Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», – а сами не слушают.



إِنَّ شَرَّ الدَّوَابِّ عِندَ اللَّهِ الصُّمُّ الْبُكْمُ الَّذِينَ لاَ يَعْقِلُونَ                                                                                           (22) Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются                               глухие и немые, которые не способны понимать.

وَلَوْ عَلِمَ اللَّهُ فِيهِمْ خَيْرًا لأَسْمَعَهُمْ وَلَوْ أَسْمَعَهُمْ لَتَوَلَّوا وَّهُم مُّعْرِضُونَ                                                                       

Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением.

Всевышний Аллах повелевает Своим верующим рабам повиноваться Ему и повиноваться Его посланнику, а также предостерегает их от ослушания  и уподобления тем самым упорствующим Ему неверным.  Поэтому Аллах сказал:                                                                                         ﴿وَلاَ تَوَلَّوْاْ عَنْهُ﴾ И не отворачивайтесь от него– т.е. не оставляйте повиновение Ему                                    и выполнение Его повелений  и воздержание от Его запретов.                                                                         ﴿وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ﴾ Пока вы слышите – т.е. после того как вы узнали к чему он вас призывает. 

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّذِينَ قَالُواْ سَمِعْنَا وَهُمْ لاَ يَسْمَعُونَ﴾                                                                                             Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», – а сами не слушают                                                          – некоторые считают, что здесь речь идёт о многобожниках.                                                                  Это мнение предпочёл ибн Джарир. Ибн Исхак считает, что это сказано о лицемерах,                                                                               ибо они внешне демонстрируют, что слышат и повинуются, но это не так.

Затем Всевышний Аллах сообщил, что эта разновидность людей – суть                                      наихудшие творения. Он сказал: ﴿إِنَّ شَرَّ الدَّوَابِّ عِندَ اللَّهِ﴾                                                                                                                                                                                                                                                         

Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются                            ﴿ الصُّمُّ ﴾ глухие – не хотят слышать истину ﴿ الْبُكْمُ ﴾ И немые – ибо не способны передать её.                                                                                           Поэтому Аллах сказал о них: ﴿الَّذِينَ لاَ يَعْقِلُونَ﴾ Которые не разумеют                                                – они наихудшие из творений, ибо любая тварь кроме них повинуется Аллаху в том,                    для чего Он её сотворил. Эти же были сотворены для поклонения, но стали неверными. Именно поэтому Аллах сравнил их со скотом в Своём слове:                                                 ﴿وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُواْ كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لاَ يَسْمَعُ إِلاَّ دُعَآءً وَنِدَآءً﴾                                                                     Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух,                                   тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. (2:171)а также:                                                                                                          

﴿أُوْلَـئِكَ كَالأَنْعَـامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَـئِكَ هُمُ الْغَـافِلُونَ﴾                                                                             Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими.                                        Именно они являются беспечными невеждами. (7:179)

Есть мнение, что здесь подразумеваются люди из племени Бану Абдуд-Дар из курайшитов. Так передаёт ибн Аббас, Муджахид, это же мнение предпочёл ибн Джарир.                                      Мухаммад ибн Исхак считает, что это лицемеры.                                                                                                Я  (ибн Касир) читаю, что нет разницы между многобожниками и лицемерами в этом,            ибо все они лишены правильного понимания, а также намерения благих деяний.

После того как Всевышний Аллах сообщил,                                                                                              что у них нет ни правильного понимания, ни правильных устремлений, Он сообщил, что даже если предположить, что у них есть понимание: ﴿وَلَوْ عَلِمَ اللَّهُ فِيهِمْ خَيْرًا لأَسْمَعَهُمْ﴾                                                                                              Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом – т.е. наделил бы их пониманием. И здесь скрытый текст: но в них нет добра, и посему Он не наделил их пониманием, потому, что Он знает, что если:                                                                    ﴿وَلَوْ أَسْمَعَهُمْ﴾ А если бы Он и наделил их слухом – т.е. пониманием                                           ﴿لَتَوَلَّواْ﴾ они все равно бы отвернулись                                                                                                    – от истины преднамеренно и упрямо, после того как они поняли её.                                   ﴿وَهُم مُّعْرِضُونَ﴾ С отвращением – от истины                                                       

Аллах сказал далее:

ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

(24) О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику,                                           когда он вас призывает к тому, что вас оживляет.                                                                   И знайте, что Аллах  между человеком и его сердцем                                                                    и что к Нему вы будете собраны!

Аль-Бухари сказал: ﴿ اسْتَجِيبُوا ﴾ Отвечайте – повинуйтесь.                                                             ﴿لِمَا يُحْيِيكُمْ﴾ К тому, что вас оживляет – т.е. в том, что исправит ваше положение.              Аль-Бухари передаёт, что Абу Саид абн аль-Муаля сказал:                                          "Однажды я совершал молитву, и мимо меня проходил посланник Аллаха                                                   (да благословит его Аллах и приветствует), который позвал меня, но я не подошёл к нему пока не завершил молитву. Он спросил у меня: « «مَا مَنَعَكَ أَنْ تَأْتِيَنِي؟ أَلَمْ يَقُلِ اللَّهُ                                   

"Что помешало тебе подойти ко мне? Разве Всевышний Аллах не сказал:

﴿ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ﴾

О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. Затем он сказал: «لَأُعَلِّمَنَّكَ أَعْظَمَ سُورَةٍ فِي الْقُرآنِ قَبْلَ أَنْ أَخْرُج»                                                                  "Я научу тебя самой великой суре из Корана перед тем как уйти".                                   Затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), направился,                к дверям мечети чтобы уйти, и я напомнил ему о том, чему он обещал научить меня.           Он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:                                                       "Это ﴿الْحَمْدُ للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ﴾ Хвала Аллаху Господу миров. (1:1-6)                                         

«هِيَ السَّبْعُ الْمَثَانِي» это семь хвалебен"[386].

Сообщают, что Урва ибн аз-Зубайр прокомментировал аят:                                                  ﴿ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ﴾   О, те, которые уверовали!                     Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет              – т.е. к джихаду посредством которой Аллах возвысил вас после унижения, сделал вас сильными после слабости, защитил вас от ваших врагов после их гнёта над вами.

Слова Аллаха: ﴿وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ﴾                                                                                               И знайте, что Аллах, между человеком и его сердцем – ибн Аббас сказал:                                    " Между верующим и неверием, между неверующим и верой".                                                                                           

Это же передаёт аль-Хаким, который сказал, что это достоверное повествование,                     но два шейха не передали его.[387] Также передали: Муджахид, Саид, Икрима и другие.                           Ас-Судди сказал: "Стоит между человеком и его сердцем,                                                        и тот не может уверовать или стать неверным иначе как с дозволения Аллаха".                                                       Приводится несколько хадисов от посланника Аллаха,                                                                               да благословит его Аллах и приветствует, которые соответствуют этому аяту.

Имам Ахмад передаёт, что Анас ибн Малик сообщил,                                                              что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто говорил         

«يَا مُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِي عَلَى دِينِك»   "О, Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на твоей религии!" мы однажды спросили: "О, посланник Аллаха, мы уверовали в тебя и в то, с чем ты пришёл. Разве ты боишься за нас?" он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «نَعَمْ، إِنَّ الْقُلُوبَ بَيْنَ إِصْبَعَيْنِ مِنْ أَصَابِعِ اللهِ تَعَالَى يُقَلِّبُهَا»  "Да, поистине сердца                          между двумя пальцами Всевышнего Аллаха, и Он переворачивает их".                                                                                                                  (Этот хадис также передал ат-Тирмизи. И сказал, что это хороший хадис.)[388]                                                                                                                                                                                                                                                                 

Имам Ахмад передаёт, что Навас ибн Сам'ан аль-Киляби сообщил,                                              что слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَا مِنْ قَلْبٍ إِلَّا وَهُوَ بَيْنَ أُصْبُعَيْنِ مِنْ أَصَابِعِ الرَّحْمَنِ رَبِّ الْعَالَمِينَ إِذَا شَاءَ أَنْ يُقِيمَهُ أَقَامَهُ وَإِذَا شَاءَ أَنْ يُزِيغَهُ أَزَاغَه»                        “Любое сердце находится не иначе как между двумя пальцами Милостивого               Господа миров. Если пожелает, Он будет держать его прямо,                                                 а если пожелает, то склонит его”.                                                                                   

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:                                     «وَالْمِيزَانُ بِيَدِ الرَّحْمنِ يَخْفِضُهُ وَيَرْفَعُه» "Весы в руках Милостивого, Он опускает их и поднимает".                                                                                       (Подобный хадис также приводится ан-Насаи и ибн Маджах.)

Аллах сказал далее:

وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

(25) Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас,                              которые несправедливы. И знайте, что Аллах силен в наказании!

Всевышний Аллах предостерегает Своих верующих рабов от испытания, т.е. смуты,                     которая охватит грешников и остальных и не станет ограничиваться лишь грешниками, которые сами совершали грехи. Она охватит всех, и ничто не отвратит и не уберёт её.

Имам Ахмад сообщает, что Мутарриф сказал: "Мы сказали аз-Зубайру: "Что привело вас? Вы потеряли халифа, который был убит  А теперь приходите требовать кровь за него (отомстить)?" аз-Зубайр сказал: "Во времена пророка (да благословит его Аллах                 и приветствует), Абу Бакра, Умара и Усмана мы читали аят:                                                                               ﴿وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً﴾                                                                                       Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы Но мы не думали, что это случится с нами, пока это не случилось".[389]

Ибн Аббас прокомментировал этот аят: ﴿وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً﴾                         Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы                                                                                                                     "Всевышний Аллах повелел верующим останавливать порицаемые действия                                  в своей среде, иначе их охватит наказание от Аллаха".                                                                               

Это хороший комментарий.                                                                                                   Именно поэтому Муджахид сказал по поводу аята:                                                                ﴿وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً﴾                                                                               Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас,                                       которые несправедливыэто также касается и вас.                                                          Также прокомментировал ад-Даххак, Язид ибн Абу Хабиб и др.                                                                                                                                    

Ибн Мас‘уд сказал: "Любой из вас подвержен испытанию. Ведь Всевышний Аллах сказал:                                                         ﴿إِنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ﴾ Ваше имущество и дети - только искушение . (64:15).                                                              И кто из вас прибегает к помощи, то пусть прибегнет к помощи Аллаха                                  от вводящих в заблуждение искушений".

Мнение о том, что это предостережение адресовано как сподвижникам так и другим,  даже если обращено в данном случае к сподвижникам, считается верным мнением,             ибо существуют хадисы, предостерегающие от смут.   

Имам Ахмад передаёт со слов Хузейфы ибн аль-Ямана,                                                         что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:                            «وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ

 ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُم»                                                                                                                                 "Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, либо вы станете повелевать совершение благих поступков и запрещать порицаемые поступки, либо Аллах пошлёт  на вас наказание от Себя, а потом вы станете взывать в мольбе, но на ваши мольбы не будет ответа"[390].

Ахмад передаёт от Амира, что тот слышал как Ну'ман ибн Башир слышал,                               что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь с проповедью,                   указал двумя пальцами на свои уши и сказал:

«مَثَلُ الْقَائِمِ عَلَى حُدُودِ اللهِ وَالْوَاقِعِ فِيهَا وَالْمُدَاهِنِ فِيهَا كَمَثَلِ قَوْمٍ رَكِبُوا سَفِينَةً فَأَصَابَ بَعْضُهُمْ أَسْفَلَهَا وَأَوْعَرَهَا وَشَرَّهَا وَأَصَابَ بَعْضُهُمْ أَعْلَاهَا فَكَانَ الَّذِينَ فِي أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوُا الْمَاءَ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوقَهُمْ فَآذُوْهُمْ فَقَالُوا: لَوْ خَرَقْنَا فِي نَصِيبِنَا خَرْقًا فَاسْتَقَيْنَا مِنْهُ وَلَمْ نُؤْذِ مَنْ فَوْقَنَا: فَإِنْ تَرَكُوهُمْ وَأَمْرَهُمْ هَلَكُوا جَمِيعًا وَإِنْ أَخَذُوا عَلَى أَيْدِيهِمْ نَجَوْا جَمِيعًا»            

Пекущихся о нерушимости границ[391] Аллаха[392] и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам,[393] чтобы (занять места) на корабле,     в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие - в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через  разместившихся на палубе, и (в конце концов)  они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?”              И если они[394] предоставят их[395] самим себе  и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех            (остальных). (Этот хадис также передал аль-Бухари[396].)                                                                                                                                                     

Имам Ахмад также передаёт от Умм Саламы – супруги посланника Аллаха,                      что он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:                                                      «إِذَا ظَهَرَتِ الْمَعَاصِي فِي أُمَّتِي عَمَّهُمُ اللهُ بِعَذَابٍ مِنْ عِنْدِه»                                                                            "Если в моей Умме открыто станут совершатся грехи,                                                               то их охватит наказание   от Аллаха". Тогда я спросила:                                                                                                                         "О, посланник Аллаха, даже если среди них будут праведники?",                                                     он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил» "Да",                                                       я спросила: "Что с ними случится?" он сказал:                                                                                                      «يُصِيبُهُمْ مَا أَصَابَ النَّاسَ ثُمَّ يَصِيرُونَ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِنَ اللهِ وَرِضْوَان»                                                                "Их постигнет то, что постигнет (остальных) людей,                                                          а потом подпадут под прощение и довольство Аллаха"[397].                                                                                                                                                                                                                                                                          

Имам Ахмад также передаёт со слов ибн Джарира,                                                                       что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:                            «مَا مِنْ قَوْمٍ يُعْمَلُ فِيهِمْ بِالْمَعَاصِي هُمْ أَعَزُّ وَأَكْثَرُ مِمَّنْ يَعْمَلُونَ ثُمَّ لَمْ يُغَيِّرُوهُ إِلَّا عَمَّهُمُ اللهُ بِعِقَاب»                       

"Если в каком-то народе совершаются грехи, и есть люди,                                                    которые сильнее и многочисленнее тех, кто совершает эти грехи,                                          но они не меняют положение, то их охватит наказание от Аллаха".

Аллах Всевышний сказал далее:

 وَاذْكُرُوا إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ

 لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

(26) Вспомните, когда вас было мало и вы были ослаблены на земле,                                  в страхе, что люди вас выхватят. И Он дал вам убежище и подкрепил Своей помощью и наделил вас благами, - может быть, вы будете благодарны!

Всевышний Аллах напоминает верующим о Своих благах и милости к ним,                     тем, что увеличил их численность, когда они были малочисленны, усилил их,                когда они были слабыми и пребывали в страхе, и Он даровал им победу. Он наделил их благами когда они были нищими и бедными. Он потребовал у них благодарности и они повиновались Ему и выполнили всё, что Он повелел. Таково было положение верующих в Мекке – малочисленные, слабые, напуганные в смятении и в страхе, что люди растопчут их со всех сторон, будь то многобожники, огнепоклонники или римляне. Все они были врагами верующих из-за их малочисленности и отсутствия силы. Таково было их положение, пока Аллах не позволил им переселиться в Медину, не приютил их в ней, и пока не предоставил им людей из её жителей, которые дали им убежище, помогли им в день Бадра и во время других событий, и даже завещали им своё имущество. Людей, которые отдали всё на пути повиновения Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).

Катада сказал по поводу слов Аллаха: ﴿وَاذْكُرُوا إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ﴾             

Вспомните, когда вас было мало и вы были ослаблены на земле                                       – эта арабы этого региона были самые униженные среди людей, самые несчастные             по жизненному уровню, с самыми голодными животами, и самой непокрытой кожей,                              в самом явном заблуждении. Живой, из них жил несчастным , а умерший из них ввергался                   в ад. Они не могли поглотить других, когда другие их пожирали. Клянусь Аллахом, мы не знаем других обитателей Земли, у которых положение было бы хуже, чем у них. Так было,        пока Аллах не даровал Ислам, и посредством него усилил их позиции  в стране и расширил их удел. Они стали царями среди людей. Именно посредством Ислама Аллах даровал то,         что вы видите. Благодарите же Аллаха за Его блага, ибо ваш Господь Дарующий блага,       любит благодарность и увеличивает удел благодарящим.

Аллах поведал далее:

ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَخُونُواْ اللَّهَ وَالرَّسُولَ وَتَخُونُواْ أَمَـانَـاتِكُمْ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

(27) О те, которые уверовали! Не изменяйте Аллаху и посланнику,                                    - тогда вы измените доверенному вам, в то время как вы про это знаете.

وَاعْلَمُواْ أَنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ اللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ

(28) Знайте, что ваши богатства и ваши дети - испытание и поистине у Аллаха  - награда великая.

Аз-Зухри сообщает, что этот аят                                                                                                    был ниспослан по поводу Абу Лубабы ибн Абдуль-Мунзира, когда посланник Аллаха               (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его в племя Бану Курайза,                          чтобы те сдались под суд посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они стали спрашивать у него совета, он ответил утвердительно и указал рукой на свое горло, намекая на то, что они будут зарезаны. Абу Лубаба потом понял, что он предал Аллаха и Его посланника». Затем он поклялся, что не будет принимать пищу, пока не умрёт или пока Аллах не простит ему. Он привязал себя к одному из столбов мечети в Медине и оставался  в таком состоянии девять дней, пока не стал падать в обморок от усталости.    Так он стоял до тех пор, пока Аллах не ниспослал весть о его покаянии Своему посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Люди пришли к нему, чтобы обрадовать его вестью о покаянии и развязать его, но он поклялся, что его не развяжет никто, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своей рукой. Когда пророк ,                                      да благословит его Аллах и приветствует, развязал его, он сказал: "О, посланник Аллаха,          я дал обет отказаться от своего имущества в качестве пожертвования".                                           На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха ответил:                                              "Достаточно и трети для пожертвования".[398]

                  

В двух Сахихах приводится история о том, что Хатиб ибн Абу Балта'а                                               написал письмо курайшитам, в котором сообщалось  о намерении пророка (да благословит его Аллах и приветствует) напасть на них в год взятия Мекки. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует )послал погоню за гонцом с письмом, вернул его, приказал привести Хатиба, который сознался в содеянном. Тогда встал Умар ибн аль-Хаттаб и сказал:              "О, посланник Аллаха, не отрубить  ли мне ему голову? Ведь он предал Аллаха,                                Его посланника и верующих?",  на что пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил:                                                                                                                                                «دَعْهُ فَإِنَّهُ قَدْ شَهِدَ بَدْرًا، وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّ اللهَ اطَّلَعَ عَلَى أَهْلِ بَدْرٍ فَقَالَ: اعْمَلُوا مَا شِئْتُمْ فَقَدْ غَفَرْتُ لَكُم»                          "Оставь его, ведь он участвовал в битве при Бадре. Откуда тебе знать,                              возможно Аллах посмотрел на участников Бадра и сказал:                                    "Делайте что хотите, Я уже простил вам"[399]                                                        

На самом деле смысл аята общий, даже если он был ниспослан при определённых                          обстоятельствах. Большинство учёных считает, что следует брать общий смысл текста,                         а не ограничивать его особыми обстоятельствами. Измена включает в себя                                           большие и малые грехи, постоянные и единичные случаи их совершения.                                                

Ибн Аббас сказал: ﴿وَتَخُونُواْ أَمَانَـاتِكُمْ﴾ Тогда вы измените доверенному вам                                      – доверенное, т.е. деяния, которые Аллах вверил рабам, или предписанные деяния.          Слово Аллаха: ﴿لاَ تَخُونُواْ﴾ Не изменяйте – т.е. не делайте тщетными предписания Аллаха. Абдур-Рахман ибн Зайд прокомментировал:                                                                                  "Аллах запретил верующим изменять Аллаху и Его посланнику, как это делали лицемеры".                                                                                                   ﴿وَاعْلَمُواْ أَنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ﴾ Знайте, что ваши богатства и ваши дети – испытание –  испытание от Аллаха .  Он даровал их вам дабы узнать, будете ли благодарны Ему за них                      и повиноваться Ему в том, что касается их, или же вы будете заняты лишь ими                                       и замените (любовь) к Аллаху на любовь к ним? Аллах также сказал:                                                           ﴿إِنَّمَآ أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَاللَّهُ عِنْدَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ﴾                                                                                             Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением.                                          У Аллаха же есть великая награда. (64:15) Он также сказал:                                                                           ﴿وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً﴾ Мы испытываем вас добром и злом в виде искушения. (21:35)            

Аллах также сказал

﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلاَ أَوْلَادُكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْخَـاسِرُونَ﴾                                   О, те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети                                            не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. (63:9)                                                                                        Он также сказал: ﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ وَأَوْلادِكُمْ عَدُوّاً لَّكُمْ فَاحْذَرُوهُمْ﴾                                      

О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей                             есть враги вам. Остерегайтесь их. (64:14)                                                                                                      Далее Аллах сказал: ﴿وَأَنَّ اللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ ﴾ И поистине у Аллаха - награда великая – т.е.                                Его воздаяние, дары и райские сады лучше для вас, чем имущество и дети, ибо среди них есть враги, а большинство из всего этого ничем не поможет вам. Аллах Властелин,      управляющий этой жизнью и жизнью вечной. У Него щедрая награда в Судный день.            Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:                                                            «ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ، وَجَدَ بِهِنَّ حَلَاوَةَ الْإِيمَانِ: مَنْ كَانَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَمَنْ كَانَ يُحِبُّ الْمَرْءَ لَا يُحِبُّهُ إِلَّا للهِ، وَمَنْ كَانَ أَنْ يُلْقَى فِي النَّارِ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ أَنْ يَرْجِعَ إِلَى الْكُفْرِ بَعْدَ إِذْ أَنْقَذَهُ اللهُ مِنْه»                                                         Сладость веры ощутит тот, в ком (соединятся) три (качества):тот,                              кто возлюбит Аллаха и посланника Его больше всего остального, и возлюбит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, также, как не желает он быть ввергнутым в огонь.[400]                               Таким образом любовь к посланнику Аллаха должна быть более сильной,                              чем любовь к имуществу, к детям или к самим себе. В достоверном хадисе также говорится:                                                                                   «وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ نَفْسِهِ وَأَهْلِهِ وَمَالِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِين»                            "Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, не уверует никто из вас,                                      пока я не стану ему милее его самого, его семьи, имущества и всех людей".[401]                                                           

Аллах сказал далее:

يِـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ إَن تَتَّقُواْ اللَّهَ يَجْعَل لَّكُمْ فُرْقَانًا وَيُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ                    

(29) О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха,                                             Он даст вам различение и очистит вас от ваших злых деяний и простит вам.                                                       Поистине, Аллах – обладатель великой милости!                                                

Ибн Аббас, ас-Судди, Муджахид и другие сказали: ﴿ فُرْقَانًا ﴾ Различение – т.е. выход.                        Муджахид добавил: в этой жизни и в жизни вечной.                                                                  В варианте от ибн Аббаса: ﴿ فُرْقَانًا ﴾  спасение. В другом варианте от него же: ﴿ فُرْقَانًا ﴾  помощь.                       Ибн Исхак сказал: ﴿ فُرْقَانًا ﴾«Различие между истиной и ложью».                                          Толкование ибн Исхака более общее, чем предыдущие, ибо включает в себя все эти смыслы. Т.к. тот, кто проявлял богобоязненность тем, что выполнял повеления Аллаха                             и воздерживался от Его запретов, тот познает истину и отличит её от лжи. И это станет причиной его победы, спасения и выхода из мирских ситуаций и причиной счастья в Судный день, а также причиной прощения грехов и их сокрытия от людей. Причиной вкушения щедрой награды Аллаха. Как об этом ещё сказал Всевышний Аллах:                                            ﴿ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَآمِنُواْ بِرَسُولِهِ يُؤْتِكُمْ كِفْلَيْنِ مِن رَّحْمَتِهِ وَيَجْعَل لَّكُمْ نُوراً تَمْشُونَ بِهِ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾                                                  О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника,                          и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости,                                                                         и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас.                                                                       Аллах – Прощающий, Милосердный. (57:28)           

Аллах Всевышний сказал далее:

وَإِذْ يَمْكُرُ بِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِيُثْبِتُوكَ أَوْ يَقْتُلُوكَ أَوْ يُخْرِجُوكَ وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ                              

(30) Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы закрепить тебя         или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах.                                              А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся!

Ибн Аббас, Муджахид и Катада прокомментировали:                                                          ﴿ لِيُثْبِتُوكَ ﴾ Чтобы закрепить тебя – т.е. удержать.                                                                         Ата и ибн Зайд сказали: - чтобы задержать тебя.                                                                     Ас-Судди сказал: " الإثبات -  связывать или удерживать".                                                                     Мухаммад ибн Исхак передаёт со слов ибн Аббаса,                                                                                     «Когда они приняли решение об этом, договорились собраться в доме собраний,                      чтобы посоветоваться там относительно дела Посланника Аллаха. И вот настал день,                     о котором они договорились. Им преградил путь Иблис, да проклянет его Аллах, в образе почтенного шейха, одетого в плащ из грубой ткани, и встал в дверях дома. Когда они увидели его, стоящего в дверях, сказали: «Кто этот шейх?» Он ответил: «Шейх из жителей Неджда. Он услышал, о чем вы договорились, и пришел к вам, чтобы послушать,                о чем будете говорить. Может, вам пригодятся его мнения и советы?» Они сказали: «Да. Заходи!» И он вошел, да проклянет его Аллах, вместе с ними. Там собрались знатные курайшиты: из Бану Абд Шамс: Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб; из Бану Науфал ибн Абд Манаф: Туайма ибн Адий, Джубайр ибн Мутим, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль; из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай: ан-Надр ибн аль-Харис; из Бану Асад ибн аль-Узза: Абу аль-Бухтури ибн Хишам, Замма ибн аль-Асвад ибн аль-Мутталиб, Хаким ибн Хизам; из Бану Махзум: Абу Джахль ибн Хишам; из Бану Сахм: Нубайх и Мунаббих, сыновья             аль-Хаджажа; из Бану Джумах: Умаййа ибн Халаф  и многие другие, пришедшие вместе           с ними из курайшитов. Они сказали друг другу: «Вы видели, что за дело у этого человека.         Мы, ей-богу, не гарантированы от того, что он не нападает на нас вместе с теми, кто последовал ему из других племен. Давайте примем решение о нем». Они стали                            советоваться между собой. Потом один  из них сказал: «Закуйте его в железо и заприте.                                  Потом     подождите, пока он не умрет, как умерли подобные ему поэты Зухайр и ан-Набига до него». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу, это не годится. Ей-богу,                          если вы его запрете так, как вы говорите, то его дело выйдет за дверь, которую вы заперли перед ним, и дойдет до его соратников. Они тут же нападут на вас и вырвут его из ваших рук. Потом они превзойдут вас числом и победят вас. Так, что такое решение не годится. Ищите другое решение, советуйтесь!» Потом один из них сказал: «Мы его выведем из нашей среды и изгоним  из нашей страны. Если он будет выведен из нашей среды, ей-богу, нам безразлично,  куда он ушел, и где он остановится. Если он от нас уйдет и мы от него избавимся,   то мы исправим наше дело, нашу дружбу так, как было раньше».                                     Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу! Эта решение тоже не годится. Разве вы не          видите его красноречие, его прекрасную логику, которые завоевали сердца людей в пользу того, что он принес?! Ей-богу, если вы сделаете это, то вы не гарантированы от того,                что он поселится в одном из арабских племен, завоюет их этими своими словами  и рассказами после чего они последуют за ним. Потом он придет с ними к вам, победит               вас     с их помощью, и отнимет у вас вашу власть . Потом сделает с вами, что захочет.             Найдите же на его счет другое решение». Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Ей-богу,                          у меня идея, которую вы еще не знаете». Они спросили: «А что это за идея, о Абу аль-Хакам?» ,на что он сказал: «Я думаю, надо взять из каждого племени юношу, крепкого, благородного происхождения. Потом вручить каждому юноше острый меч с которым                       они пойдут к нему, ударят по нему, подобно тому как если бы это был один мужчина,                             и убьют его. Мы избавимся от него, и если это будет сделано, то его кровь распространится на все племена, и род Бану Абд Манаф не сможет воевать против всего своего народа. Они удовлетворятся выкупом, который мы дадим за него». Шейх ан-Наджди сказал: «Это подходящая мысль, другого решения нет». И с этим люди разошлись, приняв такое решение. Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха, мир ему   и благословение Аллаха, и повелел ему не спать в своей постели, на которой он обычно спал, и сообщил ему  об их кознях. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не стал ночевать у себя дома в ту ночь, и Аллах позволил ему выселиться. После того, как он прибыл в Медину, Аллах ниспослал ему суру "Добыча", где напомнил ему о Своих милостях которыми Он одарил его и о том как спас его от ухишрений многобожников:                                                      ﴿ وَإِذْ يَمْكُرُ بِكَ الَّذِينَ كَفَرُواْ لِيُثْبِتُوكَ أَوْ يَقْتُلُوكَ أَوْ يُخْرِجُوكَ وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ ﴾                                      Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы закрепить тебя                   или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах.                               А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся!                                                                                                         – этот аят был ниспослан по поводу слов многобожников,                                                       что им следует подождать пока пророк не умрёт, как поэты до него.                                                                                                                                                                                          

Как сказано об этом в слове Аллаха: ﴿أَمْ يَقُولُونَ شَاعِرٌ نَّتَرَبَّصُ بِهِ رَيْبَ الْمَنُونِ﴾                                                                                       Или они скажут: "Поэт, - поджидаем мы перемены судьбы над ним". (52:30)           Этот день назывался «йаум аз-захма» — «день столпотворения».                            

Ас-Судди  также передаёт подобное повествование.Ибн Исхак также сообщает,                                                                                                               что Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Не ложись в эту ночь в свою постель, в которой ты обычно спишь!» Когда наступила темная ночь, многобожники собрались перед дверью Пророка и стали ждать, когда он заснет, чтобы наброситься                на него. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел, где они находятся                 ,то уложил Али ибну Абу Талиба вместо себя со словами: «Спи на моей постели!                   Укройся моим зеленым плащом и спи в нем. Они тебе ничего дурного не сделают».             Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обычно спал, укрывшись этим плащом.

 Также рассказал  Зайд ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааб,                                                     «Когда они собрались перед дверью Пророка, мир ему и благословение Аллаха,             находящийся среди них Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Мухаммад утверждает,                        что если вы последуете ему в его деле, то станете Царями арабов и персов,                       воскреснете после смерти, у вас будут сады, как сады Иордании. Если вы этого не          сделаете, то он вас зарежет, потом вы воскреснете после смерти и попадете в огонь,      где и будете гореть». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,                     вышел к ним, взял горсть земли в руку и сказал: «Да, я говорю это. Ты — один из них».                                                             Тогда Всевышний Аллах сделал их незрячими, они его не видели. Пророк,                                  (мир ему) начал сыпать им на головы эту горсть земли, читая следующие аяты:                              ﴿ يس. وَالْقُرْآنِ الْحَكِيمِ .إِنَّكَ لَمِنْ الْمُرْسَلِينَ عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ. تَنزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ ...فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لَا يُبْصِرُونَ ﴾                       « Ясин. Клянусь Мудрым Кораном, что ты — один из посланников Бога,                                     на праведном пути. Это — откровение Всемогущего, Всемилостивого»                                                до слов    «Мы закрыли их глаза, и они не могут видеть» (36:1—9).                                    

Урва ибн аз-Зубайр прокомментировал слова Аллаха: ﴿وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ﴾     Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся!                  –   Аллах сам устроил им козни и избавил тебя от них.

Аллах сказал далее:

وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَـتُنَا قَالُواْ قَدْ سَمِعْنَا لَوْ نَشَآءُ لَقُلْنَا مِثْلَ هَـذَآ إِنْ هَـذَآ إِلاَّ أَسَـاطِيرُ الأَوَّلِينَ                                   

(31) И когда читаются им Наши знамения, они говорят: " Мы уже слышали.           Если бы мы желали, мы сказали бы то же самое. Это - только истории первых!"

وَإِذْ قَالُواْ اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ فَأَمْطِرْ عَلَيْنَا حِجَارَةً مِّنَ السَّمَآءِ أَوِ ائْتِنَا بِعَذَابٍ أَلِيمٍ                             

(32) И вот они говорили: "Боже наш! Если это - истина от Тебя,                                       то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание".

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ                                                            


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!