античности представление о собственности как праве, основан­ном на экономической деятельности частного лица и оформлен­ном соответствующим актом.

Другая специфическая черта — наличие известного дуализ­ма в системе общественных отношений, вызванного тем, что дал­матинские города занимали в хорватском обществе несколько обособленное положение. Из этого же картулярия видно, что их население признавало авторитет славянских правителей, и прежде всего короля Звонимира, ко времени правления которого и от­носится основание монастыря. Звонимир указан в документе, в частности, как тяжущаяся сторона. Последнее особенно приме­чательно. В этом случае столкнулись, по-видимому, два различных


представления о собственности: то, о котором сказано выше, и то, которое проистекало из наличия патримониальных тенден­ций. Король вознамерился передать своему родственнику право на взимание трибута с известной территории, но ему было дока­зано, что эта земля “не королевская, а только тех, кто ее продал”.

Отметим еще один характерный штрих: картулярий отчетли­во противопоставляет сплитчан и хорватов, причем окружение короля на его страницах составляют воины, жупаны и баны, но­били же не упоминаются, лишь в одном акте говорится о “хор­ватских нобилях и игнобилях”, что свидетельствует о наличии в обществе сословной дифференциации.

Хорватия в системе международных отношений (XII — середина XIV в.)

Автономное Королевство Хорватия, Славония и Далмация находилось под управлением венгерской династии Арпадов. Пер­воначально им правил престолонаследник с титулом герцога, но уже во второй половине XII в. во главе управления королевством становится представитель местной знати, носящий титул бана. При этом на протяжении всего столетия велась напряженная борь­ба за обладание хорватскими землями (прежде всего Далматин­ским побережьем) между венгерскими королями, Венецианской республикой и Византией, увенчавшаяся в 1180-х гг. торжеством первых. Одной из важнейших причин нестабильности являлась ситуация, сложившаяся в далматинских городах вследствие на­рушения венгерским королем обещанных свобод.

Отрицательные последствия для политической истории Трие­диного королевства (Хорватия, Славония и Далмация) возымел IV крестовый поход. Он начался захватом г. Задар, который с 1202 г. вошел в состав владений Венецианской республики, и завершил­ся признанием власти Республики св. Марка над Дубровником.

Несомненно, такому исходу способствовала ситуация в зем­лях “Короны св. Стефана”, где позиции центральной власти сильно пошатнулись. В 1222 г. король вынужден был издать знаменитую “Золотую буллу”, ставшую, подобно появившейся семью годами раньше английской “Великой хартии вольностей”, важнейшим этапом на пути формирования сословной монархии. В ее преам­буле прямо говорилось о серьезных конфликтах между монархом и подданными, вызванных нарушением свобод последних, ос­новное же содержание составляла защита их прав, в том числе гарантировалось право на сопротивление, фактически низводив­шее короля на место первого среди равных. Попытка короля най­ти социальную опору в лице так называемых “сервиентов” не


увенчалась успехом. Ослабление центральной власти сказалось уже через 20 лет, когда в страну вторглись орды Батыя. Они пронес­лись по венгерским и хорватским землям, дойдя до Адриатичес­кого моря. Король вынужден был спасаться бегством.

Правление последних Арпадов отмечено неудачными попыт­ками обуздания знати и расцветом магнатской олигархии.

С начала XIV в. “Корона св. Стефана” перешла в руки Ан-жуйской династии, первым представителем которой стал Карл II Роберт. Его длительное (до середины XIV в.) правление не при­вело к значительным успехам в борьбе с магнатской вольницей. В Хорватском королевстве наблюдается чрезвычайное усиление местных знатных родов, в особенности князей Шубичей-Бри-бирских (впоследствии принявших титул графов Зринских и вплоть до роковых событий начала 1670-х гг. игравших самую значительную роль в политической истории Хорватии и Венг­рии). Почти четверть века (1299-1322) представители этого рода выступали как наследственные правители Боснии; им удалось также подчинить своей власти далматинские города, которые после поражения бана Младена II в 1322 г. в борьбе с соперни­ками из среды хорватской знати и королем временно попали под власть Венеции.

Только при преемнике Карла II Роберта, его сыне Людовике (в венгерской историографии Лайош I Великий; с 1374 г. пра­вил в Польше под именем Людовика Анжуйского), удалось вер­нуть далматинские города. Это произошло в 1358 г. в результате войны, которую король вел в союзе с Генуей — исконным со­перником Республики св. Марка. Победа над Венецией ознамено­валась еще одним политическим успехом: власть венгерского пра­вителя признал Дубровник, крупнейший экономический и куль­турный центр Далмации, прославленные “славянские Афины”. Правление Людовика (1342—1382) вошло в историю как время значительных достижений в деле укрепления центральной влас­ти. В частности, по отношению к своевольным магнатам он при­менял довольно гибкую политику, направленную на разрушение складывающихся комплексов латифундий. Так, чтобы подорвать политическое влияние князей Брибирских, было изъято из со­става их владений наследственное имение Островица, взамен чего пожалован Зрин, от которого они и получили свое новое имя и титул графов Зринских.

Наконец, Лайош Великий прославился и как законодатель:

ко времени его правления относится издание двух юридических памятников — декрета 1351 г. для “Короны св. Стефана” и Ко-шицкого привилея 1374 г. для Польши, сыгравших эпохальную роль в истории народов Центральной и Юго-Восточной Европы.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!